рабочая программа по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Полякова Людмила Викторовна

6 класс VIII вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_6_klass_.doc104 КБ

Предварительный просмотр:


СОГБОУ «Починковская школа-интернат»

Рассмотрена  на

заседании МО

      от                    

Утверждена

протоколом педсовета

     от                 

 Рабочая программа учебного предмета

« Изобразительное искусство»

для обучающихся с умственной отсталостью

(интеллектуальными нарушениями)

Класс: 6

на 2017-2018 учебный год

Разработчик:

Полякова Людмила Викторовна,

учитель

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета  «Изобразительное искусство. 6 класс»  составлена на основании:

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
  • «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы» под редакцией В.В.Воронковой.
  • С учётом авторской программы И. А. Грошенкова «Изобразительное искусство» для 6 класса, изданной в сборнике программ специальных (коррекционных образовательных учреждений VIII для 5-9 классов под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой,.Сб.1.-М.:Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2013.– М.; Просвещение, 2013г.
  • Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  • Приказа Минобрнауки России от 21.04.2016 г. № 459 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
  • Приказа Минобрнауки России от 5 июля 2017г. № 629 «О внесении изменений в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253».
  • Учебного плана СОГБОУ «Починковская школа-интернат»  на 2017/18 учебный год.
  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) СОГБОУ «Починковская школа-интернат».

     

Основная цель изучения предмета заключается во всестороннем развитии личности обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе приобщения его к художественной культуре и обучения умению видеть прекрасное в жизни и искусстве; формировании элементарных знаний об изобразительном искусстве, общих и специальных умений и навыков изобразительной деятельности (в рисовании, лепке, аппликации), развитии зрительного восприятия формы, величины, конструкции, цвета предмета, его положения в пространстве, а также адекватного отображения его в рисунке, аппликации, лепке; развитие умения пользоваться полученными практическими навыками в повседневной жизни.

Программа адресована обучающимся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Изучение учебного предмета изобразительное искусство позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки обучающихся, предусматриваемый государственным стандартом основного общего образования для детей с ОВЗ, а также позволяет осуществить при этом такую их подготовку, которая является достаточной для дальнейшего успешного освоения курса.

Основные задачи изучения предмета:

  •  Воспитание интереса к изобразительному искусству.
  • Раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека
  • Воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса.
  • Формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах. Расширение художественно- эстетического кругозора;
  • Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего мнения о них. Формирование знаний элементарных основ реалистического рисунка.
  • Обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений, в том числе экспериментирование и работа в нетрадиционных техниках.
  • Обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке).
  • Обучение правилам и законам композиции, цветоведения, построения орнамента и др., применяемых в разных видах изобразительной деятельности.
  • Формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и воображению.
  • Развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции.
  • Воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).

Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся на уроках изобразительного искусства заключается в следующем:

― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;

― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании, планировать  художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;

―коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации.

― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

По завершению изучения курса изобразительное искусство 6 класс обучающиеся должны достигнуть определенных результатов.

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений.

Минимальный уровень:

- знание названий художественных материалов, инструментов и  приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения, обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;

- знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;

- знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;

- пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

- знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец, Каргополь и др.;

- организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности; планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы;

- владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);

- рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;

- применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;

- ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами изобразительной поверхности;

- адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых оттенков цвета;

- узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.

Достаточный уровень:

- знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);

- знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);

- знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

- знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка», «контур», «пятно», «цвет», объем и др.;

- знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);

- знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);

- нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;

- следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных источниках;

- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на образец);

- использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;

- применение разных способов лепки;

- рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта; рисование по воображению;

- различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;

- различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;

- различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.

К личностным результатам освоения  относятся:

1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

10) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости

11) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

12) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Содержание программы учебного курса

Рисование с натуры. Содержанием уроков рисования с натуры является изображение разнообразных предметов, подобранных с учетом графических возможностей учащихся. Объекты изображения располагаются, как правило, несколько ниже уровня зрения. Во время работы должны быть две-три однотипные постановки, что обеспечит хорошую видимость для всех учащихся. Для активизации мыслительной деятельности учащихся целесообразно подбирать такие предметы, чтобы можно было проводить их реальный анализ. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор, позволяющий составлять из кубиков, брусков и других фигур различные варианты построек (домики, башенки, воротца и т. п.).

Рисованию с натуры обязательно предшествует изучение (обследование) изображаемого предмета: определение его формы, конструкции, величины составных частей, цвета и их взаимного расположения.

У учащихся важно выработать потребность сравнивать свой рисунок с натурой и отдельные детали рисунка между собой. Существенное значение для этого имеет развитие у детей умения применять среднюю (осевую) линию, а также пользоваться вспомогательными (дополнительными) линиями для проверки правильности рисунка.

Декоративное рисование. Содержанием уроков декоративного рисования является составление различных узоров, предназначенных для украшения предметов обихода, а также оформление праздничных открыток, плакатов, пригласительных билетов и т. и.

Параллельно с практической работой на уроках декоративного рисования учащиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий и целесообразность использования их в быту. Во время занятий школьники получают сведения о применении узоров на тканях, коврах, обоях, посуде, игрушках, знакомятся с художественной резьбой по дереву и кости, стеклом, керамикой и другими предметами быта.
Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе уроков отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников.

Рисование на темы. Содержанием уроков рисования на темы является изображение предметов и явлений окружающей жизни и иллюстрирование отрывками из литературных произведений.

В 6 классе рисование на темы должно тесно связываться с уроками рисования с натуры. Умения и навыки, полученные на уроках рисования с натуры, учащиеся переносят на рисунки тематического характера, в которых, как правило, изображается группа предметов, объединенных общим сюжетом и соответственно расположенная в пространстве.

Коррекционно-воспитательные задачи, стоящие перед уроками тематического рисования, будут решаться значительно эффективнее, если перед практической работой школьников проводится соответствующая теоретическая подготовительная работа. Необходимо предложить учащимся определить сюжет, назвать и устно описать объекты изображения, рассказать, как, где и в какой последовательности их нарисовать. Для более точной передачи предметов в рисунке целесообразно использовать, когда это возможно, реальные объекты, а для более точного расположения элементов рисунка на листе бумаги следует активнее включать комбинаторную деятельность учащихся с моделями и макетами.

С целью обогащения зрительных представлений школьников можно использовать как подсобный материал (не для срисовывания) книжные иллюстрации, плакаты, открытки.

Беседы об изобразительном искусстве. В 6 классе для бесед выделяются специальные уроки. На одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Большое внимание учитель должен уделять выработке у учащихся умения определять сюжет, понимать содержание произведения и его главную мысль, а также некоторые доступные для осмысления умственно отсталых школьников средства художественной выразительности.

                                                                                               

Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству

в 6 классе «А» (34 часа)

урока

                               Тема урока

Дата

по плану

по факту

1-2

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево). Упражнения в рисовании игрушек.

07.09.

14.09.

3

Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм упрощения их рисунка (стилизация).

21.09.

4-5

Беседа по картине В. Серова «Девочка с персиками». Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблок и груш).

28.09.

05.10.

6

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (моркови и огурца).

12.10.

7-8

Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись».

Декоративное рисование – составление симметричного узора.

19.10.

26.10.

9

Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).

09.11.

10

Картины художников В.Фирсова «Юный живописец», П. Кончаловского «Сирень».

16.11.

11

Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников).

23.11.

12

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

30.11.

13

Рисование на тему «Что мы видели на стройке?»

07.12.

14

Рисование новогодней открытки.

14.12.

15

Изготовление новогодних карнавальных масок.

21.12.

16

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э.Фальконе «Медный всадник»).

28.12.

17

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).

18.01.

18

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А.Бубнов  «Утро на Куликовом поле»; В.Васнецов «Богатыри»).

25.01.

19

Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (кофейник).

01.02.

20

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).

08.02.

21

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).

15.02.

22

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).

22.02.

23-24

Иллюстрирование отрывка литературного произведения из «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина.

01.03.

15.03.

25

Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору).

22.03.

26

Тематический (весенний) рисунок «Птицы – наши друзья».

05.04.

27

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).

12.04.

28-29

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. Рисование на военную тематику.

19.04.

26.04.

30

Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по выбору.

03.05.

31

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка).

10.05.

32

Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт).

17.05.

33-34

Рисование узора в квадрате из декоративно переработанных природных форм (цветы, бабочки).

24.05.

31.05.


                                     
Календарно-тематическое планирование

по изобразительному искусству

в 6 классе «Б» (34 часа)

урока

                               Тема урока

Дата

по плану

по факту

1-2

Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево). Упражнения в рисовании игрушек.

07.09.

14.09.

3

Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм упрощения их рисунка (стилизация).

21.09.

4-5

Беседа по картине В. Серова «Девочка с персиками». Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (яблок и груш).

28.09.

05.10.

6

Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (моркови и огурца).

12.10.

7-8

Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись».

Декоративное рисование – составление симметричного узора.

19.10.

26.10.

9

Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся).

09.11.

10

Картины художников В.Фирсова «Юный живописец», П. Кончаловского «Сирень».

16.11.

11

Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников).

23.11.

12

Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала.

30.11.

13

Рисование на тему «Что мы видели на стройке?»

07.12.

14

Рисование новогодней открытки.

14.12.

15

Изготовление новогодних карнавальных масок.

21.12.

16

Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э.Фальконе «Медный всадник»).

28.12.

17

Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка).

18.01.

18

Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи» (А.Бубнов  «Утро на Куликовом поле»; В.Васнецов «Богатыри»).

25.01.

19

Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (кофейник).

01.02.

20

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин).

08.02.

21

Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой).

15.02.

22

Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова).

22.02.

23-24

Иллюстрирование отрывка литературного произведения из «Сказки о царе Салтане» А.Пушкина.

01.03.

15.03.

25

Рисование с натуры птиц (натура – чучело скворца, грача, вороны, галки – по выбору).

22.03.

26

Тематический (весенний) рисунок «Птицы – наши друзья».

05.04.

27

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус).

12.04.

28-29

Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков. Рисование на военную тематику.

19.04.

26.04.

30

Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по выбору.

03.05.

31

Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка).

10.05.

32

Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт).

17.05.

33-34

Рисование узора в квадрате из декоративно переработанных природных форм (цветы, бабочки).

24.05.

31.05.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО

Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...

Рабочая программапо обществознанию для 9 класса

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....

рабочая программапо физической культуре

рабочая программа по физической культуре (ФГОС)...

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса

Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...

Рабочая программапо природоведению 5 кл (надомное обучение детей с ограничеснными возможностями здоровья)

Рабочая программасоставлена по курсу природоведения 5 класс, с использованием УМК А. А. Плешакова, Н. И. Сонина. Рабочая программа сосотавлена с учётом ограниченных возможностей здоровья учащихс...