Разработка урока по изобразительному искусству в 6 классе на тему "Натюрморт"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Сайганова Инна Александровна

Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Натюрморт».

Учитель: Сайганова И.А.

 

Цель и задачи:

1.Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)

2.Ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирование деталей

3.Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

4.Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности

5.Развивать умение рисовать с натуры или по представлению

 

Оборудование:

 

Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

 

Зрительный ряд:

 

И.Машков «Фрукты на блюдце», А.Лентулов «Натюрморт», В.Ван Гог «Подсолнухи», К.Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_natyurmort.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по изобразительному искусству.

Тема « Натюрморт»

6 класс

мбоу 2 Гавриловская сош

Тамбовская обл., с. Гавриловка 2-я.

Преподаватель изобразительного искусства

Сайганова Инна Александровна

2017г.


Урок изобразительного искусства в 6 классе по теме: «Натюрморт».

Учитель: Сайганова И.А.

Цель и задачи:

1.Систематизировать знания о видах и жанрах изобразительного искусства(натюрморт)

2.Ознакомить с конструкцией, сквозной прорисовкой, линейным построением, светотенью, элементами перспективы, способами рисования от общего к деталям и комбинирование деталей

3.Развивать зрительные представления и впечатления от натуры, чувство пропорции, соразмерности (размещение 2-4 предметов на листе крупно)

4.Формировать графические навыки в изображении объёмных предметов простой формы и умение определять оттенки «холодных» и «тёплых» цветов с целью развития художественного вкуса и наблюдательности

5.Развивать умение рисовать с натуры или по представлению

Оборудование:

Для учителя – натурная постановка (натюрморт на фоне белого листа), таблица «Натюрморт (поэтапная работа)», наброски с натуры овощей и фруктов (детские работы)

Для учащихся – акварель, гуашь, бумага, кисти, графические материалы

Зрительный ряд:

И.Машков «Фрукты на блюдце», А.Лентулов «Натюрморт», В.Ван Гог «Подсолнухи», К.Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты».

                                                   Ход урока:

1.Организация класса.

 Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие.
Захотели вновь прийти!

-Ребята посмотрите всё ли у вас готово к уроку(альбом,краски,вода,кисточки,карандаши)

 2.Вводная часть

Посмотрите  на доску здесь у нас показаны несколько картин,назовите к какому жанру они относятся?(пейзаж,портрет,натюрморт).

Загадки.

-Отгадайте загадки. Скажите, какая иллюстрация соответствует отгадке

. Если видишь: на картине
нарисована река.
Или домик в дымке синей, 
или луг и облака,
Или тонкая рябина,
или поле иль шалаш -
Это значит, что картина
называется: 
(пейзаж )

Если видишь, ты с картины
смотрит кто-нибудь на нас:
Или принц в плаще старинном,
или в робе верхолаз,
Летчик или балерина,
или Колька, твой сосед,
Обязательно картина называется:
(портрет)

Если видишь на картине самовары
на столе,
Или виноград в корзине, 
или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу,
или грушу, или торт,
Или все предметы сразу - знай
Что это:
(натюрморт)

3.Объявление темы урока

-Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о жанре изобразительного искусства- Натюрморт.

Стихотворение

Если видишь на картине

Чудо-вазу на столе,

В ней стоит букет красивых

Белоснежных хризантем;

Стоит множество посуды,

И стеклянной и простой,

Может, чашка или блюдце

С золочёною каймой.

А ещё и так бывает:

Нарисована там дичь.

В завершении положим

Спелых персиков и слив.

А ещё в картине может

Нарисованным быть торт.

И поэтому картина

Назовётся натюрморт.

Сегодня  мы узнаем:

-- что представляет собой жанр живописи – натюрморт

-- научимся составлять из разных предметов натюрморты на заданную тему

-- каждому из вас предстоит освоить новый способ личной оценки творческих проектов.

4.Объяснение новой темы:

 Что такое натюрморт?(это изображение предметов,овощей,фруктов)

Презентация слайды натюрмортов.

Сообщение

НАТЮРМОРТ –один из жанров изобразительного искусства, главным образом – живописи. В натюрморте изображаются только обиходные, т.е. повседневные, обыденные вещи, неодушевленные предметы. Это может быть различная снедь, т.е. пища, посуда, книги, статуэтки и т.п. Все живое, естественное, природное становится в натюрморте неодушевленным, мертвым (франц. «натуре морте» – букв. «мертвая натура») и приравнивается к вещам. Так, чтобы стать предметом натюрморта плоды и фрукты должны быть сорваны, звери и птицы – убиты, рыбы, морские животные – выловлены, цветы – срезаны. Вещи в натюрморте целенаправленно сгруппированы в единой среде, образуя мир искусственной реальности, в той или иной степени преображенной человеком. Художник не изображает вещи «с натуры», как они расположены в интерьере, а предварительно компанует их в соответствии со смысловой и художественной задачей.

В натюрморте вещи показаны в неподвижном состоянии, они пребывают в условном вневременном пространстве. Вещи даны как бы крупным планом, они увидены вблизи и рассмотрены в деталях.

Слайд презентации    

В переводе НАТЮРМОРТ обозначает:

с французского – “мертвая натура”,
с голландского – “тихая, недвижная жизнь”,
с английского – “безмолвная натура”.

Итак, изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве - натюрморт

-А сейчас немного истории…

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века.   Это было время расцвета голландского искусства и особенно натюрморта.  Очень часто натюрморты называли завтраками, так как на них изображали овощи, фрукты, рыбу  - т.е. еду

В истории искусства выделяют два вида натюрмортов. В одном – вещи, прежде всего, говорят  не о себе, а о своем хозяине, его вкусах, увлечениях, положении в обществе. В другом виде натюрморта – вещи изображаются так, словно предлагают зрителю полюбоваться красотой их формы, цвета.

5. Практическая работа.

Работаем над проектом «Натюрморт с натуры» .

    - У нас сегодня натюрморт из овощей и фруктов. Тема эта «вкусная» и рисовать её очень приятно. Каждый фрукт и овощ имеет основную форму, цвет, которые нужно увидеть. Они могут совпадать у разных фруктов и овощей, но цвет и детали присущи им свои.

Сегодня будем работать  группами  и индивидуально:

1 Группа работает с аппликацией. (Нужно из цветной бумаги вырезать фрукты и прикрепить их на  листе.)

2.Группа работает с натуральными продуктами.(составляют натюрморт самостоятельно и рисуют).У каждого лежит памятка для рисования натюрморта.

3.Группа работает по шаговой технологии (памятка прилагается)

А затем каждая группа будет  защищать свой проект

Работа выполняется 15 минут.

Некоторые методы работы:

  Перейдем непосредственно к работе над нашим натюрмортом. Как вы помните, работа над натюрмортом начинается с решения: о чем этот натюрморт расскажет, из каких предметов он будет состоять, какие навеет настроения.

Подумайте, какие предметы будете изображать? (…). Как будете располагать лист?  

Задача состоит в том, чтобы в процессе рисования не нарушать замысла, который у вас сложился. Поэтому нельзя рисовать( или составлять), начиная с отдельного предмета, постепенно пририсовывая к нему остальную часть изображения. В этом случае неизбежно будут нарушены сравнительные размеры предметов, рисунок может не уложиться в лист или оказаться значительно меньше, чем нужно.

Начинают с наброска всей группы – ее нужно закомпоновать в листе легкими беглыми линиями, очертить весь натюрморт, устанавливая на листе места, где располагаются предметы.

Затем намечают высоту каждого предмета и заключают их в простые геометрические фигуры. В какую фигуру можно заключить цветочный горшок (Прямоугольник). Яблоко? (Квадрат, прямоугольник). Лимон? (Квадрат). Проверяют соотношение размеров предметов. Намечаем штрихами.  После можно начинать прорисовывать каждый предмет, начиная с самого сложного. Какой он формы? Обозначаем линию плоскости и рисуем, если необходимо, драпировку.  

Вырезанные предметы можно передвигать, выбирая лучшее положение (для тех, кто выполняет аппликацию) (Учитель напоминает о безопасной работе с ножницами)

Что помогает художнику передать настроение? Верно! Наше настроение передает цвет. Все мы знаем, что яркие и теплые цвета создадут хорошее настроение (веселое, радостное). Приглушенные, смешанные, сложные цвета, такие как синий, фиолетовый, зеленый– грусть, покой, размышление. Цвета темные, холодные,– создадут настроение горя, несчастья.

6. Релаксация во время практической работы.

Зарядка для глаз".

  • сесть удобно;
  • посмотреть вверх, вниз, вправо, влево - 5 кругов;
  • вращение глазами по часовой стрелке и против - 5 кругов;
  • посмотрите на кончик носа;
  • опустите руки вниз, сожмите кулачки сильно, разожмите - 2 раза, а теперь быстро;
  • отдохнули и за дело!

Последовательность выполнения работы:

  1. На подготовительном этапе карандашом очень светлыми линиями наметим контуры всех предметов. Желательно рисовать без исправления резинкой, во всяком случае, не злоупотреблять ею, т.к. разрушенная резинкой фактура бумаги темнит и глушит цвет. Такими же тонкими линиями отметим границы бликов и теней всех предметов натюрморта и среды.

  1. На первом этапе работы краской начнём с общей цветовой характеристики натюрморта, для этого приготовим малонасыщенную смесь – колер, который прозрачным слоем нанесём на все части рисунка, исключая блики.
  2. На втором этапе живописи моделируется  объёмная форма всех предметов и передаётся их освещённость. Отдельными мазками усиливаем насыщенность цвета освещённых сторон. Цвет теней сплошной, на него влияет среда. Их прокладывают прозрачными, но более тёмными красками. Каждый мазок, положенный для изображения теней, должен быть взят относительно цвета примыкающих к нему поверхностей других предметов и других теней по цветовому тону, насыщенности и светлоте.

  1. На третьем этапе работы продолжаем моделирование объёмной формы и пространства более тонкими оттенками цвета.  Всякий положенный на бумаге мазок сверяем с натюрмортом, попеременно переводя глаз то на изображение, то на натуру. Это позволяет увидеть, передана ли цветовая пропорция, которая есть в натуре. Изображение цветовых оттенков на свету, полутени, тени постепенно приводит к тонкой моделировке формы, к изображению пространства и освещённости.

  1. На последнем этапе все цвета обобщаем, если надо, выделяем какие-то части более насыщенным цветом, а чрезмерно яркие, вырывающиеся  из общей цветовой гаммы, гасим. Рисунок завершён.

7. Итог урока.

Ответы на вопросы:

  1. В каком жанре живописи мы сегодня с вами работали?
  2. Что нового вы узнали на уроке?
  3. Выставка работ учащихся на доске.

Выставка работ уч-ся.

8. Домашнее задание.

Составить презентацию на тему «Художники в жанре натюрморта»,выполнить рисунок в цвете кто не до делал на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по изобразительному искусству в 5 классе общеобразовательной школы на тему «Декоративно-прикладное искусство народов русского севера»

Народное искусство всегда понятно и всеми любимо. С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство н...

Календарно-тематическое планирование и разработки уроков по изобразительному искусству для классов интегрированного обучения (7 класс)

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, плохая память, слабая мыслительная деятельность (относительно развито репродуктивное мышление), внимание рассеяно, не развита зрит...

"Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве". Разработка урока по изобразительному искусству в рамках ФГОС.

Урок по изобразительному искусству. ФГОС.  6 класс по программе Б.М.Неменского.Тема урока: Виды искусств. Виды изобразительных искусств. Жанры в изобразительном искусстве.Тип урока:  Комбини...

методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС  с применением деятельностного подхода в обучении.   Технология деятельностного обучения основывается на формировании у учащихс...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5 класс "Сундук. Конструкция, декор предметов народного быта"

Актуальность данной темы определчется тем, что одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время, является воспитание патриотизма, уважение к своей истории и традициям,духовным...