Программа "Я - талант"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Программа работы с одаренными детьми в области художественно-эстетического воспитания и образования обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_programma_odarennye.docx | 248.55 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования — это умелое руководство со стороны взрослых.
Глобальные социально-экономические преобразования выявили потребность в людях творческих, активных неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе критического анализа ситуации формулировать новые перспективные задачи.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом. Поэтому задача и работа с одаренными детьми сегодня актуальна.
Под одаренностью понимают системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Цель - создание необходимых условий для развития интеллектуальных, художественных и творческих способностей детей и подростков в условиях общеобразовательной школы.
Задачи:
- содействовать духовному и творческому воспитанию обучающихся;
- дать знания элементарных основ реалистического рисунка, сформировать навыки рисования с натуры, по памяти, по представлению;
- ознакомить с особенностями работы в области декоративно-прикладного искусства;
- развивать у детей изобразительные способности, художественный вкус, творческое воображение, эстетические чувства, понимание прекрасного;
- воспитывать интерес и любовь к искусству.
Занятия изобразительным искусством развивают у детей творческую активность, эстетическое отношение к действительности; формируется самостоятельность, настойчивость, целеустремленность, аккуратность, трудолюбие. Учащиеся осваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Изобразительное искусство помогает развить и сформировать зрительное восприятие, пространственное представление, память, чувства и другие психические процессы.
Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях и трудовой деятельности. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения учащийся удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытание радости, наслаждения, встречи с прекрасным способствует воспитанию доброты, сопереживания, сочувствия окружающим. "Детский рисунок, процесс рисования - это частица духовной жизни ребенка", - писал В. А. Сухомлинский.
Важные принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
- Гуманизм в межличностных отношениях.
- Научность и интегративность.
- Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
- Применение принципов развивающего обучения.
- Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического развития.
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Основные направления реализации программы.
создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарённости.
методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарёнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
мероприятия по работе с одарёнными детьми.
предусматривается участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природной деятельности в области художественного развития.
Урочная и внеурочная деятельность должна строиться таким образом, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.
Виды одаренности | Формы работы с одаренными детьми | Формирование УУД | |
в познавательной деятельности | интеллектуальная (в области точных, естественных, гуманитарных наук) | включение в олимпиадное и конкурсное движение; | познавательные, обеспечивают общеучебные, логические действия, постановку и решение проблемы |
в художественно-эстетической деятельности | хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная, музыкальная | клубная работа, детско-семейные проекты; подготовка фотовыставок | личностные , коммуникативные, регулятивные, познавательные |
в коммуникативной деятельности | лидерская, аттрактивная | клубная работа, участие в конференциях и конкурсах различного уровня; волонтерское движение; подготовка фотовыставок | личностные, коммуникативные, регулятивные |
вдуховно-ценностной деятельности | служение людям, создание новых духовных ценностей | волонтерское движение, проведение мастер классов для младших | личностные, регулятивные, коммуникативные |
в практической деятельности | одаренность в ремеслах, спортивная, организационная | волонтерское движение проведение мастер классов для младших | личностные , регулятивные, коммуникативные |
Направления деятельности:
- организация и проведение как групповых занятий, так и индивидуальной работы с одаренными детьми;
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам школьного, муниципального, регионального и другого уровня,;
- проведение массовых мероприятий по истории и обществознанию;
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми.
Формы работы:
- Урочная деятельность:
-Индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории и обществознания:
1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся: наблюдение, диагностика, беседы с родителями, классными руководителями.
2. Выделение групп одарённых детей в каждом классном коллективе.
3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающие различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.
4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
5. использование различных форм урока, интегрированные уроки, разнообразные формы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», интеллектуальные марафоны, погружение в историю, ролевые задания, ролевые, деловые, операционные, имитационные игры, задания повышенного уровня сложности, задания не фактологического и костатационного характера, а творческие, дифференциация домашнего задания.
-Метод проектов: на уроках (зачётные проекты, мини-проеты, творческие проекты).
-Применение современных технологий в преподавании истории и обществознании: технология проблемного обучения, ИКТ технологии, «Интенсификация обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала» (В.Ф.Шаталов).
2. Внеурочная работа.
-подготовка и участие во Всероссийской олимпиаде школьников;
-участие в конкурсах викторинах различного уровня;
-участие в научно-практических конференциях Дне науки, Дне защиты проектов;
-подготовка и проведение массовых мероприятий по истории и обществознанию;
-участие в социальных проектах;
-работа в школьном музее.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- повышать профессиональное мастерство;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях, заседаниях МО;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- участвовать в проектной и исследовательской деятельности
- проводить массовые мероприятия, социальные проекты.
Роль родителей в развитии одаренных детей очень велика. Связана, не только с материальной поддержкой, но и моральной и духовной поддержкой одаренных детей. С этой целью в школе и районе проводятся выставки детского творчества.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- сформировать систему работы с одарёнными детьми;
- создать условия для развития одарённости и таланта у детей в современных условиях;
- активизация участия родителей и окружающего социума в работе с одаренными детьми;
- совершенствовать формы работы с одарёнными и способными детьми;
Мониторинг результативности работы с учащимися
- «Методика экспертных оценок по определению одарённых детей А.А. Лосева»
- Таблица наблюдений «Критерии оценки и показатели уровня творческого развития личности» (Макарова Т.Е. Творческое развитие личности воспитанника и педагогическое диагностирование его уровня в детском образовательном учреждении, Самара 2002)
- Методика «Потребность в достижении успеха»
- Опросник креативности Джонсона
- Таблица наблюдения «Отслеживание успешности индивидуального роста и развития обучающихся в учебной деятельности».
Ежегодный план работы с одаренными детьми
Сроки | Мероприятия | Критерии эффективности |
Внеурочная деятельность | ||
Сентябрь | Проведение стартовой диагностики. Творческие выставки, посвященные Дню Знаний, Дню освобождения Смоленщины, Оформительская практика. |
|
Октябрь | Проведение стартовой диагностики. Творческие выставки, художественные мастерские, посвященные осени, Дню учителя Оформительская практика. |
|
Ноябрь | Творческие выставки, художественные мастерские, посвященные Дню Матери, нравственному воспитанию, Оформительская практика. |
|
Декабрь | Творческие выставки, художественные мастерские, посвященные Новогодним и рождественским праздникам, Оформительская практика. |
|
Январь | Творческие выставки, художественные мастерские, посвященные Новогодним и рождественским праздникам, Оформительская практика. |
|
Февраль | Участие в международном игровом конкурсе «Золотое руно» День защиты проектов Творческие выставки, художественные мастерские, посвященные патриотическому воспитанию, Оформительская практика. |
|
Март | Творческие выставки, художественные мастерские, посвященные весне,8 Марту, Оформительская практика. |
|
Апрель
| Творческие выставки, художественные мастерские, посвященные космонавтике, экологическому направлению, Оформительская практика. День науки |
|
Май | Творческие выставки, художественные мастерские, посвященные Дню Победы, Оформительская практика. Проведение итоговой диагностики |
|
В течение года | Участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах Участие в социальных проектах Посещение выставок и музеев изобразительного искусства |
|
Урочная деятельность | ||
В течение года | Разработка и проведение уроков с использованием современных технологий; Проектная деятельность; Разработка презентаций к урокам; Дифференцированный подход к обучению | Качество знаний Уровень обученности Учебная мотивация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Шоу – программа «Созвездие талантов»
внеклассное мероприятие для девочек 5- 7 классы по технологии, можно использовать к празднику 8 марта....
Концертная программа "Наши таланты"
Этот материал можно использовать для проведения концертных программ в школе для родителей....
Сценарий программы выступления команды "Поколение КОМП и НЕТ" на конкурсе "Алло, мы ищем таланты"
Выступление для конкурса "Алло, мы ищем таланты!" для 8-10 классов, можно использовать, как выступление команды КВН....
Игровая программа "Таланты"
Игра проводится в рамках завершения КТД "Интеллектуальный марафон" для учащихся 5-9 класс, включает в себя вопросы разлиных отраслей знаний....
программа работы с одарёнными детьми "Радуга талантов"
В программе обобщён опыт работы с одарёнными детьми МОУ СОШ № 1 г. Карталы, программа базируется на основных направлениях воспитательной работы школы. ...
Сценарий развлекательной программы "Алло, мы ищем таланты"
Цель: формировать у детей творческие способности, развивать речь, чувство юмора, пластику. Разновозрастной состав участников....
Сценарий внеклассного мероприятия с элементами сингапурской системы:"Образование как пространство для развития способностей и талантов,или чему нужно учиться.Талант на благо Родины:красивые слова или реальность?"
Развитие в учащихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника. Дать понятие о таланте как основном элементе труда....