Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год
рабочая программа по литературе (9 класс)
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_kl_moskvin_fgos.doc | 473.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Пречистенская средняя школа
Утверждено приказом руководителя
образовательного учреждения
№________ от___________
Рабочая программа по литературе
9 «А,Б» классы
Составила Булыгина Наталия Владимировна,
учитель русского языка и литературы
п. Пречистое, 2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов:
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. № 1897 / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/2017 учебный год.
- Фундаментальное ядро содержания общего образования / (под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова). – М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа /(сост. Е.С. Савинов). - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы основного общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения).
- Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Литература» в 2017-2018 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области.
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохиной. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Программа рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
УМК под редакцией Г.В. Москвина:
- Москвин Г.В, Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Литература: Программа: 5-11 классы общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 9 класс. Часть 1. – М.: Вентана-Граф, 2016.
- Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 9 класс. Часть 2. – М.: Вентана-Граф, 2016.
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующей цели:
- Создать условия для формирования представления о литературном процессе как о последовательном, культурном и историческом развитии.
- Сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.
Для достижения поставленной цели в 9 классе необходимо решить следующие задачи:
- Научится сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев.
- Научится самостоятельно анализировать произведения разных жанров.
Отличия от авторской программы:
Вариант распределения часов
в авторской программе | в рабочей программе учителя |
Аудиторные занятия – 89 ч | Аудиторные занятия – 90 ч |
Аудиторные сочинения – 10 ч | Аудиторные сочинения – 6 ч |
Обобщение изученного – 4 ч | Обобщение изученного – 5 ч |
Резерв (в том числе на внеклассное чтение) – 2 ч | Резерв - 1 |
Всего – 105 ч | Всего – 102 ч |
Вариант тематического распределения часов
Темы | По авторской программе | По РП учителя |
Введение. Литература как искусство слова | 1 | 2 |
Литература Античности | 3 | 2 |
Литература Средневековья | 7 | 6 |
Западноевропейская литература XIV – XVIII вв. | 4 | 3 |
Русская литература XVIII в. | 7 | 5 |
Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX века | 6 | 5 |
Русская литература XIX века | 52 | 55 |
Русская литература XX века | 9 | 18 |
Обобщение изученного | 4 | 5 |
Резерв | 2 | 1 |
Итого | 105 | 102 |
На изучение литературы в 9 классе по стандартам второго поколения отводится 3 часа (102 часа), программа Г.В. Москвина для 9 класса рассчитана 105 часов. Данная рабочая программа разработана на 102 часа, т.к. учебный план школы рассчитан на 34 учебные недели.
Таким образом, часы распределены с учётом интереса учеников к тематике произведений, возникающих трудностей при чтении, с учётом запланированных видов практической деятельности, а также в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (от 17.12.2010 г. № 1897), Примерной программы по литературе и с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохиной. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Добавлены часы на стартовую, контрольную работу за 1 полугодие и итоговую контрольную работу, обобщение и повторение изученного, резерв, т.к. это предусмотрено особенностями учебно-воспитательного процесса в данном образовательном учреждении.
В связи с выполнением федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г.) в программу внесены изменения: повесть В.В. Быкова «Обелиск»
Распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса представленной авторами программы имеет рекомендательный характер и может корректироваться с учётом конкретных особенностей учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении.
№ | Раздел (дидактическая единица) | Кол-во часов | Из них | |
РР | Вн.чт | |||
1 | Введение. Литература как искусство слова | 2 | ||
2 | Литература Античности | 2 | ||
3 | Литература Средневековья | 6 |
| |
4 | Западноевропейская литература XIV – XVIII вв. | 3 | ||
5 | Русская литература XVIII в. | 5 | ||
6 | Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX века | 5 |
| |
7 | Русская литература XIX века | 55 | 9 | |
8 | Русская литература XX века | 18 | 2 | 2 |
9 | Обобщение изученного материала | 5 | 3 | 1 |
10 | Резерв | 1 | ||
итого | 102 | 14 | 3 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела | Кол-во часов | Программное содержание раздела, темы | Характеристика деятельности обучающихся | Формы организации учебных занятий |
Введение. Литература как искусство слова | 2 | Понятие о литературном процессе. Основные этапы развития мировой литературы | Применять полученные ранее знания на практике Воспринимать текст критической статьи. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно и письменно отвечать на вопросы | индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самоконтроль и самопроверка |
Литература Античности | 2 | Жанры античной литературы. Понятие об античной литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры античной литературы. Философия, история, ораторское искусство античной культуры. Гай Валерий Катулл. Лирика. Жанровое и тематическое многообразие лирики. Любовь как возвышенная духовная связь между людьми Квинт Гораций Флакк. Слово о писателе. Стихотворение «Памятник». Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Устно отвечать на вопросы Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. | индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самоконтроль и самопроверка |
Литература Средневековья | 6 | Данте Алигьери. Слово о писателе. «Божественная комедия» («Ад». Песни I, V, XXXIV. «Чистилище». Песнь XXX. «Рай». Песнь XXXI). «Божественная комедия» как произведение позднего Средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Смысл композиции. Художественные особенности произведения. «Слово о полку Игореве». «Слово…» как выдающийся памятник древнерусской литературы. Своеобразие жанра. Историческая основа. Связь с фольклором. Сюжет и композиция. Система образов. Пафос «Слова…». Художественный язык произведения | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопрос Воспринимать текст произведения древнерусской литературы. Выразительно читать фрагменты произведения. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выделять смысловые части художественного текста. Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведения. Создавать письменный развёрнутый ответ на вопрос. Конспектировать литературно-критическую статью | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка |
Западноевропейская литература XIV – XVIII вв. | 3 | Литература эпохи Возрождения. Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры. Дж. Боккаччо. «Декамерон» («Вступление», «День первый», «День пятый»). Жанр новеллы. Символика образов. Тематика. Связь с фольклором. Назидательный пафос. И.В. Гёте. Роман «Страдания юного Вертера» Особенности сюжета. Проблема выбора жизненного пути. | Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения | индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самоконтроль и самопроверка |
Русская литература XVIII в. | 5 | Русская литература. XVIII века Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы Нового времени в России. Специфика литературы Нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII века (классицизм, сентиментализм). М.В. Ломоносов. Слово о писателе. Стихотворения. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты), «Я знак бессмертия себе воздвигнул…» Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория «трёх штилей»). Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды. Г.Р. Державин. Слово о писателе. Стихотворения «Фелица», «Памятник». Своеобразие жанра оды у Державина. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII — начала XIX века. Поэтический мир стихотворений. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Выявлять идею произведений. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя Устно отвечать на вопросы. Конспектировать литературно-критическую статью | индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самоконтроль и самопроверка |
Западноевропейская литература конца XVIII – начала XIX века | 5 | Европейская литература конца XVIII — начала XIX века. Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека. И.В. Гёте. Слово о писателе. Трагедия «Фауст» (Пролог на небесах. Часть I, сцены 1, 3, 4, 8, 12, 16, 25. Часть II, действие 5). Роль творчества Гёте в мировой литературе. Фольклорная легенда в основе сюжета. Философская проблематика. Сюжет и композиция. Система образов. Ф. Шиллер. Драма «Разбойники» Особенности жанра. Конфликт. Проблема человеческого порока. Образы героев Дж. Байрон. Слово о писателе. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Место Байрона в развитии европейского романтизма. Проблема героя времени в произведениях романтизма. Своеобразие жанра и композиции. Образ автора. Поэтический мир произведения. Актуализация изученного ранее. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Воспринимать текст драматического произведения. Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения Воспринимать текст литературного произведения в переводе. Характеризовать проблематику пьесы. Выявлять характерные для драматического произведения образы и приёмы изображения человека. Выразительно читать поэму. Выявлять идею произведения. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя | индивидуальная, фронтальная, работа в парах, самоконтроль и самопроверка |
Русская литература XIX века | 55 | Русская литература XIX века. Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX века. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Актуализация изученного ранее. В.А. Жуковский. Слово о писателе. Стихотворения «Вечер», «Невыразимое», «Море» Жуковский как первый представитель романтизма в русской литературе. Своеобразие романтизма у Жуковского. Жанр элегии. Философские мотивы. Поэтический мир стихотворений. Актуализация изученного ранее. А.С. Пушкин. Этапы жизни и творчества. Стихотворения «Узник», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…»), «Туча», «Осень», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…». Тема поэта и поэзии, свободы личности и свободы творчества. Источник творческого вдохновения. Природа и жизнь человека. Поэтический мир стихотворений. Поэма «Цыганы». «Цыганы» как романтическая поэма. Своеобразие романтизма Пушкина. Проблема героя. Образ автора. Поэтический мир произведения. «Моцарт и Сальери» . «Маленькие трагедии» как философский цикл. Нравственная проблематика. Конфликт произведения (гений и злодейство). Верность своему предназначению как условие творчества. Повесть «Пиковая дама» Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя Нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Художественное своеобразие. Роман в стихах «Евгений Онегин» История создания романа. Своеобразие жанра (единство эпического и лирического в романе). Особенности сюжета и композиции. Историческая основа романа. Энциклопедичность. Проблематика романа. Евгений Онегин как герой времени. Система образов. Специфика образа автора. Язык и стиль романа. Онегинская строфа как минимальная композиционная и ритмико-смысловая единица произведения. К.Н. Батюшков. Слово о писателе. Стихотворение «Разлука». Д.В. Давыдов. Слово о писателе. Стихотворения «Песня» («Я люблю кровавый бой…»), «Листок». Е.А. Боратынский. Слово о писателе. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок…». А.А. Дельвиг. Слово о писателе. Стихотворения «Русская песня» («Соловей»), «Н.М. Языкову» Биографии и творчество поэтов пушкинской поры. М.Ю. Лермонтов. Этапы жизни и творчества. Стихотворения «Смерть поэта», «Пророк», «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…». Одиночество, смирение, надежда в лирике Лермонтова. Духовная основа лирики. Поэтический мир стихотворений. Поэма «Мцыри». Поэма «Мцыри» как вершина позднего романтизма. Философская проблематика поэмы. Образ главного героя. Проблема выбора как духовная и жизненная основа произведения. Сюжет и композиция. Система образов. Природа в произведении. Поэтический мир произведения. Роман «Герой нашего времени». История создания. Своеобразие жанра. Стилевое многообразие. Единство эпического, лирического и драматического в романе. Проблема героя времени (традиция и новаторство). Принцип циклизации повестей. Особенности сюжета и композиции. Сюжетные источники произведения. Система повествователей. Система персонажей. Специфика изображения русской действительности в романе. Мастерство Лермонтова-прозаика. Н.В. Гоголь. Этапы жизни и творчества. Поэма «Мёртвые души». История создания произведения. Эволюция замысла и воплощения. Проблема жанра. Эпическое и лирическое в поэме. Главные герои поэмы (Россия — автор — Чичиков). Сюжетная основа произведения. Смысл названия поэмы. Особенности композиции, значение внесюжетных элементов. Изображение русского мира в поэме (помещики, чиновники, народ). Комическое в поэме. Своеобразие авторского пафоса. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. Мотив дороги и пути в поэме. Язык и стиль. Комедия «Ревизор». Жанр общественной комедии (традиции и новаторство). Особенности конфликта. Композиция как способ выражения авторской идеи. Страх и любопытство как движущая сила развития конфликта. «Художественные миры» «Ревизора» (преступный, миражный, истинный). Образ уездного города и образ Петербурга в пьесе. Система персонажей. Своеобразие смеха (виды комического и приёмы комизма). Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века. Развитие русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Актуализация изученного ранее. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра. И.С. Тургенев. Слово о писателе. Стихотворения в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача». Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Художественное мастерство Тургенева. Ф.И. Тютчев. Слово о писателе. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» Философская лирика Тютчева. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Поэтический мир стихотворений. А.А. Фет. Слово о писателе. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Вечер», «Учись у них, у дуба, у берёзы…». Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений. Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…». Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Гражданское и личное. Народная тема. Лирический герой поэзии Некрасова. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать проблематику поэмы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Составлять план произведения. Письменно отвечать на вопрос. Писать сочинение. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя. Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений. Определять стихотворные размеры. | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль, самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую. |
Русская литература XX века | 18 | Развитие русской литературы в XX веке Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии. М. Горький. Слово о писателе. Рассказ «Макар Чудра» Стиль ранних рассказов Горького. Особенности конфликта. Отражение современной действительности в рассказах. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие. Актуализация изученного ранее. М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». Общечеловеческое и социальное в повести. Своеобразие конфликта. Философская проблематика. Комическое у Булгакова. Фантастика и реальность. Система образов. Мастерство Булгакова-прозаика. М.А. Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека» Жизнь человека как отражение истории русского народа. Андрей Соколов — ровесник XX века. Гуманистический пафос произведения. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Художественное мастерство Шолохова. В.В. Быков. Слово о писателе. Повесть «Обелиск». Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Память о будущем. Нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войне. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Чтение и анализ содержания повести. А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Жизненная и нравственная основа рассказа. Проблема национального характера. Мотив праведничества. Образ автора-повествователя. Гражданское и философское звучание авторской позиции. В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Чудик». Особенности героя Шукшина. Проблематика рассказа. Традиции русской литературы в творчестве Шукшина. Ф.А. Искандер. Сказка «Кролики и удавы» Социально-философская сказка. Сатирическая основа. Аллегорический смысл. Проблема власти и рабства. | Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать проблематику поэмы. Выявлять проблему и идею произведения. Выявлять характерные для произведения образы и приёмы изображения человека. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Составлять план произведения. Письменно отвечать на вопрос. Писать сочинение. Делать выводы об особенностях художественного мира, сюжетов, проблематики и тематики произведений писателя. Выразительно читать художественное произведение | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах, в парах сменного состава, самоконтроль и самопроверка, взаимообучение, взаимоконтроль, самостоятельная работа, работа с текстом, перевод информации из одной формы в другую. |
Обобщение изученного материала | 5 | Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему или тематическое тестирование за курс 9 класса Читательская конференция: защита творческих и исследовательских работ; тематических портфолио, презентация исследовательских работ по литературе. | Обсуждение творческих и исследовательских работ по критериям. Ответы на вопросы. Презентация или фильм об уроках литературы, внеклассных занятиях, поездках, экскурсиях в 9 кл. | индивидуальная, групповая, индивидуально-групповая, фронтальная, работа в парах |
Резерв | 1 |
КАЛЕНДАРНО - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема урока | Домашнее задание | |
План | Факт | |||
Введение – 2 ч | ||||
1 | Стартовая диагностическая работа. | Презентация читательского дневника | ||
2 | Литература как искусство слова. Понятие о литературном процессе. Основные этапы (эпохи) развития мировой литературы. Место художественной литературы в общественной жизни и культуре России. Национальные ценности и традиции, формирующие проблематику и образный мир русской литературы, её гуманизм, гражданский и патриотический пафос. Национальная самобытность русской литературы. Русская литература в контексте мировой. Выборочное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи и записей в тетради. Стр. 8 вопрос 5 (письменно), 1-4,6 - устно | ||
Античная литература - 2 ч | ||||
3 | Жанры античной литературы. Понятие об античной литературе. Актуализация изученного ранее. Основные жанры античной литературы. Философия, история, ораторское искусство античной культуры. Комментированное чтение и обсуждение статей. | Пересказ статей и записей в тетради. Стр. 14 вопрос 3 (письменно). Индивидуальные сообщения о поэтах Античности. | ||
4 | Гай Валерий Катулл. Лирика. Жанровое и тематическое многообразие лирики. Любовь как возвышенная духовная связь между людьми. Квинт Гораций Флакк. Слово о писателе. Стихотворение «Памятник». Понятие об античной лирике. Жанр оды. Особенности содержания и образов. Чтение и анализ лирических произведений. | Выразительное чтение стихотворений. Стр. 30 вопросы 1 (п). Стр. 34 вопрос 2 (п) | ||
Литература Средневековья – 6 ч | ||||
5 | Средневековая литература. Средневековье в Европе и на Руси. Понятие о древнерусской литературе. Актуализация изученного ранее. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, житие, слово, поучение). Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи и записей в тетради. Найти в тексте и выписать незнакомые слова и их значение. | ||
6 | Данте Алигьери. Слово о писателе. Данте и его время. Дантовская модель мироздания. «Божественная комедия» как произведение позднего Средневековья. Своеобразие жанра и сюжета. Изображение пороков человечества в первой части поэмы.. Чтение и анализ фрагментов произведения: «Божественная комедия» («Ад». Песни I, V, XXXIV). | Чтение произведения, ответы на вопросы. Стр. 39 вопрос 4 (письменно) | ||
7 | Идея восхождения и очищения души человека как центральная в произведении. Тема поиска истины и идеала. Образ поэта. Смысл композиции: трёхчастная композиция поэмы. Смысл названия. Чтение и анализ фрагментов произведения: «Божественная комедия» («Чистилище». Песнь XXX. «Рай». Песнь XXXI). | Чтение произведения, ответы на вопросы. Выразительное чтение по ролям. Стр. 78 «Задания к иллюстрациям». | ||
8 | «Слово о полку Игореве». «Слово…» как величайший памятник Древней Руси. История открытия «Слова…». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Образы русских князей. «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Образ русской земли. Своеобразие жанра. Сюжет и композиция. Система образов. Сюжетно – композиционный анализ «Слова». | Составить характеристику героев произведения (русских князей) на выбор. Выразительное чтение понравившихся фрагментов произведения. | ||
9 | Ярославна как идеальный образ русской женщины. Авторская позиция в «Слове». Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Переводы и переложения произведения. Значение «Слова» для русской культуры. Связь с фольклором. Комментированное чтение эпизодов «Слова». Чтение и анализ содержания. | Стр. 112, вопрос 11 (письменно). Выразительное чтение наизусть отрывка произведения. | ||
10 | Учимся работать с научной и критической литературой. Д.С. Лихачёв «Слово о полку Игореве» и художественная культура Киевской Руси» (фрагменты). Обучение конспектированию научной статьи. | Конспект статьи. Стр. 118 вопросы 1-6 (устно) | ||
Западноевропейская литература XIV–XVIII веков – 3 ч | ||||
11 | Литература эпохи Возрождения. Понятие о литературе Возрождения. Идеалы эпохи Возрождения. Основные жанры. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 121 вопросы 1-3 (письменно на выбор учащегося) | ||
12 | Дж. Боккаччо. «Декамерон» («Вступление», «День первый», «День пятый»). Жанр новеллы. Символика образов. Тематика. Связь с фольклором. Назидательный пафос. Чтение и анализ содержания. | Чтение и пересказ фрагментов новеллы. Стр. 164 вопрос 12 (письменно) | ||
13 | И.В. Гёте. Роман «Страдания юного Вертера» (обзор). Особенности сюжета. Проблема выбора жизненного пути. Чтение и анализ фрагментов содержания. | Чтение и пересказ фрагментов романа. Стр. 170 вопрос 12 (письменно) | ||
Русская литература XVIII века – 5 ч | ||||
14 | Русская литература XVIII века. Классицизм и его связь с идеями русского Просвещения. Общественно-исторические предпосылки возникновения литературы Нового времени в России. Специфика литературы Нового времени. Эпоха Просвещения в России. Основные направления русской литературы XVIII века (классицизм, сентиментализм). Актуализация изученного ранее. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Стр. 174 вопрос 2 (письменно) Индивидуальное сообщение о М.В. Ломоносове | ||
15 | М.В. Ломоносов. Слово о писателе. Черты классицизма в творчестве Ломоносова. Жанр оды. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Роль Ломоносова в развитии русской литературы (теория «трёх штилей»). Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Чтение и пересказ статьи учебника. Стр. 177 вопрос 1 (устно) | ||
16 | Стихотворения «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха (фрагменты). «Памятник». Чтение и анализ фрагментов содержания. | Выразительное чтение наизусть отрывка. Стр. 189 вопрос 1 (письменно) | ||
17 | Г.Р. Державин. Слово о писателе. Традиции и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии. Своеобразие жанра оды у Державина. «Фелица». Взгляды Державина на поэта, поэзию, гражданский пафос его лирики. Чтение и анализ стихотворения | Стр. 208 вопрос 2 (устно) Составить синквейн на тему «Ода Державина» | ||
18 | Чтение и анализ стихотворения «Памятник». Жизнеутверждающий характер поэзии. Тема поэта и поэзии. Философская проблематика произведений поэта. Поэтический мир стихотворений. Значение поэзии Державина для русской литературы конца XVIII — начала XIX века. | Выразительное чтение наизусть стихотворения. | ||
Западноевропейская литература конца XVIII — начала XIX века – 5 ч | ||||
19 | Европейская литература конца XVIII — начала XIX века. Стили и направления. Возникновение романтизма. Исторические и философские основы романтического мировосприятия. Романтическая концепция мира и человека. Комментированное чтение и обсуждение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 244 вопросы 1-5 (устно) | ||
20 | И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (фрагменты). Народная легенда о докторе Фаусте и её интерпретация в трагедии. Образы Фауста и Мефистофеля как «вечные образы». История сделки человека с дьяволом как «бродячий» сюжет. Герой в поисках смысла жизни. Проблема и цена истинного счастья. Чтение и анализ фрагментов содержания. Чтение и анализ содержания: Пролог на небесах. Часть I, сцены 1, 3, 4, 8, 12, 16, 25. | Выразительное чтение фрагментов трагедии. Стр. 245 вопрос 3 (письменно) | ||
21 | Трагедия «Фауст». Жажда познания как свойство человеческого духа. Философская проблематика. Роль творчества Гёте в мировой литературе. Чтение и анализ содержания: часть II, действие 5. | Выразительное чтение фрагментов трагедии. Стр. 330 вопросы 1-3 (устно) | ||
22 | Ф. Шиллер. Слово о писателе. Драма «Разбойники». Особенности жанра. Конфликт. Проблема человеческого порока. Образы героев. Чтение и анализ фрагментов драматического произведения. | Чтение и пересказ фрагментов драмы. Стр. 334-335 вопросы 1-8 (устно) | ||
23 | Дж. Байрон. Слово о писателе. Место Байрона в развитии европейского романтизма. Поэма «Паломничество Чайльд Гарольда». Своеобразие жанра и композиции. Сюжетно-композиционный анализ поэмы. | Составить кластер на тему «Дж. Байрон» Стр. 341: выбрать тему для самостоятельной исследовательской работы (для желающих) | ||
Русская литература XIX века – 55 ч (9 рр) | ||||
24 | Русская литература XIX века. Романтизм в русской литературе. Романтический герой. Процесс жанрообразования и стилевого развития в русской литературе первой половины XIX века. Связь литературного процесса с общественно-политической ситуацией в России. Основные темы и образы русской поэзии XIX века (человек и природа, родина, любовь, назначение поэзии). Актуализация изученного ранее. Комментированное чтение статьи. | Пересказ статьи учебника. Стр. 8 вопросы 1-4 (устно). | ||
25 | В.А. Жуковский. Слово о писателе. Жуковский как первый представитель романтизма в русской литературе. Основные темы и образы поэзии Жуковского. Лирический герой романтической поэзии и его восприятие мира. Своеобразие романтизма у Жуковского. Жанр элегии. Чтение и анализ стихотворения «Вечер». | Выразительное чтение стихотворения. Стр. 21 вопросы 1-9 (устно). Составить синквейн на тему «Жуковский В.А.» | ||
26 | Тема поэтического вдохновения. Философские мотивы. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. Романтический образ моря. Отношение романтика к слову. Своеобразие поэтического языка Жукосвского. Чтение и анализ стихотворений «Невыразимое», «Море». | Выразительное чтение наизусть «Море». Стр. 24 вопросы 1-5,7 (устно), 6 (письменно). | ||
27 | А.С. Пушкин. Этапы жизни и творчества. Тема свободы личности и свободы творчества. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворения «Узник». | Пересказ статьи учебника. Выразительное чтение наизусть «Узник», письменный анализ стих-я по плану. | ||
28 | Поэтическое новаторство, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина, их развитие на разных этапах его творческого пути. Христианские мотивы и образы в произведениях русской литературы. Чтение и анализ стихотворения «Пророк». | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 45, 48. Выразительное чтение понравившегося стихотворения. | ||
29 | Тема поэта и поэзии. Поэтический мир стихотворений. Особенности ритмики, метрики, строфики пушкинских стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «Поэт и толпа», «Поэту» («Поэт, не дорожи любовию народной…») | Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения.
| ||
30 | Образно-стилистическое богатство и философская глубина, религиозно-нравственные мотивы лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. Чтение и анализ стихотворений «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Два чувства дивно близки нам…». Образ Пушкина в русской поэзии XIX-XX вв. | Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения. Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 53, 58. | ||
31 | Поэма «Цыганы» как романтическая поэма. Черты романтизма в произведении. Своеобразие романтизма Пушкина. Образ главного героя: переосмысление байроновского типа. Свобода и своеволию. Проблема героя. Образ автора. Смысл финала поэмы. Поэтический мир произведения. Сюжетно-композиционный анализ поэмы. | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 63 (устно) Выразительное чтение по ролям. Творческое задание: стр. 63 «Речевое задание» (письменно) | ||
32 | Пьеса «Моцарт и Сальери». «Маленькие трагедии» как философский цикл, цикл маленьких трагедий-пьес о сильных личностях и нравственном законе. Проблема «гения и зложейства» Образы Моцарта и Сальери. Два типа мировосприятия, выраженные в образах главных героев трагедии. Образ слепого скрипача и его роль в развитии сюжета. Образ «чёрного человека». Сценическая и кинематографическая судьба трагедии. Чтение и анализ пьесы «Моцарт и Сальери». | Чтение статьи учебника. Вопросы стр. 65 (устно), стр. 69 вопрос 3 (письменно) Выразительное чтение по ролям. | ||
33 | Повесть «Пиковая дама». Нравственно-философская проблематика. Конфликт. Тип героя Нового времени. Символическое в произведении. Фантастическое и реальное. Чтение и анализ повести. | Чтение статьи учебника стр. 72-75. Чтение и пересказ фрагментов повести. | ||
34 | Образ Германна. Жизненная философия героя. Художественное своеобразие. Особенности пушкинской фантастики. Чтение и анализ повести. | Составить синквейн «Германн» и/или «Повесть «Пиковая дама». | ||
35 | Роман в стихах «Евгений Онегин». Замысел романа и его эволюция в процессе создания произведения. Особенности жанра и композиция «свободного романа», «энциклопедичность». Единство лирического и эпического начал. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Автор и его герои. Образ читателя в романе. Комментированное чтение статей в учебнике. Сюжетно-композиционный анализ. | Пересказ записей в тетради. Чтение романа «Евгений Онегин». | ||
36 | Р.р. Система образов. Изображение исторических событий, жизни русского дворянства и картин народной жизни. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Евгений Онегин как герой времени. Образ Онегина, его развитие. Внутренний конфликт. Чтение и анализ глав романа. | Составить характеристику. Выразительное чтение отрывка | ||
37 | Р.р. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Сравнительная характеристика: анализ глав романа. | Составить сравнительную характеристику по плану, выразительное чтение понравившихся отрывков романа. | ||
38 | Онегин и Татьяна как герои основной сюжетной линии. Комментированное чтение глав романа. Татьяна как «милый идеал» автора: анализ глав романа. Идеальный женский образ. Тема любви и долга в романе. Утверждение непреходящих жизненных ценностей (вера, любовь, семья, дружба). Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Эпилог. | Стр. 80 вопрос 9,10 (письменно) и /или составить синквейн на тему «Онегин и Татьяна». Выразительное чтение отрывка наизусть | ||
39 | Картины родной природы. Единство эпического и лирического начал. Тематика лирических отступлений. Чтение и анализ глав романа. Онегинская строфа. Особенности языка, органическое сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминание имён богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Подготовка к сочинению. | Стр. 80 вопрос 2 (письменно). Выразительное чтение отрывка | ||
40 | Р.р. Классное обучающее сочинение по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина (н-р, «Образ Онегина») | |||
41 | Р.р. Анализ сочинений по роману «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Реализм пушкинского романа в стихах, «Евгений Онегин» в русской критике. Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»): обучение конспектированию критической статьи. | Конспект статьи В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). | ||
42 | Поэты пушкинской поры. К.Н. Батюшков. Слово о писателе. Стихотворение «Разлука». Д.В. Давыдов. Слово о писателе. Стихотворения «Песня» («Я люблю кровавый бой…»), «Листок». | Выразительное чтение наизусть (на выбор учащегося). Создание буклета на тему «Хронологическая летопись жизни и творчества …» (на выбор учащегося). | ||
43 | Е.А. Боратынский. Слово о писателе. Стихотворения «Разуверение», «Мой дар убог, и голос мой негромок…». А.А. Дельвиг. Слово о писателе. Стихотворения «Русская песня» («Соловей»), «Н.М. Языкову». | |||
44 | Итоговая контрольная работа за 1 полугодие (анализ стихотворения (на выбор учащегося) одного из поэтов пушкинской поры по плану) | |||
45 | М.Ю. Лермонтов. Этапы жизни и творчества. Одиночество, смирение, надежда в лирике Лермонтова. Духовная основа лирики. Поэт и его поколение. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «Смерть поэта», «Пророк» | Выразительное чтение наизусть (отрывок из стих-я «Смерть Поэта»). | ||
46 | Природа и человек в философской лирике поэта. Тема родины. Своеобразие художественного мира поэзии Лермонтова. Характер лирического героя лермонтовской поэзии. Романтизм и реализм в лирике поэта. Чистота и красота поэзии как заповедные святыни сердца. Чтение и анализ стихотворений «Утёс», «Выхожу один я на дорогу…». | Выразительное чтение наизусть (на выбор учащегося). Интерпретация поэтического текста (на выбор учащегося) по теме урока | ||
47 | Поэма «Мцыри» как романтическая поэма. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы. Романтический герой. Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Сюжетно-композиционный анализ поэмы. | Выразительное чтение поэмы. Стр. 140 вопросы 2-14 (устно). | ||
48 | Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образ монастыря и окружающей природы, смысл их противостояния. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Чтение и анализ поэмы. Подготовка к домашнему сочинению. | Написать сочинение по предложенным темам (н-р, «Героическая личность в изображении Лермонтова»). | ||
49 | Р.р. Анализ домашнего сочинения по поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Философская проблематика поэмы. Поэтический мир произведения. | Выразительное чтение наизусть (на выбор учащегося). | ||
50 | Роман «Герой нашего времени» Лермонтова как первый русский психологический роман в русской литературе. Нравственно–философская проблематика произведения. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции романа, её роль в раскрытии характера Печорина. Особенности повествования. Комментированное чтение. | Чтение статьи в учебнике стр.152-154 Стр. 154 «Послетекстовое задание» | ||
51 | Особое внимание к внутренней жизни человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу, рефлексии. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы). Акцентное вычитывание эпического текста: анализ главы «Бела». Портретные и пейзажные описания как средства раскрытия психологии личности. Внутренний монолог. Нравственные искания героев русской литературы. | Чтение и пересказ главы романа. Чтение статьи в учебнике стр.154-155. Стр. 155 «Послетекстовое задание» | ||
52 | Печорин в ряду героев романа (контрабандисты). Главный герой и второстепенные персонажи произведения. Акцентное вычитывание эпического текста: анализ главы «Тамань». Черты романтизма и реализма в романе. Проблема героя времени (традиция и новаторство). | Чтение и пересказ главы романа. Чтение статьи в учебнике стр.157-159. Стр. 159 «Послетекстовое задание» | ||
53 | Печорин в ряду героев романа (Грушницкий, представители «водяного общества», Вернер). Акцентное вычитывание эпического текста: анализ главы «Княжна Мери». Тема любви и женские образы в романе. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. | Чтение и пересказ главы романа. Чтение статьи в учебнике стр.159-162. Стр. 162 «Послетекстовое задание». | ||
54 | Печорин в галерее «лишних людей». Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. «Для какой цели я родился?»: акцентное вычитывание эпического текста: анализ главы «Фаталист». Смысл финала произведения. Подготовка к сочинению. | Чтение и пересказ главы романа. Чтение статьи в учебнике стр.162-165. Стр. 165 «Послетекстовое задание». | ||
55 | Р.р. Аудиторное обучающее сочинение по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (н-р, «Кто герой нашего времени?») | Чтение статьи в учебнике стр.165-169. Стр. 169 вопросы 1-5 (устно) | ||
56 | Р.р. Обсуждение сочинения. Единство эпического, лирического и драматического в романе. Мастерство Лермонтова-прозаика. Печорин и Онегин. Роман «Герой нашего времени» в русской критике. | |||
57 | Н.В. Гоголь. Этапы жизни и творчества. Замысел и композиция поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души». История создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Жанровое своеобразие произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием. Причины незавершённости романа. Сюжетно – композиционный анализ поэмы. | Чтение статьи в учебнике стр. 185-190. Чтение и пересказ указанных главы поэмы. | ||
58 | Чичиков в системе образов поэмы. Чичиков как «приобретатель», новый герой эпохи. Главные герои поэмы (Россия — автор — Чичиков). Чичиков у Манилова: чтение и анализ содержания. | Чтение и пересказ статьи в учебнике стр. 190-194. Чтение и пересказ главы, вопросы по теме урока. Составить визитку главного героя. | ||
59 | Образы помещиков и чиновников, художественные средства и приёмы их создания, образы крестьян. Чичиков в гостях у Коробочки: чтение и анализ содержания. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. | Чтение и пересказ главы, вопросы по теме урока. Оформить интервью с героем. | ||
60 | Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и средства их создания. Чичиков у Собакевича: чтение и анализ содержания. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. | Чтение и пересказ главы, вопросы по теме урока. Составить синквейн на тему «Собакевич» | ||
61 | Кто вы, господин Ноздрев? Собирательная характеристика персонажа: чтение и анализ содержания. Образы помещиков и средства их создания. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. | Чтение и пересказ главы, вопросы по теме урока. «Напиши письмо литерному герою» (оцени поступок, посоветуй, поддержи). | ||
62 | «Здесь погиб человек…» Гоголь о Плюшкине: чтение и анализ содержания. Помещики в поэме и приёмы создания их образов. Особенности повествовательной манеры Гоголя. Роль детали в создании образов. | Чтение и пересказ главы, вопросы по теме урока. Составить характеристику главного героя. | ||
63 | Образы чиновников и средства их создания: чтение и анализ содержания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Изображение русского мира в поэме (помещики, чиновники, народ). Комическое в поэме. Своеобразие авторского пафоса. | Чтение и пересказ статьи в учебнике и /или стр. 196 вопросы 1-3 (письменно) | ||
64 | Авторские лирические отступления в поэме, их тематика и идейный смысл. Поэма о России: образ Руси и мотив дороги. Пафос поэмы. Своеобразие гоголевского реализма. Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку. Интерпретация содержания. Подготовка к сочинению. | Чтение статьи в учебнике стр. 194-196. Выразительное чтение отрывка наизусть. | ||
65 | Р.р. Аудиторное сочинение по поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (н-р, «Что может дом рассказать о своём хозяине?») | Составить словарь крылатых слов и выражений из поэмы. | ||
66 | Р.р. Анализ сочинений. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании). Язык и стиль. Поэма «Мёртвые души» в русской критике. | |||
67 | Н.В. Гоголь «Ревизор». История создания комедии и её сценическая судьба. Поворот русской драматургии к социальной теме. Отражение России 19 века в сюжете и героях комедии: русское чиновничество в сатирическом изображении (разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, казнокрадства, лживости. Основной конфликт комедии и стадии его развития. Особенности завязки, развития действия, кульминации и развязки. Сюжетно – композиционный анализ комедии. | Чтение статьи в учебнике стр.169-171, 172-174. Стр. 171 вопросы 1-9 (устно). Чтение комедии, пересказ сюжета. | ||
68 | Образ типичного уездного города. Собирательный образ города. Городничий и чиновники города N: чтение и анализ содержания комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Женские образы в комедии. Ремарка как форма выражения авторской позиции. | Чтение статьи в учебнике стр.174-178 Стр. 178 вопросы 1-8 (устно) Чтение комедии, пересказ сюжета. | ||
69 | Образ Хлестакова. Способы создания характера главного героя: чтение и анализ содержания комедии. Хлестаковщина как общественное явление. Система персонажей. Новизна финала (немая сцена). Мастерство драматурга в создании речевых характеристик. Гоголь о комедии. | Составить характеристику главного героя. Чтение статьи в учебнике стр. 178 – 181. Стр. 181 вопросы 1-4 (устно) | ||
70 | Проза и драматургия в русской литературе второй половины XIX века . Развитие русской прозы. Становление реализма в русской литературе XIX века. Психологизм русской прозы. Ведущая роль романа в отражении русской действительности. Драматургия. Островский как создатель русского национального театра. Социальная и нравственная проблематика русской драматургии XIX века. | Чтение статьи в учебнике стр. 197-200. Стр. 200 вопросы 1-4 (устно по вариантам) | ||
71 | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Своеобразие жанра. Философская проблематика и глубина лирического переживания. Особенности идейно-эмоционального содержания стих-й в прозе. Своеобразие ритма и языка. Авторская позиция и способы её выражения. Чтение и анализ стихотворений в прозе «Друг и враг», «Русский язык», «Два богача», «Воробей». | Выразительное чтение наизусть «Русский язык». Стр. 207 «Послетекстовое задание» | ||
72 | Ф.И. Тютчев. Слово о писателе. Философская проблематика произведений Тютчева. Основные темы: творчество, Россия, любовь, природа. Чтение и анализ стихотворений «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…». | Выразительное чтение наизусть стихотворения (на выбор учащегося). Анализ стихотворения по плану (на выбор учащегося) | ||
73 | Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «Фонтан», «Умом Россию не понять…». | Выразительное чтение наизусть стихотворения (на выбор учащегося). Иллюстрация к стих-ю для желающих. | ||
74 | Учимся работать с научной и критической литературой. В.Ф. Ходасевич «О Тютчеве» (учебник стр. 235). Обучению тезированию. | Стр. 215 «Факультативные задания для любознательных» (для желающих) | ||
75 | А.А. Фет. Слово о писателе. Философская проблематика произведений. Единство лирических переживаний в изображении жизни, любви, природы. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «На заре ты её не буди…», «Вечер». | Выразительное чтение наизусть стихотворения (на выбор учащегося). Стр. 222 вопрос 5 (письменно) | ||
76 | Параллелизм в описании жизни природы и человека. Природные образы и средства их создания. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворений «Учись у них, у дуба, у берёзы…», «Это утро, радость эта…». | Исследовательская работа «Художественные средства изобразительности стихотворения» (п.) Выразительное чтение стихотворения (на выбор учащегося). | ||
77 | Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Жанрово-стилевое разнообразие лирики Некрасова. Гражданское и личное. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений. Чтение и анализ стихотворения «Тройка». | Выразительное чтение стихотворения. Стр. 234 «Речевое задание» (для желающих) | ||
78 | Народная тема. Лирический герой поэзии Некрасова. Актуализация изученного ранее. Поэтический мир стихотворений. Авторское отношение к героям. Чтение и анализ стихотворений я «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…» | Выразительное чтение наизусть стихотворения (на выбор учащегося). | ||
Русская литература XX века – 18 (2 ч Рр + 2 ч вн.чт.) | ||||
79 | Развитие русской литературы в XX веке. Этапы развития русской литературы XX века. История и литературный процесс. Литературные роды и жанры. Развитие прозы. Развитие поэзии. Развитие драматургии. Развитие реализма в русской литературе XX века. | Чтение и пересказ статьи в учебнике стр. 244-246 Стр. 246 вопросы 1-6 (устно) | ||
80 | М. Горький. Слово о писателе. Стиль ранних рассказов Горького. Герой ранних рассказов. Художественное своеобразие. Актуализация изученного ранее. Отражение современной действительности в рассказах. Чтение и анализ рассказа «Макар Чудра». | Стр. 248 вопросы 1-3 (устно) Чтение и пересказ рассказа | ||
81 | Учимся работать с научной и критической литературой. Н.К. Михайловский «Ещё о г. Максиме Горьком и его героях» (фрагменты). Контрольный конспект. | Стр. 323 выбрать проектные задания для презентации. | ||
82 | М.А. Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». Мифологические и литературные источники сюжета. Идея переделки человеческой природы. Общечеловеческое и социальное в повести. Чтение и анализ повести. | Чтение повести, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. | ||
83 | Образ Шарикова и «шариковщина» как социальное явление. Своеобразие конфликта. Символика имён, названий, художественных деталей. Приёмы сатирического изображения. Чтение и анализ повести. | «Напиши письмо литерному герою» (оцени поступок, посоветуй, поддержи). | ||
84 | Проблема исторической ответственности интеллигенции. Философская проблематика. Фантастика и реальность. Возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, трагическое и комическое. Сатира. Мастерство Булгакова-прозаика. Чтение и анализ повести. | Стр. 257 «Речевые задания» (письменно на выбор учащегося) | ||
85 | М.А. Шолохов. Слово о писателе. Особенности композиции рассказа «Судьба человека». Жизнь человека как отражение истории русского народа. Изображение трагедии народа в военные годы. Андрей Соколов — ровесник XX века. Особенности национального характера. Чтение и анализ содержания рассказа. | Чтение рассказа, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. Стр. 259 вопросы 1-5, 7 (устно) | ||
86 | Анализ эпизода «Андрей Соколов в плену». Тема военного подвига, непобедимости человека. Проблема нравственного выбора в рассказе. Национальное и общечеловеческое значение образа главного героя. Воплощение судьбы целого народа в судьбе героя произведения. | Стр. 259 вопрос 6 (письменно) Чтение статьи в учебнике стр. 260-263 | ||
87 | Андрей Соколов и Ванюшка: чтение и анализ содержания рассказа. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Роль пейзажных зарисовок в рассказе. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Гуманистический пафос произведения. Подготовка к сочинению. | Стр. 263 вопросы 1-2 (устно на выбор учащегося) | ||
88 | Р.р. Аудиторное сочинение по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека» (н-р, «Тема русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека») | Выразительное чтение наизусть отрывка (на выбор учащегося) | ||
89 | Р.р. Анализ сочинений. Работа над ошибками. Художественное мастерство Шолохова. | |||
90 | Вн.чт. В.В. Быков. Повесть «Обелиск». Идейно-эмоциональное содержание произведений, посвящённых военной теме. Образы русских солдат. Чтение и анализ содержания повести. | Чтение повести, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. | ||
91 | Вн.чт. Память о будущем. Нравственные истоки героизма нашего народа в Великой Отечественной войне. Изображение трагических событий отечественной истории, судеб русских людей в век грандиозных потрясений, революций и войн. Обращение к традиционным в русской литературе жизненным ценностям. Подготовка к домашнему сочинению. | Домашнее сочинение (н-р, «Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск») | ||
92 | Р.р. Анализ домашнего сочинений. Работа над ошибками. А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матрёнин двор». Историческая и биографическая основа рассказа. Изображение народной жизни. Чтение и анализ содержания рассказа. | Чтение рассказа, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. Стр. 265 вопросы 1-9 (устно) | ||
93 | Проблема национального характера. Образ рассказчика. Гражданское и философское звучание авторской позиции. Портрет и интерьер в рассказе. Чтение и анализ содержания рассказа | Стр. 265 вопрос 10 (письменно) Чтение статьи в учебнике стр. 266-268 Стр. 268 «Послетекстовое задание» (для желающих») | ||
94 | Притчевое начало, традиции житийной литературы, сказовой манеры повествования в рассказе. Нравственная проблематика. Принцип «жить не по лжи». Тема праведничества в русской литературе. Чтение и анализ содержания рассказа | Отзыв о прочитанном. | ||
95 | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Чудик». Своеобразие шукшинских героев-«чудиков». Доброта, доверчивость, душевная красота простых, незаметных людей из народа. Столкновение с миром грубости и практической приземлённости. Внутренняя сила шукшинского героя. Проблематика рассказа. Традиции русской литературы в творчестве Шукшина. Чтение и анализ рассказа «Чудик» | Чтение рассказа, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. Составить синквейн на тему «Чудик Шукшина» | ||
96 | Ф.А. Искандер. Социально-философская сказка. Сатирическая основа. Аллегорический смысл. Проблема власти и рабства. Чтение и анализ сказки «Кролики и удавы». | Чтение рассказа, выбрать эпизод для подробного пересказа или пересказ от лица разных героев. Стр. 315 вопросы 1 (письменно) | ||
Обобщение изученного – 5 ч (3 ч рр) | ||||
97 | Повторение и обобщение пройденного за курс 9 класса. Подготовка к итоговой контрольной работе. Подготовка к сочинению. | Подготовиться к итоговой работе и заключительному уроку | ||
98 | Р.р. Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему за курс 9 класса | |||
99 | Р.р. Итоговое контрольное сочинение (в любом жанре) на нравственно-этическую тему за курс 9 класса | |||
100 | Р.р. Анализ итоговых сочинений (теста). Работа над ошибками. | Подготовка к читательской конференции | ||
101 | Вн.чт. Читательская конференция: защита творческих работ и тематических портфолио, презентация исследовательских работ по литературе. | Список книг на лето. | ||
102 | Резерв |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Литература. 9 класс»
Литература как искусство слова | |
Выпускник научится:
| Выпускник получит возможность научиться:
|
Русская литература XIX—XX вв. Зарубежная литература | |
Выпускник научится:
| Выпускник получит возможность научиться:
|
Обобщение изученного материала- 5 ч | |
Выпускник научится: использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
| Выпускник получит возможность научиться:
|
Методический блок
Средства обучения:
- Портреты русских и зарубежных поэтов и писателей
- Раздаточный материал по темам курса
- Репродукции картин художников
- Фонохрестоматия.
- Экранные пособия
- Интернет-ресурсы.
Формы контроля
Творческие работы (сочинения) | |
Аудиторное - 6 | Домашнее - 2 |
| М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (н-р, «Героическая личность в изображении Лермонтова»). |
| В.В. Быков. Повесть «Обелиск» (н-р, «Нравственный подвиг в повести В. Быкова «Обелиск») |
| Отзывы по прочитанным произведениям. |
| Анализ стихотворений |
| |
| |
В течение учебного процесса предусмотрены также другие виды творческих работ, способствующих развитию учащихся. |
Виды контроля:
промежуточный: | итоговый: |
|
|
Авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями.
Произведения для заучивания наизусть
- «Слово о полку Игореве» (отрывок).
- М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок).
- В.А. Жуковский. «Море».
- А.С. Пушкин. «Узник», «Евгений Онегин» (отрывок).
- Поэты пушкинской поры (на выбор учащегося).
- Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (отрывок).
- И.С. Тургенев «Русский язык».
- Ф.И. Тютчев. Стихотворения «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Фонтан» (на выбор учащегося).
- А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Вечер», «Учись у них, у дуба, у берёзы…», «Это утро, радость эта…» (на выбор учащегося).
- Н.А. Некрасов. Стихотворения «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей…» (на выбор учащегося).
- М.А. Шолохов «Судьба человека» (отрывок).
Уроки внеклассного чтения:
- В.В. Быков. Повесть «Обелиск»
- Читательская конференция
Раздел 10. Обзор
5 класс 2013-2014 | 6 класс 2014-2015 | 7 класс 2015-2016 | 8 класс | 9 класс |
Х.К. Андерсен «Снежная королева» - 1 час | И.В. Гёте. «Лесной царь» - 1 час | Карело-финский эпос «Калевала» (фрагменты). «Песнь о Роланде» (фрагменты). «Песнь о нибелунгах» (фрагменты) – 1 час | Иван Бунин. «Люблю цветные стекла окон» - 1 час | В.В. Быков. Повесть «Обелиск» - 2 час |
А. Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители» - 1 час | Ф. Шиллер. «Перчатка» - 1 час | М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» - 1 час | Н.С. Гумилёв «Капитаны» - 1 час | |
Жанр басни. Эзоп. Жан де Лафонтен. Готхольд Эфраим Лессинг - 1 час | В. Скотт. «Клятва Мойны» - 1 час | М. М. Зощенко. Рассказ «Галоша» - 1 час | А.П. Чехов «Лошадиная фамилия» - 1 час | |
П.П. Бажов. Сказ «Медной горы Хозяйка» - 2 часа | Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке» - 1 час | А.К. Толстой «Край ты мой, родимый край…» - 1 ч | Р. Брэдбери «Всё лето в один день» - 1 час | |
М.Ю. Лермонтов. «Тучи» - 1 час | Н.С. Лесков. «Левша» - 2 часа | П. Мериме. Новелла «Видение Карла XI» - 1 час | ||
А.А. Фет. «Чудная картина» - 1 час | А.П. Чехов. «Мальчики» - 1 час | М. Горький «Детство» (фрагменты) | ||
И.С. Никитин «Русь». И. Северянин «Запевка» - 1 час | О. Генри. «Вождь краснокожих» - 1 час | |||
И.А. Бунин. «Листопад» (фрагмент Лес, точно терем расписной…»). «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора» - 1 час | Ю.П. Казаков. «Арктур – гончий пёс» - 1 час | |||
М.М. Пришвин. «Кладовая солнца» - 5 часов | В.П. Астафьев. «Жизнь Трезора» - 1 час | |||
А.К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…». Н.А. Заболоцкий «Гроза идёт» - 1 час | Дж. Лондон. «Белый клык» - 1 час | |||
А.Н. Толстой «Детство Никиты» (фрагменты) – 1 час | Э. Сетон-Томпсон. «Королевская аналостанка» - 1 час | |||
М. Твен. «Приключения Тома Сойера» (фрагменты) – 1 час | В. Катаев. «Сын полка» - 1 час | |||
А.Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Д.С. Самойлов «Сороковые» - 1 час | Л.Н. Толстой. «Детство» (фрагменты) – 1 час | |||
18 часов | 14 часов | 6 часов | 4 часа | 2 час |
Лист регистрации изменений к рабочей программе по литературе
учителя: Булыгиной Н.В.
№ п/п | Дата изменения | Причина изменения | Суть изменения | Корректирующие действия |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________
Подпись
Дата ___________________ Расшифровка подписи _______________________________
Отчёт о выполнении реализуемой учебной программы по содержанию
По: литературе
Учитель: Булыгина Н.В.
Класс: 9 а,б
Количество часов: в неделю 3 часа; в год 102 часа
Программа: Авторская программа по литературе под редакцией Г.В. Москвина, М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
Учебник: Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л. Учебник по литературе. 9 класс. Часть 1.2. – М.: Вентана-Граф, 2015.
Темы | По программе | По РП | РР | Внекл чтен | Проведено часов | ||||
1 чет | 2 чет | 3 чет | 4 чет | год | |||||
| 1 | 2 | |||||||
| 3 | 2 | |||||||
| 7 | 6 | |||||||
| 4 | 3 | |||||||
| 7 | 5 | |||||||
| 6 | 5 |
| ||||||
| 52 | 55 | 9 | ||||||
| 9 | 18 | 2 | 2 | |||||
| 4 | 5 | 3 | 1 | |||||
| 2 | 1 | |||||||
итого | 105 | 102 | 14 | 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС) 2017-2018 уч. год
Рабочая программа по физике для 7 класса (ФГОС) 2017-2018 уч. год...
Рабочая программа по литературе к УМК под ред. Коровиной В.Я. 7 класс ФГОС 2017-2018 г
Рабочая программа по литературе к УМК под ред. Коровиной 7 класс 2017-2018 уч.г.ФГОС...
рабочая программа 5 класс ФГОС 2017-2018
Рабочая программа по технологии для 5 классов по ФГОС....
Рабочая программа по литературе 9 класс (ФГОС), 2017-2018 год
Данная рабочая программа составлена на основе нормативных и методических документов, соответствует ФГОС...
Рабочая программа по литературе 6 класс (ФГОС), 2017-2018 год
Программа составлена с учётом авторской программы по литературе под редакцией Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряева, Е.Л. Ерохиной. М: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013....
Рабочая программа мерзляк 5-6 ФГОС 2017-2018
Рабочая программа мерзляк 5-6 ФГОС 2017-2018...
Рабочая программа литература 5 класс ФГОС 2017-2018
Рабочая программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федераль...