рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
СОГБОУ «Починковская школа-интернат»
Рассмотрена на заседании МО № от | Утверждена протоколом педсовета № от |
Рабочая программа учебного предмета
« Изобразительное искусство»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
Класс: 6
на 2017-2018 учебный год
Разработчик:
Полякова Людмила Викторовна,
учитель
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Изобразительное искусство. 6 класс» составлена на основании:
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой.
- С учётом авторской программы И. А. Грошенкова «Изобразительное искусство» для 6 класса, изданной в сборнике программ специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII для 5-9 классов под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой,.Сб.1.-М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2013.– М.; Просвещение, 2013г.
- Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
- Приказа Минобрнауки России от 21.04.2016 г. № 459 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
- Приказа Минобрнауки России от 5 июля 2017г. № 629 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
- Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат» на 2017/18 учебный год.
- Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СОГБОУ «Починковская школа-интернат».
Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.
Программа адресована обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучение учебного предмета изобразительное искусство позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки обучающихся, предусматриваемый государственным стандартом основного общего образования для детей с ОВЗ, а также позволяет осуществить при этом такую их подготовку, которая является достаточной для дальнейшего успешного освоения курса.
Основные задачи изучения предмета:
- Воспитание интереса к изобразительному искусству.
- Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
- Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
- Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно- эстетического кругозора;
- Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
- Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
- Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
- Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
- Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
- Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
- Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
―коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
По завершению изучения курса изобразительное искусство 6 класс обучающиеся должны достигнуть определенных результатов.
Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.
Минимальный уровень:
- знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;
- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;
- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;
- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;
- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);
- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
- применение разных способов лепки;
- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;
- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
К личностным результатам освоения относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
10) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости
11) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
12) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Содержание программы учебного курса
Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).
Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.
У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.
Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. и.
Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.
Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.
В 6 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.
Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.
С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки.
Беседы об изобразительном искусстве. В 6 классе для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
в 6 классе «А» (34 часа)
№ урока | Тема урока | Дата | |
по плану | по факту | ||
1-2 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево). Упражнения в рисовании игрушек. | 07.09. 14.09. | |
3 | Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм упрощения их рисунка (стилизация). | 21.09. | |
4-5 | Беседа по картине В. Серова «Девочка с персиками». Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблок и груш). | 28.09. 05.10. | |
6 | Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (моркови и огурца). | 12.10. | |
7-8 | Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Декоративное рисование – составление симметричного узора. | 19.10. 26.10. | |
9 | Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся). | 09.11. | |
10 | Картины художников В.Фирсова «Юный живописец», П. Кончаловского «Сирень». | 16.11. | |
11 | Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников). | 23.11. | |
12 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 30.11. | |
13 | Рисование на тему «Что мы видели на стройке?» | 07.12. | |
14 | Рисование новогодней открытки. | 14.12. | |
15 | Изготовление новогодних карнавальных масок. | 21.12. | |
16 | Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э.Фальконе «Медный всадник»). | 28.12. | |
17 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка). | 18.01. | |
18 | Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А.Бубнов «Утро на Куликовом поле»; В.Васнецов «Богатыри»). | 25.01. | |
19 | Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (кофейник). | 01.02. | |
20 | Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин). | 08.02. | |
21 | Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой). | 15.02. | |
22 | Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова). | 22.02. | |
23-24 | Иллюстрирование отрывка литературного произведения из «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина. | 01.03. 15.03. | |
25 | Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору). | 22.03. | |
26 | Тематический (весенний) рисунок «Птицы – наши друзья». | 05.04. | |
27 | Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус). | 12.04. | |
28-29 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. Рисование на военную тематику. | 19.04. 26.04. | |
30 | Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по выбору. | 03.05. | |
31 | Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка). | 10.05. | |
32 | Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт). | 17.05. | |
33-34 | Рисование узора в квадрате из декоративно переработанных природных форм (цветы, бабочки). | 24.05. 31.05. |
Календарно-тематическое планирование
по изобразительному искусству
в 6 классе «Б» (34 часа)
№ урока | Тема урока | Дата | |
по плану | по факту | ||
1-2 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево). Упражнения в рисовании игрушек. | 07.09. 14.09. | |
3 | Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм упрощения их рисунка (стилизация). | 21.09. | |
4-5 | Беседа по картине В. Серова «Девочка с персиками». Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблок и груш). | 28.09. 05.10. | |
6 | Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (моркови и огурца). | 12.10. | |
7-8 | Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Декоративное рисование – составление симметричного узора. | 19.10. 26.10. | |
9 | Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся). | 09.11. | |
10 | Картины художников В.Фирсова «Юный живописец», П. Кончаловского «Сирень». | 16.11. | |
11 | Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников). | 23.11. | |
12 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала. | 30.11. | |
13 | Рисование на тему «Что мы видели на стройке?» | 07.12. | |
14 | Рисование новогодней открытки. | 14.12. | |
15 | Изготовление новогодних карнавальных масок. | 21.12. | |
16 | Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э.Фальконе «Медный всадник»). | 28.12. | |
17 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка). | 18.01. | |
18 | Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А.Бубнов «Утро на Куликовом поле»; В.Васнецов «Богатыри»). | 25.01. | |
19 | Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (кофейник). | 01.02. | |
20 | Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин). | 08.02. | |
21 | Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой). | 15.02. | |
22 | Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова). | 22.02. | |
23-24 | Иллюстрирование отрывка литературного произведения из «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина. | 01.03. 15.03. | |
25 | Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору). | 22.03. | |
26 | Тематический (весенний) рисунок «Птицы – наши друзья». | 05.04. | |
27 | Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус). | 12.04. | |
28-29 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. Рисование на военную тематику. | 19.04. 26.04. | |
30 | Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по выбору. | 03.05. | |
31 | Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка). | 10.05. | |
32 | Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт). | 17.05. | |
33-34 | Рисование узора в квадрате из декоративно переработанных природных форм (цветы, бабочки). | 24.05. 31.05. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа 5 класс...
рабочая программапо физической культуре
рабочая программа...
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)
Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...