Проектирование занятия в системе дополнительного образования с использованием игровых технологий.
методическая разработка

Литвинов Дмитрий Вячеславович

                                                                              Литвинов Д.В., педагог дополнительного образования

                                                                              ГБОУ СОШ №359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Семинар.Школа.Игра.

Проектирование занятия в системе дополнительного образования с использованием игровых технологий.

 

«Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Как и любое другое мероприятие, педагогическая игра требует подготовки, проектирования с учётом различных факторов.

Необходимо определить, что именно представляет собой педагогическая игра: самостоятельную технологию для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета или вида спорта? элемент более большой технологии? воспитательное мероприятие?.

 Необходимо также решить, какие элементы организации игры можно включить в неё при проектировании:

- можно поставить педагогическую цель перед учащимися в форме игровой задачи;

- образовательно-воспитательная деятельность учащихся подчинить определенным правилам игры;

-учебный материал можно использовать как средство игры;

-можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;

- педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.

Чтобы была возможность создать на основе одной игру другую или передать свой опыт коллегам желательно пользоваться классификацией педагогических игр, и можно классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1.По виду деятельности:

физические (двигательные)

интеллектуальные (умственные)

трудовые

социальные

психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

Обучающие

Тренировочные

Контролирующие

обобщающие

познавательные

воспитательные

развивающие;

репродуктивные

продуктивные

творческие;

коммуникативные

диагностические

профориентационные

психотехнические и другие.

       Все развивающие игры в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка. Это:

игровые технологии для детей дошкольного возраста;

игровые технологии для детей младшего школьного возраста;

игровые технологии для среднего и старшего школьного возраста.

 

Предлагаем использовать на практике некоторые виды игр, которые хорошо зарекомендовали себя на занятиях.

Игры-имитации. На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

Для проведения игры-имитации помимо сюжета педагогу необходимо разработать и описать структуру события.

 Игры-операции - помогают отработать выполнение определенных специфических операций. В ходе такой игры педагог моделирует соответствующий рабочий процесс. Игры такого типа проводятся в условиях, которые имитируют реальные.

 Ролевые игры. Здесь отрабатывается тактика поведения, действия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры педагог разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с «обязательным содержанием».

Игра-соревнование.

Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы. В этом и состоит основная педагогическая ценность и преимущество данной игры перед другим.

При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.

Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы   тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет  вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.

 Данная модель обучения с использованием педагогических игр, при их правильном проектировании, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл litvinov_seminar.shkola.igra_.docx17.08 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                              Литвинов Д.В., педагог дополнительного образования

                                                                              ГБОУ СОШ №359 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

                                    Семинар.Школа.Игра.

Проектирование занятия в системе дополнительного образования с использованием игровых технологий.

 «Игровые технологии» в педагогике понимаются как довольно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. «Педагогическая игра» обладает четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Как и любое другое мероприятие, педагогическая игра требует подготовки, проектирования с учётом различных факторов.

Необходимо определить, что именно представляет собой педагогическая игра: самостоятельную технологию для освоения понятий, темы и даже раздела учебного предмета или вида спорта? элемент более большой технологии? воспитательное мероприятие?.

 Необходимо также решить, какие элементы организации игры можно включить в неё при проектировании:

- можно поставить педагогическую цель перед учащимися в форме игровой задачи;

- образовательно-воспитательная деятельность учащихся подчинить определенным правилам игры;

-учебный материал можно использовать как средство игры;

-можно использовать как мотивацию, когда вводится элемент соревнований, который и переводит педагогическую задачу в игровую;

- педагогическая цель успешно достигается и связывается с игровым результатом.

Чтобы была возможность создать на основе одной игру другую или передать свой опыт коллегам желательно пользоваться классификацией педагогических игр, и можно классифицировать педагогические игры по нескольким принципам:

1.По виду деятельности:

физические (двигательные)

интеллектуальные (умственные)

трудовые

социальные

психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

Обучающие

Тренировочные

Контролирующие

обобщающие

познавательные

воспитательные

развивающие;

репродуктивные

продуктивные

творческие;

коммуникативные

диагностические

профориентационные

психотехнические и другие.

       Все развивающие игры в педагогическом процессе можно условно разделить на несколько этапов, связанных с возрастными периодами обучения и воспитания ребенка. Это:

игровые технологии для детей дошкольного возраста;

игровые технологии для детей младшего школьного возраста;

игровые технологии для среднего и старшего школьного возраста.

       

Предлагаем использовать на практике некоторые виды игр, которые хорошо зарекомендовали себя на занятиях.

   Игры-имитации. На занятиях происходит имитация какого-либо события, конкретная определенная деятельность людей и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность.

Для проведения игры-имитации помимо сюжета педагогу необходимо разработать и описать структуру события.

 Игры-операции - помогают отработать выполнение определенных специфических операций. В ходе такой игры педагог моделирует соответствующий рабочий процесс. Игры такого типа проводятся в условиях, которые имитируют реальные.

 Ролевые игры. Здесь отрабатывается тактика поведения, действия, конкретное выполнение функций и обязанностей определенного лица. Для проведения ролевой игры педагог разрабатывает модель ситуации и распределяет роли с «обязательным содержанием».

Игра-соревнование.

Этот вид игры может включать в себя все вышеперечисленные виды дидактических игр или же их отдельные элементы. Для проведения этой игры обучающиеся делятся на команды и между ними идет соревнование. Особенностью данной игры является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают здесь ведущее мест, а вот сотрудничество определяется конкретными задачами. Игра-соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания материала вводить в игру не только занимательный материал, а довольно сложные вопросы образовательной программы. В этом и состоит основная педагогическая ценность и преимущество данной игры перед другим.

При проведении исследований психологами было установлено, что при использовании игровых методов достигается высокий результат при усвоении материала, так как достигается существенное сближение учебного материала и определенной практической деятельности. В тоже время значительно усиливаются мотивация и активность обучения у детей.

Игра невероятно нравится участникам любого возраста. Обучающиеся готовы   тратить очень много сил, времени, творческой активности на участие в играх. И именно поэтому игра, став средством педагогики, использует все эти возможности для достижения своих определенных целей. А это значит, что если педагог будет  вкладывать образовательное содержание в игровую сферу, то наверняка сможет решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

Многие педагоги, поняв уникальность игры и увидев в ней мощный потенциал для того, чтобы преодолеть кризисные явления в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности.

   Данная модель обучения с использованием педагогических игр, при их правильном проектировании, если сравнить ее с традиционной, является более перспективной. Занятия, проводимые по игровой методике, довольно сильно повышают интерес обучающихся к предмету и позволяют детям лучше запомнить формулировки и определения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеурочное занятие в системе дополнительного образования с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

Методическая разработка для занятия в системе  дополнительного образования....

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В процессе творческой деятельности в области изобразительного искусства дети под руководством педагога дополнительного образования приобщаются к культурно — историческому наследию общества....

Календарно – тематический план дополнительного образования с использованием игровой технологии интеллектуально –творческого развития детей младшего дошкольного возраста

План составлен на основе  общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и игровой технологии интеллектуально – творческого развития детей«Сказ...

Проектная деятельность в дополнительном образовании с использованием игровых технологий (немецкий язык)

В работе, основанной на многолетнем опыте преподавания немецкого языка в средней школе и системе дополнительного образования, описываются практические аспекты применения методики проектной деятельност...

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей

Место и роль игровой технологии при организации и проведении занятий в системе дополнительного образования детей Игра – дело серьезное «В детском возрасте игра – это норма,...