"Методы и приемы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей"
методическая разработка по теме
Применение на занятиях по изобразительной деятельности различных современных технологий, в том числе и нетрадиционных, таких как ароматерапия и хромотерапия, позволят педагогам наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сказкотерапия
Основной метод, который я применяю в своей работе для развития творческого потенциала детей и развития их творческих способностей, это сказкотерапия.
В.А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Ведь именно «через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени развития человеческого мышления и речи» (Сухомлинский В.А., 1982).
Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа.
Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Сказкотерапия это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности, нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появиться чувство защищенности и аромата Тайны…
Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.
Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало.
Кроме того, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.
Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению.
Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.
Для сказкотерапии были сшиты различные сказочные персонажи (куклы, которые надеваются на руку). Используется много сказочных вещей: волшебная палочка, исполняющая желания детей; Обруч, дающий магическую силу и выдержку. Есть «волшебное кольцо», которое может перенести в любую сказку. Эти вещи такие удивительные, красивые, блестящие, что даже сомнения не возникает, что это действительно волшебные предметы. А еще есть «волшебный цветок», который дает нам волшебную силу для путешествия в сказочную страну и много других удивительных вещей. Вместе со сказочными героями мы путешествуем по разным сказкам, попадаем в разные сказочные миры.
Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка будит его фантазию, развивает воображение.
На занятиях я использую сказки, героями которых являются художественные принадлежности: кисти, карандаши, баночки с красками и т.д. Благодаря сказкам дети узнают о многих художественных терминах, например, теплые и холодные цвета, основные и составные цвета и т.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Арттерапия
Арттерапия – это терапия творческим самовыражением и познание себя через искусство. Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности человека в самоактулизации – раскрытии всего спектра своих возможностей и утверждении им собственного способа бытия в мире.
Арттерапия вызывает положительные эмоции, помогает человеку преодолеть апатию и безынициативность, дает жизненную активность и творчество. Арттерапия – это необыкновенная возможность выразить себя через искусство и стать творцом собственной жизни, погрузившись в волнующий мир творчества и реализации собственных возможностей.
Здесь и терапия рисованием, и музыкотерапия и многое другое. Занятия творчеством не только дают возможность человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, но и помогают справиться с тревогой, избавиться от страхов и немотивированной агрессии. Такие занятия, конечно, не сделают всех художниками или музыкантами, однако почувствовать радость творчества, увидеть и полностью раскрыть свои творческие способности на занятиях арттерапией сможет каждый.
На своих занятиях я использую упражнения с элементами арттерапии (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Цветотерапия
С самого рождения нас окружает множество различных цветов и их оттенков.
С давних времен известно воздействие цвета на организм человека. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект. Влияние цвета на нашу жизнь трудно переоценить.
Изучив многочисленную литературу по цветотерапии, я выделила те цвета, которые благоприятно влияют на мыслительную деятельность и развитие творческих способностей.
Красный – повышает поисковую активность, любознательность. Вызывает преобладание эмоций интереса, любопытства.
Желтый – благотворно влияет на творческую деятельность. Помогает легче воспринимать новые идеи и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Повышает познавательный интерес у детей.
Голубой – связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять.
Зеленый - цвет концентрации, точного контроля, способности к анализу, логики и ясной памяти.
Оранжевый – способствует мыслительному процессу, как желтый цвет. Так же как стакан апельсинового сока, тонизирует и заряжает энергией на весь день. Повышает творческий потенциал.
Фиолетовый – это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобладанием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством, то их произведения отличаются естественностью и языком, который понятен каждому.
Воздействие цвета на ребенка осуществляется через зрительное восприятие, кожные рецепторы и создаваемые воображением образы цвета. Я активно применяю эти свойства цвета для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Для этого на занятиях я использую разнообразные материалы: цветные крышки из-под пластиковых бутылок, цветные ленточки, цветные деревянные брусочки, цветные геометрические фигуры, палочки, нитки, платочки, палочки, однотонные куски ткани разных размеров, цветные шары, цветное тесто, цветные карандаши и краски.
Ароматерапия
Ароматерапия – один из самых древних методов лечения, оздоровления и профилактики. Ароматерапия использует силы природы, скрытые в натуральных эфирных маслах. Давно известное из психологии и физиологии воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.
Влияние запахов на психическое и физическое состояние человека известно с давних времен. Уже в V веке до нашей эры упоминается применение масел для магического, лечебного, эстетического и психологического воздействия. Лечение запахами было традиционным и в Древней Руси.
Ароматические масла нормализуют психологическое состояние человека, позволяют сбалансировать организм человека и высвободить дремлющие ресурсы собственных сил организма.
В мире существуют более 3000 растений, из которых добывают эфирные масла, что и обусловливает многообразие ароматерапии.
Изучая и используя исследования ученых, мы пришли к выводу, что полное отсутствие или дефицит ароматических веществ вызывает у человека сбои в функционировании различных органов с последующим развитием соматических и психических расстройств.
Я использую ароматерапию во время релаксирующих пятиминуток для отдыха детей на занятии. Для этого я изучила характеристики эфирных масел, подходящих для детского возраста (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/26/picture-334867-1385475188.jpg)
Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья
P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...
Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин
Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/24/picture-575786-1424803061.jpg)
Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста
Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/11/picture-734638-1452535142.jpg)
Современные изобразительные материалы как источник творческих способностей детей для организации игровой деятельности.
Цель – раскрыть изобразительные возможности современных материалов как источника творческих способностей детей для организации игровой деятельности.Задачи:- изучить поливариантное использование и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/26/picture-939525-1624705923.jpg)
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности
Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.Формирование творческой личности - одна из важных зада...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/02/picture-579025-1543772395.jpg)
Развитие у учащихся интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей.
Большую роль в жизни ребенка занимает творчество. Развитие творческих способностей детей – сложная задача, требующая от педагога кропотливой работы, внимательного и бережного о...
Изобразительная деятельность. Развитие творческих способностей детей.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художествен...