Конспект урока по ИЗО в 5 классе"Народные промыслы Мордовии"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
Конспект урока по изобразительному искусству в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_5_klass.docx | 28.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока
по изобразительному искусству в 5 классе
Тема: «Народные промыслы Мордовии»
Составила: учитель
изобразительного искусства
Чураева Светлана Валерьевна
Тема: «Народные промыслы Мордовии»
Цели:
образовательные: приобщать обучающихся к национальной культуре Мордовии, формирование навыков умения выявлять особенности каждого вида ДПИ, сравнивать, делать выводы.
развивающие: содействовать развитию творческой фантазии,
художественного вкуса, развивать творческое воображение.
воспитывающие: воспитывать любовь к Родине, народным традициям её истории и национальной культуре.
Задачи:
- повторить все виды народного творчества, с которыми познакомились на предыдущих уроках;
- развивать графические умения и навыки, творческое воображение;
- расширить представления детей о современных видах ДПИ.
Результаты обучения:
Личностные: осознавать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений мастеров и работ учащихся.
Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.
Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить разнообразные приемы работы.
Оборудование и материалы: компьютер, мультимедийный проектор, экран, бумага, краски, кисти, баночка для воды, палитра.
УМК:
Неменский Б.М., Неменская Л.А., Горяева Н.А. Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Б.М. Неменского.-М.: Просвещение, 2016.
Горяева Н.А., Островская О.В. Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. – М.: Просвещение, 2017.
Ход урока
- Организационный момент
Учитель: Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Вводная беседа
Учитель: В современной жизни, люди упрямо стремятся сохранить прошлое. Древние ремесла расцветают благодаря труду и творчеству новых мастеров, а секреты старых мастеров бережно хранятся, передаются из поколения в поколение – ниточка, связывающая нас с далекими предками, не рвется.
Наше национальное декоративно-прикладное искусство славится своими традициями, промыслами. Попробуйте сформулировать тему нашего урока (Народные промыслы Мордовии).
Учитель: Мы с вами познакомились с различными народными промыслами, возникшими на территории России много лет назад. Все эти промыслы продолжают жить и сейчас.
- Как вы понимаете значение слова “Народные промыслы” (ответы детей)
- Что можно отнести к народным промыслам? (ответы детей)
- Назовите известные вам промыслы?
Слайд 3 (Городецкая роспись, хохломская роспись, жостовские подносы, гжель, дымковская игрушка и др.)
- Произведения этих промыслов знакомы, их любят во всём мире. Они являются визитной карточкой России.
- А чем же занимались люди нашего края?
- Что такое промыслы? Для чего люди занимались ими? (ответы детей)
- Промысел - возможность заработать.
- У нас на территории Мордовии промыслами занимались не только профессиональные мастера, но и весь крестьянский люд. Зимой после сбора урожая и зимних заготовок начиналась работа. И прежде чем познакомиться с одним из промыслов отгадайте загадки:
Слайд 4 1. Поля стеклянные
Межи деревянные. (окно)
2. Стоит бычище
Проклёваны бочища. (дом)
- Правильно отгадали это окно и дом, т. е. особым местом дома считались окна. Существует такой промысел оконно-рамный.
Послушаем сообщение .
Слайд 5 «Резьба по дереву»
Ученик 1: - Мордовский край издавна славился мастерами резчиками. Дерево было и основным строительным материалом для выделки орудий труда, мебели, утвари.
Внешняя отделка дома и ныне - образец искусства резьбы по дереву. Сложные чрезвычайно содержательные узоры украшают карниз, крыльцо, фронтоны и даже ворота, а также наличники. Особенно впечатляют своей гармоничностью узоры, в которых использованы элементы самобытного орнамента, славящегося его своей изысканной геометричностью.
Слайд 6 В орнаменте домовой резьбы прошлого столетия преобладали бордюры из треугольников, ромбов, зигзагов и других простейших элементов.
Учитель: - Мы познакомились с внешним убранством дома. Следующий промысел давайте отгадаем.
Слайд 7 1) Утка в воде
А хвост на горе. (ковш)
2) Смастерили из досок
Повязали поясок. (кадка, бочка)
(показываю наглядно)
Слайд 8 - В традиционном быту у мордвы довольно широко была распространена утварь, напоминающая по силуэту птицу, плывущую по воде, чаще всего утку. Это мог быть ковш или солонка - эти предметы обрабатывались особенно тщательно сложной резьбой, и имело символическое значение прибыли дому.
- К ложкам относились уважительно, складывали в ложкарницу. А также изготавливали бочки, кадки. Долблённая кадушка высотой 60 - 90 см., диаметром 40 - 70 см., предназначалась для приданного, называлась такая кадушка - парь.
(послушаем сообщение)
Слайд 9 Ученик 2: - Орнамент этого предмета, имеющего ритуальное значение, состоит из изображений гребней, старинных мордовских украшений. Кружевным подзором обрамлялись они почти до середины. Можно предположить, что в ярусах узора, мастера некогда распологали знаки, которые должны были действовать как заклинание. В символике знаков такое традиционное обращение принимало форму косых порезок, изломанных линий круглых и вихреватых розеток, треугольников с симметричной штриховкой. (ученик рисует на доске)
Учитель: - Вы прослушали сообщение, о том, как украшалась парь. Можете посетить наш школьный музей, где есть тоже посуда.
- Отгадайте следующую загадку.
Слайд 10 Есть спина, а не лежит
Есть четыре ноги,
Но, всегда стоит
И не ходит. (стул)
- К мебельному промыслу тесно примыкает изготовление гнутой (венской) мебели.
(послушаем сообщение.)
Ученик 3: - Начало этому промыслу положили столяры - умельцы из мордовского села Кабаева Алатырского уезда Симбирской губернии братья Арискины - Никифор и Феропонт. В 1873 году они впервые изготовили партию так называемых венских стульев по заказу местного лесничего. Он же дал им эскизы и готовые фанерные сиденья. В парильне братья изготовили из дуба гнутые спинки - ножки и полуспинки, а для соединения целые изогнутые круги. Собранные стулья были покрыты лаком и очень понравились заказчику. На II Всероссийской кустарной выставке 1913 г. в Петербурге кабаевские мебельщики получили 4 серебряные медали. Всего же они имели в своём активе 15 медалей, среди которых были и золотые.
Учитель: - Следующий промысел давайте отгадаем.
Слайд 11 Всё лето стояли
Зимы ожидали.
Дождались зимы
Помчались с горы. (сани)
- Правильно это сани. Были такие мастера санники, которые изготавливали сани. Послушаем об экипажном промысле.
Слайд 12 Ученик 4: - С середины 19 века стали делать возовые сани. Сохранилась и фамилия первого мастера - Калистрат Якунчиков. В зависимости от назначения сани отличались размерами и внешним видом. Изготовлялись и простые дровни, и возовые сани, и наконец обшивные предназначавшие для выездов. На дровнях перевозили тяжести, главным образом дрова и брёвна. Дровни так же служили выездными повозками, на которых крестьяне выезжали на базар и ярмарки. Из праздничных выездных саней наиболее распространёнными были кошевни: в них ездили в гости, на свадьбу, катались на Масленицу.
Учитель: - Кто бы из вас хотел покататься на конях с бубенцами?
Мы рассмотрели промыслы, выполненные из дерева, где много резьбы, росписи. Но это не все промыслы с ними вы можете познакомится в музеях краеведения. Современные художники разрабатывают различные сувениры, например: матрёшки.
Слайд 13 - Яркий образец подлинно творческого использования элементов мордовского национального костюма представляет роспись мордовской матрёшки. Это достойная соперница старшим сестрам матрёшкам семёновской и полхов - майданской из Горьковской области. В росписи мордовской матрёшки использованы народные мотивы: колорит старинной одежды, ассоциации с узорочьем бисера, металлическими подвесками. Художники весьма удачно применили в новых изделиях разнообразные элементы женских нагрудных украшений и вышивок, сведя их лишь к нескольким характерным деталям, превратив их в орнаментированные полоски. Насыщенный цвет головного убора и нагрудных украшений хорошо подчёркнут «чистотой» деревянной поверхности матрёшки и уравновешивает яркой полосой, обозначающий нижний край платья - понара. Таким образом, мордовская матрёшка обрела своё лицо, своё национальное разнообразие.
3. Физкультминутка
4. Практическая работа
Учитель: - Дома вы самостоятельно подготовили шаблоны для узора. Сейчас я вас разделю на бригады или артель.
1 ряд - украшают окна
2 ряд - домашнюю утварь
3 ряд - матрёшки
- Можно работать по шаблонам т. к. многие мастера работали тоже по шаблонам. Мелкие детали можно рисовать фломастерами.
- Так как мордва любят петь. Давайте работать под музыку.
(к доске прикрепляются сани, нарисованные на бумаге, дети подходят к доске и прикрепляют свои рисунки)
5. Рефлексия
Учитель: - Продолжите предложения:
- На уроке мне больше всего запомнилось…
- Урок мне понравился…
- Узнал(а) для себя нового…
(ответы учащихся)
6. Итог
Учитель: - Мы познакомились лишь с малой частью великого культурного наследия, которое оставили нам наши предки. Произведения созданные нашим народом, продолжают жить в музеях, на выставках, наполняют нашу жизнь и делают её ярче и красивее.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на уроке. (ответы детей)
- В чем вы испытали трудности? (ответы детей)
- Что далось вам с легкостью? (ответы детей)
Учитель: - Закончить сегодняшний урок мне хочется следующими словами:
«К народным традициям должно быть величайшее внимание, их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать» А.Б.Салтыков
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Народные промыслы в художественной вышивке"
Мастер-класс "Народные промыслы в художественной вышивке"...
Конспект урока географии в 9 классе "Народные промыслы Подмосковья"
Тема урока: "Народные промыслы Подмосковья"Тип урока: урок изучения нового материала.Цель: познакомить учащихся с народными промыслами Подмосковья....
Технологическая карта урока географии в 9 классе "Народные промыслы Центральной России"
Это урок обобщения знаний по теме :"Центральная Россия", формирующий интерес к истории народных традиций страны. Он поможет углубить, расширить знания о населении Центральной России и их занятиях....
презентация по географии в 9 классе " Народные промыслы России"
Презентация по географии в 9 классе" Народные промыслы России"...
Проект урока изо в 5 классе "Народные промыслы.Истоки и современное развитие".
Проект урока изо в 5 классе "Народные промыслы.Истоки и современное развитие" по программе Б.М Неменского....
Конспект урока по Русскому языку в 6 классе "Народные промыслы"
Целью урока является знакомство учащихся с народным художественным творчеством, ознакомление с произведениями хохломских, гжельских, палехских и жостовских мастеров....
Презентация к уроку в 7 классе "Народные промыслы"
Роспись по фарфору и дереву....