Рабочая программа по ИЗО 7 класс 2018-19
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Гимназия 61
Выборгского района г. Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
на заседании Директор ГБОУ гимназии №61
Педагогического совета ___________________
протокол №___ от_________ Т.А.Казеева
Приказ №____ от_________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В 7- х КЛАССАХ
(7 "А", 7 "Б" классы)
Составитель:
Коршунова Наталья Валентиновна
учитель первой
квалификационной категории
Согласовано:
Председатель М О учителей гуманитарного цикла
Роскрут Оксана Борисовна
________________________
Санкт-Петербург
2018 – 2019учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Искусство. Изобразительное искусство» составлена на основе:
* федерального государственного стандарта основного общего образования по искусству;
* примерной программы для основного общего образования с учетом авторской программы Г.И.Даниловой (Г.И.Данилова. Мировая художественная культура: программа для общеобразовательных учреждений.5-11 классы. Изд. 6-е, переработ.- М., Дрофа, 2011.- 190 стр.);
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения искусства на данной ступени образования, изложенные в федеральном компоненте государственного стандарта общего образования по искусству.
Образовательные цели и задачи предмета:
* изучение шедевров мирового искусства, созданных в разные художественно-исторические эпохи; постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля выдающихся художников-творцов;
* формирование и развитие представлений о художественно-исторической эпохе, стиле, направлении; понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
* осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития; отражение вечных поисков эстетического идеала в наиболее заметных произведениях мирового искусства;
* знакомство с классификацией искусств; постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
* освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
* осознание единства, многообразия и национальной самобытности культур различных народов мира;
* интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка; создание целостной картины их взаимодействия.
Воспитательные задачи предмета:
* помогать учащимся в выработке прочной и устойчивой потребности общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни; в нахождении нравственных и духовно-ценностных ориентиров через произведения искусства;
* способствовать воспитанию индивидуального художественного вкуса, интеллектуальной и эмоциональной сферы;
* развивать умения отличать истинные ценности от «подделок суррогатов» массовой культуры;
* подготовить компетентного слушателя, читателя, зрителя, готового к активного и заинтересованного диалогу с произведениями искусства;
* создать оптимальные условия для живого, эмоционального общения учащихся с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.
Общая характеристика предмета
заключена в том, что он направлен на формирование духовной культуры учащихся, приобщение школьников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям через собственное творчество. Программа построена таким образом, чтобы сформировать у учащихся представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности.
Изучение искусства в основной школе призвано сформировать у учащихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной художественно-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся явлениям русской и зарубежной художественной культуры.
Вклад образовательной области «Искусство» в развитие личности выпускника основной школы заключается в развитии эстетического восприятия мира, воспитании художественного вкуса, потребности в общении с прекрасным в жизни и искусстве, в обеспечении определенного уровня эрудиции в сфере изобразительного искусства, в сознательном выборе видов художественно-творческой деятельности, в которых подросток может проявить свою индивидуальность, реализовать творческие способности.
Содержание программы направлено на приоритетное развитие художественно-творческих способностей учащихся при эмоционально-ценностном отношении к окружающему миру и искусству. Отечественное (русское, национальное) и зарубежное искусство раскрывается перед школьниками как эмоционально-духовный опыт общения человека с миром, как один из способов мышления, познания действительности и творческой деятельности.
В примерных программах выделяются такие закономерности изобразительных (пластических) искусств, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации и которые могут стать основой тематизма рабочих, авторских программ. Обучение изобразительному искусству в школе не должно сводиться к технократической, узко технологической стороне. Постижение основ языка художественной выразительности выступает не как самоцель, а как средство создания художественного образа и передачи эмоционального отношения человека к миру.
Результаты изучения предмета
Личностные результаты
* формирование мировоззрения, целостного представления о мире и формах бытия различных видов искусств;
* развития умений и навыков познания и самопознания через различны образцы художественного творчества;
* формирование развитого художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать различные виды искусства во всем многообразии видов, форм и жанров;
* формирование творческого отношения к проблемным ситуациям;
* развитие образного восприятия и освоение способов художественно-творческого самовыражения личности;
* гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности;
* подготовка у осознанному выбору индивидуальной профессионально-образовательной траектории.
Метапредметные результаты:
* формирование ключевых компетенций в процессе диалога с различными видами искусств;
* выявление причинно-следственных связей;
* развитие критического мышления, способности аргументировать свою точку зрения;
* формирование исследовательских, коммуникативных и информативных умений;
* использование различных источников информации; развитие критического мышления, применение информационно-коммуникативных технологий в собственной художественно-творческой деятельности;
* применение и осознанное использование методов анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации в процессе изучения произведений различных видов искусств;
* самостоятельная оценка достигнутых результатов.
Предметные результаты:
в познавательной сфере:
* представлять место и роль каждого из видов искусств в жизни человека и общества;
* наблюдать (воспринимать) объекты и явления культуры; воспринимать и анализировать смысл (концепцию) художественного образа, конкретного произведения искусства;
* различать особенности языка, художественных средств выразительности, специфики образа;
* различать основные виды и жанры искусств, определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
* классифицировать изученные объекты и явления художественной культуры;
* структурировать и систематизировать изученный материал и информацию, полученную из других источников на основе эстетического восприятия различных видов художественного творчества ;
в ценностно-ориентационной сфере:
* представлять систему общечеловеческих ценностей;
* осознавать ценность художественной культуры и искусства разных народов мира и место в ней отечественного искусства
* уважать культуру другого народа, осваивать духовно-нравственный потенциал, накопленный в произведениях искусства; проявлять эмоционально-ценностное отношение к искусству и к жизни, ориентироваться в системе моральных норм и ценностей, представленных художественных произведениях;
в коммуникативной сфере:
* использовать методы социально-эстетической коммуникации, осваивать диалоговые формы общения с произведениями искусства;
в эстетической сфере:
* развивать в себе индивидуальный художественно-эстетический вкус, интеллектуальную и эмоциональную сферы;
* воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах различных произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;
* стремиться к самостоятельному общению с высоко художественными произведениями искусства и самообразованию;
* проявлять устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры, расширять свой эстетический кругозор;
* понимать условность языка различных видов искусства;
* определять зависимость художественной формы от цели творческого замысла;
* реализовывать свой творческий потенциал, осуществлять самоопределение и самореализацию личности на художественно-образном материале;
в трудовой сфере:
* применять выразительные средства в самостоятельной творческой деятельности.
Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно-чувственного восприятия
произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно-практических конференциях, диспутах, дискуссиях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их к осознанному выбору будущей профессии.
Основные дидактические принципы
Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе школьного образования и воспитания.
* Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов. Материал, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно-эстетическом аспекте, то в 10 классе античность осознается как уникальная культурно-историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.
* Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла: литературы, музыки, изобразительного искусства, истории, обществознания. Во-первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во-вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.
* Принцип вариативности. Изучение МХК — процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.
* Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства — процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами. Возможность выбора в основной и профильной школе — залог успешного развития творческих способностей школьников.
В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально-регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал для изучения о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.
Эта особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.
Содержание рабочей программы построено на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у обучающихся развиваются и совершенствуются познавательная, информационно-коммуникативная, рефлексивная деятельности.
В учебном процессе формирование указанных видов деятельности происходит при изучении любой темы, поскольку все виды деятельности взаимосвязаны.
Познавательная деятельность дает возможность самостоятельно и мотивированно организовать свою деятельность, помогает исследовать несложные реальные связи. Кроме того, данный вид деятельность предполагает создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей объектов, реализацию оригинального замысла с использованием разнообразных художественных средств и мультимедийных технологий (с умением импровизировать).
Информационно-коммуникативная деятельность дает возможность извлечь необходимую информацию из разных источников, умело развернуть и обосновать суждения, определения, приводить доказательства.
Рефлексивная деятельность дает понятие ценности образования как средства развития культуры личности. Она помогает объективно оценивать свои учебные достижения, учитывать мнения других при определении собственной позиции и самооценки, уметь соотносить свои усилия с полученными результатами собственной деятельности.
Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов. Среди них следующие методы обучения:
* метод междисциплинарных взаимодействий;
* метод проблемного обучения;
* метод художественного, нравственно-эстетического познания;
* метод эмоциональной драматургии;
* метод художественного контекста;
* метод создания "композиций";
* стилевой подход;
* системных подход.
Содержание курса представлено в календарно-тематическом планировании.
СТРУКТУРА КУРСА
6 класс. «Мир и Человек в искусстве». В основе курса — обращение к проблемам человеческой личности, ее связям с обществом и миром окружающей природы. Поиски идеала Человека, нашедшие отражение в религиозных представлениях и замечательных художественных образах женщины-матери, защитников Отечества, идеалах благородного рыцарства, становятся доминантой изучения.
Содержание программы
I. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ПРИРОДЫ
Человек на земле. Земля как дар Человеку и источник его вдохновения. Отношение Человека к природе в эпоху Возрождения. Человек – активный творец и преобразователь Природы, согласие и гармония с ней. Пейзаж, как средство передачи настроения. Подвижность и изменчивость мира, стремление уловить постоянно меняющийся лик природы – характерная особенность творчества художников-импрессионистов. Идея гармоничного единения человека с природой – характерная черта китайской и японской живописи. Поэтизация жизни природы, наделение ее чертами прекрасного и возвышенного на примере произведений И. И. Шишкина.
.
II. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ВРЕМЯ.
Вечная жизнь души в искусстве Древнего Египта. Особенности изображения бога, фараона и простого человека. Человек в искусстве Древней Греции – настоящий гимн его величию и духовной мощи. Человек в «центре мира» (эпоха Возрождения). Возвышенный интерес к неограниченным творческим возможностям Человека. Человек и новая картина мира (эпоха Просвещения). Человек – ничтожно малая частица мироздания и одновременно великая сила, способная управлять природой. Мир глазами романтика и реалиста (XX в.). Человек в искусстве XX столетия.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен:
Знать / понимать:
* основные виды и жанры искусства;
* изучение направления и стили мировой художественной культуры;
* шедевры мировой художественной культуры;
* особенности языка различных видов искусства.
Уметь:
* узнавать изученные произведения и соотносит их с определенной эпохой, стилем, направлением;
* устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
* пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
* выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения).
Использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для:
* выбора путей своего культурного развития;
* организации личного и коллективного досуга;
* выражение собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
* самостоятельного художественного творчества.
Типы уроков:
по соотношению структурных звеньев обучения (вводный, урок изучения нового материала, комбинированный, контрольный, обобщения и систематизации знаний, проверки и учета знаний), по ведущему методу (видеоурок, лабораторное занятие), по характеру деятельности (урок простого воспроизведения, урок обобщения, урок итогового повторения).
Периодичность осуществления контроля: тематический, итоговый, годовой.
Формы проверки ЗУН учащихся: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Виды проверки ЗУН учащихся: устный, письменный, практический.
Диагностический инструментарий учителя: опросы, проверочные работы, продукты индивидуальной творческой деятельности, тестовые работы, система домашних работ.
Учебно-методическое обеспечение учебного процесса
Обязательная литература
* учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура. 7 – 9 класс», М: «Дрофа», 2011
* Данилова Г.И. Мировая художественная культура 7-9 классы. Тематическое и поурочное планирование М., Дрофа, 2008.
* Химик И.А. Как преподавать мировую художественную культуру. Книга для учителя, М., Просвещение, 1992
* Лескова И.А. Мировая художественная культура. Конспекты уроков. Волгоград «Учитель», 2008, 2011
* Энциклопедия для детей. «Аванта+» Искусство, 1999
Интернет – ресурсы:
* http://www.voskres.ru/architecture
* http://www.apxu.ru * www.rian.ru * www.danceart.com * www.ethnic.ru
* http://festival.1semtember.ru
* http://www.jazz.ru/
* http://www.melomans.ru/
* Artclassik.edu.ru
* http://festival.1semtember.ru/2003_2004
* www/icona.ru
* nesusvet.narod.ru * www.icon.orthodoxy.ru * www.icon.orthodoxy.ru/rublev Иконы Андрея Рублёва * www.liturgi.ru Изобразительные средства православной иконы и их символика * www.icons.spb.ru Коллекция православных икон
* http://iDance.ru
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс
Содержание | Кол-во часов |
1. В мире художественной культуры | 3 |
2. Своеобразие литературных традиций | 3 |
3. Архитектура народов мира | 3 |
4. Изобразительное искусство народов мира | 3 |
5. Декоративно-прикладное искусство | 4 |
6. Праздники и обряды народов мира | 4 |
7. Театр народов мира | 3 |
8. Музыка народов мира | 5 |
9. Самобытность танцевальной культуры | 5 |
10. Урок-обобщение | 1 |
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 класс
№П/П | Тема урока | Кол-во часов Дата | Элементы содержания | Формы и виды контроля | Дата по факту |
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА НАРОДОВ МИРА. 34 ч 1. В мире художественной культуры (3 ч) | |||||
1. | Художественные символы народов мира. | 1 ч 03.09.2016 | Мировая художественная культура как совокупность множества культур народов мира, сложившихся в различных регионах на протяжении исторического развития человеческой цивилизации. Художественные символы народов мира. Зримые образы египетских пирамид, Эйфелевой башни в Париже, американской статуи Свободы, Московского Кремля, Императорского дворца в Пекине. Сакура — художественный символ Японии, его отражение в произведениях живописи и поэтическом творчестве. Береза как художественный символ России, его отражение в произведениях устного народного творчества, обрядах и праздниках русского народа. | Отражение художественного образа России (берёзы) в художественной литературе. | |
2. | Единство мировой культуры. | 1 ч 10.09.2016 | Культура народов мира — общее достояние человечества. Выдающиеся творения великих мастеров, созданные в различные исторические эпохи. Их значение. Культурные связи народов мира. Универсальность идей мировой культуры и их постижение через шедевры произведений искусства. Мировое Древо как отражение единства мира. Попытки человека объяснить причины возникновения жизни на Земле, его представления об устройстве Вселенной. Роль и место человека в общей картине мироздания. Отражение представлений человека о строении мира в произведениях искусства. | Мировое Древо в культурах народов мира. | |
3. | Многообразие и национальная самобытность | 1 ч 17.09.2016 | Национальная самобытность и ее воплощение в культуре разных народов, стран и континентов. Основные критерии, определяющие национальную самобытность народа и его культуры (географическое положение, доминирующая религия, исторические и социальные традиции, обращенность к культурам других народов и наций). Образы и мотивы национального искусства Японии. Особенности представления японских мастеров о гармонии и красоте. Путь постижения красоты через незаметное и первозданное, нашедший отражение в японской поэзии и живописи. Стремление художников подчеркнуть прелесть старины, первозданную красоту предмета. Простота и отсутствие вычурности, недосказанность и незавершенность — важнейшие критерии художественности. Искусство чайной церемонии, расстановки цветов в вазах (икебана) и его символический характер. Красота недосказанности в искусстве японских садов. | Чайная церемония, икебана, японские сады | |
2. Своеобразие литературных традиций (3 ч) | |||||
4. | Героический эпос народов мира. | 1 ч 24.09.2016 | Понятие о героическом эпосе, художественно отразившем представления об историческим прошлом, воссоздавшем целостные картины народной жизни. Сказания о значительных исторических событиях, подвигах легендарных героев, ставших символами мужества, доблести и благородства. Мифические представления человека о природе и окружающем мире. Героический эпос — результат коллективного народного творчества. Безымянный характер эпических произведений. Рассказ А. Франса «Кемейский певец» и воссозданная в нем картина рождения эпоса. Шедевры народного эпоса: «Сказание и Гильгамеше» (шумерский эпос), «Махабхарата» (Индия), «Беовульф» (Англия), «Песнь о нибелунгах» (Германия), «Песнь о моем Сиде» (Испания), «Старшая Эдда» (Исландия), «Песнь о Роланде» (Франция), «Калевала» (карело-финский эпос). Обзор (по выбору). Эпос народов Востока и Крайнего Севера. Олонхо — сказания якутского народа о подвигах богатырей. Нартский эпос кавказских народов о доблестном племени богатырей, живших в древние времена и боровшихся с чудовищами, великанами и драконами. Армянский героический эпос «Давид Сасунский» и эпос киргизского народа «Манас». Обзор (по выбору). Литературные интерпретации народного эпоса. Поэма грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и «Песнь о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло. Развитие эпических традиций в русской музыкальной культуре. Эпическая песенная симфония А. Бородина «Богатырская», эпические оперы М. Мусоргского «Хованщина» и «Сорочинская ярмарка», оперы-былины и оперы-сказки Н. Римского-Корсако-ва «Садко», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Псковитянка» (по выбору). Эпическая тема в произведениях русской живописи (В. Васнецов, М. Врубель, И. Билибин, Н. Рерих, К. Коровин, Е. Кибрик и К. Воробьев). | Подготовить сообщение об одном из эпосов (по выбору); Рассказ по картине | |
5. | Герои и темы народного эпоса. | 1 ч 01.10.2016 | Общие черты и сходные признаки произведений героического эпоса. Повторяемость тем и сюжетов, общность характеристик главных героев. Сюжет сотворения мира и его воплощение в исландском эпосе «Старшая Эдда». Выразительность и поэтичность легенд о сотворении мира в славянском и индийском эпосе. Сюжет чудесного рождения героя и его первых подвигов в юности. Сватовство героя, сопряженное с трудновыполнимыми условиями (добывание огня, изготовление орудий труда). Описание битвы, демонстрирующей подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества.Русские былинные богатыри и их отличие от средневековых рыцарей. Илья Муромец — идеал русского богатыря, наделенный сверхъестественной силой, отвагой и находчивостью.Верность дружбе, великодушие и честь — главные качества героев народного эпоса. Их готовность прийти на помощь, защитить слабых и обиженных, помочь влюбленным. Верная и преданная дружба Гиль-гамеша и Энкиду («Эпос о Гильгамеше»), поэтические достоинства и художественное своеобразие «плача Гильгамеша». | Прочитать «Калевалу», русские былины | |
6. | Шедевры народного эпоса. | 1 ч 08.10.2016 | «Эпос о Гильгамеше» (Месопотамия) — выдающийся памятник мировой литературы. Сказание о царе Гильгамеше, сумевшем постичь и обрести мудрость, счастье и бессмертие. Гильгамеш — смелый и отважный воин, надежный и верный друг. Искушение любовью богини Иштар. Поэтическое своеобразие произведения. Карело-финский эпос «Калевала», его идейно-художественное значение. Эпические руны (песни), рассказывающие о далеких временах и первых героях. Характерные особенности их исполнения. Главный герой Вяйнямейнен — старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа. Борьба Вяйнямейнена и его товарищей за волшебную мельницу Сампо — основа сюжета «Калевалы». Сладкозвучное пение и игра на народном инструменте кантеле, их великая чудодейственная сила. | Мифы саамов о происхождении мира по книге О. Большаковой | |
3. Архитектура народов мира (3 ч) | |||||
7. | Храмовая архитектура. | 2 ч 15.10.2016 22.10.2016 | Своеобразие архитектурных традиций храмового зодчества. Храм как универсальная модель мира, отразившая представления человека о строении мироздания. Базилика — основа католического христианского храма, ее структура и назначение. Аскетизм внешнего облика. Пышность и великолепие внутреннего убранства. 1 (ч) Распространение на Руси крестово-купольного типа храма как символа христианского православия. Выразительная символика православного храма (количество венчающих куполов, особенности формы и цвета купола). Шатровые храмы с восьмигранным остроконечным завершением — уникальные сооружения русского культового зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском под Москвой. Интерьер православного храма, его символическое звучание. 1 (ч) Традиции буддийской храмовой архитектуры. Борободур (остров Ява, Индонезия) — крупнейший памятник мирового храмового зодчества. Кубические сооружения, увенчанные пирамидальным покрытием, их структура и связь с буддийским учением о священном пути к просветлению. Символическая роль скульптуры и рельефов, призванных воплощать буддийское «постижение истины». Культовые постройки ислама. Мечеть — основное сооружение мусульман. Тип колонной арабской мечети-крепости, окруженной глухими стенами. Соборные мечети и их общественное назначение. Башни-минареты и их особая культовая роль. Минарет Кутб-Минар (Индия) — прославленный шедевр мусульманской архитектуры. Медресе — культовые учебные заведения. Медресе Улугбека и Шир-Дор в Самарканде (Узбекистан) — жемчужины архитектуры Средней Азии (по выбору) | Храмы из дерева: Успенская церковь в Варзуге, Трифоно-Печенгский монастырь | |
8. | Дом — жилище человека. | 1 ч 29.10.2016 | Древнейшие дома человека, обнаруженные археологами в Месопотамии, Древнем Египте и Греции. Инсулы — первые многоэтажные дома и роскошные виллы в архитектуре Древнего Рима. Раскопки в древнейшем италийском городе Помпеи. Изба — традиционный рубленый дом русского народа. Многообразие внешнего вида, планировка и назначение избы. Искусство возведения избы, ее декоративное убранство (резные наличники на окнах, конек над крышей, сказочные крылечки). Иглу — жилищные постройки народов Гренландии, Аляски и Арктики. Переносные жилища кочевых народов Крайнего Севера — яранги. Современное устройство яранги — жилища для оленеводов. Конический шестовой чум — жилище северных народов, особенности его внутреннего устройства. Юрты — основной тип жилища народов Средней Азии и Монголии. Легкие, удобные дома без внутренних перегородок, рациональность и простота их конструкции. Жилища народов Африки, их неожиданные архитектурные решения и формы (шара, цилиндра, усеченного конуса). Традиционные конструкции японского дома (крыша, опирающаяся на деревянный каркас). Раздвижные створки, служащие наружными стенами, отсутствие окон, дверей. Особенности внутреннего убранства, сад — естественное продолжение японского дома. | Древние жилища обитателей Кольского полуострова | |
4. Изобразительное искусство народов мира (3 ч) | |||||
9. | Древнерусская иконопись. | 1 ч 12.11 2016 | Древнерусская иконопись — уникальное явление мировой художественной культуры. Следование византийским канонам, выработка собственного способа отражения религиозных представлений. Исключительная роль иконы в жизни русского человека. Художественный мир иконы и его символическое звучание. Представления о времени и пространстве. Принцип «обратной перспективы», особая роль света и цвета. Икона — коллективное творчество многих мастеров. Процесс создания иконы и его основные этапы. | Иконы храмов и церквей Кольского Севера | |
10. | Книжная миниатюра Востока. | 1 ч 19.11.2016 | Книжная миниатюра — замечательное явление в изобразительном искусстве Востока. Особое отношение к книге как к святыне и драгоценности. Создание книжной миниатюры — сложный творческий процесс, требующий особых навыков и мастерства. Тончайший и выразительный рисунок, многокрасочность и яркая насыщенность цвета, изысканная простота в передаче пейзажа и архитектурных зарисовок. Условный и декоративный характер искусства книжной миниатюры, особенности изображения человека. Излюбленные сюжеты: природная красота Земли, исторические легенды и народные сказания, сцены пышных царских приемов и пиров, портреты правителей (на примере шедевров восточной миниатюры — по выбору). Шедевры художника К. Бехзада, создавшего утонченный декоративный язык миниатюрной живописи. Мягкий и звучный колорит его произведений, виртуозное мастерство композиций, красота и музыкальность линий, глубокое проникновение в духовный мир образов. Портрет основателя узбекского государства Шейбани-хана. | Создание презентации с использованием ИКТ | |
11. | Скульптура Тропической и Южной Африки. | 1 ч 26.11.2016 | Самобытность культуры народов Африки. Деревянная скульптура как воплощение народных представлений о жизни в ее настоящем и прошлом. Выразительность и экспрессивность силуэта, декоративность, монохромность, использование природных материалов. Традиционные маски народов Африки, их символическое значение, отражающее религиозные представления о мире. Использование масок во время традиционных обрядов и празднеств. Маски, связанные с культом животных — покровителей рода или племени. Скульптурные произведения Бенина и города-государства Ифе (Нигерия). Особенности изображения человека, стремление к художественному обобщению, отказ от воплощения конкретных и индивидуалистических черт. | Создание презентации с использованием ИКТ | |
5. Декоративно-прикладное искусство (4 ч) | |||||
12. | Традиции народного орнамента. | 1 ч 03.12.2016 | Как и почему возник орнамент. Его отличие от живописи. Элементы-мотивы древнейших орнаментов: круг, квадрат, ромб, волнистые линии (меандр, спираль). Орнаментальный ритм как своеобразное отражение важнейших природных процессов. Единство мотивов и ритмов. Роль орнаментального декора в культуре Древнего Египта. Символическое значение знаков-иероглифов в орнаментальных композициях (крылатый жук-скарабей, пучки цветов лотоса и папируса, солнечные диски, ладья). Орнаментальное искусство Древней Греции. Краснофигурная и чернофигурная вазопись. Русский народный орнамент — наследие наших предков. Прялка как отражение сложнейшей космогонической системы мира. Система изображения солярных знаков. Характерные орнаменты резных и расписных русских прялок. «Дивное узорочье» русских народных вышивок, павловских головных платков и жостовских подносов. Традиционный цветочный орнамент — основа их композиции. | Создание презентации с использованием ИКТ | |
13. | Игрушки народов мира. | 2 ч 10.12.2016 17.12.2016 | 1 (ч) Игрушки народов мира, отражение в них своеобразия национальных традиций. Японские традиционные куклы, связанные с праздниками и обычаями народа. Фестиваль кукол в праздник девочек (Хина ма-цури), его истоки и ритуал проведения. Первый день Лошади — праздник мальчиков, его происхождение и современное символическое значение. 1 (ч) Русская народная игрушка как отражение народных представлений о мире, добре и красоте. Содержание, форма и декор народной игрушки, отражение в ней древнейших представлений и верований русского человека. Женские фигурки, конь, птица — традиционные персонажи, в которых воплощена идея жизни, тепла и света. Каргопольская игрушка народных мастеров Севера. Особенности колорита и разнообразие типажей дымковской игрушки. Филимоновская глиняная игрушка, ее характерные особенности и постоянные образы. Матрешка. История создания, разнообразные решения образа. Условность и обобщенный характер одежды, цветовые контрасты и гармония. | Создание презентации с использованием ИКТ | |
14. | Художественные промыслы России. | 1 ч 24.12.2016 | Народное искусство как основа национальной культуры, память человечества о своем прошлом. Повторяемость основных художественных элементов (сюжета, образов, композиции, особенностей колорита и рисунка, орнамента). Народ как коллективный художник. Кузнечных дел мастера. Художественные изделия из металла мастеров Великого Устюга (серебро с чернью). Выразительность силуэта, декоративность рисунка, изящество линий. Кубачи — ювелирный центр Дагестана. Узоры златоустовской гравюры на стали (образцы холодного оружия). Резьба по кости народов Севера, ее основные сюжеты и образы. Гончарное искусство Гжели, гармония синего и белого цветов, связь декора с формой украшаемой посуды. | Сообщение об одном из художественных промыслов России; | |
6. Праздники и обряды народов мира (4 ч) | |||||
15. | Праздники и обряды народов мира | 1 ч 14.01.2017 | Праздник — неотъемлемая часть духовной жизни народа, важнейший элемент традиционной народной культуры. Понятие об обряде как совокупности установленных обычаем действий, связанных с религиозными или бытовыми традициями жизни народа. Религиозные, семейно-бытовые, календарные и общественно-политические праздники, их особая значимость и своеобразие. | Праздник Севера, Лыжня дружбы. Составление сценария «Щедрая Масленица» | |
16. | Религиозные праздники и обряды. | 2 ч 21.01.2017 28.01.2017 | 1 (ч) Крещение Руси, следование византийским традициям церковного богослужения. Православное богослужение и особый порядок его проведения. Церковная служба как своеобразный синтез искусств, «храмовое действо». Понятие о трех «кругах времени» и недельном круге в православном богослужении. Внутреннее убранство храма (иконы, фрески, предметы церковной утвари), вокальная и хоровая музыка, колокольные звоны. Особое значение и роль священного слова молитвы. «Двунадесятые» праздники православия. 1 (ч) Паломничество в Мекку (хадж) — особый обряд поклонения главным святыням ислама. Основные этапы ритуала хаджа и его символическое значение. Буддийские праздники и обряды, их своеобразие и богатство традиций. | Сообщение об одном из религиозных праздников | |
17. | Ах, карнавал! Удивительный мир... | 1 ч 04.02.2017 | Происхождение карнавала в странах Западной Европы, его традиции в средние века и в эпоху Возрождения. Италия — родина карнавальных шествий. Наиболее популярные герои итальянского карнавала. Традиции проведения венецианских карнавалов. Бразильские карнавальные шествия, их особая зрелищность и театрализация. Сочетание индейских, португальских и негритянских традиций. | Презентация «Карнавал в Венеции», «Карнавал в Бразилии» | |
7. Театр народов мира (3 ч) | |||||
18. | Идут по Руси скоморохи... | 1 ч 11.02.2017 | Народное искусство скоморохов — странствующих актеров и музыкантов. Первые упоминания о скоморохах в «Повести временных лет» и в произведениях устного народного творчества (былинах, исторических песнях). Историческая судьба скоморошества на Руси, его отношения с представителями церковной власти. Актерское мастерство скоморохов, народных потешников, сочетающих в импровизационных представлениях шутки, небылицы и комические сценки. Участие скоморохов в народных гуляниях, празднествах, крестьянских свадьбах и княжеских пирах. Искусство скоморохов — пролог к искусству цирка, эстрады и кукольного театра. Тема скоморошества в различных видах искусства. Чтение и прослушивание записей скоморошин в исполнении фольклорных коллективов. Оперы А. П. Бородина «Князь Игорь» (реплики скоморохов Скулы и Ерошки), Н. А. Римского-Корсакова «Золотой петушок» («небылица в лицах») и «Снегурочка» (пляска скоморохов), музыка к балету Г. Свиридова «Петрушка», В. Гаврилин «Скоморошьи игрища» (по выбору). Стихотворение Д. Самойлова «По тусклым дорогам идут скоморохи...» и поэма А. Горелова «Скоморохи» (по выбору). | Кто такие скоморохи? | |
19. | Пекинская народная опера. | 1 ч 18.02.2017 | Пекинская музыкальная драма — уникальное явление мировой художественной культуры, воплотившее лучшие традиции китайского народа. История создания и основные этапы развития. Народные легенды и популярные романы с историческими и вымышленными персонажами — основа сюжетов спектаклей музыкальной драмы. Особое исполнительское мастерство актеров, их основные сценические амплуа. Условный характер театральных декораций и реквизита. Символическое звучание музыкальных инструментов. Символика традиционных костюмов и театрального грима. Синтетический характер Пекинской музыкальной драмы. | ИКТ Презентация | |
20. | Искусство кукольного театра. | 1 ч 25.02.2017 | История происхождения кукольного театра. Разнообразие типов кукольного театра в Древних Греции, Риме и Китае. Традиции кукольного театра в средние века и эпоху Возрождения. Любимые герои кукольного театра (Пульчинелла, Полишинель, Панч, Гансвурст, Карагез — по выбору). Петрушка — наиболее популярный герой кукольного театра в России. Кукольный театр теней Индонезии (ваянг), его происхождение и символическое звучание. Произведения классической литературы — основа сюжета театрального действа. Особая роль ведущего (даланга) — искусного импровизатора и актера. Символическое назначение кукол. Роль музыкального оркестра в организации спектакля. | История русского Петрушки. Кукольный театр Сергея Образцова | |
8. Музыка народов мира (5 ч) | |||||
21. | Музыкальные инструменты народов мира. | 2 ч 04.03.2017 11.03.2017 | Музыкальные инструменты народов Европы, Азии, Африки и Латинской Америки, своеобразие форм, оригинальность используемых материалов, декоративное убранство. 1 (ч) Европейские духовые, струнные смычковые и щипковые инструменты. Древнейшие музыкальные инструменты Арабского Востока. Популярные инструменты Японии, Китая и стран Южной и Юго-Восточной Азии. Латиноамериканские музыкальные инструменты индейского, европейского и африканского происхождения. Обилие ударно-шумовых инструментов в музыкальной культуре Африки. 1 (ч) Русские народные музыкальные инструменты. Возникновение и история развития русской инструментальной культуры. Художественные свидетельства древнейшего русского инструментария. Сопель, гусли, бубен, волынка — наиболее популярные инструменты, сопровождающие народные игрища и празднества. Использование ударных и духовых инструментов (барабанов, бубнов, накр, набатов, труб) во время военных походов и ратных подвигов. Прослушивание музыки народных инструментов ведущих музыкальных оркестров России (по выбору). | Презентация | |
22. | Музыка в храме. | 2 ч 18.03.2017 08.04.2017 | Особое эмоциональное воздействие на человека музыки, звучащей в храме. Музыка как своеобразный синтез искусств, особое храмовое действо. Вокальное и хоровое пение и колокольные звоны — основа музыкальной традиции православия. 1 (ч) Церковное пение Руси. как выражение стремления к гармоническому единству человека и Бога. Знаменный распев — основа древнерусского певческого искусства. Партесное (многоголосное) пение. Выдающиеся композиторы русской церковной музыки: Д. Бортнянский, П. Чесноков, П. Чайковский и С. Рахманинов. 1 (ч) Культовая музыка ислама, ее строгий регламентированный характер. Выразительный и динамичный голос муэдзина — служителя ислама, призванный донести смысловое значение призыва к молитве (азана). Театральный характер церемонии азана. Мелодичные декламации священного Корана — особый вид культовой музыки. Характерные особенности буддийской музыки. Особое отношение к звуку в буддийской религии. Молитвы-заклинания, сопровождающие обряды богослужения, их символический смысл и значение. Музыкальные инструменты буддийского богослужения. | ||
23. | Колокольные звоны Руси. | 1 ч 15.04.2017 | Русская колокольная музыка как часть православной культуры. Виды колокольных звонов: благовест, трезвон, набат, малиновый. Тембровое богатство и ритмическое своеобразие колокольных звонов. Искусство колокольного звона в Новгороде, Москве и Ростове Великом (по выбору). История знаменитых русских колоколов. Современное искусство колокольных звонарей. Дальнейшее развитие темы колокольного звона в операх М. Глинки «Иван Сусанин» и М. Мусоргского «Борис Годунов» (сцена венчания на царство), в произведениях С. Рахманинова и А. Шнитке (по выбору). | Музыкальная викторина | |
9. Самобытность танцевальной культуры (5 ч) | |||||
24. | Радуга русского танца. | 2 ч 22.04.2017 29.04.2017 | Русский танец — один из древнейших и любимых видов народного творчества, его многовековая история и традиции. Широта движений, молодецкая удаль, особая жизнерадостность, поэтичность и тонкий лиризм, скромность, простота и чувство собственного достоинства — характерные черты русского народного танца. Языческие игрища, выступления странствующих скоморохов — основы развития искусства русского танца. 1 (ч) Хоровод — простейшая форма народного танца. Сочетание пения и драматического действия. Девичьи хороводы и их характерные особенности. Сеяние и обработка льна, прядение и ткачество — традиционные сюжеты девичьих хороводов. Ведущая и организующая роль «хороводницы». Разнообразие рисунков хоровода («репье, «змейка», «витье веревки», «крест» и полукруг»). 1 (ч) Пляски-кадрили и переплясы — вольные импровизированные танцы. Трепак — популярная мужская пляска и ее характерные особенности. | Создание стихотворных композиций и русских народных танцах (специфика, история, эмоционально-образный настрой) | |
25. | Искусство индийского танца. | 1 ч 06.05.2017 | Древнейшее происхождение индийского танца и его отражение в народных легендах. Росписи пещерного храма в Аджанте, отражающие изысканные изображения апсар — небесных танцовщиц. Привилегированное положение танцора в индийском обществе. Система индийского классического танца, ее основные положения, изложенные в древнем трактате «Натьяшастра». Мудра — танцевальный язык жестов танцора, его богатая мимика. Синтетический характер индийского танца. Использование музыки, поэзии, драматического искусства и пантомимы, связь с живописью, скульптурой и архитектурой. Танец как составная часть храмовых обрядов, постепенная утрата ритуального значения. Светский, придворный характер современного индийского танца. | Отличительные особенности движений индийских танцев. Пластика. Роль костюма и музыкального сопровождения | |
26. | Страстные ритмы фламенко. | 1 ч 13.05.2017 | Фламенко — своеобразный художественный символ Испании. Основные версии происхождения танца. Характерные особенности импровизированного мужского и женского исполнения. Фламенко — танец, выражающий богатство оттенков человеческих чувств и эмоций. Гармония музыки, танца и пения. Музыкальное сопровождение на гитаре. Ласкающие ритмы кастаньет — старинного деревянного ударного инструмента. Болеро, сегидилья и хота — наиболее популярные испанские танцы. | Создание ритмической композиции танцев | |
27. | Под звуки тамтамов. | 1 ч 20.05.2017 | Традиционные танцы народов Африки — неотъемлемая часть их образа жизни. Удивительное чувство ритма и особенности пластики — главная особенность африканского танца. Гармоничность, выразительность движений и жестов танцоров, их горделивая осанка, степенная и плавная походка. Африканский танец — синтез многих искусств. Коллективный характер африканского танца, особенности его исполнения. Имитация трудовых процессов, обрядовые эпизоды, различные виды национальной борьбы — основные сюжеты африканских танцев. Разнообразие видов и форм танцев («танцы отдыха», развлекательные соревнования-игрища, танцы ремесленников, магические, ритуальные танцы-заклинания от злых духов). Магические обрядовые танцы народов Центральной Африки. Символические танцы-перевоплощения в животных. | Блиц - опрос | |
28. | Урок-обобщение | 1 ч 27.05.2017 | Систематизация и проверка знаний учащихся по пройденному материалу. Возможно использование в качестве урока-резерва. | ||
Итого: | 34 ч |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Класс | Название раздела. темы | Дата проведения по плану | Причина коррекции | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа ОДНКНР. 5 класс. 2017 -2018 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно - нравственной культуры народов России» разработана в соответствии с Федеральным государственным обра...
Рабочая программа 5-9 классы 2017-2018 г.
Рабочая программа 5-9 классы.Ритмика третий урок физкультуры....
Рабочая программа. 10-11 класс. 2017/2018 учебный год
Рабочая программа. 10-11 класс.Календарно-тематическое планирование 10-11 класс....
Рабочие программы 10, 11 классы на 2018-2019
Рабочие программы...
Рабочая программа ФГОС 7 класс,2017-2018 гг
Рабочая программа разработана на основе Образовательной программы основного общего образования МАОУ «СОШ № 13 им. М.К.Янгеля», составленной в соответствии с требованиями федерального госуд...
Рабочая программа биология 6 класс ФГОС 2018-19 уч.год
Рабочая программа разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:1.1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями...
Рабочая программа для 5 класса по математике по УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, 2018-2019 уч.г.
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС ООО для 5 класса по УМК А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский...