Образные возможности освещения в портрете
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме
урок по программе Б.М.Неменского в 6 классе в 3 четверти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_osveshchenie.doc | 52.5 КБ |
osveshchenie_v_portrete.ppt | 1.03 МБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока.
Урок 23
Тема урока: «Образные возможности освещения в портрете».
Тип урока: Комбинированный.
Цели урока:
П. Научиться воспринимать изменения образа человека при естественном освещении; понимать постоянство формы и изменчивость её восприятия при естественном освещении; знакомиться с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественном освещении; осваивать приёмы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа, направления света сбоку, снизу, при рассеянном свете; учиться воспринимать контрастность освещения.
М. Соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность в учебной ситуации; определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели; корректировать своё мнение.
Л. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
Этапы урока | Содержание | Формирование УУД, технология оценивания | |
действия учителя | действия учеников (возможные варианты) | ||
I. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний. | Портрет, как всем известно, самый популярный жанр фотосъемки. Сегодня портреты снимаются миллионами на всех углах и перекрестках, начиная от съемки селфи на мобильные телефоны и заканчивая многочасовыми фотосессиями на дорогие профессиональне камеры. Большое количество современных людей фотографируется практически каждый день, а то и по нескольку раз в день, но портрет, по большому счету, в биографии каждого человека, случается всего несколько раз в жизни. И это бывает только тогда, когда ему повезет встретить настоящего фотографа. - Почему портрет, по большому счету, в биографии каждого человека, случается всего несколько раз в жизни? Секрет съемки хорошего портрета — совсем не секрет. Первое — это правильный ракурс портретируемого, второе — правильно найденное направление основного рисунка освещения и третье — вовремя нажатый спуск аппарата в то самое мгновение, когда снимающийся человек находится в нужном для портрета психологическом состоянии. Эти три позиции главные. - Тема урока: Образные возможности освещения в портрете | Отвечают (учитель записывает на доске, на слайде ключевыми словами версии детей). | Регулятивные: определяют цель, проблему. Личностные: проявляют интерес к изучению материала Познавательные: воспринимают изменения образа человека при естественном освящении. Личностные: проявляют познавательную активность, вырабатывают свои мировоззренческие позиции. Познавательные: знакомятся с изменениями образа человека при искусственном освещении. Осваивают приёмы выразительных возможностей освящения для характеристики образа при освещении с разных сторон. Регулятивные: планируют деятельность, способы достижения результата. Коммуникативные: корректируют своё мнение Личностные: осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют |
II. Формулирование проблемы. | – Так на какой вопрос мы должны сегодня ответить? | Какие образные возможности освещения в портрете? Возможен другой вариант проблемного вопроса. | |
III. Выдвижение гипотез. | - Какое освещение может быть в портрете? | ||
IV. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | 1. Учитель предлагает открыть учебник на с. 120-121 и поработать с текстом в технологии продуктивного чтения. 1. До чтения: - Рассмотрим предлагаемые фотографии в учебнике. Какое освещение мы видим и как оно влияет на образ портретируемого? 2. Во время чтения: – Прочитайте текст учебника с. 120 и проверим наши варианты ответов с мнением авторов учебника. 3. После чтения: – Какие виды освещения вы узнали? - Как освещение влияет на образ человека? - Источник света каким может быть? |
Дети рассматривают портреты, отвечают. Отвечают - просматриваем презентацию с вариантами работ художников с разным вариантом освещения (слайд 2-4) | |
2. Учитель предлагает рассмотреть характер освещения в картинах и определить, как художник использует выразительные возможности света для создания образа. - Почему в работах художников очень редко используется освещение снизу? Где можно встретить его и почему? | Просматриваем презентацию Отвечают. (слайд 5-10, 11) | ||
V. Выражение решения проблемы. | Учитель обращает внимание на проблемный вопрос урока и предлагает детям ответить на него. Какие образные возможности освещения в портрете? | Живописное решение характера освещения – важнейшее средство выразительности при создании художественного образа | |
VI. Применение знаний (продуктивные задания). | Учитель предлагает детям выполнить задания 3 с.121 (рабочая тетрадь с.41). | Выполняют. | |
VII. Итог урока. Рефлексия. | Учитель предлагает ученикам оценить свою деятельность. | Выполняют. | |
VIII. Домашнее задание. | 1. Выполнить задание 1 на с.121 учебника. 2. Принести рабочую тетрадь, простой карандаш, фломастеры, ластик, альбом. | Записывают. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Н.Пукирёв. Неравный брак Боковой свет выявляет форму, её объём и глубину пространства – образ модели предстаёт наиболее полно. Когда источник света находится сзади модели, мы видим её силуэт, а лицо погружается в тень. Все черты и формы при этом смягчаются и приобретают таинственность.
В.Серов. Портрет дочери Александра III Если свет находится перед моделью и светит прямо в лицо, то форма головы уплощается , выделяются только глаза и губы. Образ спокойный
Освещение с низу – исказит лицо и ощущение будет тревожным.
В.Серов. Портрет Верочки Мамонтовой
В.И.Суриков. Портрет дочери
Рембрандт. Христос в Эммаусе. 1628
Караваджо. Ужин в Эммаусе
Рембрандт. Возвращение блудного сына
Живописное решение характера освещения – важнейшее средство выразительности при создании художественного образа
К следующему уроку: Найти примеры сатирических образов человека П.Пикассо . Портрет идальго Х.Бидструп. Бумеранг А.Тулуз-Лотрек. Автопортрет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по живописи для 3 класса ДХШ "Этюд яблока при различном освещении (боковом и лобовом)".
Целью урока является: понять особенности световой перспктивы и ее роль в живописи; понять, как влияет расположение источника света на восприятие объекта. Научиться различать лобовое и боковое ос...
Занятие на развитие образного мышления с опорой на слово “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”©
ЗАНЯТИЕ на развитие образного мышления с опорой на слово “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”Спросите детей, знают ли они кто такой Доктор Айболит и будет ясно, что с рождения...
Урок – дискуссия в 11 классе «Политический портрет М. С. Горбачева: нереализованные возможности»
Цель урока: через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний выявить существующее многообразие точек зрения на проблему оценивания политической деятельности М. С. Горба...
Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».
Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....
Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....
Роль художественных описаний (пейзаж, портрет, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).
Этот урок – третий по рассказу « Бирюк». Изучены композиция, сюжет, конфликт, характеристика героя, образ рассказчика и позиция автора.Этот урок, с одной стороны, - обобщающий по рассказу,...
Образные возможности портрета
Передать портрет в обьеме в гризайле...