Развитие у учащихся интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей.
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Большую роль в жизни ребенка занимает творчество.
Развитие творческих способностей детей – сложная задача, требующая от педагога кропотливой работы, внимательного и бережного отношения к каждому ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 588.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие у учащихся интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей.
Большую роль в жизни ребенка занимает творчество.
Развитие творческих способностей детей – сложная задача, требующая от педагога кропотливой работы, внимательного и бережного отношения к каждому ученику.
Цель уроков изобразительного искусства состоит как раз в том, чтобы каждого ребенка научить видеть прекрасное, ценить его и самому творить. Умственное развитие учеников определяется тем, что в изобразительной деятельности дети передают свои переживания, чувства, впечатления, полученные от взаимодействия с объектом. В процессе создания образа конкретного героя у учащихся уточняются, закрепляются знания, полученные ранее. Для работы они подключают воображение, память, мышление, переживания. Как отмечает К.Д. Ушинский, «дети мыслят формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Рисование – одно из средств развития наблюдательности, воображения, памяти, мышления. Каким должен стать урок, чтобы он стал значим, переживаем, интересен для каждого ребенка?
Мы ведем своих учеников к творчеству маленькими шажками: сначала показывая чистые краски разноцветного мира, окружающего нас, учим прислушиваться, всматриваться, чувствовать. Из урока в урок терпеливо приближаем школьников к красоте рукотворной: дети узнают о том, что человек может сотворить своими руками, учатся удивляться прекрасному и объяснять его природу. Учащиеся стремятся к тому, чтобы своими руками создать что-то прекрасное. Какие средства и методы можно применить для развития творческих способностей учащихся?
Обучение через деятельность составляет сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Художественное развитие осуществляется в практической форме в процессе творчества учащихся. Творческое развитие ученика опирается на развитие его наблюдательности и фантазии, смыслового и ценностно- эмоционального восприятия произведений искусства, на умение самостоятельно строить художественный образ, выражать свое отношение к реальности при освоении средств художественной выразительности. Занимательные ситуации на уроках, применение различных технических средств обучения, масса наглядных пособий и дополнительных материалов тоже вызывают интерес к творческой деятельности.
Современная информационная среда предполагает самостоятельную активность учащихся в обретении информации и новых знаний. Современный школьник имеет возможности для виртуальных путешествий по коллекциям знаменитых музеев мира, для углубления своих представлений о творчестве великих художников. Компьютер становится также инструментом художественного изображения и новых выразительных и коммуникативных возможностей. Но как всякий инструмент, он имеет границы использования, и нельзя недопонимать роль художественных материалов в развитии эстетического опыта учащихся.
Только в единстве восприятия искусства и собственной творческой практической работы у учащихся происходит формирование образного художественного мышления.
На каждом уроке восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания предложенной темы.
Несомненно, что встреча с подлинными произведениями искусства во время экскурсий в музеи или на художественные выставки крайне необходима. Именно учитель может сделать эту встречу действительно событием и переживанием для подготовленного к восприятию искусства ученика.
Под руководством учителя , который обучает художественному действию, ребенок на основе своих переживаний, своего жизненного опыта и своих индивидуальных качеств учится искать и находить свое решение заданий по теме урока. На основе творческого поиска, самостоятельной оценки явлений, личностных переживаний, развивается позитивный интерес к жизни и способность действовать в обстоятельствах , где необходима выдумка, неординарность решения.
Это является инновационным принципом построения учебного материала, новаторской идеей.
Развитие интереса к изобразительной деятельности у учащихся обеспечивается умением учителя сочетать индивидуальную и коллективную работу, правильной организацией учебной деятельности, от отношений между учениками и учителем.
Опыт показывает, что надо предлагать детям разнообразные задания для выполнения разными материалами (карандаш, цветные мелки, тушь, фломастеры, гуашь, акварель). Необходимо постепенное усложнение учебного материала. Это развивает у учащихся творческое воображение, фантазию, образное мышление.
Реализация межпредметных связей также имеет большое значение для развития интереса к изобразительной деятельности. Для этого используется комплексное воздействие произведений изобразительного искусства, музыки, скульптуры.
В школе у детей более целенаправленно осуществляется развитие восприятия, формируются сенсорные способности: глазомер, чувство цвета , ритма, развитие художественно- творческих способностей. На уроках ребята часто слушают народную музыку, а многие занимаются на музыкальных отделениях, совмещая учебу в классе живописи с музыкой или хореографией.
Осуществляется знакомство с народными инструментами.
Большие возможности для развития творческих способностей заключает в себе народное искусство: изобразительное, музыкальное. Другим важным моментом является освоение учащимися истории родного края, знакомство с традиционным бытом, предметным окружением, народным декоративно- прикладным искусством, с народными умельцами, художниками своего края и страны.
От родного слова, родной песни, картин родной природы к пониманию искусства ближайших соседей и к мировой художественной культуре и искусству- вот путь познания национальных культурных ценностей.
Наряду с традиционными уроками целесообразно проводить интегрированные и бинарные уроки (народные промыслы и народная музыка, народные промыслы и история, народные промыслы и устное народное творчество).
Одним из наиболее эффективных путей развития творческих художественных способностей является взаимосвязь народных промыслов и народной музыки. Поэтому возможно проведение уроков и внеклассных мероприятий, где народные промыслы и музыка работают в паре.
Для воспитания художественного вкуса необходимо постоянно подчеркивать, что делает изделие красивым (правильная компоновка рисунка, сочетание цветов). Учащиеся начинают понимать красоту окружающего, давать оценку своим работам, находить ошибки, если они есть. Народное искусство способствует развитию интеллекта учащихся. Изучение росписей можно строить на сравнении одной с другой, выделить сходство и различия. Для того чтобы учащиеся использовали свои навыки и умения в росписи по дереву, на практике ребята на уроках композиции расписывают деревянные заготовки. Реализация идеи развития творческих способностей при знакомстве с народным творчеством предполагает наличие определенной системы уроков. Учебные занятия проводятся по принципу «от простого к сложному»; усвоение учебного материала строится на поэтапном формировании и развитии умений и навыков.
Несколько уроков в году мы посвящаем русским народным промыслам. Ребята знакомятся с историей развития промыслов , технологией росписей, основами композиций, видами и свойствами красок и других материалов, применяемых в росписи. Затем выполняют творческие работы такие как: роспись посуды на бумаге в технике Гжели, роспись разделочной доски в технике Городецкой, матрешки - в технике Хохломской… Дети учатся выявлять материальные качества изображаемых предметов с проработкой деталей и орнаментов, передавать назначение и эстетическую ценность вещи, гармонично сочетать форму и цвет, устанавливать тональные отношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системный подход для развития у учащихся интереса к обучению.
Статья предназначена для обмена опытом с коллегами, которые стоят на позициях деятельностного подхода в рамках интеграции различных образовательных областей и предметов в "Школе будущего"....
Развитие у обучающихся навыков самостоятельной исследовательской работы и творческих способностей на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.
Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных...
Развитие творческих способностей учащихся на уроках изобразительной деятельности.
Умение грамотно организовывать работу на уроке, создать условия непринуждённости и заинтересованности у всех детей позволяет учителю использовать дополнительные возможности для развития художественных...
Дифференцированный подход к обучению учащихся на уроках русского языка и литературы как способ активизации познавательной деятельности и творческих способностей.
Статья может помочь педагогам, работающим в школах- интернатах, в коррекционных классах. Я рассказываю о том, какие виды дифферецированной помощи оказываю на своих уроках....
"Методы и приемы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей"
Применение на занятиях по изобразительной деятельности различных современных технологий, в том числе и нетрадиционных, таких как ароматерапия и хромотерапия, позволят педагогам наиболее полно активизи...
Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста
Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста...