"Сатирические образы человека", 6 класс
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
Разработка урока ИЗО (6 класс) "Сатирические образы человека" содержит аннотацию, технологическую карту, презентацию, раздаточный дидактический материал. Эта разработка может быть использована также и на уроках Искусства в 8 классе (раздел "Искусство открывает новые грани мира. Человек в зеркале искусства")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Аннотация к уроку | 170.8 КБ |
Технологическая карта урока | 30.16 КБ |
Раздаточный материал для учащихся | 1.91 МБ |
Презентация к уроку | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по предмету Изобразительное искусство
Тема урока: «Сатирические образы человека»
Класс: 6
Автор: Дымович С.В.
Учитель ГБОУ школа № 409
2018г.
АННОТАЦИЯ К УРОКУ
Сатирические образы человека
Урок по предмету Изобразительное искусство (6 класс) в рамках раздела «Вглядываясь в человека. Портрет»,
По предмету Искусство (8 класс) в рамках раздела «Искусство открывает новые грани мира. Человек в зеркале искусства»
Тема:
Сатирические образы человека
Идея:
Сатирический образ - способ познания индивидуальности человека.
Проблема:
Что может рассказать сатирический образ человека? Для чего создаются дружеские шаржи?
Цель:
К концу урока каждый учащийся сможет нарисовать дружеский шарж
Задачи:
мировоззренческие
- Формировать представления об одном из видов портрета – карикатуре и ее разновидностях;
- Способствовать выбору ценностных ориентиров личности при создании дружеского шаржа;
- Донести следующую мысль: понять человека, значит увидеть мир его глазами.
когнитивные
- Дать представление о видах сатирических изображений человека (карикатура, шарж);
- Познакомить учащихся с переплетением понятий, «правда жизни» и «правда языка искусства», приемами художественного преувеличения;
- Выделить проблему поиска смысла в высказывании братьев Конкур «Искусство, требующее всего времени, чтобы ему научиться, — это искусство видеть».
- Дать возможность поработать с текстами определений и понятий,
выбрать в них подсказки самого художника о том, как нужно понимать карикатуру и шарж;
- Используя подсказки художника составить алгоритм работы над дружеским шаржем.
коммуникативно-деятельностные
1. Воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительное отношение к юмору; укреплять метапредметные связи.
2. Создать дружеский шарж по составленному алгоритму;
эмоционально-ценностные
- Дать возможность на этапе рефлексии высказать своё суждение о том, что дружеский шарж даёт возможность познания индивидуальности человека.
- Развивать способность к анализу, возможности человека «заглянуть в себя».
Мои методические находки
Приёмы, направленные на формирование познавательных УУД:
- задание «Сравни изображения»
- формулировка проблемы самими учащимися
- постановка целей
- планирование
- ярко выраженный мотивационный момент, который провоцирует учащихся на решение проблемы (слайд-фильм «Сатирические образы человека»)
- работа с текстом (поиск ключевого слова)
Приёмы, направленные на формирование личностных УУД:
- подведение к осознанию ценности культурного наследия
- принятие личностного решения
- высказывание личностного толкования понятий («карикатура», «шарж» ….)
- формулировка личностных выводов
- нравственная оценка образов карикатуры
- определение уровня своей внутренней культуры
- личностная оценка успешности достижения цели
Приемы, направленные на формирование коммуникативных УУД:
- восприятие произведений искусства
- трактовка образов
- диалог с учителем
- диалог с учащимися (работа в паре)
Приемы, направленные на формирование регулятивных УУД:
- постановка целей
- планирование
- рефлексия
- самооценка
Дидактика:
1. фрагмент видеофильма «Наша Победа. Кукрыниксы»
2. аудио-записи (сопровождающие восприятие художественных образов)
«Регтайм» Скотт Джоплин
3. презентация «Сатирические образы человека»
4. раздаточный дидактический материал (понятия, определения (сатира, карикатура, шарж), лист с эпиграфом урока, алгоритм ответа, тест личного вывода)
Предварительный просмотр:
Урок «Сатирические образы человека»
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивационный этап | ||
Актуализация | ||
- Внимание на экран. Перед вами высказывание, которое можно считать эпиграфом к нашему уроку «Искусство, требующее всего времени, чтобы ему научиться – это искусство видеть» (братья Гонкур) - Напишите на листе с эпиграфом, как вы понимаете смысл этой цитаты? - Кто может прочитать свое мнение о сути высказывания братьев Гонкур? - Сегодня нам предстоит учиться искусству видеть – Обратите внимание на экран (слайд-фильм «Сатирические изображения человека») - Какие изображения вы видите? - Как называется жанр искусства, в котором изображается человек? - Вспомним, какие задачи ставит перед собой в первую очередь художник, выполняющий портрет? - Художник подмечает в человеке то, что для него характерно, отличает особенности его лица и фигуры, мимики и осанки, делает их более заметными. - Что необычного вы заметили в изображениях человека? - Как называется прием, так показывающий человека? - Художественный приём, который заключается в нарочитом преувеличении и искажении изображаемого, чтобы произвести комический эффект, который высмеивает и разоблачает отрицательные явления в жизни называют сатирой. - Как можно сформулировать тему урока? - Итак, тема нашего урока «Сатирические образы человека». | - Читают цитату. - Пишут свои мнения. - Читают свои мнения
- Просмотр I части презентации – Это изображения человека. – Портрет - Передать внешнее сходство и характер. - Люди изображены с иронией, у некоторых показаны их недостатки, нарушены пропорции фигуры и лица. - Сатира. Формулировка темы урока: - Сатирические образы человека | Познавательные: соотносить художественный и музыкальный образ выделять главную мысль в тексте отрабатывать навыки сравнения Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемы Личностные: мотивация на освоение текста культуры регулятивные: -осуществлять самоконтроль; - овладевать умением прогнозировать; |
Проблематизация | ||
– Какой вопрос возникает, когда видишь такие произведения? - Можно ли попробовать самому создать сатирический рисунок? | – Что хотел рассказать нам автор? Для чего созданы такие рисунки? - Можно, если знать о правилах и приемах рисования. | Познавательные: формулировать проблему |
Целеполагание | ||
- Попытайтесь сформулировать цель нашего урока, посвященного изображению человека. | 1. Попытаться понять смысл и актуальность сатирических рисунков. 2. Создание сатирического образа. | Регулятивные: самостоятельно ставить цель |
Планирование | ||
– Что нужно сделать, чтобы понять сатирические образы и выполнить задачу? | Составление плана: 1) рассмотреть произведения художников, поискать подсказки в изобразительных текстах; 2) узнать о видах сатирического рисунка; 3) выполнить сатирические рисунки. | Регулятивные: планировать свою деятельность на уроке |
ЭТАП ОТКРЫТИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ | ||
Освоение нового понятия – «сатира», «карикатура», «шарж» Освоение метапредметного способа – выделение главной мысли, поиск ключевого слова Освоение предметного способа – восприятие и осмысление произведений искусства | ||
Работа в парах Работа по плану: 1 цель - На парте имеется карточка с двумя различными изображениями человека. Рассмотрите рисунки и найдите общее в изображениях и отличия. Почему художники так изобразили людей? Подумайте, что хотели сказать нам авторы произведений. Запишите на листе ваши предположения. На экран выводятся поочерёдно изображения с карточек для работы в парах. - Назовите общее в характере изображения персонажей. Чем они похожи? - Какие отличия в изображениях вы подметили? Результаты работы в парах записываются на доске. - Есть ли добавления у других групп? Результаты работы в парах записываются на доске. Почему художники так изобразили людей? Что хотели сказать нам авторы произведений? - Первая группа изображений называется КАРИКАТУРА. Что же такое карикатура и какова её цель? - Сегодня многие издания размещают на своих страницах карикатуру. Одни рисунки заставляют нас просто улыбнуться или рассмеяться, другие - задуматься над происходящими событиями в жизни нашего общества. В России XIX- начала XX века карикатура развивалась в социальном политическом направлении. После 1917 года стала одним из ведущих жанров политической наглядной агитации. В годы Великой Отечественной войны карикатуристы бичевали и жестоко высмеивали врага во фронтовых газетах, создавали листовки, плакаты. Ведущими мастерами этого жанра были знаменитые художники, работавшие под псевдонимом Кукрыниксы. - Что узнали о художниках? - Кукрыниксы – запоминающаяся, необычная фамилия, как символ профессионализма, неисчерпаемого чувства юмора. - Внимание на экран и на доску. Вторая группа изображений называется ШАРЖ. Обобщим ваши высказывания и дадим определение этому понятию. - Остроумному и озорному искусству шаржа отдавали дань многие выдающиеся художники. Это Леонардо да Винчи, Тициан, Хоггарт, Оноре Домье. А в нашей стране - Степанова, Серова, Кустодиева, Доцоев (показ шаржей на знаменитостей Вячеслава Доцоева). - Как вы думаете, почему этот вид портрета так популярен сегодня? - Где можно встретиться с сатирическими изображениями человека в современной жизни? - Как вы думаете, легко ли создать сатирический образ человека? Почему вы так считаете?
| - Рассматривают рисунки, анализируют изображения, находят общие и отличительные признаки, записывают на лист - Общее: Изображены известные персонажи, показано сходство внешнее и сходство характера конкретного человека, изображения ироничные. - Одно изображение злое, другое - добродушное. На одном показаны отрицательные черты человека, на другом подчеркиваются достоинства. - На одном художник высмеивает недостатки изображенного человека, критикует поступки, преувеличенно искажает черты. На другом, искажая черты, заставляет по-доброму улыбнуться. (Разное восприятие изображений) Ответы учащихся по итогам работы в парах - Они старались разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества и поступки персонажей (карикатура). - Они с юмором и добротой специально преувеличивали черты внешности человека, чтобы подчеркнуть характер, показать своё отношение к изображаемым (шарж) - Карикатура – это ироничное изображение человека, в котором соединяется реальное и фантастическое, преувеличиваются и заостряются характерные черты с целью разоблачить, высмеять, показать в неприглядном виде и выставить напоказ отрицательные качества. …Слушают, знакомятся с новым материалом… Просмотр фрагмента видеофильма «Наша Победа. Кукрыниксы» - За этой фамилией скрываются трое художников: КУприянов, КРЫлов, НИКолай Соколов.Они работали в жанре социальной и политической карикатуры, создавали листовки, плакаты, жестоко высмеивали врага в годы войны. - Шарж – это веселый портрет, добродушно-юмористическое изображение, в котором при соблюдении внешнего сходства изменены и выделены наиболее характерные черты человека, которые не высмеивают, а вызывают улыбку. - Шарж – отличный подарок. Такой знак внимания весьма оригинален на фоне остальных, создает хорошее настроение. – Можно встретить в комиксах, журналах, газетах, телепередачах, в фильмах. На улицах города художники часто предлагают нарисовать шарж. - Скорее, это трудная задача. Шарж должен передать и внешнее сходство и точно раскрыть внутреннюю сущность человека, передать его самые характерные черточки остроумно, метко, смешно, и главное, не обидеть человека. | Познавательные: искать ответы на вопросы в информации выделять главную мысль в тексте Личностные: мотивация на освоение текста культуры составлять письменный текст регулятивные: - четко определять цель своего ответа на данном этапе урока -обсуждать задание |
Применение новых знаний | ||
- Сегодня я предлагаю вам попробовать нарисовать Дружеский шарж на самого себя. Кто как не вы знает себя лучше других! Характер и секреты внешности, интересы и увлечения, достоинства и недостатки – все станет основой самоанализа для создания творческой работы. Но помните, что злейший враг изобразительной пародии – увлечение деталями. Поэтому число аксессуаров сводим до минимума. Акцентируя внимание на отдельных чертах характера. Это может быть улыбка или мимика, фигура или положение рук. Когда найдены, а потом и нарисованы основные особенности и характерные признаки, на этом можно остановиться. По желанию можно придумать сюжет и сделать второй план, а также, раскрасить рисунок, но это необязательно. Работаем карандашами, мелками, гелиевыми ручками. Я вам желаю удачи! Приступайте к работе! | Самостоятельная работа учащихся. | регулятивные: - умение поэтапно регулировать свою деятельность при выполнении творческой работы; -умение предвосхищать результаты, увидеть то, что будет целью; - анализировать правильность выполнения задания; -осуществлять самоконтроль; -умение грамотно вносить необходимые изменения предметные: - владение художественными материалами и художественными средствами рисунка для выражения своего замысла познавательные: - проводить анализ своей творческой деятельности; -проводить сравнение, объясняя его критерии; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера коммуникативные: -умение планировать учебное сотрудничество с учителем, сверстниками Личностные УУД: -профессиональное самоопределение -творческое самовыражение |
РЕФЛЕКСИЯ | ||
– Что нового узнали на уроке? Кому из вас удалось посмотреть на мир глазами художника и заглянув в себя задуматься о ? . | - О видах сатирического жанра портрета: карикатуре и шарже | Личностные УУД -способность отстаивать свою нравственную позицию в искусстве Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками); - установление связи между целью деятельности и её результатом коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли; - умение вести диалог |
ЦЕННОСТНОЕ ОБОБЩЕНИЕ | ||
- Возьмите лист с эпиграфом урока. «Искусство, требующее всего времени, чтобы ему научиться – это искусство видеть». Чтобы вы добавили к вашим размышлениям? | - Нужно учиться видеть окружающую нас действительность, чтобы уметь читать тексты культуры. - Сатирический образ – это способ познания индивидуальности человека. | Познавательные: обобщать Личностные эмоционально-ценностное отношение к произведениям искусства |
САМООЦЕНКА | ||
- Предлагаю выйти к доске и закрепить свои работы магнитиками. Внимательно посмотрите, какие разные у всех получились работы. Какие характерные черты вы показали, узнаваемыми ли , на ваш взгляд, получились рисунки? | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. Ответы учащихся | Регулятивные: оценивать своё эмоциональное состояние |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ИЗО в 6 классе "Сатирические образы человека"
Презентация для 6 класса пр программе Б.Неменского "Сатирические образы человека"...
Конспект и самоанализ урока по изобразительному искусству в 6 классе "Сатирические образы человека"
Конспект урока и презентация по изобразительному искусству "Сатирические образы человека"...
Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические образы человека»
Урок составлен на основе программы по изобразительному искусству Б.М. Неменского. Технологическая карта к уроку изобразительного искусства в 6 классе.«Сатирические образы человека»...
Урок ИЗО в 6 классе по теме "Сатирические образы человека"
Урок построен на основе системно-деятельного подхода. Содержание урока включает в себя теоретическую и практическую часть. В приложении даны две презентации и оценочный лист....
Презентация по изобразительному искусству на тему: "Сатирические образы человека" (6 класс)
Презентация по изобразительному искусству на тему: "Сатирические образы человека" (6 класс)...
Презентация "Сатирические образы человека" 6 класс
Данная презентация знакомит учащихся с понятием " сатирический образ" человека в искусстве, с разновидностями карикатуры и приёмами создания дружеских шаржей.......
План-конспект урока Изобразительного искусства на тему: "Сатирические образы человека. Шарж" 6 класс
Урок направлен на формирование метапредметных результатов в условиях ФГОС на уроке Изобразительного искусства в 6 классе. На уроке используется групповая и парная работа, которая напрвлена на развитие...