Тематическое планирование уроков изобразительного искусства для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо) по теме
Развернутое планирование уроков изобразительного искусства для 5-8 классов общеобразовательных школ по программе Б.М. Неменского может быть полезным для учителей изобразительного искусства, а также для педагогов дополнительного образования, ведущих кружки изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tem_plany.zip | 99.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЮРКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
зам. директора по УВР директор МБОУ
МБОУ «Юркинская СОШ» «Юркинская СОШ»
___________ В.Н. Солодилина _________ Т.Г. Немцева
«__»____________ 2012 г. «__»____________2012 г.
Поурочно-тематическое планирование
по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
для учащихся 5-8 классов
Иванова Наталья Степановна,
учитель музыки, ИЗО, МХК
второй квалификационной категории
МБОУ «Юркинская СОШ»
П. Юркино,
2012 г.
Развернутый тематический план
5 к л а с с
№ | Система уроков | Дидакти- ческая модель обучения | Педагоги- ческие средства | Вид деятельности учащихся | Задачи. Планируемый результат и уровень усвоения | Информационно-методическое обеспечение | Дата проведения | |||
Компетенции | План | Факт | ||||||||
Учебно-познавательная | Информационно-коммуникативная | |||||||||
Базовый уровень | Продвинутый уровень | |||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Р а з д е л. Изобразительное искусство и мир интересов человека (34 часа) Цель: развивать творческие способности и навыки постижения средств искусства, обогащать опыт восприятия и оценки произведений искусства, формировать ценностно-смысловую компетенцию. | ||||||||||
1 | Язык изобразительного искусства. Виды изобразительного искусства и основы их образного языка | Продуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать виды изобразительного искусства. Уметь различать виды изобразительного искусства | Знать отличительные особенности различных видов изобразительного искусства. Уметь различать виды изобразительного искусства без помощи учителя | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник (1, 2, 3, 4), репродукции о видах изобразительного искусства, ЭЭ, ПК | ||
2 | Отношение человека к природе | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать возможности человека и природы. Уметь: – понимать назначение труда человека; – создавать продукт творчества своими руками | Знать возможности человека и природы. Уметь: – понимать назначение труда человека; – создавать продукт творчества своими руками | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник. Репродукции картин И. Шишкина, В. Поленова, В. Васнецова, Г. Климта, наглядные пособия. | ||
3 | Отношение человека к природе | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины. Уметь отличать виды искусства | Знать, чем отличается запись музыки от стихотворения, картины. Уметь отличать виды искусства, создавать свои произведения творчества | Уметь находить и пользоваться информацией | Репродукции картин И. Шишкина, К. Брюллова, И. Билибина, В. Васнецова, А. Венецианова, таблицы, музыкальный ряд, стихи С. Есенина, А. Пушкина, А. Толстого | ||
4 | Разные люди – разные культуры. Великороссы | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев. Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам | Знать историю зарождения русской одежды, традиций, обычаев. Уметь отличать разные народности по одежде, праздникам | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
5 | Разные люди – разные культуры | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Индивидуальная, парная, групповая | Знать традиции своих предков – славян. Уметь характеризовать быт славян, различать музыкальные инструменты, виды одежды | Знать традиции своих предков – славян. Уметь характеризовать быт славян, различать музыкальные инструменты, виды одежды | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин М. Врубеля, В. Васнецова, В. Серова, П. Корина, таблицы. СД «Истоки Древней Руси» | |||
6 | Мудрость народа | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение пословиц, загадок. Уметь объяснить их смысл | Знать назначение пословиц, загадок. Уметь объяснить их смысл, понимать различие загадок и стихов, поэм, рассказов | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
7 | Идеал в жизни и в искусстве. Человек | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое идеал, его понятие в жизни и в искусстве. Уметь определить виды идеалов (воин-освободи-тель, русская красавица, русский пейзаж) | Знать, что такое идеал, его понятие в жизни и в искусстве, его изменения. Уметь определить виды идеалов (воин-освободитель, русская красавица, русский пейзаж), самостоятельно определять виды репродукций | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Аленов М. М. Врубель. – М.: Слово, 1996. Школа изобра-зительного искусства. – М.: Искусство, 1994 | ||||
8 | Идеал в жизни и в искусстве. Жилище человека | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, как в жилище разных народов выражено представление об иде-але, совершенстве. Уметь по элементам декора определить национальность | Знать, как в жилище разных народов выражено представление об идеале, совершенстве. Уметь по элементам декора определить национальность, сопоставлять быт и нравы различных народов | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой», рабочая тетрадь, иллюстративный ряд, фотографии. СД «Мировая художественная культура» (библиотека электронных наглядных пособий, 2003) | ||
9 | Мой идеал | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение идеала. Уметь составить свое представление об идеале | Знать назначение идеала. Уметь составить свое представление об идеале не только в искусстве, но и в музыке, литературе | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
10 | Художественная мастерская | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Индивидуальная, парная, групповая | Знать особенности материалов. Уметь отличать художественные и природные материалы | Знать особенности материалов и их назначение. Уметь отличать художественные и природные материалы | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
11 | Человек – художник | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень). Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению | Знать назначение украшений, свойства материалов (глина, пластилин, соленое тесто, камень). Уметь пользоваться материалами, используя их по назначению, уметь выделять декор и быт | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
12 | Природа и изделие | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха. Уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля | Знать манеру выполнения изделий мастеров Гжели, Хохломы, Палеха. Уметь самостоятельно выполнять роспись предметов в зависимости от стиля, придумывать и создавать узоры | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
13 | Художественное изделие | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать назначение посуды. Уметь: – видеть различие между обыденной посудой и праздничной; – создавать разные виды посуды | Знать назначение посуды. Уметь видеть различие между обыденной посудой и праздничной, создавать разные виды посуды, используя узоры и орнаменты | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник, рабочая тетрадь; репродукции картин В. Васнецова, А. Куинджи, произведений мастеров Хохломы и Палеха; образцы деревянной посуды | ||
14 | Гармония | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, как использует человек природные мотивы в своих изделиях. Уметь видеть прекрасное в природе | Знать, как использует человек природные мотивы в своих изделиях. Уметь видеть прекрасное в природе, различать виды пейзажей | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Природные и художественные материалы. Репродукции картин И. Васильева, Н. Рериха, Б. Кустодиева. СД «История искусств», 2003 | ||
15 | Симметрия | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое симметрия. Уметь определять симметричные и несимметричные формы предметов в повседневной жизни, в произведениях искусства | Знать, что такое симметрия, видеть ее в произведениях искусства. Уметь отличать симметричные формы от несимметричных и на основе этого создавать орнамент | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Иллюстрации греческих ваз, храмов, строений (Колизея). Кн.: «Школа изобразительного искусства», «История Древнего мира» | ||
16 | Орнамент | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, что такое орнамент, его виды, назначение. Уметь различать виды орнаментов в разных видах искусства | Знать, что такое орнамент, его виды, назначение. Уметь анализировать и создавать виды орнаментов | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции с изображением греческих ваз, русских народных костюмов, посуды. | ||
17 | Орнамент. Природные мотивы | Индивидуальная, парная, групповая | Знать природные мотивы орнаментов. Уметь отличать виды орнаментов друг от друга | Знать природные мотивы орнаментов. Уметь отличать виды орнаментов друг от друга, создавать свои мотивы орнаментов | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Литература: Дорофеев Ю. Русский праздничный народный костюм. – М.: Мозаика-Синтез, с. 17. Учебник «Прекрасное рядом с тобой», СД «Мировая художественная культура», 2005. Репродукции картин А. Венециано-ва, И. Шишкина, Б. Кустодиева. СД «Орнамент», 2005 | ||||
18 | Плоскость и объем | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением. Уметь выполнять объемные детали | Знать различия между плоскостью и объемом, рисунком, рельефом, скульптурным изображением. Уметь выполнять объемные детали, создавать рисунок без опоры на оригинал | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |||
19 | Художественная мастерская | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная, парная, групповая | Знать, чем отличается скульптура, рельеф, аппликация. Уметь пользоваться полученными навыками на практике | Знать, чем отличается скульптура, рельеф, аппликация, рисунок. Уметь пользоваться навыками на практике, со-здавать работу без опоры на оригинал | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
20 | Часть и целое | Индивидуальная | Знать, что такое часть и целое, видеть то и другое в природе, искусстве, музыке. Уметь отличать часть и целое в картинах, скульптуре, архитектуре | Знать, что такое часть и целое, самостоятельно находить то и другое. Уметь различать часть и целое в произведениях живописи, скульптуры, архитектуры, создавать работу на конкретную тему | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |||||
21 | Мозаика | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная | Знать, что такое мозаика, виды мозаики, из какого материала ее можно выполнить. Уметь отличать характер мозаики, создавать свою мозаику, используя придуманную композицию | Знать, что такое мозаика, из какого материала ее можно выполнить. Уметь отличать характер мозаики, уметь выполнить мозаику из любого материала по правилам ее построения | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Иллюстрации византийских фресок, мозаик. СД «Мировая художественная культура» | ||
22 | Сюжет | Индивидуальная | Знать назначение сюжета в искусстве. Уметь определять сюжет, создавать новый | Знать назначение сюжета в искусстве, в произведениях. Уметь определять сюжет, создавать новый, видеть сюжет в литературе, музыке | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Мировая художественная культура» | ||||
23 | Разыгрываем сказку | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Парная, групповая | Знать особенности декора. Уметь соотносить время и быт | Знать особенности декора, костюма, быта разного времени. Уметь соотносить время и быт, сказки и другие литературные произведения, создавать свою сказку по законам и принципам театрального искусства | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | ||||
24-25 | Человек изобразил мир | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Парная, групповая | Знать особенности быта людей прошлого. Уметь различать нравы и обычаи предков | Знать особенности быта людей прошлого. Уметь различать нравы и обычаи предков, обряды, праздники | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой»; репродукции картин В. Васнецова, К. Брюллова; отрывки из художественного фильма «Русь былинная» | |||
26 | Родилась живопись | Индивидуальная | Знать, каким был древний художник, что он создавал. Уметь пользоваться новыми умениями | Знать, каким был древний художник, что он создавал, какими материалами работал, на чем рисовал; законы древнего искусства. Уметь пользоваться новыми приемами, отличать современные работы от работ старых мастеров | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | |||||
27 | Родилась скульптура | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Индивидуальная | Знать, из какого материала древний мастер выполнял скульптуру, какими инструментами он пользовался для выполнения работы. Уметь различать, из какого материала сделана работа, скульптура, фреска, бюст, памятник | Знать, из какого материала древний мастер выполнял скульптуру, какими инструментами он пользовался для выполнения работы. Уметь различать, из какого материала сделана работа, скульптура, фреска, бюст, памятник, уметь создавать образы скульптур, памятников | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой», иллюстрации скуль-птур О. Ренуара, Л. По, О. Комова, В. Цигаля. СД «Мировая художественная культура» | ||
28 | Родилась музыка | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать, из какого материала изготовлены древние музыкальные инструменты. Уметь определять родство музыкальных инструментов у разных народов | Знать, из какого материала изготовлены древние музыкальные инструменты, как они могли звучать. Уметь определять родство инструментов, знать, из чего они сделаны | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | СД «Мировая художественная культура», «Вивальди. Четыре сезона» | ||
29 | Родился театр | Групповая, индивидуальная | Знать, как выглядел древний театр. Уметь соединить современный театр и древний | Знать, как выглядел древний театр, родину зарождения первых древних театров, столицу театра как вида искусства. Уметь соединить современный театр и древний | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин Б. Кустодиева, В. Бакста, И. Билибина | ||||
30 | Наш театр | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать историю зарождения театра во всем мире. Уметь различать направления работы художника, декоратора, костюмера | Знать историю зарождения театра во всем мире и в России, назвать самые первые театры в России. Уметь различать направления работы художника, декоратора, костюмера, уметь создавать и видеть сюжетную линию | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Репродукции картин В. Бакста, В. Васнецова, А. Куинджи. СД «Мировая художественная культура» | |||
31 | Твоя маска | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать историю зарождения маски. Уметь создавать из любого материала маску | Знать историю зарождения маски, виды масок и их назначение. Уметь создавать из любого материала маску, характерную для представления | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». Репродукции произведений П. Сомова, А. Серова, В. Врубеля, СД «Мировая художествен-ная культура» | ||
32-33 | Времена года | Репродуктивная, объяснительно-иллюстративная, личностно ориентированная педагогическая ситуация | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать смену времен года. Уметь создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры | Знать смену времен года, русских мастеров, писавших природу. Уметь создавать различные сезоны года, рисовать картины с натуры | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Вивальди. Четыре сезона», «Чайковский. Четыре сезона» | ||
34 | Здравствуй, лето! | Упражнения, лекция, вхождение в контекст проблем ученика, диалог, поступок | Групповая, индивидуальная | Знать: – чем отличается лето от других времен года; – русских художников-пейзажистов. Уметь отличать цветовую гамму осени, зимы, весны, лета | Знать, чем отличается лето от других времен года; русских художников, писавших природу. Уметь отличать цветовую гамму осени, зимы, весны, лета, создавать картины, используя теплые цвета, выделять палитру солнечного спектра | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | Учебник «Прекрасное рядом с тобой». СД «Мировая художественная культура», «Вивальди. Четыре сезона», «Чайковский. Четыре сезона» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М. Неменского
Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента Республики Марий Эл. адаптирована для проведения уроков в сельской школе....
Календарно - тематическое планирование уроков изобразительного искусства со 2 по 7 класс специальных коррекционных классов VIII вида
Календарно - тематическое планирование 2 - 7 классов коррекции VIII вида....
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и декор предметов народного быта – русская прялка».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Конструкция и...
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского, тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки».
Конспект урока изобразительное искусство в 5-м классе по программе«Изобразительное искусство и художественный труд»под руководством Б.М. Неменского,тема«Образы и мотивы в орнаментах русской...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-7 классов по программе Б.М.Неменского.
5 класс – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» – 35 часов Стандарт 5 класса ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневн...
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства в 6 классе (ФГОС)
Данный материал содержит календарно-тематическое планирование уроков ИЗО в 6 классах (ФГОС).Предметная линия учебников под редакцией Т.Я. Шпикаловой....
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах
Календарно-тематическое планирование уроков изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского в 5-8 классах. (ФГОС)...