Мастер-класс на тему: «Декоративное рисование эскиза тарелки на праздник «Масленица»»
учебно-методическое пособие по изобразительному искусству (изо) на тему

Подлужная Ирина Викторовна

Мастер-класс на урок изобразительного искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podluzhnaya_master-klass_2014_god_na_seminare.docx24.1 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

на тему:  «Декоративное рисование эскиза тарелки на праздник «Масленица»»

Цель: воспитать интерес к русскому народному творчеству, научить рисовать декоративный узор на тарелке.

Задачи:

Образовательная: познакомить с творчеством народных мастеров, познакомить с композицией узора в круге, научить изображать растительный узор.

Воспитательная: формировать эстетико-художественное восприятие мира.

Развивающая: развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, эмоциональное отношение к народному искусству, познавательные способности - внимание, воображение, восприятие. Показать богатство и разнообразие орнаментального искусства на основе орнамента в круге.        

Материалы и оборудование: картонные шаблоны «тарелки», ластик, краски, цветные карандаши.

Зрительный ряд: репродукции произведений народных мастеров, детские рисунки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный этап. Проверка готовности учащихся к уроку.

Цель: мотивация детей на дальнейшую деятельность.

Формы: беседа, рассказ.

Методы: словесный, наглядный.

Фронтальная беседа:

Педагог: Здравствуйте! Сегодня мы поговорим о русском народном празднике «Масленица». Этот праздник любит народ – и взрослые и дети. Праздник «Масленица» - это проводы зимы и встреча весны. Это песни, хороводы  и самое главное угощение пирогами и блинами.

Блин – символ солнца, форма круга означает круглый год.

Русский народ даже поговорки про блины сложил. Вы их знаете? Продолжите поговорки.

Масленица идёт, ……..блин да мёд несёт!

Где блины, тут и мы; где с маслом каша – тут и место наше.

Блин не клин – брюхо….. не расколет.

Блинцы, блинчики, блины, как …… колёса у весны.

Блин не сноп, ……на вилы не наколешь.

Блины – солнцу ……родственники.

Блины и поцелуи ……счета не любят.

Без блинов не Масленица, без пирогов ……не именины.

Блин добро не один.

Блин брюха …..не портит.

Хоть последнюю рубаху заложи, а Масленицу…. проводи.

Масленица – объедуха, деньгам ……приберуха.

Не всё коту Масленица, будет и …..Великий Пост.

Вступительная беседа. Ах, сколько блинов мы съедаем в эти дни!  В период празднования масленицы люди пекли много блинов и, конечно же, нужна была праздничная посуда – тарелка под блины. Давайте сегодня мы побудем в роли художников и придумаем эскиз тарелки для подачи блинов.

- Кому из вас нравится рисовать узоры?

- А что такое узор?

- Что люди украшают узором?

- Зачем люди украшают свою посуду?

 Украшают посуду народные мастера. Люди сами делали необходимые предметы — деревянные ложки, блюда, ковши для воды и другие вещи — и сами их украшали. (Показать  предметы)

Произведения народных мастеров нас восхищают красивым сочетанием красок, изумительным рисунком растений, птиц и животных, тут и цветы, и диковинные птицы, и тонкие, изящные ветки растений. И как все это красиво переплетается в узоре.

II этап. Практический.

Цель: научить изображать растительный узор на предмете.

Формы: диалог, самостоятельная работа, практическая работа под руководством педагога.

Методы: объяснительно-иллюстративный, информационный, практический, метод показа.

Объяснение педагога.

Прежде всего, надо подумать, как расположить узор. Узор зависит от формы предмета, у нас он будет зависеть от круга. Цвет в орнаменте используется простой, локальный. Для работы красками нам необходимы такие цвета: красный, зелёный, жёлтый, оранжевый. Чтобы работа не выглядела слишком пёстро, следует ограничиться двумя-тремя цветами.

- Представьте себе, что вы художники, и вам надо разработать новый узор для декоративной тарелки.

Последовательность выполнения:
-Сначала вам придётся прорисовать узор карандашом, а затем выполнить в цвете.
- Далее надо найти центр, мысленно проведя вертикальные и горизонтальные линии.
- В центре расположим один или два цветка.
- Элементы узора равномерно заполняют всё пространство круга.

- На заготовке круга карандашом лёгкими линиями вы намечаете только контуры узора, не прорисовывая детали. На это вам отводится 10 мин.

Определение приёмов  кистевой росписи.

Вы успешно справились с первым этапом работы.

Теперь перед вами следующая задача: созданный карандашом узор воплотить в цвете.
Всю композицию узора художники строят кистью, поэтому её так и называют кистевой росписью.
Мастер наносит лёгкие, уверенные мазки, не прибегая к подробному контуру.
Существует несколько приёмов кистевой росписи: «мазковая роспись», «капелька», «плоский мазок».  

Самостоятельная работа учащихся по росписи декоративной тарелки. 

III этап. Итоговый.

Цель: подведение итогов занятия. Рефлексия.

Формы: выставка работ.

Методы: словесный, наглядный, метод поощрения.
- Посмотрите на свои работы.
- Смогли ли вы выполнить задачу – создать  узор для росписи декоративной тарелки?
- Что было самым интересным для вас на занятии?

 Спасибо за творчество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие по рисованию эскизов к станквой композиции в ДХШ

Пособие по наблюдательной перспективе. На основе знаний и навыков полученных на уроках рисунка в ДХШ....

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».

Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования  бетти Эдвардс. Методика правополушарн...

Методическая разработка урока ИЗО в 7 классе. Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"

Тема урока :  Декоративное рисование "Рисование эскиза наличника окна – архитектурной детали в украшении русской северной избы"Место урока в программе: 7 класс 1 четверть, 11 урок ( по ...

сценарий праздника Масленицы "Здравствуй, гостьюшка, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

сценарий праздника Масленицы "Дорогая гостья, наша Масленица!"

В нашей школе каждый год традиционно празднуется этот весёлый разгульный праздник с задорными песнями и плясками, с играми и прибаутками. Веселятся все- и артисты, и зрители....

Урок декоративного рисования "Расписная тарелка".

Урок проведён в 6 классе для обучающихся с умеренной степенью умственной отсталости. На уроке формировала практические умения и навыки раскрашивания и рисования при росписи узора на заготов...

План-конспект урока по предмету "Основы изобразительной грамоты и рисование" на тему "Декоративная композиция.Осенний букет"

Урок может быть проведён с учащимися любой возрастной категории с той лишь разницей, что более старшим ребятам можно предложить составить более сложную композицию, на формате большего размера (наприме...