рабочая программа по ИЗО в 5 классе ФГОС Кузин 2018 год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса общеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644).
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (изобразительное искусство), Министерство образования и науки РФ, 2010 год;
- Авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2011.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по ИЗО в 5 классе ФГОС Кузин 2018 год | 73.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Козловская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании МС Протокол № 1 от« » 08. 2018г. руководитель МС Бутыркина Е.А. ____________ | Согласовано заместитель директора по УВР Бутыркина Е.А. _____________ « »___08.___ 2018г. | Утверждаю Директор школы Раковский В.С _________ Приказ №___________ от«____ »________ 2018г.
|
Рабочая программа
учебного предмета
изобразительное искусство
5 класс
Учитель I квалификационной категории
Нетесова Галина Николаевна
С. Козловка
2018 год
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Содержание учебного предмета
- Цветовой круг (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: развитие графических умений и навыков, расширение знаний о разнообразных возможностях художественных материалов; изучение основ цветоведения, определение уровня подготовки детей.
Задание: раскрасить акварельными красками цветовой круг, начиная с основного, красного цвета направо
Материалы: краски, кисточки, баночки с водой.
Зрительный ряд: методические таблицы: «Цветовой круг», «Полный цветовой круг», «Теплые и холодные цвета», «Контрастные цвета», «Сближение цвета»,. Подборки оттенков разных сочетаний.
Литературный ряд: стихи о цветах (живописных), о радуге.
2. Экскурсия в осенний парк. (1 час – урок-наблюдение)
Цели и задачи: наблюдение, анализ, словесное описание зримого мира, беседа о перспективе.
Задание: Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги и альбомы.
Литературный ряд: стихи об осенней природе, осени.
3-4. «Декоративный цветок». (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: учить любоваться красотой, яркостью красок различных садовых цветов; формирование у учеников умения сравнивать свой рисунок с натурой, графических навыков; развитие художественного вкуса, наблюдательности, развитие бережного отношения к природе; эмоциональная разрядка, развитие творческих способностей; межпредметная связь (чтение, биология)
Задание: Выполнит стилизованный рисунок цветка
Материалы: альбом, краски, букеты цветов, открытки.
Зрительный ряд: японская, китайская графика (растения), Т.Яблонская «На окне весна»; К.Петров-Водкин «Натюрморт с черемухой»; А.Герасимов «После дождя» Мокрая терраса», «Натюрморт полевые цветы», «Роза», «Полевой букет»,авторские работы художников, детские рисунки.
5. Живописные упражнения, монотипия «веселые кляксы».. (1 час – тренировочные упражнения.
Цели и задачи: совершенствование графических навыков, развитие воображение, творческой фантазии детей, глазомера, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, взаимопомощи, товарищества, развитие ассоциативного мышлния, аналитических способностей
Материалы: акварель, гуашь, палитра, бумага, кисти, плитка из оргстекла, керамика, газеты (подстелить), для учителя методические таблицы «Цветовой круг», «Теплые и холодные цвета».
6. Золотая осень. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: изучение строения дерева, кустарников, передача в изображении этих знаний и наблюдений, элементов воздушной и линейной перспективы, создание определенного колорита, настроения цветом, освоение техники живописи «мазком», обобщений впечатлений учащихся от экскурсии в парк
Задание: Нарисовать рисунок осеннего дерева..
Материал: альбом, карандаш, краски (акварель или гуашь), кисти, бумага, палитра, баночки с водой, листья деревьев..
Зрительный ряд: И.Шишкин «Лесные дали», «Осень», В.Поленов «Московский дворик», «Осень в Абрамцеве», И.Левитан «Золотая осень», «Березовая роща», А.Куинджи «Березовая роща»
Литературный ряд: Г.Скребицкий «Художник-осень», загадки и стихи о деревьях
Музыкальный ряд: П.Чайковский «Времена года», А.Вивальди «Времена года».
7. Рисование фруктов и овощей. (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: получение смешанных цветов на палитре, развитие творческих способностей, развитие стимулов к учебе, самоконтроля,
Задание: выполнить натюрморт под руководством учителя
Материал: простой карандаш, ластик, краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: фотографии, открытки с фруктами и овощами, репродукции: Стожаров «Чай с калачами», «Квас», Хруцкий «Натюрморт с братиной», «Цветы и плоды», И.Машков «Фрукты на блюдце».
8. Хохлома. «Золотые узоры». Декоративная роспись кухонной разделочной доски ( 1 час – практ.работа)
Цели и задачи: провести викторину-путешествие по местам народных промыслов с опорой на выставку, сходство и отличие, выполнение элементов росписи, упражнения в стилизации, формирование понятий об орнаменте и его элементах, развитие образного представления, фантазии, навыки деления на равные части, эмоциональная разрядка, воспитание коллективистических качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности.
Задание: выполнить доску под «хохлому», взяв характерные цветовые сочетания, приемы росписи.
Материал: акварельные краски, кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: изделия Хохломы, Жостово, Палеха и др.
9. Рисуем отгадки к народным загадкам. (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: знакомство с устным народным творчеством, грамотное владение композицией, линией, цветом, развитие ассоциативного мышления
Задание: проиллюстрировать загадки
Материал: гуашь, карандаш простой, ластик, бумага, баночки с водой, палитра.
Литературный ряд: загадки
10-11. Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. (2 часа – практ. работа).
Цели и задачи: воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства, к собственному творчеству, самовыражению средствами изобразительного искусства; воспитывать у учащихся самостоятельность в учебной работе, развивать познавательные потребности, интересы и способности; знакомство с контрастными цветами, выразительными их сочетаниями; знакомство с художественными промыслами: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачеством, Скопин, Опошня; формирование понятий об элементах орнамента, его видах
Задание: 10 урок: сделать три декоративные полосы (фризов) из трех пар контрастных цветов.
11 урок: выполнить эскиз декоративной росписи «волшебного» фигурного сосуда
Материал: простой карандаш, ластик, краски (гуашь, акварель), кисти, баночки с водой.
Зрительный ряд: фотографии изделий художественных промыслов, сами изделия
12. «Рыжий кот». Рисование с натуры домашних животных. (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: знакомство с анималистическом жанром в искусстве, художники-анималисты; совершенствование своего умения рисовать животных, углубление знаний о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении, герои-животные в литературе, устном народном творчестве (сказки, загадки), общее и индивидуальное в строении тела животных
Задание: выполнить рисунок животного под руководством учителя, используя графические художественные материалы.
Материалы: простой карандаш, ластик, сувениры, бумага.
Зрительный ряд: рисунки методического фонда учащихся, ДШИ, работы Ватагина, Е.Чарушина, В.Серова, Леонардо да Винчи, П.Клодтта, К.Петрова-Водкина «Купание красного коня», репродукции конных памятников.
Литературный ряд: загадки , стихи, отрывки из литературных произведений
13. Мультипликационные герои ( 1 час – практ.работа)
Цели и задачи: разговор о мультипликации, о художниках мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильмов; развитие графических умений и навыков; развитие образного представления, фантазии, эмоциональная разрядка; воспитание коллективистких качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности
Задание: выбрать любимого мультгероя, нарисовать его.
Материалы: альбомы, гуашь, акварель, банки с водой, простой карандаш, кисть, открытки с геоями мультфильмов, детские книги.
Зрительный ряд: иллюстрации , книги о мультиликации
Литературный ряд: загадки
14. Веселый Дед Мороз (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: овладение техникой аппликации из цветной бумаги и других доступных материалов; развитие образного представления, творческого восприятия действительности, навыков владения материалом; воспитание эмоциональной отзывчивости, чувства, волевых качеств, стимулов к учебе, сознательности и активности в обучении; эмоциональная разрядка
Задание: выполнить аппликацию под руководством учителя.
Материалы: открытки новогодние, бумага, цветная, вата, мишура, клей ПВА, ножницы.
15. Раппорт ткани. (2 часа – практ. работа).
Цели и задачи: овладение способом «набивки» по шаблону, трафарету, воспитание художественного вкуса, творческих способностей, изобразительных навыков
Задание: изготовить шаблон, трафарет и оформить рисунок с спользованием раппорта
Материалы: кусочки ткани с узором, шаблоны, трафареты, бумага, гуашь, темпера, клей ПВА, куски белой ткани или бумаги.
Зрительный ряд: фотографии и репродукции о создании тканей
16-17. Гравюра на картоне (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: знакомство с тиражной графикой, межпредметные связи (лит-ра, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, развитие стимулов к учебе.
Задание: выполнить эскиз, вырезать заготовки деталей из картона, наклеить (техника аппликации), нанести краску, отпрессовать и получить лист отпечаток
Материалы: альбомные листы, тонкий картон, клей ПВА, кисти, ножницы, гуашь, фотовалик, губка-поролон
Зрительный ряд: авторские работы детей, Дюрер «Кролик», И.Билибин – иллюстрации к русским народным сказкам
18-19. Работа в технике «граттаж» (2 час – практ.работа).
Цели и задачи: ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов; межпредметные связи (лит-ра, история, естествознание); развитие творческих способностей и навыков в работе, стимулов к учебе; освоение законов изобразительной грамоты; овладение техникой штриха
Задание: выполнить графические упражнения карандашом .
Материал: простой карандаш, ластик, бумага, желток, черная тушь или гуашь, булавки с головкой, циркуль, гвоздики со шляпкой, вязальные спицы.
Зрительный ряд: черно-белые фотографии, пейзажи; репродукции печатной графики, методические таблицы
20. Наброски с фигуры человека (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: анализ пропорций, конструктивно-анатомичского строения фигуры человека, объемной формы; тоновая и цветовая разработка формы, совершенствование умений последовательного ведения работы; формирование умения выполнять различными способами наброски с натуры фигуры человека
Задание: выполнить рисунок-набросок фигуры человека (1-2 наброска по 15-20 минут каждый)
Материал: простой карандаш, бумага (белая).
Зрительный ряд: наброски с фигуры человека И.Репина, В.Серова и др.; методические таблицы (скелет, мышечная система, пропорции людей разного возраста)
21. Русские богатыри. (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: воспитание интереса и любви к Всемирной истории и истории Отечества, Родине, творческое восприятие мира, творческий подход к работе, совершенствование графических навыков, проверка усвоения материала предыдущих уроков; межпредметные связи (музыка, лит-ра, история, география)
Задание: выполнить композицию на тему дополняя аппликацией.
Материал: простой карандаш, краски (гуашь или акварель), кисти, баночки с водой, бумага, палитра.
Зрительный ряд: М.Врубель «Богатырь», «Микула Селянинович», Мартос «Памятник Минину и Пожарскому», Вучетич «Родина- мать зовет!», П.Корин «Александр Невский», А.Бубков «Утро на Куликовском поле»; фотографии Пскова, Новгорода, Владимира, Суздаля
Музыкальный ряд: Глинка «Иван Сусанин» («Жизнь за царя», А.Бородин «Богатырская симфония, 1 –я часть; песня ВОВ «Вставай страна огромная»
22. Транспорт. (1 час – практ. работа).
Цели и задачи: знакомство с техникой, машинами; рисование сложного объекта (техника) по уменьшенной модели; анализ формы сложного объекта до простейших форм, его составляющих; закрепление полученных ранее знаний по рисованию предметов прямоугольной формы, расположенных под углом к рисующему.
Задание: самостоятельно сделать наброски автомашины (основные формы кузова, колес, прорисовывание деталей).
Материал: модели машин, карандаш, акварель, фотографии и иллюстрации с машинами
Зрительный ряд: В. Васнецов «Ковер-самолет», «Иван –царевич на сером волке»
23-24. Натюрморт из геометрических тел. (2 час – практ.работа).
Цели и задачи: знакомство с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью; рисование с натуры геометрических тел с попыткой передачи объема; понимание конструктивного строения предметов, элементов линейной перспективы; развитие зрительной памяти, передачи впечатлений, пробуждение фантазии, творческого воображения; рисование от общего к деталям, развитие памяти, умения комбинировать детали; укрепление межпредметных связей (математика, естествознание)
Задание: на 23 уроке выполнить сквозную прорисовку и начальный этап светотени, на 24 – выполнить штриховку.
Материал: простой карандаш, ластик, бумага.
Зрительный ряд: методические таблицы
25-26. Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей (2 часа – практ.работа)
Цели и задачи: рисование предметов аналогичной формы, но разного материала и характера (шар, яблоко, призма, коробок и др.); первоначальные сведения о форме предметов; простейшие композиционные приемы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементов цветоведения; рисование с натуры, доступными графическим средствами передавать в изображении строение и перспективные изменения предметов, уметь сравнивать свою работу с изображаемой натурой и исправить замеченные ошибки; соблюдать последовательность графического и живописного изображения; использовать возможности цвета, применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит
Задание: рисунок натюрморта (композиция, первоначальная передача светотеней, цвета, подробная проработка рисунка) в технике гризайль или живопись.
Материал: простой карандаш, ластик, бумага.
Зрительный ряд: методические таблицы «Этапы рисования с натуры геометрических тел»
27-28. Наброски с натуры модели домика. (2 часа – практ. работа).
Цели и задачи: формирование пространственных представлений; изучение конструктивных особенностей строения призматических форм, поиск аналогичных форм в окружающей действительности (мебель, здания, коробки и т.п.); сообщение простейших сведений о линейной перспективе: линия горизонта, уровень горизонта, точка зрения, точка схода, фронтальная и угловая перспективы; межпредметные связи – анализ геометрических форм в математике
Задание: сделать наброски с модели домика в разных поворотах или один длительный рисунок с выявлением штриховкой объема домика..
Материал: бумага, карандаш, методические таблицы «Последовательность рисования призмы, коробки, ящика», проволочные модели призм, кубов
Зрительный ряд: репродукции с четким изображением предметов призматической формы, фотографии изделий (шкатулки, мебель, здания) в угловой перспективе и перспективных изменениях, И.Левитан «Осенний день. Сокольники», И.Репин «Невский проспект», А.Веницианов «Гумно», В.Маковский «В мастерской художника»
29. Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур(1 час - практ. работа).
Цели и задачи: развитие зрительной памяти и вображения, формировании умения рисовать по представлению; беседа об архитектуре, русской архитектуре, основных материалах этого вида искусства; умение анализировать фрму (объемную и плоскую); конструировать
Задание: выполнить рисунок старинного терема с использованием геометрических фигур
Материал: альбом, карандаш, тушь, геометрические тела (кубики, пирамидки, спичечные коробки и т.п.), фотографии архитектурных сооружений с четко выраженными формами (чтобы просматривалась конструкция)-Кижи, крепостная Москва, репродукции живописных сооружений, геометрические тела, строительный конструктор.
Зрительный ряд: репродукции картин художников В.Суриков «Утро стрлецкой казни», А.Лентулова «Собор Василия Блаженного», В.Васнецов «Картины о старой Москве».
30. Буквица. (1 час практ. работа)
Цели и задачи: рассказ об истории книгопечатания, о рукописных книгах, об искусстве каллиграфии, принципах образования шрифта; развитие графических умений, навыков; развитие общей эрудиции и кругозора; воспитание коллективистских качеств, взаимной вежливости, дисциплины, аккуратности, творческое восприятие мира, творческий подход к работе; межпредметные связи (истор, лит-ра)
Задание: Написать печатными буквами текст загадки или пословицы, украсив ее первой буквой – «буквицей».
Материал: таблицы, доска, мел, бумага, карандаши, акварель, тушь, фломастеры, линейка.
31-32. Иллюстрирование сказки П.Ершова «Конек-горбунок» (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: освоение закономерностей композиции, основ цветоведения; знакомство с творчеством художников миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка; ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира в произведениях художников-сказочников (Билибин, Васнецовы, Врубель и др.); знакомство с книжной графикой как разновидностью графики.
Задание: эскизирование в карандаше, работа красками.
Материал: альбом, карандаши, акварель или гуашь, цветная бумага, мелки, банка, кисти
Зрительный ряд: репродукции народных лубков, книга Ершова П. с иллюстрациями разных художников, методическая таблица «Последовательность выполнения иллюстраций»
33-34. Портрет (2 часа – практ. работа)
Цели и задачи: лепка с натуры модели, развитие зрительной памяти, глазомера, пространственного мышления; систематизация знаний о скульптуре, отличие ее от других видов изобразительного искусства
Задание: налепить на каркас пластилин, сделать основу голову, закрепить, определить части головы, сформировать нос, губы и т.д
Материал: клеенка, пластилин, стеки, баночки для каркаса (или фольга алюминиевая), ДСП подставка, брусочек 150х20х20, гипсовые головы и модели, методические таблицы «Стрение черепа», «Мимические мышцы»
Зрительный ряд: В.Мухина «Рабочий и колхозница», «Портрет доктора А.Замкова», Ж.Гудон «Статуя Вольтера», Микеланджело «Скорчившийся мальчик, Мирон «Дискобол».
35. Четыре разных портрета (по одной схеме (1 час – практ. работа)
Цели и задачи: изучение пропорций и мимики лица; развитие графических навыков и умений; развитие умения найти координатные точки лица (опорные); развитие творческого склада ума, фантазии, художественного вкуса, воображения, ассоциативного мышления
Задание: под руководством учителя нарисовать по единой схеме заготовки для будущих портретов, каждому лицу придать индивидуальные черты: по возратсу, полу, национальности, настроению, прическе.
Материал: фотографии, рисунки лица (крупным планом), альбомы, банки с водой, кисти, краски, методическая таблица «Мимика».
Зрительный ряд: 3А.Веницианов «Захарка», В.Серов «Девочка с персиками», «Мика Морозов», Рембрандт «Сын Титус за чтением»
Тематическое планирование
Класс 5
Учитель Нетесова Галина Николаевна
Количество часов по учебному плану 35
в неделю 1 час
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 классаобщеобразовательной школы составлена на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 (Зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 февраля 2011 г. регистрационный N 19644).
- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (изобразительное искусство), Министерство образования и науки РФ, 2010 год;
- Авторской программы «Изобразительное искусство. 5-9 классы» (Изобразительное искусство. Программа для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы./Игнатьев С.Е. Коваленко П.Ю. Кузин В.С. Ломов С.П. Шорохов Е.В.– М.: Дрофа, 2011.).
- Федерального перечня учебников на 2018-2019 уч. год;
- положения о рабочей программе учебного предмета (курса) МКОУ Козловская СОШ;
- перечня учебников, утверждённых МКОУ Козловская СОШ на 2018-2019 уч. год;
- Учебного плана МКОУ Козловская СОШ на 2018/2019 учебный год;
- Годового календарного графика;
- Основной образовательной программы основного общего образования.
- программа составлена в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Учебник для 5 класса «Изобразительное искусство», ч. 2, С.П.Ломов. – М.: «Дрофа», 2015 г.
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Характеристика деятельности обучающихся | ||||
Личностные | метапредметные | предметные | ||||||
1 | Цветовой круг | 1 | доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | аргументировать свою позицию; выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. | научиться описывать окружающий мир, выполнять перспективу | Уметь различать разнообразные возможности художественных материалов, отмечать их лаконично выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать различные оттенки разных сочетаний, видеть многообразие варьирования трактовок. Создавать при смешивании красок необходимые оттенки цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе практической творческой работы. Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. | ||
2 | Экскурсия в осенний парк | 1 | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку окружающему. | задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации; выбирать действие в соответствии с поставленной задачей. | Познакомятся с особенностями восприятия окружающего мира. Научатся: рисовать схематическое объёмное изображение домика, дерева в разных позициях. | Наблюдать, анализировать, описывать зримый мир, перспективу. Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности (работа с натуры и по представлению). Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги, альбомы. Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности. | ||
3-4 | Декоративный цветок | 2 | Ценностное отношение к природе своего края. эмоциональная разрядка; | задавать вопросы, формулировать свои затруднения, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, | формировать умение сравнивать свой рисунок с натурой, графические навыки. | Научиться любоваться красотой, яркостью различных садовых цветов. Творчески использовать для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности выразительные особенности цветов. Создавать при смешивании красок необходимые оттенки цветов. Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. Знать и применять на практике свойства изменения цвета при смешивании. | ||
5. | Живописные украшения, монотипия «Веселые кляксы» | 1 | самооценка на основе критериев успешной деятельности. развитие творческой фантазии, трудолюбия, аккуратности. | оказывать взаимопомощь в сотрудничестве; развитие ассоциативного мышления, аналитических способностей. | научиться выполнять монотипию. | Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. Совершенствовать графические навыки, глазомер. Анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников. | ||
6. | «Золотая осень», рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. | 1 | ценностное отношение к природному миру. | формировать собственную позицию. создание определенного колорита, настроения цветом. | научиться передавать строение деревьев, кустарников в изображении, освоение техники живописи «мазком», элементов воздушной и линейной перспективы | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку окружающему. Наблюдать, анализировать, описывать зримый мир, перспективу. Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности (работа с натуры и по представлению). Подобрать репродукции картин об осени, фотографии, рисунки осенних деревьев, книги, альбомы. Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. | ||
7. | Рисование фруктов и овощей | 1 | уважительное отношение к иному мнению. | задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю, развитие стимула к учению. составлять план последовательности действий, самоконтроль и дисциплина. | научиться получать смешанные цвета на палитре. осуществлять самовыражение средствами изобразительного искусства, | Анализировать и понимать особенности формы овощей и фруктов. Создавать самостоятельные варианты композиционного решения вопроса. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив . Использовать традиционные сочетания цветов. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности формы. Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. | ||
8. | «Золотые узоры» | 1 | ценностное отношение к природному миру. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. применять установленные правила в решении задачи. | сравнивать различные элементы на основе зрительного ряда | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы, Гжели, Полхов-Майдан, Жостово, Городец и др. Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), гжели, жостово различать их. Создавать композицию росписи в единстве с формой, используя основные элементы узоров. Чувствовать красоту природы и осознавать возможность её эстетического оформления. | ||
9. | Рисуем отгадки к народным загадкам. | 1 | уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | развивать ассоциативное мышление. определять последовательность действий. | познакомиться с устным народным творчеством; научиться грамотно владеть композицией, линией, цветом. | Понимать и анализировать устное народное творчество, давать ему оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением предков. Объяснять общее и особенное в образах народной культуры. Осознать значение русской культуры как бесценного достояния культуры народов. | ||
10-11 | Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. | 2 | уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | формировать собственное мнение, познавательные потребности и интересы. адекватно использовать речь. задавать вопросы; вести устный диалог осуществлять поиск и выделение необходимой информации. | осуществлять поиск и выделение необходимой информации, сформировать понятие об элементах орнамента, его видах, познакомиться с художественными промыслами: Гжель, Жостово , Городец. | Создать атмосферу живого общения и красоты. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экспертов, народных мастеров. Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства. Отмечать в них единство конструктивное, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального искусства как живой традиции. Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку различным художественным промыслам. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов. | ||
12 | «Рыжий кот» | 1 | ценностное отношение к природному миру. | Адекватно использовать речь; Составлять план работы по достижению планируемого результата. Развитие фантазии, воображения, визуальной памяти. | осуществлять поиск и выделение необходимой информации для достижения цели; оценивать результат деятельности. | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения анималистического жанра в искусстве. Сравнивать, оценивать форму, декор героев-животных. Овладевать приемами рисования героев-животных в литературе, сказок, загадок. Осваивать знания о размере, анатомическом строении, цветовой окраске, пространственном положении животных. Освоить общее и индивидуальное в строении тела животных (особенно родственных). | ||
13 | Мультипликационные герои | 1 | эмоциональная разрядка, взаимная вежливость, дисциплина, аккуратность. | задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. составлять план последовательности действий. | развитие графических умений и навыков, образного представления, фантазии. | Составлять разговор о мультипликации, о художниках-мультипликаторах, о художественных достоинствах мультфильмов. Сравнивать различные способы создания мультфильмов. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. Осваивать приемы рисования карандашом. Создавать композицию в процессе практической творческой работы. | ||
14 | Веселый Дед Мороз | 1 | развивать образное представление, творч. восприятие действительности, эмоциональная отзывчивость, эстетические чувства. | задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. составлять план последовательности действий. | овладение техникой аппликации из бумаги и других доступных материалов. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать проделанную работу. Определять характерные особенности техники аппликации из бумаги. Осваивать основные приемы работы с бумагой. Создавать композицию. | ||
15 | Раппорт ткани. | 1 | обретение художественного вкуса. | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. применять установленные правила в решении задачи, развитие творческих способностей. | овладение способа «набивки» по шаблону, трафарету. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. Иметь представление о раппорте ткани, различать их. Создавать композицию с помощью раппорта в единстве с формой, используя основные элементы декоративного узора. | ||
16-17 | Гравюра на картоне. | 2 | уважительное отношение к труду и культуре своего народа. | формулировать вопросы по данной проблеме. определять последовательность действий. | познакомиться с тиражной графикой и её видами, овладеть техникой выполнения гравюры. | Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать проделанную работу и сравнивать её с работами других. Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров. Осваивать основные приемы выполнения гравюры. Создавать фрагменты и целостные законченные элементы графики. | ||
18-19 | Работа в технике «Граттаж» | 2 | развитие творческих способностей и навыков в работе, стимула. | задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. составлять план последовательности действий. | ознакомить с новыми возможностями художественных техник, графических материалов, овладение техникой штриха, освоение законов изобразительной грамоты. | Объяснять межпредметные связи (литература, история, естествознание) Сравнивать возможности художественных техник. Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов. Составлять сюжетный рисунок процарапыванием. Участвовать в презентации выставочных работ. | ||
20 | Русские богатыри | 1 | уважительное отношение к иному мнению, истории своей родины, её традиций и обычаев. | задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. составлять план последовательности действий. | выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, совершенствовать графические навыки | Объяснять межпредметные связи (литература, история, музыка, география). Участвовать в диалоге о героическом прошлом нашей Родины. Анализировать образы богатырей. Выделять из обобщённых образов богатырей особенности каждого- доброту, мудрость, сдержанность, образованность, веселость, находчивость. Проводить анализ архитектуры старинных русских городов. | ||
21 | Транспорт | 1 | самооценка на основе критериев успешной деятельности. | проявлять активность, выбирать наиболее эффективные способы для решения худ. задачи. использовать речь для регуляции своих действий; вносить необходимые изменения в действие. | узнавать, называть, определять основные характерные черты различных видов транспорта | Анализировать форму сложного объекта до простейших форм. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности. Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». | ||
23-24 | Натюрморт из геометрических тел | 2 | уважительное отношение к иному мнению. | задавать вопросы, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю. составлять план последовательности действий, развивать память, умение комбинировать детали. | выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. | Укреплять межпредметные связи (математика, естествознание). Знакомиться с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью. Сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предметов. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линией, объема конструктивного строения предметов, линейной перспективы, впечатлений. Создавать композицию из геометрических форм. Передавать освещение предметов в работе с натуры и по представлению. Изображать с натуры и по представлению учебные натюрморты, решать в них поставленные задачи. | ||
25-26 | Натюрморт из разнообразных предметов: геометрических тел, фруктов и овощей. | 2 | доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, уважительное отношение к иному мнению. | задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. составлять план последовательности действий. | выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов, познакомиться с техникой гризайль, живописью в цвете. | Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линией, объема конструктивного строения предметов, линейной перспективы, впечатлений. Создавать композицию из геометрических форм, фруктов и овощей. Использовать простейшие композиционные приемы, закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, рисования с натуры. Соблюдать последовательность графического и живописного изображения. Использовать возможность цвета. Применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит. Проводить цветовой анализ предметов. Сравнивать конструкцию и светотень предметов. | ||
27-28 | Наброски с натуры модели домика. | 2 | доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость. | задавать вопросы, проявлять активность в коллективной деятельности. составлять план последовательности действий. | выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов. | Понимать конструктивные особенности строения призматических форм. Сравнивать с аналогичными формами в окружающей действительности. Анализировать геометрические формы. Осуществлять межпредметные связи с математикой. Формировать пространственное представление. Создавать линейную перспективу. Отличать её особенности – линию горизонта, уровень горизонта, точку зрения, точку схода, фронтальную и угловую перспективу. Применять правила перспективы в художественно-творческой деятельности. | ||
29 | Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических тел. | 1 | ценностное отношение к труду и культуре своего народа. | формировать собственное мнение. адекватно использовать речь, развивать зрительную память и воображение. | осуществлять поиск и выделение необходимой информации. Закреплять знания рисования по представлению. | Анализировать форму (объемную и плоскую). Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству и систематизировать его по социально-стилевым признакам. Размышлять и вести диалог об особенностях русской архитектуры, основных материала этого вида искусства. Использовать в речи новые художественные термины. Создавать в творческой работе художественный образа исторического или фантастического терема. Передавать в собственной художественно-творческой работе характерные черты стиля русского зодчества. | ||
30 | Буквица. | 1 | целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии современных художественных произведений; эстетические потребности. | обсуждать и анализировать работы художников с точки зрения пластического языка материала при создании художественного образа; формирование коллективистических качеств, взаимной вежливости. | знакомство с историей книгопечатания, рукописных книгах, искусства каллиграфии. | Творчески использовать особенности различных материалов в собственной работе. Знать и применять на практике свойства изменения цвета при смешивании. Выявлять и называть характерные особенности различных видов шрифтов. Различать различные виды письма (пиктографию, идеографию, слоговая, буквенно-звуковая). Научиться выполнять буквицу в технике русской вязи. Использовать в речи новые термины, связанные с декоративно-прикладным искусством. Находить и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. | ||
31-32 | Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конёк-Горбунок» | 2 | уважительное отношение к иному мнению, к культуре своего народа. | оказывать взаимопомощь в сотрудничестве : преобразовать познавательную задачу в практическую. | познакомиться с творчеством художественной миниатюрной живописи из Палеха, народного лубка; с произведениями изобразительного искусства. | Передавать художественный замысел через форму, пластику с помощью холодных и теплых оттенков, собственно выбранному материалу. Уметь трансформировать реальные формы в декоративные. Знать отличительные особенности палехской миниатюры. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | ||
33-34 | Портрет | 2 | уважительное отношение к иному мнению | оказывать взаимопомощь в сотрудничестве применять установленные правила в решении задачи, развитие памяти, глазомера, пространственного мышления. | ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. | Разрабатывать, создавать модели с натуры с помощью лепки. Отличать скульптуру от других видов искусства. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема и других средств в процессе создания объемных композиций. Создавать средствами скульптуры образ человека. Уметь находить различия портрета от фотопортрета. Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ. | ||
35 | Четыре портрета (по одной схеме) | 1 | эстетические чувства | формулировать затруднения, обращаться за помощью к одноклассникам и учителю предвидеть возможности получения конкретного результата | ориентироваться в разнообразии способов решения задачи. | Изучить пропорции и мимику лица; нахождение координатных точек лица (опорных). Пользоваться принципами обобщения в процессе выполнения практической работы. Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого к сложному». Передавать художественный замысел через форму, пластику соответственно выбранному материалу. Использовать разные виды освещения для придачи выразительности своей работе. Узнавать знакомые произведения русских и зарубежных художников. | ||
ИТОГО | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС 2017-2018
Рабочая программа по геометрии 7 класс ФГОС 2017-2018. Предназначена для учителей математики...
Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...
Рабочая программа по информатике 8 класс ФГОС - 2017-2018
Рабочая программа составлена на основе ФГОС ООО 2013 и УМК Босовой Л.Л. (язык Паскаль заменен на Питон)...
Рабочая программа по литературе 6 класс (ФГОС), 2017-2018 год
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохиной. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013....
Аннотация к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС 2018-19 уч.год
Аннотация к рабочей программе по биологии 5 класс ФГОС 2018-19 уч.год...
Аннотация к рабочей программе по биологии 6 класс ФГОС 2018-19 уч.год
Аннотация к рабочей программе по биологии 6 класс ФГОС 2018-19 уч.год...