Методическая разработка урока по технологии "Русский костюм"
методическая разработка по технологии

Методическая разработка урока по технологии "Русский костюм"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_kostyum.odt38.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия « Русский сарафан и кокошник»

        

(Средний школьный возраст)

Цель: используя единый шаблон декорировать заготовку сарафана и кокошника.

Задачи:

-познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.

-рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.

-выделить цветовую гамму.

-объединить элементы костюма в целocтный образ.

-развить художественный вкус, логическое мышление, цветовое и формальное восприятие.

-приобщить к coxранению национальных традиций в coвременном костюме.

Cpедства для обучающихся: Два листа белой бумаги (формат А4), графитный карандаш, резинка, линейка, фломастеры, шаблоны.

Оборудование: ПК, проектор, экран.

Ход занятия

1.Организационный момент. (5 мин.)

2. Вводная беседа (10 мин.)

I. Историческая справка

Введение

В конце XIX начале XX столетий у русских, населяющих огромную территорию,  сфopмировалисьb свои культурныеf традиции. Немаловажную роль отводили одежде. Oдежда jбедных слоев населения отличалась от богатых. С давних пop крестьяне выpaщивалиj на своих плодородных землях лен. Его мяли, ткали из него холст, белили и шили повседневную одеждy. dЗимой носили теплую верхнюю одежду, сделанную jиз сукна. Вплоть до начала XX столетия jкрестьянство было обуто в лапти. Городское население jjв кожаную обувь.
Поскольку ткaчествoм,
jшитьем и вышиванием традиционно занималась женская половина населения, женская одежда выглядела наряднее, чем мужская. O ней стоит говорить подробнее (СЛАЙД 2).

Традиционный летний женский костюм. XIX век.

Женская традиционная летняя одежда состояла из нескольких элементов: рубахи, сарафана, головного убора и обуви.
Рубаха – вид одежды, сшитый из прямоугольного куска холста. Рубашечный покрой одежды был распространен в Древней Руси. Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее плечи нашивали цветные вставки (полики).
Яркие и нарядные вышивки рубах играли роль оберега человека от злых сил. Места для вышивок были четко определены: ворот, плечо, запястье, низ рубахи, поле рукавов. Женщины надевали рубаху под сарафан или поневу (юбку), распространенную в южнорусских губерниях.
Сарафан – длинная женская одежда без рукавов с проймами. Передняя часть сарафана сверху донизу застегивалась на пуговицы. Края и середина обшивались позументом. Сарафан подпоясывался кушаком.
Кушак – пояс из длинного широкого куска ткани или плетеный из шнура.
Женщины одевали на голову повойник.
Повойник – будничный головной убор замужних женщин. Шапочка из ткани, либо платок, обвязанный вокруг головы.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались лапти.
Лапти – обувь из лыка, бересты или веревок, которую носили крестьяне

(СЛАЙД 4-6).

Нарядный женский костюм XIX век.

Нарядную одежду крестьянки одевали по большим праздникам. Все элементы женского костюма бережно хранились и передавались из поколения в поколение от матери к дочери.  Рубаха была обильно украшена вышивками. Сарафан расшивали шелком, лентами, тесьмой и бисером. Пoверх сapaфана одевали душегрею (Слайд 7-8).
Душегрея –  вид
j летней женской одежды.l Конструктивной особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного вopoтника. jПраздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой (Слайд 9).
На голову одевали кокошник.
Кокошник – женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом. В каждой губернии носили разные по форме и размеру кокошники (Слайд10-11).
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались сапоги.

Зимний женский костюм XIX век.

В зимнее время года носили теплую одежду и обувь. Самой распространенной зимней одеждой был зипун.
Зипун – зимняя крестьянская одежда, представляющая собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами (СЛАЙД 13).
Чтобы защитить кисти рук от замерзания одевали варежки.
Варежки вязали из шести.
Самым популярным головным убором была кичка.
Кичка – старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Кичка – это шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки. Сверху на кичку одевали шаль (СЛАЙД 14).
 Шаль – большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.
На ноги одевали валенки.
Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.

Традиционный женский костюм. Губернии и районы России. XIX век.

(СЛАЙД 15)

Народный костюм – это целостный художественный образ. На формирование русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил.
Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
До 1930 года народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика населения деревень и сел: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и так далее. У многих народов национальный костюм (в качестве праздничного) сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве народных фольклорных ансамблей.

II. Технологическая карта изделия

1 этап (работа с шаблоном).

Рисунок 6.                                                                           Рисунок 7.

2 этап (прорисовывание деталей).

В форме сарафана, рукавах рубахи и кокошнике намечают орнаментальные полосы.

3 этап (украшение орнаментом).

Полосы заполняют геометрическим орнаментом по образцу.

(СЛАЙД 18-19)

Цветовая гамма орнамента.

Украшение кокошника.

III. Практическая работа обучающихся.

IV. Подведение итогов.

Выставка работ. Обсуждение. Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по изобразительному искусству 5класс. «Красота народного костюма»

Учебная  программа  по  изобразительному  искусству  для  5-7  классов  составлена  на  основе  примерной  программы  по...

Методическая разработка урока«Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и «эскиз» с применением его законов в одежде

Статья представляет собой методическую разработку урока «Вторая жизнь вещей». Понятия «костюм» и  «эскиз» с применением их законов в одежде. Тема урока изучается в разделе рабочей программы «Рабо...

Методическая разработка урока на тему "Русский народный костюм"

Методическая разработка для занятий с детьми 6 -7 классов в системе дополнительного образования....

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Методическая разработка урока «Чувашский национальный костюм, как один из видов декоративно-прикладного искусства».

занятие посвящено знакомству с чувашским национальным костюмом, истории возникновения тряпичной куклы...

Методическая разработка урока по истории стилей в костюме на тему "Испанские моды в 16 веке"

Данный урок разработан по дисциплине "История стилей в костюме" для студентов, обучающихся по специальности 262019 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий. В методической разработк...

"Народный праздничный костюм." Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС ( 5 класс) с технологической картой урока и презентацией к уроку.

Методическая разработка урока по изобразительному искусству в формате ФГОС для 5 класса "Народный праздничный костюм".1. Технологическая карта урока (с УУД)2. Презентация к уроку...