Проектирование занятия
методическая разработка по теме
Лепка многофигурной композиции из пластилина "Эра динозавров"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Бубликова Елена Владимировна, 2014г.
Проектирование урока
Предметная область: «Изобразительное искусство»
Тема: Лепка многофигурной композиции из пластилина «Эра динозавров».
Задача: Создать сюжетную композицию, объединяя предметы одним содержанием.
Цели урока:
- Личностные:
- стремление к самостоятельной реализации творческой задачи;
- самостоятельный поиск разнообразных пластических средств для передачи динамики
(свободно передавать в лепке движение животного);
- создание условий для развития у учащихся творческих способностей;
- Метопредметные:
- осуществление навыков сотрудничества;
- организация деятельности обучающихся по усвоению нового материала, используя
ранее изученные приемы лепки;
- Предметные:
- познакомить учащихся с внешним видом и условиями жизни доисторических
животных;
- формирование образного представления, воображения;
- формирование композиционных умений и способностей;
- научить составлять коллективную сюжетную композицию из вылепленных фигурок,
передавая взаимоотношения между ними и украшая композицию дополнительными
элементами пейзажа
Содержание:
Методы: частично-поисковый
Формы организации учебной деятельности: Коллективная
Средства обучения:
- Демонстрационный материал: картинки и книги с иллюстрациями динозавров.
Презентация «Затерянный мир». Аудиозаписи.
- Раздаточный материал: коробки, оклеенные цветной бумагой, пластилин, стеки, дощечки для лепки, клеенки для покрытия парты, матерчатые и бумажные салфетки, камни, соломки.
Результаты и виды проверки. Рефлексия.
В конце урока проводится экспресс-выставка и обсуждение законченных работ; взаимоконтроль.
Актуализация:
На занятии дети вспоминают известные мультфильмы с участием динозавров
Например «Ледниковый период-3», «Динозаврик на шоколадной фабрике» и многие др.
Учитель разделяет учащихся на группы из 5-6 человек, и предлагает детям вспомнить ранее изученные приемы лепки (такие как скатывание, раскатывание, растягивание, сжатие, сгибание, скручивание и т.д.). Для этого проводится игра-соревнование: «Кто угадает и вылепит такую же форму?» Учитель показывает движения руками, характерные для каждого приема лепки, сопровождая свои действия словесными пояснениями. Дети угадывают, какая получится форма. Повторяют движения без пластилина. Лепят форму. Проверяют ее глазами. Поправляют неточности. Условия игры заключаются в следующем: выигрывает тот, кто будет действовать руками так, как покажет учитель. Во время лепки на руки лучше не смотреть (поднять голову вверх – смотреть на потолок или стену). Тот, кто не выиграет при освоении одного приема, может выиграть при освоении другого. Этапы урока:
I этап: Деятельность учителя
После проведения игры педагог рассматривает вместе с детьми иллюстрации с изображением динозавров, обращая внимание на размеры и внешний вид животных: у всех мощное крепкое тело, длинные шеи, толстая кожа. Некоторые динозавры передвигались на четырех лапах, другие на двух. По способу питания они были и растительноядные и хищники.
Демонстрация презентации «Затерянный мир» или слайдов «Динозавры»
Затем учитель описывает два способа лепки динозавриков.
Способ №1. Чтобы слепить динозавра на четырех лапах нужно скатать овальное туловище, отдельно вылепить длинный хвост, голову с шеей в виде загнутого столбика и лапы прикрепить к туловищу.
Способ №2. Динозавр на двух лапах лепиться несколько иначе: из овала нужно вытянуть шею с головой и хвост. Передние короткие лапы столбики и задние лапы в виде больших овалов нужно лепить отдельно. Придать динозавру устойчивость.
Мелкие детали (красный язык, острые шипы, зубы, глаза, когти т.д.) лепятся из маленьких кусочков пластилина.
Целеполагание: Самостоятельная реализация творческой задачи.
Учитель предлагает ученикам подумать, какого динозавра каждый из них хотел бы слепить. Замысел двух-трех учеников из каждой группы обсуждается. В зависимости от этого им нужно выбрать наиболее подходящий способ лепки.
II этап: Деятельность ученика
Ученики, пользуясь показанными и опробованными приемами, самостоятельно лепят придуманную скульптуру динозаврика в определенной последовательности – начиная с объемных форм и заканчивая детализацией, мелкой проработкой персонажей. Работу дети выполняют на постаменте (им может служить обувная коробка, оклеенная цветной бумагой). Во время лепки постамент поворачивается, чтобы можно было видеть скульптуру со всех сторон, оценивать ее вид. Вносить изменения, добавления, которые сделают ее более выразительной. Дети поворачивают скульптуру разными сторонами и проверяют, каков «характер» у фигуры (добрый, злой); что думает или чувствует; что делает; выразительна ли поза, положение тела, поворот головы, движение лап, хвоста.
В процессе творческой работы учитель у каждого индивидуально расспрашивает о замысле. Становится советчиком и помощником детей, ничего из задуманного ребенком не запрещая, стимулирует к использованию различных, ранее изученные приемов лепки и поиску разнообразных пластических средств, для передачи динамики животного.
Занятие сопровождается аудиозаписью песни «Динозаврики».
Каждая подгруппа детей располагает вылепленных динозавров на отдельном постаменте, составляя сюжетную композицию и передавая взаимоотношения между персонажами. Затем дополняют композицию различными элементами пейзажа: изготавливают из пластилина и соломок пальмы и папоротники, делают горы, используя камни разных размеров и т.д.
Результаты и виды проверки. Рефлексия. В конце урока проводится экспресс-выставка «Эра динозавров» из созданных каждой подгруппой композиций. Проводится обсуждение законченных работ, осмысление тех целей, которые стояли; взаимоконтроль.
Резюме: Урок разработан в рамках деятельностного подхода в психологии.
Усвоение материала происходит в разных видах деятельности – это предметная деятельность, игра, учение. Вовлечение ребенка в практическую деятельность влечет за собой формирование сознания. Учитель обучает чему-то, формирует что-то; ученик чему-то учится, что-то усваивает. Основная форма организации занятия - коллективная работа. Ставятся личностные, метопредметные и предметные цели. Осуществляется организация обучающихся на усвоение знаний, умений, навыков. Структура урока - гибкая. Метод изложения частично-поисковый.
В конце занятия проводится обсуждение законченных работ. Главная цель обсуждения – формирования учебного действия оценки. Именно это действие станет базой для других учебных действий. В процессе обсуждения у детей развивается способность к эстетическому суждению сначала о работах сверстников, а через это и о произведениях искусств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проектирование занятия по созданию мультипликационного фильма»
На сегодняшний день все актуальнее звучит вопрос о новых технологиях в обучении, в связи с концепцией «Наша новая школа». В настоящее времяшкола способствует формированию таких качеств личности, как и...
Метапредметный подход к проектированию занятий по ИЗО
Статья посвещена метапредметному подходу в проектировании занятий по изо, так как художественное познание особенно связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и ...
Проектирование занятий с учащимися в классе фортепиано в условиях дистанционного обучения
Дистанционное обучение - быть или не быть? Актуальная проблема новейшей истории! Сенсация - музыканты занимаются удалённо, или Как учителю не сойти с ума. В статье рассматриваются аспекты взаимодейств...
Проектирование занятия в системе дополнительного образования с использованием игровых технологий.
...
Статья «Современные образовательные технологии в основе проектирования занятия»
В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), определил т...
4.6. Проектирование занятий на основе применения образовательных технологий, методик и т.д.
Проектирование занятий на основе применения образовательных технологий, методик и т.д....
Статья: Проектирование занятий с использованием игровых технологий при работе с подростками «группы риска» (из опыта работы воспитателя социально-реабилитационного центра)
Игровые технологии являются эффективным методом реабилитации и обучения подростков благодаря своей способности мотивировать, вовлекать, развивать навыки, адаптировать, стимулировать мышление, создават...