Методическая разработка урока. Тема: "Народный праздничный костюм".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Методическая разработка урока . Тема: " Народный праздничный костюм". 5 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
t.k._uroka_izo.docx | 22.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №355, Московский район.
Технологическая карта урока.
Учитель: Базанова Лариса Александровна, учитель изобразительного искусства ГБОУ школа № 355.
УМК: Базовый учебник Горяева Н.А., Островская О.В. «Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» Учебник по изобразительному искусству для 5 класса /Под ред. Б.М. Неменского, Л.А.Неменской.
Тема урока: «НАРОДНЫЙ ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ»
Класс: 5
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: выполнить эскиз народного праздничного костюма.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения творческих задач; видеть общее и особенное в образах народной праздничной одежды
Познакомятся символическим значением народного праздничного костюма, расширят знания о русском народном праздничном костюме.
Получат возможность выполнить эскиз народного костюма.
Метапредметные:
научатся определять тему и цель в учебной деятельности, принимать учебную задачу;
получат возможности излагать свое мнение; делать выводы; планировать деятельность в учебной ситуации; аргументированно оценивать свою работу;
Личностные: проявляют интерес к поставленной задаче; осознают свои эмоции.
Методы и формы обучения:
Беседа, практический, творческий поиск; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Наглядно-демонстрационные материалы: презентация к уроку, работы из методического фонда.
У детей: альбом, учебник, шаблоны, художественный материал по выбору учащихся для декора одежды.
Дидактическая структура урока
| Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты (УУД) | Ресурсы |
1. Организационный момент 2м. | 1. Создание условий для потребности учащихся участвовать в учебном процессе. 2. Психологически подготовить учащихся к общению на уроке. | 1. Приветствие. 2. Проверка рабочего места. 3. Организация внимания. | 1. Проверяют готовность к уроку. 2. Слушают учителя. | Личностные: - принятие нравственных норм поведения (дисциплина, ответственность) Предметные: - оценивание своей готовности к работе. | |
2. Мотивация. Осмысление учебных задач. 5 мин. | 1. Актуализировать мыслительные операции, необходимые для готовности учащихся к работе на уроке: внимание, восприятие, мышление 2. Сформулировать тему, учебную цель и учебную задачу урока. |
Цель урока: выполнить эскиз народного праздничного костюма.
- работа с шаблоном; -выделение элементов костюма. | Учащиеся Участвуют в формулировании темы и цели. Принимают задачу урока. | Предметные: самостоятельное выделение темы и формулирование познавательной цели; Регулятивные УУД: -осуществляют самоконтроль. -принятие задачи урока. | Презентация слайды 1-3,4 |
3. Открытие нового знания. 15 мин. | 1. Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала учащимися. 2. Подготовить учащихся к выполнению практического задания. | 1. Слайд 2 (1 мин.) Русский народный костюм-явление сложное и архаичное. Его основные части складывались веками. Исстари, от отцов к сыновьям, от дедов к внукам он передавался вместе с укоренившимися верованиями и традициями. Русская деревня вплоть до конца 19 века оставалась носителем традиционной культуры. 2.Учащиеся работают с учебником и отвечают на вопросы (3 мин) 1 группа. Стр50.Женская рубаха. 2 группа. Стр.58 Мужская рубаха. -Заслушивает ответы. Показывает 5 слайд. Основой костюма была рубаха. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но и защищала. Считалось, чем богаче рубаха, тем счастливее будет ее владелица. Прикасаясь к земле подолом, женщина надеялась, что передает силу орнамента земле и получает взамен жизненную силу. 3.Учитель обобщает ответы, совместно продолжают выделять элементы костюма. 7-11 сл. В северных и центральных губерниях России поверх рубахи девушки и женщины носили сарафаны. Сарафан стал использоваться только в 16 веке. Праздничный сарафан шили из дорогой ткани, украшали спереди узорной полосой, тесьмой, серебряным кружевом. Уч. стр. 52. На сарафан надевали короткую епанечку на лямках, а в холода –душегрею. Уч. стр.52 Понева – домотканая клетчатая юбка из шерсти УЧ. СТР.53 Женский костюм не мыслим без головного убора. Исстари волосы связывали с магией и колдовством, поэтому нельзя было появляться на людях с непокрытой головой. Существовало большое разнообразие повседневных и праздничных платков, кроме них были такие интересные головные уборы как повязка, кокошник, сорока. Уч. стр. 56. Основой мужского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворота разрез посредине или сбоку. Рубаху носили навыпуск и обязательно подпоясывали. Шили ее из белой, синей или красной ткани. Украшали вышивкой. Обязательной частью одежды были неширокие длинные штаны-порты, которые завязывали на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, а простой люд – холщовые. Порты заправлялись в сапоги, или их обертывали онучами (длинные узкие куски ткани) и поверх одевали лапти. Поверх рубахи обычно надевали зипун, а на голову шапку из сукна или войлока. 4. Орнамент. Его роль. Совместно продолжают выделять особенности костюма. 12-13 сл. Вышивка на рубахе не только украшала, но и оберегала, защищала. Особенно тщательно украшались ворот, оплечья. Грудь, подол женской рубахи. | 1 осмысливают учебный материал; 2. работают с учебником. 3. Участвуют в беседе, отвечают на вопросы. | Предметные: Познакомятся с основными особенностями костюма. Личностные УУД: знание культуры своего народа, основ культурного наследия народов России Коммуникативные УУД: - эмоционально воспринимать увиденное, принимать активное участие в беседе. Регулятивные УУД: - принимают и сохраняют учебную цель и задачу; -осуществляют самоконтроль. | Работа с учебником Презентация Слайды 5- 13 |
4. Творческая работа. (15 мин) | Организует работу учащихся, инструктирует, контролирует выполнение задания. | Слайд 14. (+доп. мат.15,16, про цвет) 1. Предлагает самим выполнить эскиз праздничного костюма. У всех на столах есть заготовки (шаблоны), но они безликие и рубахи у них из белого полотна. А мы с вами уже знаем, что носить можно было только одежду, украшенную оберегами. 1.шаблоны сарафанного комплекта.
2. Обеспечить контроль за выполнением задания. 3. По ходу работы даёт оценку, помогает учащимся. Особенности русского женского костюма заключалась в том, чтобы не подчеркивать форм тела. Простота силуэта компенсировалась богатой цветовой гаммой различных частей одежды, отделкой, всевозможного рода вышивками и аппликациями. В разных губерниях вышивку делали по-своему, используя различные орнаменты. | 1. Овладевают новыми приёмами деятельности создания выразительной композиции 2. Выполняют изделие по намеченному плану, анализируют, контролируют правильность выполнения работы, оценивают свой результат. | ЛичностныеУУД: - осуществляют работу. Познавательные УУД: выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат Метапредметные связи: - межпредметные связи с технологией, | Презентация. Художественные материалы. |
5. Итог урока. Д. з. 3 мин. | Дать оценку результата учебной деятельности класса и отдельных учеников. Предложить д.з. по желанию. | Подвести итог занятия вместе с учащимися. Чему научились, что нового узнали на уроке? Д.з. Русский народный костюм в произведениях художников.( сл.17) | 1. Подводят итог своей учебной деятельности (УД), оценивают результат своей УД. | Коммуникативные УУД: - умеют использовать речь для регуляции своего действия; - строят понятные для собеседника высказывания. Регулятивные УУД: - осуществляют взаимоконтроль, оценивание. | Презентация. (17) |
6. Рефлексия. 3мин. | Организует рефлексию | Предлагает дать оценку результата учебной деятельности. | Оценивают свою работу Учащиеся выполняют рефлексию по типу «Как я сегодня поработал») | Регулятивные УУД: - дают объективную самооценку результатов своей деятельности. | Презентация 14. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»
Учебная программа по изобразительному искусству для 5-7 классов составлена на основе примерной программы по...
Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде
Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...
Методическая разработка доклада Тема: «Народные этикетные традиции - элемент национальной культуры»
В «Концепции развития башкирского национального образования» (1999) определены основополагающие принципы башкирского национального образования, одним из которых является приобщение подрастающего покол...
"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.
Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...
Методическая разработка урока по технологии "Русский костюм"
Методическая разработка урока по технологии "Русский костюм"...
Методическая разработка урока в 5 классе "Народный праздничный костюм"
Предлагаю вашему вниманию перезнтацию по заданной теме и технологическую карту урока , разработанные в соответствии с нормативами ФГОС. УМК под редакцией БМ. Неменского. Должна отметить, что уро...
Методическая разработка урока по изобразительному искусству "Русский народный праздничный костюм"
Урок-виртуальное путешествие музейной экспозиции. Цель - познакомить детей с мировоззрением наших предков, через символизм элементов народного праздничного костюма. Создать условия формирования интере...