Урок изобразительного искусства по теме "Древние соборы" , 4 класс, по программе Б. Неменского
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему
Урок ИЗО для 4 класса по теме "Древние соборы" по программе Б. Неменского. План конспект и презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_4_kl_drevnie_sobory.zip | 1.19 МБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока изобразительного искусства, 4 класс.
Тема: «Древние соборы»
Тип урока: Урок усвоения новых знаний.
Оборудование к уроку:
Для учителя: компьютер, проектор, презентации по теме, доска, мел, наглядные пособия.
Для учеников: картон, гуашь, карандаш, резинка, кисти, баночки с водой
План урока:
- Орг.момент 3 мин.
- Вступление.
- Объяснение новой темы.
- Практическая работа.
- Подведение итогов.
- Задание на дом.
Цель урока: формирование у учащихся представление о конструкции здания древнерусского древнего каменного храма.
Задачи. Личностные:
-Формирование основ художественной культуры.
-Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности эстетического характера.
- Развитие ассоциативно- образного мышления, фантазии, навыков работы с художественными материалами.
Метапредметные:
Формировать умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.
Развивать умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Предметные: содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, воспитывать интерес к мировой истории, уважение к своей культуре.
Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности для передачи замысла в собственной деятельности.
Межпредметные: расширение знаний по истории, литературе.
1. Вступление
Актуализация знаний прошлого урока: гуашь- акварель; линия горизонта, план на картине, больше- меньше.
Беседа: Сегодня мы совершим путешествие в прошлое.
Колокол дремавший разбудил поля
Улыбнулась солнцу сонная земля. (Есенин)
Звонят колокола, читаю стих:
Худое слово с языка
Здесь не слетит. Светлеют лица,
И тянется ко лбу рука,
Чтоб друг за друга помолиться.
(М. Просянников)
Итак, ребята, как вы думаете, что сегодня мы будем изучать и изображать (Называют)
Итак, урок начнём,
И разговор наш поведём
О соборах Древней Руси –
Гордости нашей страны.
Итак тема сегодняшнего урока : -«Древние соборы»
На Руси храмы стали строить с принятием христианства. Собор святой Софии в Киеве. .Храм для людей - Дом Божий. Жители всей округи собирались (отсюда и название «собор») на церковные службы, здесь же читали княжеские указы, провозглашали важные решения. Вид собора показывал могущество и славу города и князя. И строить собор, было делом княжеской чести, воплощением его гордых замыслов. Итак что такое храм? Собор,
Постройка здания храма была рассчитана на то, чтобы вызвать восхищение современников, а само здание было долговечным. ? Строительным материалом для построения храмов вначале было дерево, а затем – камень. Храм возвышался над избами, напоминая собой образ богатыря, но не устрашающего, а крепкого, надёжного, уверенного в своей силе.
Что же представляет собой храм, как архитектурное сооружение. Из каких частей состоит Две опоры и перекинутая между ними каменная дуга – это арка. Если несколько арок поставить вплотную друг за другом, образуются две стены и свод. Наружу здания своды выходят полукружиями – это закомары. Над стенами храма высится глава. Её венчает сверкающий на солнце купол, похожий на богатырский шлем. Внутрь помещения свет льётся из окошек сверху, то есть это свет, идущий с неба!
Число куполов может быть различно: одна глава – в честь Иисуса Христа, три главы – в честь Святой Троицы, пять – в честь Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь – число церковных таинств.
Завершением храмов служат купола.
Существуют основные формы куполов : овальная, похожая на яйцо. шатровая
Шлемовидная похожая на шлем богатыря, Сравнение с богатырем
луковичная, символизирующая пламя свечи.
Купола бывают различного цвета.
Золотые купола символизируют Божественную славу, храм построен в честь Господа.
Голубые, синие купола символ небесной чистоты и непорочности, храмы Божей Матери.
Зелёные – символ Пресвятой, Живоначальной Троицы, освященной в честь святого.
Закрепление: 1) Понятия Слайд. 2) Архитектурные Элементы (слайд)
3. Самостоятельная творческая работа детей.
Задание: Изобразите на картоне, гуашью русский храм без предварительного рисунка (сразу кистью)
4. Итог урока.
Оценка и демонстрация законченных работ.
Рефлексия: Что сегодня на уроке вы узнали такое, чего не знали раньше? Что было самым трудным?
Краткий словарь архитектурных терминов
Апсида — алтарный выступ в храме, полукруглый или многоугольный в плане, где размещается алтарь.
Аркатурный пояс — украшение стены в виде ряда декоративных арочек.
Барабан — цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, на которой сооружен купол.
Барокко — архитектурный стиль XVII-XVIII веков, отличающийся декоративной пышностью, сложными формами, живописностью.
Бочка — форма покрытия в виде двух округлых скатов, сходящихся вверху под конек.
Восьмерик — восьмигранное в плане сооружение.
Глава — купол с барабаном, увенчивающий здание храма.
Закомара — свод, полукруглые завершения верхних наружных стен церкви, обычно соответствующие форме сводов
Иконостас — алтарная преграда в храме, отделяющая алтарь от основной части храма, имеющая несколько ярусов с иконами.
Интерьер — внутреннее пространство здания.
Карниз — горизонтальный выступ на стене, поддерживающий крышу здания.
Классицизм — архитектурный стиль XVIII- начала XIX вв.; отмечен обращением и подражанием античному наследию. Классицизму присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки, сдержанность в декоре.
Кокошник — декоративный элемент покрытий, напоминающий традиционный женский головной убор.
Колонна — архитектурно обработанный обычно круглый столб.
Композиция — построение (структура) здания, соотношение его отдельных частей, составляющих единое целое. Конек — стык двух скатов кровли.
Контрфорс — вертикальный выступ стены, увеличивающий устойчивость здания.
Куб — основной объем храма.
Лемех — деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.
Лопатка — плоский вертикальный уступ в стене.
Луковица — церковная глава, напоминающая по форме луковицу.
Наличник — обрамление оконного проема.
Неф — (дословно "корабль") продольная часть храма, отделенная от соседнего аркадой или лопаткой на поверхности стены.
Паперть — открытое или закрытое крыльцо перед входом в храм.
Пилястра — конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены.
Подклет — нижний этаж здания.
Поребрик — декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.
Портал — архитектурно оформленный вход в здание.
Портик — галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.
Престол — высокий стол, стоящий посредине церковного алтаря.
Придел — небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.
Притвор — помещение в виде прихожей перед порталом церкви.
Реконструкция — перестройка, модернизация, обновление здания.
Реставрация — восстановление здания в первоначальном (или близком к первоначальному) виде.
Ротонда — круглая постройка, перекрытая куполом.
Рустовка — декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.
Свод — 'пространственная конструкция, перекрытие сооружений, имеющее форму выпуклой криволинейной поверхности. Различают крестовые, сомкнутые (коробовые) и др. своды.
Трапезная — часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.
Фасад — одна из сторон здания.
Четверик — четырехгранное в плане сооружение.
Шатер — высокое четырех-шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, церкви, колокольни.
Ширинка — прямоугольная впадина в стене.
Яблоко — шар на завершении купола под крестом.
Ярус — убывающее по высоте горизонтальное членение объема здания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского
Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента Республики Марий Эл. адаптирована для проведения уроков в сельской школе....
Тематическое планирование уроков изобразительного искусства для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского
Развернутое планирование уроков изобразительного искусства для 5-8 классов общеобразовательных школ по программе Б.М. Неменского может быть полезным для учителей изобразительного искусства, а также дл...
Урок изобразительного искусства в 5-м классе. Тема урока : Анималистика "Рыжий кот"
Тема урока : Анималистика "Рыжий кот"...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов по программе Б.М.Неменского.
5 класс – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 35 часов Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневн...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...