Тематическое планирование по изобразительному искусству в соответствии требованиями ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) по теме
планирование по изобразительному искусству 1-4 класс в соответствии ФГОС,включая региональный компонент
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_planirovanie_po_izo.docx | 54.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование. 1 класс
Тема курса «Искусство и ты» (33 ч)
№ урока | Тема урока | Содержание урока | Практическая работа | Характеристика видов деятельности учащихся | ||
Ты учишься изображать(8часов)
| ||||||
1 | Изображения всюду вокруг нас | Урок – знакомство. Выявление уровня дошкольной подготовки учеников. Мастер Изображения учит рисовать, лепить и видеть мир глазами художника. | Рис. то, что умеем и любим рисовать Рис. Большого радостного солнца | Находить в окружении действительности изображения, сделанные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит | ||
2 | Мастер Изображения учит видеть | Знакомство с понятием «форма». | Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья. | Находить и рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы. Рассуждать об увиденном. Видеть зрительную метафору (на что похоже). Выявлять геометрическую форму простого плоского тела. Сравнивать форму и предмет. Создавать образ на основе геометрической формы | ||
3 | Изображать можно пятном | Пятно – одно из главных средств изображения. Образ на плоскости. Образ на основе пятна в иллюстрациях к детским книгам о животных. | Кляксу – пятно превратить в зверушку. | Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений. Воспринимать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях. Овладевать навыками изображения пятном. Создавать изображения. | ||
4 | Изображать можно в объёме | Объём занимает место в пространстве, и его можно рассматривать с разных сторон | Лепка на тему «В кого превратится кусок пластилина?» | Находить выразительные, образные объёмы в природе. Воспринимать выразительность формы в скульптурных изображениях. Овладевать навыками изображения в объёме. Изображать в объёме. | ||
5 | Изображать можно линией | Понятия: линия, плоскость. Изображение линией на плоскости. Линией можно рассказывать. Умение видеть линии в природе. | Рисунок линией. «Расскажи нам о себе» | Овладевать навыками изображения на плоскости с помощью линии, навыки работы графическими материалами. Находить и наблюдать линии и их ритм в природе. Сочинять и рассказывать с помощью линейных изображений. | ||
6 | Разноцветные краски | Знакомство с гуашевыми красками Проба красок, приобретение навыков работы красками на уроке |
| Овладевать навыками работы гуашью. Соотносить цвет с предметными ассоциациями. Экспериментировать, исследовать возможности краски. | ||
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств | Изображаем радость Изображаем грусть | Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно чувства. Изображать радость, грусть. | ||
8 | Художники и зрители | Фронтальная выставка. Мы были художниками, а теперь стали зрителями. Знакомство с понятиями: произведение искусства, картина, скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Художественный музей. | Беседа, формирующая первичные навыки восприятия произведений искусства. Формирование зрительских умений по восприятию и обсуждению содержания детских работ. | Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач. Воспринимать и эмоционально оценивать выставку творческих работ. Рассуждать о своих впечатлениях. | ||
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (7часов) | ||||||
9 | Мир полон украшений | Знакомство с мастером Украшения. Украшения всюду вокруг нас. Красота предметного мира, мир вещей человека, как они украшены. | Беседа | Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности. Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе. Видеть красоту в неброских деталях природы, любоваться красотой природы. | ||
10 | Цветы | Цветы – украшение Земли. Разнообразие цветов: их форм, окраски, узоров. | Составление букета из вырезанных цветов, созданных детьми. Первая коллективная работа. | Создавать роспись цветов. Составлять коллективную работу, работать в коллективе. | ||
11 | Красоту нужно уметь замечать | Мастер Украшения учится у природы и помогает нам увидеть её красоту. | Беседа. Изобразить узорчатую красоту фактуры | Находить природные узоры, любоваться ими, выражать в беседе свои впечатления. Изображать декоративно птиц, рыб, бабочек и т. Д., передавая характер их узоров, расцветки. | ||
12 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | Любование красотой бабочек, жуков, шмелей, стрекоз и рассматривание узоров на их крыльях. Ритмический узор пятен и симметричный повтор. | Украшение крыльев бабочки. 1.Гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага 2.Украшение крыльев насекомых Графические материалы. | Понимать простые основы симметрии. Видеть ритмические повторы узоров в природе, ритмические соотношения больших и мелких форм в узоре. | ||
13 | Красивые рыбы. Монотипия | Знакомство с новыми возможностями художественных материалов и новыми техниками. Развитие навыков работы красками, цветом. Ритмическое соотношение пятна и линии. Симметрия, повтор, ритм, свободный фантазийный узор. Знакомство с техникой монотипии. | Украшение рыбок узорами чешуи. Гуашь (акварель), фломастер или гелевая ручка. | Осваивать простые приёмы работы в технике монотипия. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Видеть декоративную красоту фактурных поверхностей в природных узорах. Научиться соотносить пятно и линию в декоративном узоре. | ||
14 | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | Разнообразие украшений в природе и различные формы украшений. Многообразие форм декоративных элементов. Мастер Украшения помогает рассматривать птиц, обращая внимание не только на цветной орнамент окраски, но и форму хохолков, хвостов, оформление лапок. Наряд птицы помогает понять её характер. | Изображение нарядной птицы в технике объёмной аппликации. | Развитие декоративного чувства при рассматривании цвета и фактуры материалов. Видеть характер формы декоративно понимаемых элементов в природе, их выразительность. Овладевать навыками работы в объёмной аппликации. | ||
15 | Узоры, которые создали люди | Красота орнаментов, созданных человеком. Разнообразие орнаментов. Природные и изобразительные мотивы орнаментов. Коми орнамент | Создание своего орнаментального рисунка на основе полученных впечатлений . | Находить орнаментальные украшения в предметном окружении человека, в предметах, созданных человеком. Рассматривать орнаменты, находить в них природные мотивы и геометрические мотивы. Придумывать свой орнамент. Получать первичные навыки декоративного изображения. | ||
16 | Как украшает себя человек | Украшения человека рассказывают о своем хозяине. Что могут рассказать украшения? Какие украшения бывают у разных людей? Украшения могут рассказать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения. | Изображение сказочных героев и их украшений. 1 положительные герои (Снегурочка, Красная Шапочка, Золушка, Кот в сапогах и другие) 2 отрицательные герои (Баба яга, Серый волк, Кощей бессмертный и другие) | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений | ||
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году. Традиционные новогодние украшения. Украшения для новогоднего карнавала. Новые навыки работы с бумагой. Обобщение материала всей темы: какие бывают украшения и зачем они нужны? | «Готовимся к новогоднему карнавалу» Создание карнавальных головных уборов. «Праздничные новогодние гирлянды и игрушки» | Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года. Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги. Выделять и соотносить деятельность по изображению и украшению, определять их роль в создании новогодних украшений. | ||
Ты строишь (11ч) | ||||||
18 | Постройки в нашей жизни | Первичное знакомство с архитектурой и дизайном. Постройки в окружающей нас жизни. Постройки, сделанные человеком. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму – удобную и красивую. Знакомство с Мастером Постройки, который помогает придумать, как будут выглядеть разные дома или вещи, для кого их строить и из каких материалов. | Беседа. Рисунок на тему «Нарисуй дом для себя и своих друзей» Цветные мелки. | Рассматривать и сравнивать различные архитектурные постройки. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением. | ||
19 | Дома бывают разными | Многообразие архитектурных построек и их назначение. Из каких частей состоит дом и их разнообразие. | Придумать дом и построить его изображение с помощью печаток. | Соотносить внешний вид архитектурной постройки с её назначением. Анализировать из каких основных частей состоят дома. Конструировать изображение дома с помощью печаток. | ||
20 | Домики, которые построила природа | Мастер постройки умеет увидеть домик в любом предмете. Природные домики. | Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов | Наблюдать постройки в природе. Анализировать их форму, конструкцию, пропорции. | ||
21 | Дом снаружи и внутри | Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома. Выражение внутреннего пространства во внешней форме. Назначение дома и его внешний вид. Внутреннее устройство дома. | Изображаем дом в виде буквы алфавита. | Понимать взаимосвязь внешнего вида и внутренней конструкции дома. Придумывать и изображать фантазийные дома, их вид снаружи и внутри. | ||
22-23 | Строим город | Развитие конструктивной фантазии и наблюдательности – рассматривание реальных зданий разных форм. Архитектура. Архитектор. Планирование города. | Индивидуально – коллективная работа «Строим город» 1.Постройка домика из бумаги. 2.постройка города из бумажных домиков. | Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм. Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги. Конструировать из бумаги разнообразные дома. Работать в группе, создавая коллективный макет игрового городка. | ||
24 | Всё имеет своё строение | Конструкция предмета. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета. Любое изображение - взаимодействие нескольких простых геометрических форм. | Строим зверей из разных простых геометрических форм в технике аппликации | Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Составлять и конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации. | ||
25-26 | Строим вещи | Конструирование предметов быта. Развитие первичных представлений о конструктивном устройстве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги. Знакомство с работой дизайнера | 1.Конструирование из бумаги сумки 2. Украшение сумки | Понимать, что при создании вещи принимает участие художник-дизайнер. Конструировать из бумаги различные простые бытовые предметы, упаковки, а затем украшать их, производя правильный порядок действий. | ||
27-28 | Город, в котором мы живём (обобщение темы) | Конструктивная художественная деятельность. Итоговая работа. | Создание коллективного панно «Город, в котором мы живём» | Понимать, что в создании городской среды принимает участие художник-архитектор, который придумывает каким быть городу. Участвовать в обсуждении итогов совместной практической деятельности | ||
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5ч) | ||||||
29 | Три брата-Мастера всегда трудятся вместе. | Фронтальная выставка работ. | Игра в художников и зрителей | Различать три вида художественной деятельности по предназначению (цели) произведения, его жизненной функции (зачем?): Украшение, изображение, постройка. Анализировать виды деятельности. Воспринимать и обсуждать выставку детских работ. | ||
30 | Праздник весны. | Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их. | Конструирование из цветной бумаги нарядной птицы Конструирование из цветной бумаги весенних жуков, стрекоз. | Радоваться поэтическому открытию наблюдаемого мира и своему творческому опыту. Наблюдать и анализировать природные пространственные формы. Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции. | ||
31 | Сказочная страна | Изображение сказочного мира. Мастера помогут увидеть мир сказки и воссоздать его. | «Сказочная страна». Создание панно | Творчески играть. Сотрудничать. Овладевать навыками коллективной деятельности . | ||
32 | Времена года | Создание коллажей и объёмных композиций на основе смешанных техник. Сочетание различных материалов, сочетание плоскостного и объёмного изображения в единой композиции. | Наблюдение живой природы с точки зрения трёх Мастеров. | |||
33 | «Здравствуй, лето! Урок любования» | Братья – Мастера учатся у природы. | Экскурсии в природу, зарисовки. | Любоваться красотой природы. Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров. Характеризовать свои впечатления. |
Поурочно-тематическое планирование. 2 класс.
Тема курса «Искусство и ты» (35 ч)
№ урока | Раздел тема | Кол-во часов | Практическая работа | Коми региональный компонент | Кол час | |
Как и чем работает художник | 8 | Выразительные возможности художественных материалов Изображение заданий в разных материалах | ||||
1 | Три основных цвета- жёлтый, красный, синий | 1 | Основные и составные цвета. Умение смешивать краски. | Гуашь. Изображаем цветы без предварительного рисунка. | ||
2 | Белая и чёрная краски | 1 | Темное и светлое. Оттенки цвета. Умение смешивать цветные краски с белой и черной. | Гуашь.
| ||
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | 1 | Прозрачность акварели, смешивание красок. | Изображение осеннего леса. | Наблюдение детьми красоты природы родного края. | 1 |
4 | Выразительные возможности аппликации. | 1 | Особенности создания аппликации. Представление о ритме пятен. |
| ||
5 | Выразительные возможности графических материалов | 1 | Красота и выразительность линии. Тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии. | Изображаем графически.
| ||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | 1 | Лепка из пластилина из одного большого куска путем вдавливания и вытягивания. | Изображение зверей родного края. | 1 | |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | Освоение работы с бумагой; приемы сгибания, разрезания, склеивания. Перевод плоского листа в разнообразные объемные формы. | Бумага, ножницы, клей. Сооружаем игровую площадку для зверей. | ||
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | 1 | Красота художественных материалов и их отличий. | Изображение ночного праздничного города | ||
2 | «Реальность и фантазия» | 7ч | ||||
9 | Изображение и реальность. | 1 | Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. | Изображаем любимого животного | Звери и птицы РК | 1 |
10 | Изображение и фантазия. | 1 | Роль фантазии в жизни человека. | Изображение несуществующего животного; | ||
11 | Украшение и реальность. | 1 | Мастер Украшения учится у природы. | Изображение паутинок с росой и веточками деревьев. | Красота родной северной природы. | |
12 | Украшение и фантазия. | 1 | Без фантазии невозможно создать украшение. Узоры несут информацию. | Украшение кокошника; | ||
13 | Постройка и реальность | 1 | Мастер Постройки учится у природы. Красота и смысл природных конструкций. | Конструирование из бумаги «Аквариум ». | ||
14 | Постройка и фантазия. | 1 | Фантазия человека в создании предметов. | Конструирование фантастического города. Индивидуально-групповая работа | ||
15 | Братья-Мастера Изображения, Украшения, Постройки всегда работают вместе. | 1 | Взаимодействие трех видов художественной деятельности. | Конструирование и украшение ёлочных игрушек. Создание коллективного панно. | ||
3 | «О чем говорит искусство» | 11 | Искусство выражает человеческие чувства и мысли. | |||
16-17 | Изображение природы в разных состояниях. | 2 | Художник, изображая природу, выражает её состояние, настроение, его изображение обращено к нашим чувствам. | Изображение контрастных состояний природы
| ||
18 | Изображение характера животных | 1 | Умение почувствовать и выразить в изображении характер животного. | Изображение животных веселых, стремительных, угрожающих. | ||
19 | Изображение характера человека: женский образ | 1 | Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. | Изображение противоположных по характеру сказочных женских образов | Герои коми легенд | 1 |
20 | Изображение характера человека: мужской образ. | 1 | Изображая человека, художник выражает свое отношение к нему, свое понимание этого человека. | Мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта. | Пера– богатырь. | 1 |
21 | Образ человека в скульптуре | 1 | Изображения, созданные в объеме, тоже выражают отношение к миру, чувства. | Создание в объеме сказочных образов с ярко выраженным характером. | ||
22 | Человек и его украшения | 1 | Украшения рассказывают о человеке. |
| ||
23-24 | О чём говорят украшения | 2 | Украшения говорят о намерениях. | «Два флота» коллективная работа. 1изображаем пейзаж 2украшение кораблей двух противоположных флотов 3украшение купцов, разбойников | ||
25 | Образ здания | 1 | У здания тоже есть свой образ. | Рисуем здания для сказочного героя. | ||
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру. | 1 | Обобщение материала по теме «О чем говорит искусство». | Творческая работа «Сказка о …» аппликация Индивидуально-коллективная работа. Выставка работ. | ||
4 | «Как говорит искусство» | 8ч | Средства образной выразительности в изобразительном искусстве. | |||
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. | 1 | Цвет и его эмоциональное восприятие человеком. Теплые и холодные цвета. Борьба цвета, смешение красок. | контрастные цвета «Перо Жар-птицы» | ||
28 | Тихие и звонкие цвета. | 1 | Смешение различных цветов с черной, серой, белой красками. Получение мрачных и нежных оттенков цвета. | Изображение весенней земли. | ||
29 | Что такое ритм линий? | 1 | Ритмическая организация листа с помощью линий. Изменение ритма линий меняет содержание работы. | Изображение весенних ручьев | ||
30 | Характер линий. | 1 | Выразительные возможности линий. Многообразие линий. | Изображение ветки с определенным характером и настроением. | ||
31 | Ритм пятен | 1 | Элементарные знания о композиции. | Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа | ||
32 | Пропорции выражают характер. | 1 | Пропорция как средство художественной выразительности. | Лепка птиц с разными пропорциями | ||
33-34 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности. | 2 | Средства выразительности – основа языка изобразительного искусства. | Коллаж на тему «Весна. Шум птиц». Живопись с элементами аппликации. | Пейзаж родной земли. | 1 |
35 | Ты и искусство. Обобщающий урок года | 2 | Обобщение курса «Ты и искусство» | 1)Беседа, просмотр иллюстраций, репродукций, сообщения групп; 2)выставка работ, соревнования, творческие задания. |
Поурочно-тематическое планирование. 3 класс.
Тема курса «Искусство вокруг нас» (35 ч)
№ урока | Тема, раздел | Кол-во часов | Практическая работа | Коми региональный компонент | Кол-во часов | |
Искусство в твоем доме | 8 | Мастера и ребенок рассматривают ближайшее окружение и выясняют, что без участия Мастеров не создается ни один предмет дома и сам дом | ||||
1 | Твои игрушки придумал художник | 1 | Создание игрушки тоже искусство. Рассматриваем три стадии создания игрушки: придумав, изображаем; конструируем, украшаем. | 1)создание формы 2)украшение | Игрушки коми детей. | |
2 | Посуда у тебя дома | 1 | Роль художника в создании посуды. Форма и украшения посуды обусловлены ее назначением. |
| Посуда в коми крестьянской избе. | 1 |
3 | Обои и шторы у тебя дома | 1 | Роль художника в создании обоев и штор, выражение назначения. Роль цвета, ритм узора, стилизация формы. | 1)создание обоев. Трафарет. 2)шторы. Набойка. | Набойка ткани в Коми | |
4 | Мамин платок | 1 | Знакомство с искусством росписи тканей. Выражение в худ. Образе платка его назначения. | Создание эскиза росписи платка. | ||
5-6 | Твои книжки | 2 | Роль художника в создании книги. Книжная иллюстрация. | Разработка книжки-игрушки с иллюстрациями. | ||
7 | Открытки | 1 | Многообразие открыток. Роль выдумки и фантазии. | Открытка-подарок | ||
8 | Труд художника для твоего дома (обобщение темы) | 1 | Роль Братьев-Мастеров в создании предметов. | Проблемная беседа, обучающая игра, выставка и обсуждение детских работ | ||
Искусство на улицах твоего города | 7 | От родного порога – в мир культуры Земли.. | Тема посвящена родному городу (порогу). | |||
9 | Памятники архитектуры | 1 | Знакомство с древней и новой архитектурой. Архитектура- это достояние народа., эстафета культуры. | 1)Знакомство с историей города. Рисуем пейзаж для коллажа « Город, в котором я хочу жить» 2)создаем проект красивого здания, учитывая назначение. | ||
10 | Парки, скверы, бульвары. | 1 | Архитектура садов и парков. | Коллаж. Озеленение города. | ||
11 | Ажурные ограды. | 1 | Чугунные ограды в Санкт-Петербурге; их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды родного города, деревянный ажур наличников. | Коллаж. Создаем проект ажурной ограды, ворот – вырезание из сложенной бумаги. | ||
12 | Волшебные фонари | 1 | Художественные образы фонарей. | Конструирование фонарей. | ||
13 | Витрины | 1 | Изображение, украшение, постройка при создании витрин. Реклама на улице. | 1)создание проекта оформления витрины любого магазина; | ||
14 | Удивительный транспорт | 1 | Роль художника в создании машин. Формы и украшение транспорта. | Создаем транспорт | ||
15 | Труд художника на улицах твоего города. (обобщение темы) | 1 | Обобщение знаний, полученных по теме «Искусство на улицах твоего города». | 1) рисунок на тему «Мой город»; . | 1 | |
Художник и зрелище | 11 | Зрелище – неотъемлемая часть жизни человека. Зрелище создает художник. | ||||
16 17 | Художник в цирке | 2 | Искусство цирка - искусство преувеличения и праздничной красочности. | Создание рисунка на тему «Цирковое представление». 1)на арене; 2)веселый клоун | ||
18 19 | Художник в театре | 2 | Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. | Создание макета театра и персонажей сказки для игры в спектакль. 1)изображение сцены для спектакля, занавес 2)конструирование декораций 3)костюмы для персонажей | ||
20-21 | .Театр кукол | 2 | Многообразие мира театра кукол. Образ куклы, ее конструкция и костюм | Изготовление кукол и создание спектакля | ||
22 | Маски | 1 | Маска как образ персонажа. Искусство маски разных времен и народов | Конструирование выразительных и острохарактерных масок | ||
23 | Афиша и плакат | 1 | Значение афиши и плаката. Образ зрелища и его выражение в афише. Единство изображения и текста в плакате. Шрифт. | Составление эскиза афиши к своему кукольному представлению. | ||
24 25 | Праздник в городе. | 2 | Роль художника в создании праздничного облика города. | Рисунок «Праздник в городе» | ||
26 | Школьный карнавал (обобщение темы) | 1 | Обобщение темы «Художник и зрелище» | Защита творческих работ детей. Выставка. | ||
Художник и музей | 8 | Обращение к станковым видам искусства (натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой и исторические жанры). | ||||
27 | Музеи в жизни города | 1 | Разнообразие музеев. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи. | Беседа учителя. | Музеи РК, Художники коми | 1 |
28 | Картина - особый мир | 1 | Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами. Мир в картине. Роль рамы для картины. | |||
29 | Картина – пейзаж. | 1 | Пейзаж – изображение природы, жанр изобразительного искусства. | Изображение пейзажа: Пейзаж. Живопись | ||
30 | Картина-портрет | 1 | Знакомство с жанром портрета. Цвет, фон в портрете. Роль позы, окружающих предметов. | Портрет друга. | ||
31 | Картина-натюрморт | 1 | Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Роль цвета. Расположение предметов в пространстве картины. | Изображаем натюрморт | ||
32 | Картины бытовые | 1 | Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. | Изображение сцен семейной жизни. | ||
33 | Историческая картина | 1 | Знакомство с исторической картиной. | Изображение яркого общезначимого события. | ||
34 | Скульптура в музее и на улице. | 1 | Скульптура и окружающее ее пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. | Лепка животного или фигуры человека в движении для парковой скульптуры. | ||
35 | Художественная выставка «Искусство вокруг нас». | 1 | Роль художественных выставок в жизни людей. | Подведение итога: какова роль художника в жизни каждого человека. |
Поурочно-тематическое планирование. 4 класс.
Тема курса « Каждый народ – художник» (35ч)
№ урока | Тема, раздел | Кол-во часов | Практическая работа | Коми региональный компонент | Кол-во часов | |
Истоки родного искусства. | 8 | Знакомство с истоками родного искусства. Постройки, предметы быта, одежда, украшения раскрывают представления народа о мире. | На протяжении всей темы учащиеся знакомятся с искусством коми народа | |||
1 | Пейзаж родной земли | 1 | Роль искусства в понимании красоты природы. Красота природы в произведениях живописи. Красота родного для ребенка пейзажа. | Изображение родной природы. Гуашь. Коллаж «Коми село» | «Коми село» | 1 |
3 - 4 | Деревня – деревянный мир. | 2 | Традиционный образ деревни связь человека с окружающим миром природы. Образ избы. Единство функциональных и духовных замыслов. Разнообразие деревянных построек. | 1)Моделирование избы. 2)Создание образа традиционной деревни | Коми крестьянская изба | 1 |
5-6 | Красота человека. | 2 | У каждого народа свое представление о красоте человека – и женщины и мужчины. Это связано с традициями жизни и труда в определенных природных и исторических условиях | 1.Изображение женских и мужских народных образов. Знакомство с коми и русским национальными костюмами. 2.Изображение сцен труда из крестьянской жизни | Коми национальный костюм | 1 |
7-8 | Народные праздники. | 2 | Праздник – народный образ радости и счастья. | Создание работ на тему «Ярмарка» | Праздники народа коми | 1 |
Древние города нашей земли. | 7 | Древнерусский город – неотъемлемая составляющая образа народной художественной культуры. Русь состояла прежде всего из городов- крепостей. У каждого города свое лицо, свой характер, своя судьба. | ||||
9 | Родной угол | 1 | Образ древнего русского города. | Работа над образом древнерусского города – изучение конструкций и пропорций крепостных башен. | ||
10 | Древние соборы | 1 | Собор – святыня города. Они являлись архитектурным и смысловым центром города. | Изображение древнерусского каменного храма. | ||
11 | Города Русской земли | 1 | Организация внутреннего пространства города. Кремль, торг, посад. | Изображение древнерусского города. | ||
11 | Древнерусские воины-защитники. | 1 | Образ жизни людей; князь и его дружина, торговый люд. Одежда и оружие воинов – их форма и красота, цвет в одежде, символическое значение орнамента. Развитие изобразительных навыков, ритмическая организация листа. | Изображение древнерусских воинов, княжеской дружины. | ||
13 | Новгород. Псков Владимир и Суздаль. Москва. | 1 | Знакомство с исторической архитектурой | Беседа-путешествие | ||
14 | Узорочье теремов | 1 | Образы теремной архитектуры. Изменение смысловой основы орнамента. | Изображение интерьера палаты – подготовка фона для следующего задания. | ||
15 | Праздничный пир в теремных палатах (обобщение темы) | 1 | Роль постройки, украшения и изображения в создании образа древнерусского города. | Аппликационное панно «Пир в теремных палатах». | ||
Каждый народ – художник. | 11 | Знакомство с многообразием художественных культур мира. | ||||
16-18 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | 3 | Художественная культура Японии. | 1) Изображение природы через детали, характерные для японских художников. 2)изображение японок в национальной одежде (кимоно) с передачей характерных черт лица, прически. 3) панно «Праздник цветения сакуры» | ||
19-20 | Народы гор и степей | 2 | Изобретательность человека в построении своего мира. Традиции, род занятий людей; костюм и орнаменты. | 1)Изображение степного пейзажа. Юрта как произведение архитектуры. Развитие живописных навыков. 2)Изображение жизни, традиционных праздников народов гор и степей. | ||
21-22 | Города в пустыне | 2 | Города в пустыне. Портально– купольные постройки. Архитектура Средней Азии. Занятия местного населения: восточный базар, ремесленники. | Конструирование «Древний среднеазиатский город» | ||
23-24 | Древняя Эллада | 2 | Особое значение искусства Древней Греции. | 1)Пейзаж. Архитектура Древней Греции. 2)Коллаж «Древнегреческий праздник». | ||
25 | Европейские города Средневековья. | 1 | Образ готических городов, готического храма. Ратуша и площадь города. | Конструирование. «Готический город». | ||
26 | Многообразие художественных культур в мире. | 1 | Обобщение темы «Каждый народ –художник» | Выставка работ и беседа закрепляют знания по пройденной теме. | ||
Искусство объединяет народы. | 8 | Для всех народов понимание красоты и безобразия коренных явлений жизни едино. | ||||
27 | Материнство | 1 | Знакомство с произведениями искусства по теме «Материнство». | Изображение матери и дитя, их единства, ласки, отношения друг к другу (изображение по представлению). | ||
28 | Мудрость старости. | 1 | Есть красота внешняя и внутренняя. Красота, в которой выражен жизненный опыт. Красота связи поколений, мудрости доброты. | Изображение любимого пожилого человека – стремление выразить его внутренний мир. | ||
29 | Сопереживание | 1 | Изображение сострадания в искусстве. Через искусство художник выражает свое сочувствие страдающим, учит сопереживать чужому горю, страданию. | Тематическое рисование. | ||
30 31 | Герои- защитники | 2 | В борьбе за свободу, справедливость проявляется духовная красота. | 1Эскиз памятника герою. 2 лепка | ||
32-33 | Юность и надежды. | 2 | В искусстве всех народов присутствует мечта, надежды на светлое будущее, радость молодости, любовь. | Изображение радости детства, мечты о счастье, подвигах, путешествиях, открытиях. | ||
34 | Искусство народов мира. | 1 | Обобщение по теме «Искусство объединяет народы» | Искусствоведческая викторина, конкурсы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
учебно - тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС
учебно тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс по ФГОС......
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе (ФГОС)
Данный материал содержит календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классах (ФГОС).Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой....
Использование УМК по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС.
Использование УМК по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС. Дается обзор учебников по ФГОС для начальной и средней школы разных издательств "Просвещение", "Дрофа", и другая допо...
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс (Б. Неменский) ФГОС
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 1-4 класс....
Примерное тематическое планирование. Примерное тематическое планирование. Направление "Изобразительное искусство" ФГОС 6 класс (34 ч) Программа "Изобразительное искусство" С. П. Ломов, С. Е. Игнатьева, М. В. Карамзина.
Программа по предмету Изобразительное искусство разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федера...
Презентация "Уроки Изобразительного искусства в соответствии с ФГОС"
Характерные особенности современного урока изобразительного искусства....
Рабочая программа и календарное тематическое планирование по изобразительному искусству, 5 класс по ФГОС, для коррекционных школ.
Полная рабочая программа и ктп для 5 класса, по предмету изобразительное искусство, для учащихся коррекционных школ, по ФГОС, 34 часа в учебном году, по 1 часу в неделю. Рабочая программа составлена с...