"Сатирические образы человека", 6 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Разработка урока ИЗО (6 класс) "Сатирические образы человека" содержит аннотацию, технологическую карту, презентацию, раздаточный дидактический материал. Эта разработка может быть использована также  и на уроках Искусства в 8 классе (раздел "Искусство открывает новые грани мира. Человек в зеркале искусства")

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по предмету Изобразительное искусство

Тема урока: «Сатирические образы человека»

Класс: 6

Автор: Дымович С.В.

Учитель ГБОУ школа № 409

2018г.

АННОТАЦИЯ К УРОКУ

Сатирические образы человека

Урок  по предмету Изобразительное искусство (6 класс) в рамках раздела «Вглядываясь в человека. Портрет»,

По предмету Искусство (8 класс) в рамках раздела  «Искусство открывает новые грани мира. Человек в зеркале искусства»

Тема:

Сатирические образы человека

Идея:

Сатирический образ - способ познания индивидуальности человека.

Проблема:

Что может рассказать сатирический образ человека? Для чего создаются дружеские шаржи?          

Цель:

К концу урока каждый учащийся сможет нарисовать дружеский шарж

Задачи: 

мировоззренческие

  1. Формировать представления об одном из видов портрета – карикатуре и ее разновидностях;
  2. Способствовать выбору ценностных ориентиров личности при создании дружеского шаржа;
  3. Донести следующую мысль: понять человека, значит увидеть мир его глазами.

когнитивные

  1. Дать представление о видах сатирических изображений человека (карикатура, шарж);
  2. Познакомить учащихся с переплетением понятий, «правда жизни» и «правда языка искусства», приемами художественного преувеличения;
  3. Выделить проблему поиска смысла в высказывании братьев Конкур «Искусство, требующее всего времени, чтобы ему научиться, — это искусство видеть».
  4.  Дать возможность поработать с текстами определений и понятий,  

выбрать в них подсказки самого художника о том, как нужно понимать карикатуру и шарж;

  1. Используя подсказки художника составить алгоритм работы над дружеским шаржем.

коммуникативно-деятельностные

1. Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительное отношение к юмору; укреплять метапредметные связи.

2. Создать дружеский шарж по составленному алгоритму;

эмоционально-ценностные

  1. Дать возможность на этапе рефлексии высказать своё суждение о том, что дружеский шарж даёт возможность познания индивидуальности человека.
  2. Развивать способность к анализу, возможности человека «заглянуть в себя».

Мои методические находки

Приёмы, направленные на формирование познавательных УУД:

- задание «Сравни изображения»

- формулировка проблемы самими учащимися

- постановка целей

- планирование

- ярко выраженный мотивационный момент, который провоцирует учащихся на решение проблемы (слайд-фильм «Сатирические образы человека»)

- работа с текстом (поиск ключевого слова)

Приёмы, направленные на формирование личностных УУД:

- подведение к осознанию ценности культурного наследия

- принятие личностного решения

- высказывание личностного толкования понятий («карикатура», «шарж» ….)

- формулировка личностных выводов

- нравственная оценка образов карикатуры

- определение уровня своей внутренней культуры

- личностная оценка успешности достижения цели

Приемы, направленные на формирование коммуникативных УУД:

- восприятие произведений искусства

- трактовка образов

- диалог с учителем

- диалог с учащимися (работа в паре)

Приемы, направленные на формирование регулятивных УУД:

- постановка целей

- планирование

- рефлексия

- самооценка

Дидактика:

1. фрагмент видеофильма «Наша Победа. Кукрыниксы»

2. аудио-записи (сопровождающие восприятие художественных образов)

«Регтайм» Скотт Джоплин

3. презентация «Сатирические образы человека»

4. раздаточный дидактический материал (понятия, определения (сатира, карикатура, шарж), лист с эпиграфом урока, алгоритм ответа, тест личного вывода)



Предварительный просмотр:

Урок «Сатирические образы человека»

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Мотивационный этап

Актуализация

- Внимание на экран. Перед вами высказывание, которое можно считать эпиграфом к нашему уроку «Искусство, требующее всего времени, чтобы ему научиться – это искусство видеть» (братья Гонкур)

- Напишите на листе с эпиграфом, как вы понимаете смысл этой цитаты?

- Кто может прочитать свое мнение о сути высказывания братьев Гонкур?

- Сегодня нам предстоит учиться искусству видеть

Обратите внимание на экран (слайд-фильм «Сатирические изображения человека»)

- Какие изображения вы видите?

- Как называется жанр искусства, в котором изображается человек?

- Вспомним, какие задачи ставит перед собой в первую очередь художник, выполняющий портрет?

-  Художник подмечает в человеке то, что для него характерно, отличает особенности его лица и фигуры, мимики и осанки, делает их более заметными.

-  Что необычного вы заметили в изображениях человека?

- Как называется прием, так показывающий человека?

- Художественный приём, который заключается в нарочитом преувеличении и искажении изображаемого, чтобы произвести комический эффект, который высмеивает и разоблачает отрицательные явления в жизни называют сатирой.

- Как можно сформулировать тему урока?

- Итак, тема нашего урока «Сатирические образы человека».  

- Читают цитату.

- Пишут свои мнения.

- Читают свои мнения

 

- Просмотр I части презентации

 Это изображения человека.

– Портрет

-  Передать внешнее сходство и  характер.

- Люди изображены с иронией,  у некоторых показаны  их недостатки, нарушены пропорции фигуры и лица.

- Сатира.

Формулировка темы урока:

- Сатирические образы человека

Познавательные:

соотносить художественный и музыкальный образ

выделять главную мысль в тексте

отрабатывать навыки сравнения

Коммуникативные:

участвовать в обсуждении проблемы

 Личностные:

мотивация на освоение текста культуры

регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

Проблематизация

– Какой вопрос возникает, когда видишь такие произведения?

- Можно ли попробовать самому создать сатирический рисунок?

– Что хотел рассказать нам автор? Для чего созданы такие рисунки?

- Можно, если знать о правилах и приемах рисования.

Познавательные:

формулировать проблему

Целеполагание

- Попытайтесь сформулировать цель нашего урока, посвященного изображению человека.

1. Попытаться понять смысл и актуальность сатирических рисунков.

2. Создание сатирического образа.

Регулятивные:        

самостоятельно ставить цель 

Планирование

– Что нужно сделать, чтобы понять сатирические образы и выполнить задачу?

Составление плана:

1) рассмотреть произведения художников,   поискать подсказки в изобразительных текстах;

2) узнать о видах сатирического рисунка;

3) выполнить сатирические рисунки.

Регулятивные:

планировать свою деятельность на уроке

ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ

Освоение нового понятия  «сатира», «карикатура», «шарж»

Освоение метапредметного способа – выделение главной мысли, поиск ключевого слова

Освоение предметного способа – восприятие и осмысление произведений искусства

Работа в парах

Работа по плану: 1 цель

- На парте имеется карточка с двумя различными изображениями человека. Рассмотрите рисунки и найдите общее в изображениях и отличия. Почему художники так изобразили людей? Подумайте, что хотели сказать нам авторы произведений. Запишите на листе ваши предположения.

На экран выводятся поочерёдно изображения с карточек для работы в парах.

- Назовите общее в характере изображения персонажей. Чем они похожи?

- Какие отличия в изображениях вы подметили?

Результаты работы в парах записываются на доске.

- Есть ли добавления у других групп?

Результаты работы в парах записываются на доске.

Почему художники так изобразили людей?

Что хотели сказать нам авторы произведений?

- Первая группа изображений называется КАРИКАТУРА. Что же такое карикатура и какова её цель?

- Сегодня многие издания размещают на своих страницах карикатуру. Одни рисунки заставляют нас просто улыбнуться или рассмеяться, другие -  задуматься над происходящими событиями в жизни нашего общества. 

В России XIX- начала XX века карикатура развивалась в социальном политическом направлении. После 1917 года стала одним из ведущих  жанров политической наглядной агитации. В годы Великой Отечественной войны карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага во фронтовых газетах, создавали листовки, плакаты.

Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые  художники, работавшие под псевдонимом Кукрыниксы.

- Что узнали о художниках?

- Кукрыниксы – запоминающаяся, необычная фамилия, как символ профессионализма, неисчерпаемого чувства юмора.

- Внимание на экран и на доску. Вторая группа изображений называется ШАРЖ. Обобщим ваши высказывания и дадим определение этому понятию.

-  Остроумному и озорному искусству шаржа отдавали дань многие выдающиеся художники. Это Леонардо да Винчи, Тициан, Хоггарт, Оноре Домье. А в нашей стране - Степанова, Серова, Кустодиева, Доцоев (показ шаржей на знаменитостей Вячеслава Доцоева).      - Как вы думаете, почему этот вид портрета так популярен сегодня?                                              

 - Где можно встретиться с сатирическими изображениями человека в современной жизни?

- Как вы думаете, легко ли создать сатирический образ человека? Почему вы так считаете?

 

- Рассматривают рисунки, анализируют изображения, находят общие и отличительные признаки, записывают на лист

- Общее: Изображены известные персонажи, показано сходство внешнее и сходство характера конкретного человека, изображения ироничные.

- Одно изображение злое, другое -  добродушное. На одном показаны отрицательные черты человека, на другом подчеркиваются достоинства.

- На одном художник высмеивает  недостатки изображенного человека, критикует поступки, преувеличенно искажает черты. На другом, искажая черты, заставляет по-доброму улыбнуться.  (Разное восприятие изображений)

Ответы учащихся по итогам работы в парах

- Они старались разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества и поступки персонажей (карикатура).

- Они с юмором и добротой специально преувеличивали черты внешности человека, чтобы подчеркнуть характер, показать своё отношение к изображаемым (шарж)

- Карикатура – это ироничное изображение человека, в котором

соединяется  реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты с целью разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества.

…Слушают, знакомятся с новым материалом…

Просмотр фрагмента видеофильма

«Наша Победа. Кукрыниксы»

- За этой фамилией скрываются трое художников:

КУприянов, КРЫлов, НИКолай Соколов.Они работали в жанре социальной и политической карикатуры,   создавали листовки, плакаты, жестоко высмеивали врага в годы войны.

- Шарж – это веселый портрет, добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека, которые не высмеивают, а вызывают улыбку.

- Шарж – отличный подарок.  Такой знак внимания весьма оригинален на фоне остальных, создает хорошее настроение.            

 – Можно встретить в комиксах, журналах, газетах, телепередачах, в фильмах. На улицах города художники часто предлагают нарисовать шарж.

- Скорее, это трудная задача. Шарж должен передать и внешнее сходство и точно раскрыть внутреннюю сущность человека, передать его самые характерные черточки остроумно, метко,  смешно, и главное, не обидеть человека.

Познавательные:

искать ответы на вопросы в информации

выделять главную мысль в тексте

Личностные:

мотивация на освоение текста культуры

составлять  письменный текст  

регулятивные:

- четко определять цель своего ответа на данном этапе урока

-обсуждать задание

Применение новых знаний

- Сегодня я предлагаю вам попробовать нарисовать Дружеский шарж на самого себя. Кто как не вы знает себя лучше других! Характер и секреты внешности, интересы и увлечения, достоинства  и недостатки – все станет основой самоанализа для создания творческой работы.      Но помните, что злейший враг изобразительной пародии – увлечение деталями.  Поэтому число аксессуаров сводим до минимума. Акцентируя внимание на отдельных чертах характера. Это может быть улыбка или мимика, фигура или положение рук. Когда найдены, а потом и нарисованы основные особенности и характерные признаки, на этом можно остановиться. По желанию можно придумать сюжет и сделать второй план, а также,  раскрасить рисунок, но это необязательно. Работаем карандашами, мелками, гелиевыми ручками.                             

 Я вам желаю удачи! Приступайте к работе!

Самостоятельная работа учащихся.

регулятивные:

- умение  поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы;

-умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью;

- анализировать правильность выполнения задания;

-осуществлять самоконтроль;

-умение грамотно вносить необходимые изменения

предметные:

- владение художественными материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла

познавательные:

- проводить анализ своей творческой деятельности;

-проводить сравнение, объясняя его критерии;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера

коммуникативные:

-умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками

Личностные УУД:

-профессиональное самоопределение

-творческое самовыражение

РЕФЛЕКСИЯ

– Что нового узнали на уроке?

Кому из вас удалось посмотреть на мир глазами художника и заглянув в себя задуматься о ?

.

- О видах сатирического жанра портрета: карикатуре и шарже

        Личностные УУД

-способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве

Метапредметные УУД

регулятивные :

- осуществлять самоконтроль;

-давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками);

 - установление связи между целью  деятельности и её результатом

коммуникативные:

-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли;

- умение вести диалог

ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ

- Возьмите лист с эпиграфом урока. «Искусство, требующее всего времени, чтобы ему научиться – это искусство видеть». Чтобы вы добавили к вашим размышлениям?

- Нужно учиться видеть окружающую нас действительность, чтобы уметь читать тексты культуры.

- Сатирический образ – это способ познания индивидуальности человека.

Познавательные:

обобщать

Личностные

эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства

САМООЦЕНКА

- Предлагаю выйти к доске и закрепить свои работы магнитиками.

Внимательно посмотрите, какие разные у всех получились работы.

Какие характерные черты вы показали, узнаваемыми ли , на ваш взгляд, получились рисунки?        

Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями.

Ответы учащихся

Регулятивные:

оценивать своё эмоциональное состояние


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок ИЗО в 6 классе "Сатирические образы человека"

Презентация для 6 класса пр программе Б.Неменского "Сатирические образы человека"...

Конспект и самоанализ урока по изобразительному искусству в 6 классе "Сатирические образы человека"

Конспект урока и презентация по изобразительному искусству "Сатирические образы человека"...

Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические образы человека»

Урок составлен на основе  программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского. Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические  образы человека»...

Урок ИЗО в 6 классе по теме "Сатирические образы человека"

Урок построен на основе системно-деятельного подхода. Содержание урока включает в себя теоретическую и практическую часть. В приложении даны две презентации  и оценочный лист....

Презентация по изобразительному искусству на тему: "Сатирические образы человека" (6 класс)

Презентация по изобразительному искусству на тему: "Сатирические образы человека" (6 класс)...

Презентация "Сатирические образы человека" 6 класс

Данная презентация знакомит учащихся с понятием " сатирический образ" человека в искусстве, с разновидностями карикатуры и приёмами создания дружеских шаржей.......

План-конспект урока Изобразительного искусства на тему: "Сатирические образы человека. Шарж" 6 класс

Урок направлен на формирование метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроке Изобразительного искусства в 6 классе. На уроке используется групповая и парная работа, которая напрвлена на развитие...