Конспект урока по ИЗО в 5 классе"Народные промыслы Мордовии"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме

Чураева Светлана Валерьевна

Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_5_klass.docx28.96 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока

по изобразительному искусству в 5 классе

Тема: «Народные промыслы Мордовии»

                                                               

            Составила: учитель                                              

                                                                            изобразительного искусства

 Чураева Светлана Валерьевна

Тема: «Народные промыслы Мордовии»

Цели:

образовательные:  приобщать обучающихся к национальной культуре Мордовии, формирование навыков умения выявлять особенности каждого вида ДПИ, сравнивать, делать выводы.

развивающие: содействовать развитию творческой фантазии, 

художественного вкуса, развивать творческое воображение.

воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, народным традициям её истории и национальной культуре.

Задачи:

- повторить все виды народного творчества, с которыми познакомились на предыдущих уроках;

- развивать графические умения и навыки, творческое воображение;

- расширить представления детей о современных видах ДПИ.

Результаты обучения:

  Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.

  Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

  Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить  разнообразные приемы работы.

Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, бумага, краски, кисти, баночка для воды, палитра.

УМК:

Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2016.

Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М.: Просвещение, 2017.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

  1. Вводная беседа

Учитель: В современной жизни, люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.

Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами.  Попробуйте  сформулировать тему нашего урока  (Народные промыслы  Мордовии).

Учитель: Мы с вами познакомились с различными  народными промыслами, возникшими на территории России много лет назад. Все эти промыслы продолжают жить и сейчас.

- Как вы понимаете значение слова “Народные промыслы” (ответы детей)

- Что можно отнести к народным промыслам? (ответы детей)

- Назовите известные вам промыслы?

Слайд 3 (Городецкая роспись, хохломская роспись, жостовские подносы, гжель, дымковская игрушка и др.)

- Произведения этих промыслов знакомы, их любят во всём мире. Они являются визитной карточкой России.

- А чем же занимались люди нашего края?

- Что такое промыслы? Для чего люди занимались ими? (ответы детей)

- Промысел - возможность заработать.

- У нас на территории Мордовии промыслами занимались не только профессиональные мастера, но и весь крестьянский люд. Зимой после сбора урожая и зимних заготовок начиналась работа. И прежде чем познакомиться с одним из промыслов отгадайте загадки:

Слайд 4                                 1.  Поля стеклянные

                                                    Межи деревянные. (окно)

                                               2.  Стоит бычище

                                                    Проклёваны  бочища. (дом)

- Правильно отгадали это окно и дом, т. е. особым местом дома считались окна. Существует такой промысел оконно-рамный.

Послушаем сообщение .

Слайд 5 «Резьба по дереву»

Ученик 1: - Мордовский край издавна славился мастерами резчиками. Дерево было и основным строительным материалом для выделки орудий труда, мебели, утвари.

Внешняя отделка дома и ныне - образец искусства резьбы по дереву. Сложные чрезвычайно содержательные узоры украшают карниз, крыльцо, фронтоны и даже ворота, а также наличники. Особенно впечатляют своей гармоничностью узоры, в которых использованы элементы самобытного орнамента, славящегося его своей изысканной геометричностью.

Слайд 6  В орнаменте домовой резьбы прошлого столетия преобладали бордюры из треугольников, ромбов, зигзагов и других простейших элементов.

Учитель: - Мы познакомились с внешним убранством дома. Следующий промысел давайте отгадаем.

Слайд 7                                    1) Утка в воде

                                                     А хвост на горе. (ковш)

                                                 2) Смастерили из досок

                                                      Повязали поясок. (кадка, бочка)

(показываю наглядно)

Слайд 8  - В традиционном быту у мордвы довольно широко была распространена утварь, напоминающая по силуэту птицу, плывущую по воде, чаще всего утку. Это мог быть ковш или солонка - эти предметы обрабатывались особенно тщательно сложной резьбой, и имело символическое значение прибыли дому.

- К ложкам относились уважительно, складывали в ложкарницу. А также изготавливали бочки, кадки. Долблённая кадушка высотой 60 - 90 см., диаметром 40 - 70 см., предназначалась для приданного, называлась такая кадушка - парь.

(послушаем сообщение)

Слайд 9 Ученик 2: - Орнамент этого предмета, имеющего ритуальное значение, состоит из изображений гребней, старинных мордовских украшений. Кружевным подзором обрамлялись они  почти до середины. Можно предположить, что в ярусах узора, мастера некогда распологали знаки, которые должны были действовать как заклинание. В символике знаков такое традиционное обращение принимало форму косых порезок, изломанных линий круглых и вихреватых  розеток, треугольников с симметричной штриховкой. (ученик рисует на доске)

Учитель: - Вы прослушали сообщение, о том, как украшалась парь. Можете посетить наш школьный музей, где есть тоже посуда.

 - Отгадайте следующую загадку.

Слайд 10                             Есть спина, а не лежит

                                            Есть четыре ноги,

                                            Но, всегда стоит

                                            И не ходит.  (стул)

- К мебельному промыслу тесно примыкает изготовление гнутой (венской) мебели.

(послушаем сообщение.)

Ученик 3: - Начало этому промыслу положили столяры - умельцы из мордовского села Кабаева Алатырского уезда Симбирской губернии братья Арискины - Никифор и Феропонт. В 1873 году они впервые изготовили партию так называемых венских стульев по заказу местного  лесничего. Он же дал им эскизы и готовые фанерные сиденья. В парильне братья изготовили из дуба гнутые спинки - ножки и полуспинки, а для соединения целые изогнутые круги. Собранные стулья были покрыты лаком и очень понравились заказчику. На II Всероссийской кустарной выставке 1913 г. в  Петербурге кабаевские мебельщики получили 4 серебряные медали. Всего же они имели в своём активе 15 медалей, среди которых были и золотые.

Учитель: - Следующий промысел давайте отгадаем.

Слайд 11                                   Всё лето стояли

                                                   Зимы ожидали.

                                                   Дождались зимы

                                                   Помчались с горы. (сани)

- Правильно это сани. Были такие мастера санники, которые изготавливали сани. Послушаем об экипажном промысле.

Слайд 12 Ученик 4: - С середины 19 века стали делать возовые сани. Сохранилась и фамилия первого мастера - Калистрат  Якунчиков. В зависимости от назначения сани отличались размерами и внешним видом. Изготовлялись и простые дровни, и возовые сани, и наконец обшивные предназначавшие для выездов. На дровнях перевозили тяжести, главным образом дрова и брёвна. Дровни так же служили выездными повозками, на которых крестьяне выезжали на базар и ярмарки. Из праздничных выездных саней наиболее распространёнными были кошевни: в них ездили в гости, на свадьбу, катались на Масленицу.

Учитель: - Кто бы из вас хотел покататься на конях с бубенцами?

Мы рассмотрели промыслы, выполненные из дерева, где много резьбы, росписи. Но это не все промыслы с ними вы можете познакомится в музеях краеведения. Современные художники разрабатывают различные сувениры, например: матрёшки.

Слайд 13 - Яркий образец подлинно творческого использования элементов мордовского национального костюма представляет роспись мордовской матрёшки. Это достойная соперница старшим сестрам матрёшкам семёновской и полхов - майданской  из Горьковской области.  В росписи мордовской матрёшки использованы народные мотивы: колорит старинной одежды, ассоциации с узорочьем бисера, металлическими подвесками. Художники весьма удачно применили в новых изделиях разнообразные элементы женских нагрудных украшений и вышивок, сведя их лишь к нескольким характерным деталям, превратив их в орнаментированные полоски.  Насыщенный цвет головного убора и нагрудных украшений хорошо подчёркнут «чистотой» деревянной поверхности матрёшки и уравновешивает яркой полосой, обозначающий нижний край платья -  понара. Таким образом, мордовская матрёшка обрела своё лицо, своё национальное разнообразие.

3. Физкультминутка

4. Практическая работа

Учитель: - Дома вы самостоятельно подготовили шаблоны для узора. Сейчас я вас разделю на бригады или  артель.

1 ряд - украшают окна

2 ряд - домашнюю утварь

3 ряд - матрёшки

- Можно работать  по шаблонам т. к. многие мастера работали тоже  по шаблонам. Мелкие детали можно рисовать фломастерами.

- Так как мордва любят петь. Давайте работать под музыку.

(к доске прикрепляются сани, нарисованные на бумаге, дети подходят к доске и прикрепляют свои рисунки)

5. Рефлексия

Учитель: - Продолжите  предложения:

- На уроке мне больше всего запомнилось…

- Урок мне понравился…

- Узнал(а) для себя нового…

(ответы учащихся)

6. Итог

Учитель: - Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам наши предки. Произведения созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, наполняют нашу жизнь и делают её ярче и красивее.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке. (ответы детей)

- В чем вы испытали трудности? (ответы детей)

- Что далось вам с легкостью? (ответы детей)

Учитель: - Закончить сегодняшний урок мне хочется следующими словами:

«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б.Салтыков

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Народные промыслы в художественной вышивке"

Мастер-класс "Народные промыслы в художественной вышивке"...

Конспект урока географии в 9 классе "Народные промыслы Подмосковья"

Тема урока: "Народные промыслы Подмосковья"Тип урока: урок изучения нового материала.Цель: познакомить учащихся с народными промыслами Подмосковья....

Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"

Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....

презентация по географии в 9 классе " Народные промыслы России"

Презентация по географии в 9 классе" Народные промыслы России"...

Проект урока изо в 5 классе "Народные промыслы.Истоки и современное развитие".

Проект урока изо в 5 классе "Народные промыслы.Истоки и современное развитие" по программе Б.М Неменского....

Конспект урока по Русскому языку в 6 классе "Народные промыслы"

Целью урока является знакомство учащихся с народным художественным творчеством, ознакомление с произведениями хохломских, гжельских, палехских и жостовских мастеров....