Урок изобразительного искусства в 5 классе «Жостовские подносы»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Цель урока - развить абстрактное мышление, умение анализировать, мыслить, сравнивать. Привить любовь к искусству и народным промыслам, к своей Родине.
Задачи урока - обратить внимание детей на красоту и форму предметов декоративно-прикладного искусства, на изделия настоящих мастеров, воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение.Цель урока - развить абстрактное мышление, умение анализировать, мыслить, сравнивать. Привить любовь к искусству и народным промыслам, к своей Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_izo_5_klass_zhostovo.docx | 146.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок изобразительного искусства в 5 классе
«Жостовские подносы»
Тип урока - практическая работа
Цель урока - развить абстрактное мышление, умение анализировать, мыслить, сравнивать. Привить любовь к искусству и народным промыслам, к своей Родине.
Задачи урока - обратить внимание детей на красоту и форму предметов декоративно-прикладного искусства, на изделия настоящих мастеров, воспитывать усидчивость, аккуратность, терпение.
Оборудование урока :
- Для учителя - Жостовские подносы, таблицы с изображением элементов росписи и поэтапное изображение узора, фотографии готовых изделий.
- Для учащегося - альбомы, краски (акварель, гуашь), кисти, тряпочка, карандаш, ластик.
Конспект урока
В начале урока учитель объясняет детям, что такое декоративно-прикладное искусство. Приводит примеры народных промыслов. Показывает фотографии изделий. Затем учитель переходит к Жостовскому промыслу. Рассказывает о том, как возник промысел, показывает фотографии подносов, рассказывает о том, как создаются такие подносы. Учитель просит детей вспомнить, что такое композиция, как располагается узор в круге, в овале. Дети вместе с учителем рассматривают примеры таких узоров, обращают внимание на красоту линий, освещение, колорит. Затем учитель раздает ученикам заранее приготовленные из картона и вырезанные по форме подноса заготовки, покрашенные гуашью в черный цвет. Учитель просит учеников составить свой узор из цветов и фруктов и расположить его в центре заготовки так, как это делают Жостовские мастера. Сначала намечают цветом места будущих элементов узора – самые крупные элементы обычно находятся в центре композиции, мелкие – ближе к краям. Дети с увлечением приступают к работе. Краски (гуашь) должны ложиться ровно, аккуратно. Учитель ходит по классу, наблюдая за работой учеников. Дети стараются расположить цветы и фрукты, повторяя форму подноса – по кругу или по овалу. Учитель рисует мелом на доске пример того, как лучше выполнить данную часть работы, как лучше разместить цветы и плоды, где лучше нарисовать листья, чтобы узор получился праздничным, народным. Затем ученики приступают к основной части работы – рисуют мелкие детали и раскрашивают весь узор.
В конце урока проводится анализ детских работ.
Приложение
Жостовская роспись, народный художественный промысел, развитый в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Возник в начале 19 в., главным образом, под влиянием уральской цветочной росписи по металлу. Дальнейшее развитие Жостовской росписи стилистически взаимосвязано с росписью по фарфору и финифти подмосковных заводов и фабрик, цветочными мотивами набивных ситцев ивановских фабрик и лукутинской миниатюры (Федоскинская миниатюра). Жостовской росписи — живопись на металлических подносах, покрытых предварительно несколькими слоями густого грунта (шпаклёвки) и масляного лака, обычно чёрного. Роспись ведётся в несколько последовательных приёмов: мягкая кисть и масляные краски, обильно разбавленные льняным маслом, способствуют наложению энергичного и упругого («долгого») мазка. Основной мотив Жостовской росписи — цветочный букет — прост и лаконичен по композиции, в которой чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы; объёмно-живописная передача реальной формы цветка сочетается с декоративной красочностью цветового решения, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, прялках, туесах. Борта подносов расписывают лёгким «золотым» орнаментом (т. н. уборка). Завершенная роспись покрывается тремя слоями светлого лака и полируется до зеркального блеска. В конце 19 — начале 20 вв. промысел пришёл в упадок. В советское время, после объединения в 1928 нескольких артелей в одну — «Металлоподнос» (ныне Жостовская фабрика декоративной росписи), промысел вновь получил художественное развитие. Крупнейшие мастера советские времени: А. И. Лёзнов, И. С. Леонтьев, А. П. Гогин, Д. С. Клёдов.
Этапы жостовской росписи
Замалёвок
Начало и основа композиции будущего узора.
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом.
Тенёжка
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Прокладка цветом
Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.
Бликовка
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников света. Бликовка создает настроение и колорит.
Чертёжка
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов.
Привязка
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Уборка краёв подноса
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Наводка зеркального блеска
С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска.
Особенности жостовской росписи
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Арт-терапия на уроках изобразительного искусства" Из опыта работы учителя изобразительного искусства БОУ г.Омска «Гимназия №12» Лебедевой Екатерины Борисовны
Представленный материал содержит основные направления арт-терапии. В презентации представлены позитивные возможности арт-терапии, разнообразные методики рисуночной терапии и практическое зн...
План-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме: Урок изобразительного искусства "Образ художественной культуры Японии"
Тема: Образ художественной культуры Японии. «Япония – глазами детей» Цель: сформировать у учащихся представление о многообразии культуры Японии, воспитывать нравственно-эстетическую отзывчи...
Урок изобразительного искусства по теме: "Жостовские подносы"
Разработка урока для 5 класса по теме : «Жостовские подносы».Учащиеся знакомятся с жостовской росписью, с историей художественного промысла производства подносов Жостово....
Урок изобразительного искусства с применением информационных коммуникативных технологий в 5 классе "Жостовский букет"
Урок по изобразительному искусству "Жостовский букет" в 5 классе для общеобразовательной школы, с применением интеллект-карты и ИКТ технологий....
Интегрированная система уроков литературы, истоков, изобразительного искусства. (1урок литература; 2урок истоки; 3 урок изобразительное искусство; итог подводиться на классном часе)
Тема: К.Г. Паустовский «Теплый хлеб». Сказка о труде и взаимной выручке....
Урок по предмету изобразительное искусство: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА», 6 класс Тема урока: Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.
Конспекты уроков содержат основной материал по некоторым темам для учащихся 6, 7-х классов....
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...