Проектирование занятия в системе дополнительного образования с использованием игровых технологий.
методическая разработка
Литвинов Д.В., педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Семинар.Школа.Игра.
Проектирование занятия в системе дополнительного образования с использованием игровых технологий.
«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Как и любое другое мероприятие, педагогическая игра требует подготовки, проектирования с учётом различных факторов.
Необходимо определить, что именно представляет собой педагогическая игра: самостоятельную технологию для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета или вида спорта? элемент более большой технологии? воспитательное мероприятие?.
Необходимо также решить, какие элементы организации игры можно включить в неё при проектировании:
- можно поставить педагогическую цель перед учащимися в форме игровой задачи;
- образовательно-воспитательная деятельность учащихся подчинить определенным правилам игры;
-учебный материал можно использовать как средство игры;
-можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;
- педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.
Чтобы была возможность создать на основе одной игру другую или передать свой опыт коллегам желательно пользоваться классификацией педагогических игр, и можно классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
1.По виду деятельности:
физические (двигательные)
интеллектуальные (умственные)
трудовые
социальные
психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
Обучающие
Тренировочные
Контролирующие
обобщающие
познавательные
воспитательные
развивающие;
репродуктивные
продуктивные
творческие;
коммуникативные
диагностические
профориентационные
психотехнические и другие.
Все развивающие игры в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка. Это:
игровые технологии для детей дошкольного возраста;
игровые технологии для детей младшего школьного возраста;
игровые технологии для среднего и старшего школьного возраста.
Предлагаем использовать на практике некоторые виды игр, которые хорошо зарекомендовали себя на занятиях.
Игры-имитации. На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.
Для проведения игры-имитации помимо сюжета педагогу необходимо разработать и описать структуру события.
Игры-операции - помогают отработать выполнение определенных специфических операций. В ходе такой игры педагог моделирует соответствующий рабочий процесс. Игры такого типа проводятся в условиях, которые имитируют реальные.
Ролевые игры. Здесь отрабатывается тактика поведения, действия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры педагог разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с «обязательным содержанием».
Игра-соревнование.
Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы. В этом и состоит основная педагогическая ценность и преимущество данной игры перед другим.
При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.
Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.
Данная модель обучения с использованием педагогических игр, при их правильном проектировании, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
litvinov_seminar.shkola.igra_.docx | 17.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Литвинов Д.В., педагог дополнительного образования
ГБОУ СОШ №359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Семинар.Школа.Игра.
Проектирование занятия в системе дополнительного образования с использованием игровых технологий.
«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Как и любое другое мероприятие, педагогическая игра требует подготовки, проектирования с учётом различных факторов.
Необходимо определить, что именно представляет собой педагогическая игра: самостоятельную технологию для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета или вида спорта? элемент более большой технологии? воспитательное мероприятие?.
Необходимо также решить, какие элементы организации игры можно включить в неё при проектировании:
- можно поставить педагогическую цель перед учащимися в форме игровой задачи;
- образовательно-воспитательная деятельность учащихся подчинить определенным правилам игры;
-учебный материал можно использовать как средство игры;
-можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;
- педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.
Чтобы была возможность создать на основе одной игру другую или передать свой опыт коллегам желательно пользоваться классификацией педагогических игр, и можно классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:
1.По виду деятельности:
физические (двигательные)
интеллектуальные (умственные)
трудовые
социальные
психологические.
2. По характеру педагогического процесса:
Обучающие
Тренировочные
Контролирующие
обобщающие
познавательные
воспитательные
развивающие;
репродуктивные
продуктивные
творческие;
коммуникативные
диагностические
профориентационные
психотехнические и другие.
Все развивающие игры в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка. Это:
игровые технологии для детей дошкольного возраста;
игровые технологии для детей младшего школьного возраста;
игровые технологии для среднего и старшего школьного возраста.
Предлагаем использовать на практике некоторые виды игр, которые хорошо зарекомендовали себя на занятиях.
Игры-имитации. На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.
Для проведения игры-имитации помимо сюжета педагогу необходимо разработать и описать структуру события.
Игры-операции - помогают отработать выполнение определенных специфических операций. В ходе такой игры педагог моделирует соответствующий рабочий процесс. Игры такого типа проводятся в условиях, которые имитируют реальные.
Ролевые игры. Здесь отрабатывается тактика поведения, действия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры педагог разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с «обязательным содержанием».
Игра-соревнование.
Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы. В этом и состоит основная педагогическая ценность и преимущество данной игры перед другим.
При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.
Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.
Данная модель обучения с использованием педагогических игр, при их правильном проектировании, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочное занятие в системе дополнительного образования с использованием цифровой лаборатории "Архимед"
Методическая разработка для занятия в системе дополнительного образования....
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В процессе творческой деятельности в области изобразительного искусства дети под руководством педагога дополнительного образования приобщаются к культурно — историческому наследию общества....
Групповая работа на занятиях в системе дополнительного образования, цели, содержание деятельности, технологии организации (из опыта работы)
Предлагается опыт организации групповой работы на занятиях судомодельного кружка...
Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей младшего дошкольного возраста
План составлен на основе общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей«Сказ...
Проектная деятельность в дополнительном образовании с использованием игровых технологий (немецкий язык)
В работе, основанной на многолетнем опыте преподавания немецкого языка в средней школе и системе дополнительного образования, описываются практические аспекты применения методики проектной деятельност...
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятия в системе дополнительного образования детей по изучению боевых искусств (карате)
В статье представлены игровые упражнения и игры для развития спортивных качеств...
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей
Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей Игра – дело серьезное «В детском возрасте игра – это норма,...