Новые развивающие формы искусства во внеурочной деятельности школьников (дудлинг и зентангл).
статья по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс) по теме
Сегодня весьма популярны за рубежом и в нашей стране новые виды искусства дудлинг и зентангл. Это очень увлекательное творческое и полезное занятие доступное каждому не требующее специальных навыков и умений художника.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Новые развивающие формы искусства
во внеурочной деятельности школьников
(дудлинг и зентангл)»
Автор:
Войтович Ольга Александровна
учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ № 418
Кронштадтского района Санкт-Петербурга
2018
Оглавление
- Введение 3
- Раздел 1. Артпедагогическая техника медитативного рисования 5
- Раздел 2. Зентангл и дудлинг — новые развивающие формы искусства 8
- Заключение 15
- Список литературы 16
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетная задача современной школы: создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка.
Под понятие внеурочной деятельности попадают все те виды деятельности школьников, кроме учебной, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и их социализации.
Внеурочная деятельность - проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая важную роль в развитии обучающихся и формировании ученического коллектива. Специфику внеурочной деятельности определяет направленность на достижение личностных, предметных, метапредметных результатов образовательной программы начального общего образования. Внеурочная деятельность выступает в качестве одного из основных компонентов социализации школьника.
Внеурочная (внеучебная) деятельность школьников является одним из инноваций Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Согласно проекту нового Базисного учебного плана она становится обязательным элементом школьного образования
Внеурочная деятельность – это понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Основными целями внеурочной деятельности по ФГОС являются создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося, создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности с сформированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Внеурочная деятельность - неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, позволяющая реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта в полной мере. Особенностями данного компонента образовательного процесса являются предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие; а также самостоятельность образовательного учреждения в процессе наполнения внеурочной деятельности конкретным содержанием.
Одно из современных направлений — медитативное рисование. Оно позволяет всем и без исключения бороться со стрессом, хандрой, плохим настроением. Медитативный подход позволяет уйти от оценки своей работы и увлечься самим процессом, используя незатейливые элементы, составляя абстрактные композиции. Кроме этого, если использовать простые доступные материалы и инструменты, исчезает страх «чистого листа», который присущ и детям, и взрослым. Медитативное рисование может использоваться в работе с детьми любого возраста.
Сегодня весьма популярны за рубежом и в нашей стране новые виды искусства дудлинг и зентангл. Это очень увлекательное творческое и полезное занятие доступное каждому не требующее специальных навыков и умений художника.
РАЗДЕЛ 1
Артпедагогическая техника медитативного рисования.
В последние годы в практике специального образования широко используются такие термины как «арттерапия» и «артпедагогика». Понятие «арттерапии» (терапии искусством) возникло в контексте идей З.Фрейда и К.Юнга и рассматривалось в психотерапевтической практике как один из методов терапевтического воздействия, который посредством художественного (изобразительного) творчества помогал больным выразить в картинах свои скрытые психотравмирующие переживания и тем самым освободится от них.
Артпедагогика — современное направление, основанное на арттерапии, широко использующееся последнее время в образовательной практике. В настоящее время можно выделить несколько направлений использования искусства в коррекционной работе:
- психофизиологическое (связанное с коррекцией психосоматических нарушений);
- психотерапевтическое (связанное с воздействием на когнитивную и эмоциональные сферы);
- психологическое (выполняющее катарсистическую (очищающую), регулятивную функции);
- социально-педагогическое (связанное с развитием эстетических потребностей, расширением общего и художественно-эстетического кругозора, с активизацией потенциальных возможностей ребёнка в практической художественной деятельности и творчестве).
На современном этапе большой интерес, как коррекционный, так и общеразвивающий, представляет артпедагогическая техника медитативного рисования. Под медитативным рисованием, в общем, понимают комплекс техник, позволяющих создавать картины любому человеку, независимо от возраста и способностей. Широкой популярностью, как у детей, так и у взрослых, пользуются альбомы для разукрашивания мандал, зендудл, креативные альбомы для рисования, антистрессовые раскраски для взрослых, книги для творчества и вдохновения с замысловатыми ажурными рисунками пером и чернилам типа: «Зачарованные лес», «Волшебные страницы», «В царстве животных», «Узоры и цветы», «Зачарованный город», «Оставайся счастливым» и подобные издания. Достоинством данной техники является достижения состояния «думать не надо: хорошо или плохо, правильно или неправильно». В процессе рисования необходимо концентрироваться на четкости линий, на их плавности.
По мере заполнения рисунка просто рисуется шаг за шагом, листик за листиком, треугольник, спираль, квадрат, линии, точки, кружки и др. В процессе работы можно выбирать любые цветовые решения, работать с любыми изобразительными средствами и искать интересные графически-цветовые соединения. Повторение монотонной работы с концентрацией на своих ощущениях позволяет человеку (независимо от возраста и социального статуса) успокоить ум и эмоции. В результате мы получаем рисунок, в котором выражена непосредственность и свежесть восприятия, наивность и эмоциональность, искренность самовыражения и свободная игра фантазии, создание своего права на любую деформацию жизненно-реальных форм, размеров, пропорций, ассоциативный характер достижения мира, яркая метафоричность и безмерный гиперболизм творчества. Таким образом, медитативное рисование подтверждает, что, с одной стороны, творчество является универсальной натуральной функцией, присущей всем нормально развивающимся людям, с другой — высшей психической функцией, в которую изотворчество перерастает по мере взросления личности.
Коррекционная значимость медитативного рисования проявляется в следующем:
- Предоставление личности практически неограниченных возможностей для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, в разукрашивании красивых шаблонов и рисунков. Эстетические продукты объективируют в себе чувства и переживания, то есть являются символическим выражением отношения человека к миру.
- Последовательное развитие аффекта и изменение его психологического содержания от актуализации негативного аффекта и его эмоционального отреагирования — к формированию позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия, удовлетворения любознательности ребёнка в форме изодеятельности.
- Проявление интереса к результатам творчества ребёнка со стороны окружающих повышает самооценку ребёнка и степень его самопринятия.
Показаниями для изотерапии в детском возрасте, в том числе для техники медитативного рисования, традиционно являются:
- трудности эмоционального развития, актуальный стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;
- эмоциональная депривация детей, переживание ребёнка эмоционального отвержения и чувства одиночества;
- наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворённость внутрисемейной ситуацией, нарушения отношений с близкими людьми, ревность, враждебность к окружающим;
- повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;
- негативная «Я — концепция»;
- дисгармоничная самооценка, низкая степень самопринятия.
РАЗДЕЛ 2
Зентангл и дудлинг — новые развивающие формы искусства.
Что такое Зентангл ?
Для многих это новое незнакомое название, часто труднопроизносимое с первого раза. А за названием этим скрывается одна из «новомодных» техник рисования. Появилась она как отдельное направление всего лет 10 назад, и шествует по миру, стремительно набирая в свои ряды новых поклонников…
Это просто графика, доступная всем от мала до велика. Результат не имеет значения, важнее сам процесс рисования. Уровень художественных навыков также не важен, поэтому этим видом рисунка могут действительно заниматься все.
Рис. 2.1
Зентангл — это простые графические рисунки с орнаментом, маленького формата.
Маленький формат не случаен, ведь задумывался зентангл как рисование для медитации, релаксации в любом удобном месте. Поэтому размер бумаги для рисунков сразу был определен как близкий к 9х9 см, что соответствовало, на момент создания этой техники, квадратной дискете для компьютера. Дискета помещалась в карман рубашки, брюк или сумочки, и блокнот такого размера легко носить с собой.
Вообще, как у любого бренда, у зентангла есть своя мифология: история происхождения, концепт, а также определенные правила.
Zentangle перевод:
Zen – это то, что мы привыкли называть «дзен» (Дзен – учение о мистическом просветлении, созерцании). Zen – медитативная составляющая любого вида зенарта.
Tangle – это в переводе обозначает «переплетение, путаница, спутанный клубок». Танглы – это узоры, орнаменты, которые переплетаясь создают причудливые картинки. Если в орнаменте есть определенный ритм, структура, то танглы образуют неупорядоченные переплетения из разных узоров, и фрагментов орнамента. Танглы рисуются без эскизов, поэтому лучше потренировать руку сначала на отдельных узорах — паттернах, прежде чем «завязывать» их в узел.
Рис. 2.2
В русском языке эквивалента этого названия нет. Но для zentangle перевод и не нужен, поскольку это запатентованное название.
Откуда взялся зентангл?
Это название запатентовано его создателями – Марией Томас и Риком Робертсом. Мария Томас – художница, шрифтовик, практикует в области свадебных приглашений и открыток. Кроме творческой составляющей, Мария предприниматель, владелица компании Pendragon ink, занимается продажей канцелярских товаров.
Рик не менее разноплановая личность, долгое время монашествовал, занимался медитацей. При этом у него был опыт и финансиста, и таксиста, и артиста, и писателя.
Рик – это зен в зентангле, а Мария – тангл, если так можно выразиться. История гласит, что однажды они пришли к выводу, что Мария во время рисования находится в таком же состоянии, как пребывает Рик во время медитации. Это натолкнуло их на мысль, что так можно научить рисовать любого человека, чтобы он мог абстрагироваться от реалий бушующего мира, немного побыть наедине с самим собой, успокоиться. Таким образом, зентангл — это не профессиональная графика, зародилось направление как метод медитативного рисования.
А к настоящему моменту уже перекочевывает в сферу профессиональной деятельности художников. Ведь то, что так нравится людям, неминуемо становится модным и появляется на одежде, предметах быта, в дизайне помещений, а значит выходит на профессиональный уровень исполнения и формируется в качестве стиля в дизайне. Хотя зентанглом это уже не будет.
Смысл зентангла
В отличие от татуировок или национальных орнаментов, рисунки зенарта никакого скрытого смысла не несут. Основная идея – это рисование от души, хотя сам процесс является полезным во многих смыслах: развивает рукодвигательные навыки, глазомер, успокаивает и т.д.. И медитацией такое рисование можно назвать лишь условно, поскольку медитация является процессом, который требует, в свою очередь, обучения и постоянной тренировки, постижения. Под зентанглом не надо понимать буквально «медитативное рисование». Кроме зентангла к медитативным видам рисования можно отнести и дотарт, и фрактальный рисунок, и мандалы, и другие направления графики, которые можно выполнять без специальных художественных навыков, и которые следуют тем же целям.
Чтобы понять, что такое зентангл, его дух и стиль, нужно изучить правила, которые придумали его создатели и просто начать рисовать. Не всякий маленький орнамент, выполненный от руки, будет являться зентанглом, поэтому часто его путают с дудлингом. Сами создатели Мария и Рик на своем фирменном сайте четко обозначают Zentangle™ как МЕТОД.
На западе для рисунков, которые не вписываются в каноны зентангла, но содержат его элементы, придумано название ZIA – zentangle inspired art. Что означает «искусство, вдохновленное зентанглом».
Сообщество любителей этого метода активно развивается, в нем есть свои «игры», участники обмениваются карточками с рисунками, дают друг другу задания. По всему миру действуют школы и курсы этого направления, но преподавать в них могут лишь сертифицированные учителя. Семинары сертификации проходят в США 3 раза в год.
Таким образом, зентангл это не техника рисунка, а методика, вид хобби, с авторской концепцией и правилами игры.
Что такое Дудлинг?
Дудлы переводится дословно как «каракули, закорючки», и явление это сформировалось в отдельное направление рисунка сравнительно недавно.
Основа дудлинга — это рисование линий, точек, черточек в различных сочетаниях. Дудлинг это интуитивная линейная графика, иногда это очень простые узоры, похожие на детские каракули, а порой весьма изощренные и детализированные композиции.
Рис. 2.3
Дудлы, в отличие от элементов орнамента, не повторяются в строго определенном ритме. Этот вид рисунка не предполагает обязательной предварительной подготовки, прорисовки эскизов, наброска. Когда же речь идет о профессиональном дудлинге, то здесь другой подход.
Рис. 2.4
Дудл-арт или дудл-графика — это не только абстрактные каракули, но также и рисунки разных живых и неживых объектов, сложные детализированные или очень простые, сделанные словно рукой ребенка.
Зендудлинг.
Когда к названию стиля рисунка прибавляется «зен», это означает, что процесс переходит в область медитации и релаксации. По сути, такой рисунок не стиль, а способ и цель изобразительной деятельности.
Чем же отличается зендудлинг от дудлинга?
Зендудлинг, как и другие виды зенарта, это направление бессознательного интуитивного рисования, для релаксации, медитации и всего того, что соответствует пониманию дзен.
Зендудлинг может применяться в терапевтических целях, уравновешивать внутреннее состояние. Ведь по каракулям, которые, к примеру, вы нарисовали во время разговора по телефону, можно определить ваше состояние. Бессознательно мы прорисовываем не только наше настроение, чувства — нежность, агрессию, скуку и т.д., но и особенности характера. Расшифровка рисунков делается психологами–графологами. Человеку, не искушенному в анализе рисунка и почерка, незачем самому работать со смыслами, так как зендудлинг – это рисование прежде всего для удовольствия, успокоения, отвлечения от забот и релаксации.
Медитативное рисование призвано успокаивать, отвлекать нас от тяжких дум и переживаний. Целью зендудлинга не является создание произведения искусства, а важен именно процесс. И заниматься таким рисованием могут все, независимо от художественных способностей.
Правила дудлинга и зендудлинга.
В дудлинге нет каких-то специальных правил и ограничений как, например, в зентангле. Рисовать в этом стиле можно на любой бумаге, на любой пригодной поверхности, даже на одежде, различными красками и инструментами. Дудларт, не привязан к композиции рисунка, линии и закорючки могут «растекаться» от одной точки поверхности в разных направлениях или «двигаться» к друг другу из разных точек.
Каждый рисует и располагает свои дудлы посвоему, поэтому каждый рисунок уникален. Дудлы можно рисовать в качестве тренировки для постановки уверенной руки и развития глазомера, так как рисуя линии и точки, мы постепенно делаем это все лучше и лучше. Как дети изучают письмо – начиная с загогулин, точек и закорючек. И те, кто делает это с большим интересом, приобретает в результате и более красивый почерк.
В зендулинге рисунок не планируют, а рисуют то, что придет в голову, безо всякого плана. Можно ограничивать область рисования рамкой или нет, можно рисовать одним маркером или использовать карандаши, линеры, краски.
В дудларте, без приставки «зен», можно планировать свой рисунок, выбирать какую-то конкретную тему и рисовать конкретные объекты.
Дудлинг – это один из самых простых, демократичных, удобных видов рисования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В арт-педагогике заключён мощный потенциал, актуализация которого позволяет менять дидактические подходы к процессу обучения, воспитания, развитию личности, организации и реорганизации совместной интеллектуальной и эмоциональной художественной деятельности учителя и учащихся на занятиях во внеурочной деятельности.
Использование средств арт-педагогики даёт возможность неформально реализовать процесс интеграции научных и практических знаний, что снижает учебную перегрузку детей. Как показывает практика, по сравнению с занятиями, проведёнными по традиционной методике, уроки включающие арт-педагогические технологии, дают большой воспитательный и обучающий эффект.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Неретина Т. Г., Клевесенкова С. В. Использование артпедагогических технологий в коррекционной работе / Т. Г. Неретина, С. В. Клевесенкова. – М.: Флинта, 2013. - с. 276.
- Бережная, М.С. Арттерапия как метод социокультурной адаптации личности / М.С. Бережная //
- http://www.art-education.ru/AE-magasine/new-magasine-1-2006.htm (26.01.2009)
- Вальдес Одриосола, М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности: метод.пособие / М.С. Вальдес Одриосола. – М.:ВЛАДОС, 2007. – 63с.
- Киселева, М.В. Арттерапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М.В. Киселева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
- Кожохина, С.В. Растем и развиваемся с помощью искусства / С.В. Кожохина. – СПб.: Речь, 2006. -216 с.
- Кокоренко, В.Л. Арттехнологии в подготовке специалистов помогающих профессий / В.Л. Кокоренко. – СПб.: Речь, 2005 с.101
- http://www.art-education.ru/AE-magasine/new-magasine-4-2007.htm (29.12.2008)
- Ok, Doodle. Дудлы, скетчи, зентанглы. - М., Издательство «Э», 2016. - 160 с ил.
- Браун Санни, Дудлинг для творческих людей. Научитесь мыслить иначе.- Минск: Попури, 2014. - 320 с ил.
- Фолькман Ю. Основы медитативного рисования в стиле Зентангл. - Интернет-издание, 2016. - 55 с ил.
- Крахула Бекка. Зентангл. Рисование для релаксации, вдохновения и удовольствия (в пер. Кочневой И.) - СПб.:Питер, 2016 — 128 с ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Технологии обучающих и развивающих игр на занятиях внеурочной деятельности по ИЗО творчеству
Благодаря внеурочной деятельности игра побуждает ученика работать над созданием выразительных образов, играя - общаться, искать, исследовать....
Различные формы организации внеурочной деятельности школьников
Различные формы организации внеурочной деятельности школьников...
Программа организации внеурочной деятельности школьников Проектная деятельность обучающихся по литературе
Сегодня в образовательной практике активно применяется метод проектов, который успешно решает как учебные, так и воспитательные задачи. Занятия по методу проектов дают возможность ученику прояви...
"Формирование института общественной экспертизы внеурочной деятельности внеурочной деятельности школьников "
Опыт вовлечения родителей и социальных партнеров в практику внеурочной деятельности...
Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)
Доклад. Коррекционно-развивающая работа, в рамках внеурочной деятельности для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальные нарушения)...
Костюмерная «Тайна образа»как форма реализации воспитательного потенциала в системе внеурочной деятельности школьников
Программа предназначена для реализации в группе воспитанников Аскизского пришкольного интерната, обучающихся 10 класса.Направление программы: общекультурное.Форма реализации программы: кружок.Срок реа...