Метапредметный подход к проектированию занятий по ИЗО
статья по изобразительному искусству (изо) на тему
Статья посвещена метапредметному подходу в проектировании занятий по изо, так как художественное познание особенно связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства ,с обубением видеть.Тем самым создается инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации ребенка не на основе только заданных моральных правил,но как творческое поисковое понимание человеческих отношений, на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metapredmetnyy_podhod_k_proektirovaniyu_zanyatiy_po_izo.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный подход к проектированию занятий по ИЗО
Никитина С.П., педагог дополнительного образования
СПбБГУЗ «Детский санаторий «Солнечное»»
Санкт-Петербург
Современные учащиеся будут действовать в условиях, существенно отличающихся от тех, в которых проходило формирование предшествующих поколений. Однако этот будущий мир формируется уже сейчас: от того, насколько развитым и позитивным будет сознание учащихся, напрямую зависит социальный облик будущего человечества. В данном контексте трудно переоценить значимость метапредметного подхода к обучению вообще и в частности — в предметах, напрямую формирующих душу растущего человека ( и ИЗО, в первую очередь).
Метапредметный подход создает условия для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые, по сути своей, и составляют содержание образования. Изобразительное искусство имеет важное развивающее значение, так как учащиеся нуждаются в постоянном и последовательном обогащении своего мировосприятия, мироощущения, социального опыта. Занятия при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную и эмоциональную сферы, способствуют формированию личности, воспитанию положительных навыков и привычек.
В ходе занятия с использованием элементов метапредметных технологий школьник осваивает сразу два типа содержания образования — содержание предметной области и успешную деятельность. Преподавание рисования с использованием метапредметного подхода неизбежно раскрывает творческий потенциал учащегося. Исследовательская или проектная деятельность на занятиеах ИЗО и МХК поднимает обучение с предметного уровня на метапредметный.
На метапредметных занятиях используется взаимопроникающая форма организации образовательного процесса, содержание которой строится на основе деятельности, например, игровой, в которую органично вплетаются другие виды деятельности: познавательные, восприятие искусства, практическая изобразительная деятельность, театральная и т. д.
Преподавание изобразительного искусства на основе метапредметных технологий напрямую связано с формированием мировоззрения учащихся. Метапредметный подход задает новые возможности и предъявляет более строгие требования работы с мировоззрением, с их самоопределением, с обретением ими самостоятельной активности и устремлений в понимании окружающего мира и обретении смысла жизни.
Предварительное планирование занятия
Что необходимо учитывать при подготовке метапредметного занятия? Как и в любой другой деятельности, необходимо найти ответы на следующие вопросы:
- Что я делаю? (предмет деятельности);
- Для чего я это делаю? (какова цель);
- Как я это делаю? (формы, методы);
- Какой это дает результат?
- За счет чего этот результат достигнут?
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у учащихся опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных и нравственных проблем, которые и составляют содержание образования. Под руководством педагога, который обучает инструментарию, художественному действию, ребенок учится на основе своих переживаний, в опоре на свой жизненный опыт и свои индивидуальные качества, искать и находить свое собственное решение заданий по теме занятия. И тем самым его индивидуальный опыт сращивается с опытом культуры, преподаваемым ему.
Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности, то есть, художественное познание связано с умением строить художественный образ, определяя отношение к явлениям жизни, выделять эмоционально главное в видимом, сопоставлять и сравнивать, конструктивно анализировать форму с позиций задуманного образа, обобщать и делать художественный отбор, то есть выбор существенного для своих целей.
Алгоритм проектирования метапредметного занятия:
- Сформулировать проблемную ситуацию (многословно).
- Из проблемной ситуации формулируется проблема со слов «Как…? Каким образом…?
- Из проблемы формируется цель (планируемый результат).
- Сформулировать задачи (шаги для достижения цели).
- Организовать работу в группах. Определить регламент работы.
- Презентация.
- Рефлексия учащихся:
- Как организовали работу в группе?
- Что из запланированного получилось хорошо?
- Какие возникли проблемы?
- Как были решены?
- Самооценка.
- Оценка учителя.
Занятия ИЗО способствуют формированию следующих межпредметных связей:
- ИЗО — математика /глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка/;
- ИЗО — литература /художественный образ, сюжетная линия рисунка/;
- ИЗО — биология /знакомство с внешним строением растений, животных, людей/;
- ИЗО — история/ сюжетная линия, экспрессия;
- ИЗО — трудовое обучение /выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца/.
- К развитию коммуникативных качеств учащихся имеет прямое отношение и восприятие произведений искусства, и собственное художественное творчество, и становление понимания социальных функций искусства. В качестве учебных действий следует рассматривать обсуждение работ учащихся, выставки, разные формы концертов, коллективные выступления, оформление праздников и др.
- В качестве метапредметных средств обучения следует также назвать: использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала.
Метапредметные результаты.
- Высокая сформированность универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной, регулятивной, коммуникативной практической творческой деятельности учащихся.
- Развитие социально ценных личностных и нравственных качеств, таких, как трудолюбие, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, а также интерес и уважение к культурному наследию нашего Отечества.
- Обретение основ владения начальными формами познавательных универсальных учебных действий, исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.
- Первоначальный опыт организации самостоятельной практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: целеполагания и планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий.
- Опыт поиска, отбора и преобразования необходимой печатной и электронной информации.
- Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач.
Учащиеся могут демонстрировать высокий уровень следующих навыков:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения,
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей,
- владение основами самоконтроля, самооценки,
- умение создавать, применять знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Художественное познание особенно связано с особым навыком смыслового рассматривания явлений жизни и искусства, с обучением видеть. Тем самым создается инструментарий самостоятельной оценки явлений, формируются ценностно-смысловые ориентации ребенка не на основе только заданных моральных правил, но как творческое поисковое понимание человеческих отношений, на основе личностных переживаний. Развивается позитивный интерес к жизни как эмоциональное основание созидательного действия.
Литература
- Галян С.В.. Метапредметный подход в обучении школьников. Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ. — Сургут: РИО СурГПУ, 2014.
- Неменская Л.А. Метапредметный подход на уроках изобразительного искусства в общей школе. — Центр непрерывного художественного образования. Интернет-ресурс: http://cnho.ru/?page_id=954
- Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012.
- Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта. Практический аспект // Народное образование, 2013. № 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания"
Статья, посвящена особенностям метапредметного подходо к проектированию уроков истории и обществознания....
Метапредметный подход к проектированию уроков
Из опыта работы...
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКОВ
Метапредметный подход - это деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету. Принцип метапре...
Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.
Ильина А.С., преподавательСПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные...
Метапредметный подход к проектированию урока музыки: реализация требований ФГОС.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать ...
Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.
Что такое метапредметный подход. Его положительные стороны при проведении уроков истории и обществознания. Как спроектировать уроки с метапредметным подходом....
Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.
Что такое метапредметный подход. Положительные стороны применения метапредметного подхода в организации уроков истории и обществознания. Особенности данного подхода в изучении истории и обществознания...