"Методы и приемы изобразительной деятельности, формирующие творческие способности детей"
методическая разработка по теме

Ибрагимова Виктория Вячеславовна

Применение на занятиях по изобразительной деятельности различных современных технологий, в том числе и нетрадиционных, таких как ароматерапия и хромотерапия, позволят педагогам наиболее полно активизировать ресурсные возможности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metody_i_priemy_izodeyatelnosti.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Сказкотерапия

Основной метод, который я применяю в своей работе для развития творческого потенциала детей и развития их творческих способностей, это сказкотерапия.

В.А. Сухомлинский называл сказку, игру, фантазию животворным источником детского мышления, благородных чувств и стремлений. Ведь именно «через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Без сказки – живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка, - невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени развития человеческого мышления и речи» (Сухомлинский В.А., 1982).

Сказка будит не только эстетические, нравственные, интеллектуальные чувства, но и является источником раскрытия и развития творческих способностей ребенка. Сказка, «являясь творением могучего таланта народа», влияет на душу и сердце ребенка, раскрывая его творческий потенциал, ведь в каждом сказочном образе – игра творческих сил народного духа.

Сказкотерапия – процесс активизации ресурсов, потенциала личности.

Сказкотерапия это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные стороны личности,  нечто нереализованное, может реализоваться мечта; а главное, в ней появиться чувство защищенности и аромата Тайны…

Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя свое воображение, мы действительно начинаем совершать обычные действия необычным способом. А это значит, мы начинаем творить, становимся самыми настоящими Волшебниками.

Являясь сгустком человеческой мудрости, опыта, результатом работы человеческого сознания и подсознания, сказка помогает ребенку через интуицию и фантазию открыть в себе творческое начало.

Кроме того, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий, стимулируемых сказкой. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем.

Слушая сказки, ребенок приобретает знания о способах проявления созидательной творческой силы. Устный рассказ и чтение вслух обладают удивительными свойствами. Они исцеляют душу, придают ребенку силы и формируют его личность, а также стимулируют детскую фантазию, склонную к образному мышлению.

 Обладая удивительным зарядом энергии, сказки развивают чувственное восприятие и воображение, учат творчески мыслить, активно общаться, бороться со страхами, верить в добро, приоткрывают дверь в непознанное. А самое главное – сказка, живущая внутри каждого человека, способна развивать сокровища его души.

Для сказкотерапии были сшиты различные сказочные персонажи (куклы, которые надеваются на руку). Используется много сказочных вещей: волшебная палочка, исполняющая желания детей; Обруч, дающий магическую силу и выдержку. Есть «волшебное кольцо», которое может перенести в любую сказку. Эти вещи такие удивительные, красивые, блестящие, что даже сомнения не возникает, что это действительно волшебные предметы. А еще есть «волшебный цветок», который дает нам волшебную силу для путешествия в сказочную страну и много других удивительных вещей. Вместе со сказочными героями мы путешествуем по разным сказкам, попадаем в разные сказочные миры.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. Сказка будит его фантазию, развивает воображение.

На занятиях я использую сказки, героями которых являются художественные принадлежности: кисти, карандаши, баночки с красками и т.д.  Благодаря сказкам дети узнают о многих художественных терминах, например, теплые и холодные цвета, основные и составные цвета и т.д. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Арттерапия

Арттерапия – это терапия творческим самовыражением и познание себя через искусство. Арттерапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления. Она отвечает фундаментальной потребности человека в самоактулизации – раскрытии всего спектра своих возможностей и утверждении им собственного способа бытия  в мире.

Арттерапия вызывает положительные эмоции, помогает человеку преодолеть апатию и безынициативность, дает жизненную активность и творчество. Арттерапия – это необыкновенная возможность выразить себя через искусство и стать творцом собственной жизни, погрузившись в волнующий мир творчества и реализации собственных возможностей.

Здесь и терапия рисованием, и музыкотерапия и многое другое. Занятия творчеством не только дают возможность человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, но и помогают справиться с тревогой, избавиться от страхов и немотивированной агрессии. Такие занятия, конечно, не сделают всех художниками или музыкантами, однако почувствовать радость творчества, увидеть и полностью раскрыть свои творческие способности на занятиях арттерапией сможет каждый.

На своих занятиях я использую упражнения с элементами арттерапии (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).

Цветотерапия

С самого рождения нас окружает множество различных цветов и их оттенков.

С давних времен известно воздействие цвета на организм человека. Цвет влияет на физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность, цвет создает то или иное настроение, внушает определенные чувства и мысли, благодаря цвету достигается лечебный эффект. Влияние цвета на нашу жизнь трудно переоценить.

Изучив  многочисленную литературу по цветотерапии, я выделила те цвета, которые благоприятно влияют на мыслительную деятельность и развитие творческих способностей.

Красный – повышает поисковую активность, любознательность. Вызывает преобладание эмоций интереса, любопытства.

Желтый – благотворно влияет на творческую деятельность. Помогает легче воспринимать новые идеи  и принимать различные точки зрения. Он способствует лучшей самоорганизации и концентрации мысли. Повышает познавательный интерес у детей.

Голубой – связан с интеллектом и умением умиротворять с помощью слов. Честность и искренность также связаны с голубым цветом. С помощью голубого можно отрешиться от внешнего мира и, оставшись наедине со своими мыслями, созерцать и спокойно размышлять.

Зеленый - цвет концентрации, точного контроля, способности к анализу, логики и ясной памяти.

Оранжевый – способствует мыслительному процессу, как желтый цвет. Так же как стакан апельсинового сока, тонизирует и заряжает энергией на весь день. Повышает творческий потенциал.

Фиолетовый – это цвет вдохновения, который свойственен целителям и творческим личностям. Он поможет научиться принимать все происходящее со спокойным сердцем, успокоить душу и напитать ее энергией вдохновения. Фиолетовый объединяет тело и мышление, материальные потребности с потребностями души. Из людей с преобладанием фиолетового цвета в ауре получаются умелые целители, а если они занимаются творчеством, то их произведения отличаются естественностью и языком, который понятен каждому.

Воздействие цвета на ребенка осуществляется через зрительное восприятие, кожные рецепторы и создаваемые воображением образы цвета. Я активно применяю эти свойства цвета для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста. Для этого на занятиях я использую разнообразные материалы: цветные крышки из-под пластиковых бутылок, цветные ленточки, цветные деревянные брусочки, цветные геометрические фигуры, палочки, нитки, платочки, палочки, однотонные куски ткани разных размеров, цветные шары, цветное тесто, цветные карандаши и краски.

Ароматерапия

Ароматерапия – один из самых древних методов лечения, оздоровления и профилактики. Ароматерапия использует силы природы, скрытые в натуральных эфирных маслах. Давно известное из психологии и физиологии воздействие запаха на психическое и физическое состояние человека соединяется в ароматерапии с исцеляющими особенностями эфирных масел.

Влияние запахов на психическое и физическое состояние человека известно с давних времен. Уже в V веке до нашей эры упоминается применение масел для магического, лечебного, эстетического и психологического воздействия. Лечение запахами было традиционным и в Древней Руси.

Ароматические масла нормализуют психологическое состояние человека, позволяют сбалансировать организм человека и высвободить дремлющие ресурсы собственных сил организма.

В мире существуют более 3000 растений, из которых добывают эфирные масла, что и обусловливает многообразие ароматерапии.

Изучая и используя исследования ученых, мы пришли к выводу, что полное отсутствие или дефицит ароматических веществ вызывает у человека сбои в функционировании различных органов с последующим развитием соматических и психических расстройств.

Я использую ароматерапию во время релаксирующих пятиминуток для отдыха детей на занятии. Для этого я изучила характеристики эфирных масел, подходящих для детского возраста (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод танцевальной терапии как средство развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья

P { margin-bottom: 0.21cm; } Двигательная активность всегда являлась мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Способность выполнять любую двигательную деятельность...

Методы и способы раскрытия и развития творческих способностей детей на занятиях музыкально-теоретических дисциплин

Исходя из педагогического опыта, я попробовала закреплять знания детей по предмету через их творчество. Это оживило процесс запоминания, усвоения материала. Дети, применяя правила и изучая мсате...

Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста

Влияние изобразительного искусства на творческие способности детей младшего школьного возраста...

Современные изобразительные материалы как источник творческих способностей детей для организации игровой деятельности.

Цель – раскрыть изобразительные возможности современных материалов как источника творческих способностей детей для организации игровой деятельности.Задачи:- изучить поливариантное использование и...

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы изобразительной деятельности

Творчество (креативность) - активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное.Формирование творческой личности - одна из важных зада...

Развитие у учащихся интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей.

Большую роль в жизни ребенка занимает творчество.    Развитие творческих способностей детей – сложная задача, требующая от педагога кропотливой работы, внимательного и бережного о...

Изобразительная деятельность. Развитие творческих способностей детей.

Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художествен...