Конспект урока географии в 9 классе "Народные промыслы Подмосковья"
план-конспект урока по географии (9 класс) на тему

Сборщикова Ольга Александровна

Тема урока: "Народные промыслы Подмосковья"

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: познакомить учащихся с народными промыслами Подмосковья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_promysly_rossii.docx27.21 КБ

Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ школа №10 VIII вида

Урок географии в 9 классе

Тема: «Народные промыслы Подмосковья»

Учитель географии:

Сборщикова Ольга Александровна

Ступино

2012

Тема урока: «Народные промыслы Подмосковья».

Тип урока: урок изучения нового материала.

Продолжительность урока 40 минут.

Цель: познакомить учащихся с народными промыслами Подмосковья.

Задачи

Образовательные:

- рассказать учащимся о народных промыслах Подмосковья.

Коррекционно-развивающие:

  -  коррекция и развитие мыслительной деятельности на основе упражнений,  

      требующих самостоятельного поиска решений;

  -  коррекция и развитие связной устной речи;  

  -  расширение словарного запаса, развитие памяти;

  -  коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой  сферы.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к учебе,  предмету;

- воспитывать самостоятельность, трудолюбие;

- воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире;

- воспитывать  нравственные  качества (чувство гордости за свою страну).

Оборудование:

- административная карта Московской области;

- контурные карты;

- раздаточный материал для индивидуальной работы;

- словарные слова;

- мультимедийный проектор, ноутбук;

- презентация «Народные промыслы Подмосковья»;

- предметы народных промыслов: жостовские подносы, павловопосадские платки, гжельские посуда

  и игрушки.

Структура урока

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы урока.
  1. Беседа.
  1. Сообщение новых знаний.
  1. Рассказ учителя.
  2. Чтение учащимися рефератов, стихов.

3.  Физкультминутка.

  1. Закрепление полученных знаний.
  1. Работа в тетрадях (приложение №1).
  2. Работа с контурными картами.
  3. Физкультминутка.
  4. Работа на карточках (приложение №2).
  1. Подведение итогов.
  2. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационный момент

- Проверьте, все ли у вас готово к уроку. На столе должны лежать дневник, ручка, контурные

  карты.

- Здравствуйте, садитесь! (слайд №1)

II Сообщение темы урока

На доске записана пословица: «Нет земли краше, чем Родина наша».

- Что для вас значит слово Родина?

- Как называется страна, в которой мы живем?

- Как называется наша область? (слайд №2)

- Где расположена Московская область?

- В каком году образована Московская область?

Московская область занимает большую площадь. Площадь нашей области больше площади некоторых европейских государств. Назовите их.

- С какими областями граничит наша область? (слайд №2)

Россия – удивительная, уникальная страна. В ней жили и живут поныне талантливые, трудолюбивые люди, способные оживить и заставить заиграть красками простой кусок глины или дерева. Народные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Русский крестьянин своими руками мастерил все необходимое. Но душа просила праздника, тосковала по красоте, тем более что окружали русского человека чудесные реки, озера, леса, луга, да синее небо. Было где позаимствовать красок и почерпнуть вдохновения.

В России народных художественных промыслов великое множество.

 И сегодня мы поговорим о некоторых из них, которые есть в  Подмосковье (слайд №3)

III Сообщение новых знаний

А) рассказ учителя

( рассказ сопровождается показом слайдов)

Сейчас я приглашаю вас в село Гжель, которое находится в Раменском районе (слайд №4)

Издавна Гжель славилась своими глинами. Сначала в Гжели делали обычную для того времени гончарную посуду (слайд №5).Позже была найдена светлая серая глина, возникло производство фаянса.

Сначала фарфоровую массу заливают в гипсовые формы. Затем каждому изделию  придают более гладкий вид (слайд №6.)

Расписываются изделия кобальтовой краской чёрного цвета, как сажа, которая становится ярко-синей только после обжига (слайд №6).

Завершается процесс изготовления  окончательным обжигом при  очень высокой температуре (слайд №7)

Как тогда, так и сейчас Гжель - это самые популярные фарфоровые изделия с нарядной синей росписью на белом фоне: посуда (фарфоровые чайные сервизы, вазы), различные игрушки (слайд №8, 9) Каждое изделие, выполненное художниками уникально, нет двух одинаковых изделий потому, что они расписаны вручную.

- А сейчас послушаем сообщение и стихи, которые нам подготовили ребята.

(дети читают реферат и стихи о Гжели)

Продолжим наше путешествие. Мы с вами в деревне Жостово в Мытищинском районе (слайд №10). Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской братьев Вишняковых, открытой в 1825 году (слайд №11).  Сейчас это Жостовская фабрика декоративной росписи.

Современная технология изготовления жостовских подносов практически не отличается от применявшейся ранее.

Тонкий лист железа прессуют (слайд №12). Затем поверхность подноса зачищается шкуркой и покрывается лаком, обычно черного цвета.

Далее подносы просушиваются в специальных печах (слайд №12).

После этого изделия расписывают масляными красками (слайд № 13). Роспись производится вручную обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному). Основной мотив росписи — цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.

По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение. По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные (слайд № 14).

- А сейчас послушаем сообщение, которое нам подготовили ребята.

(дети читают реферат  о Жостове)

А теперь мы с вами находимся в Павловском Посаде (слайд №15).

Среди известных всему миру уникальных изделий, составляющих гордость и славу России, особое место занимают платки и шали из старинного города Павловский Посад (слайд №16).

        За более чем двухсотлетнюю историю на платочной мануфактуре сложилась единственная в своем роде павловопосадская школа платочного рисунка (слайд №17).Все подготовленные рисунки рассматриваются и утверждаются Художественным советом. Как только рисунок утвержден начинается работа.

Печать осуществляется на печатных столах и многокрасочных печатных машинах (слайд №18).

Самые ответственные операции выполняются вручную. Много их нужно проделать, чтобы родился уникальный по своим качествам павловопосадский платок! (слайд №19).

Ежегодно Павловопосадская платочная мануфактура выпускает около 400 видов шалей, платков, шарфов  из натуральных волокон: шерсти, хлопка, шелка, которые занимают особое место в современной моде (слайд №20).

- А сейчас послушаем сообщение и стихи, которые нам подготовили ребята.

(дети читают реферат и стихи о павлопосадских платках)

Физкультминутка.

IV Закрепление полученных знаний

А) работа в тетрадях

  - заполнить таблицу «Народные промыслы Подмосковья» (слайд №21).

Б) работа с контурными картами (слайд №22).

- нанести на карту районы, в которых есть народные промыслы.

Физкультминутка.

-для снятия усталости глаз (слайд №23-26).

В) выполнить работу на карточках (приложение №2; 2 варианта; 2-й - для слабых   учащихся) (слайд №27)

VII Подведение итогов

- О чем мы сегодня говорили на уроке?

- Что нового узнали? (слайд №28)

VIII Домашнее задание

- найти информацию о других народных промыслах Подмосковья.

Приложение №1

Название промысла

Где находится

Наименование выпускаемых изделий

Гжель

Раменский район

Посуда и керамические изделия

Жостовские подносы

Мытищинский район

Лаковые подносы из металла

Павлово-Посадские платки

Павловский Посад

Шерстяные платки, шали.

Приложение №2

Тест «Народные промыслы Подмосковья»

Вариант 1

1.Где находится производство Гжели?

а) в Мытищинском районе

б) в Раменском районе

в) в Ступинском районе.

2.Что выпускают в Гжели?

а)  платки и шали

б) керамические подносы

в) керамическую посуду и игрушки

3.Где находится производство жостовских подносов?

а)  в Павловском посаде

б) в Раменском районе

в) в Мытищинском районе

        

4.Что выпускают в Жостово?

а) подносы из керамики

б) подносы из стекла

в) подносы из металла

5. Где находится производство Павлопосадских платков?

а) в Сергиевом Посаде

б) в Павловском Посаде

6. Что выпускают на Павлово-Посадской фабрике?

а) платки и шали

б) платки и шапки

в) шарфы и шапки

Приложение №2

Тест «Народные промыслы Подмосковья»

Вариант 2

1.Где находится производство Гжели?

а) в Раменском районе

б) в Ступинском районе.

2.Что выпускают в Гжели?

а)  платки и шали

б) керамическую посуду и игрушки

3.Где находится производство жостовских подносов?

а)  в Павловском посаде

б) в Мытищинском районе

        

4.Что выпускают в Жостово?

а) подносы из стекла

б) подносы из металла

5. Где находится производство Павлопосадских платков?

а) в Раменском раойне

б) в Павловском Посаде

6. Что выпускают на Павлово-Посадской фабрике?

а) платки и шали

б) шарфы и шапки

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока географии в 7 классе о теме "Как мы будем изучать географию в 7 классе".

Конспект урока географии в 7 классе " Как мы будем изучать географию в 7 классе" составлена  по учебнику А.И.Алексеева "География.  Страны и континенты. 7 класс", УМК "Полярная зве...

Конспект урока географии в 5 классе по теме "География: древняя и современная наука" в рамках УМК "Сферы"

Тип урока: Вводный урок.Общая дидактическая цель урока: Создание условий для формирования  представления о географии как о науке, раскрыть значение географических знаний для человека....

Конспект урока географии 6 класс «Биосфера – сфера жизни» Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) Учебник: «География.5-6 класс». Авторы: А.И.Алексеев, Е.К.Липкина В.В.Николина; «Просвещение», 2012. (Полярна

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для учени...

Конспект урока изобразительного искусства "Народные промыслы" 5 класс

Конспект урока изобразительного искусства содержит рекомендации по разработке технологии использования групповой работы в ходе выполнения творческой работы, знакомства с народными промыслами...

План-конспект урока ИЗО тема «Народные промыслы. Гжель»

Вид урока: Урок подведение итогов              познакомить учащихся с творчеством гжельских мастеров; расширить кругозор детей о художественных народных промыслах...

Конспект урока по предмету Духовное краеведение Подмосковья. Тема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб» Урок для учащихся 10-х классов

Конспект урока по предметуДуховное краеведение ПодмосковьяДля учащихся 10-го классаТема: «Подвиг во имя веры. Святой Димитрий Солунский. Святые князья Борис и Глеб»Выполнила: учитель истор...