Образные возможности портрета
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Предварительный просмотр:
Урок разработала учитель изобразительного искусства
МБОУ «СОШ №16» г.Новочебоксарска
Кульчак Раиса Сергеевна.
Тема урока: Образные возможности освещения в портрете.
Класс: 6
Цель урока: Дать учащимся представление о роли освещения в произведениях искусства, сформировать первичные навыки использования контраста в живописи портрета, развитие у учащихся цветового восприятия окружающей действительности.
Задачи: 1. Обучающая. Научить изображать человека при направлении света с боку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения.
2. Развивающая. Развивать приемы изображения человека.
3. Воспитывающая. Воспитывать интерес к человеку, к творчеству, к созиданию , к искусству.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: усвоение новых знаний, практическое творческое занятие.
Методы обучения: словесный, объяснительно – иллюстративный, проблемное изложение новой темы, творческий.
Формы обучения: беседа, дискуссия, самостоятельная творческая работа.
Межпредметные и предметные связи: тесная связь с физикой, географией, применение полученных знаний в жизни.
Средства воспитания и обучения: Репродукции картин И. Репина: «Стрекоза», Я. Вермеера: «Молочница», В. Серова: «Девочка с персиками», презентация, мастер – класс учителя при работе над портретом, музыкальное сопровождение для практической работы – классическая музыка.
Формы контроля: самоконтроль, текущий и индивидуальный.
Ожидаемые результаты достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | Научаться воспринимать изменения образа человека при естественном освещении, постоянство формы и изменение ее восприятия при естественном освещении, знакомятся с образными возможностями освещения в портрете, с изменениями образа человека при искусственном и естественным освещении, осваивают приемы выразительных возможностей искусственного освещения для характеристики образа. | Понимание объемности человеческого портрета, определять естественное освещение и искусственное. |
Метапредметные | Научаться соблюдать нормы коллективного общения, планировать деятельность в учебной ситуации, определять проблему возможностей освещения в портрете, способы достижения практической цели, корректировать свое мнение. | Самостоятельное выполнение действий, планирование действий и решение проблемы, умение корректировать практическую работу. |
Личностные | Проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность, вырабатывают свои мировоззренческие взгляды и осознают свои эмоции, адекватно выражают и контролируют их, осознают свои интересы и цели. | Самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм. Осознание творческого вдохновения и удовлетворения. |
Литература для учителя и ученика: Учебник – Изобразительное искусство ,6 класс. Под ред. Б. М. Неменского, «Просвещение, 2015 г.
Ход урока.
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодей- ствия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД и предметные действия |
Организа-ционный момент, 1-2 мин | Организация местоположения каждого ученика. Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Управляет ситуацией самооценки | Словесный | Фронталь-ная | Приветствие, контроль посещаемости, проверка готовности учащихся к уроку. | Приветствуют учителя, актуализация опорных знаний. Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок | Личностные: самоорганизация, уметь организовать место занятий.: правильность выбора учебных принадлежностей доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. Метапредметные: способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке. |
Актуализация знаний, 3 мин. | Система-тизирова-ние ранее получен- ных знаний учащихся (слайд №1) | Словесный | Фронталь-ная | Обращаясь к жизненному опыту учащихся, предлагает ответить на вопросы: 1. Что здесь лишнее? Ответ: натюрморт 2 . Какой жанр искусства показан на экране? Ответ: портрет 3. Какие портреты вы знаете? Ответы: одиночный, групповой, по - грудной, поясной, во весь рост, камерный, парадный, психологический, автопортрет. 4. Чем можно выполнить портрет? Ответ: карандашами, фломастерами (графика), красками (живопись), в пластилине, в камне, в дереве и т. д. (скульптура). 5. С каких сторон можно изобразить человека? Ответ: спереди, сбоку, снизу, в три четверти. | Отвечают на вопросы, предполагают, рассуждают, дискутируют, приводят доказательные примеры. | Л: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение, аргументировать свою позицию. М: умение отбирать и анализировать информацию, взаимодействовать с учителем. П:классифицируют по заданным основаниям, сравнивают по заданным критериям, делают выводы. сравнивают объекты. |
Мотивация(встреча с проблемой), 3 мин. | Вызвать эмоциональный настрой, познаватель-ный интерес к теме урока | Проблем-ный | Фронталь-ная | Работа по картине Серова «Девочка с персиками» (2-3 мин) Посмотрите внимательно на картину и ответьте на вопросы: - Что изображено на картине? - Вы много назвали окружающих девочку предметов. Теперь нам понятно, почему портрет Веры Мамонтовой называют портретом-картиной? - Любое произведение искусства каждый человек воспринимает по-своему. - Что вы чувствуете и о чем думаете, когда смотрите на этот портрет? - Что можно сказать об этой девочке? Как вы думаете, она старше вас? - А какой у нее характер? - Нравится ли вам образ девочки, созданный Серовым? - Как художник сумел пробудить у нас светлое, радостное настроение? - Какие художественные средства, приемы использует художник, чтобы создать у нас радостное настроение? - Как вы думаете, изменился бы настрой картины, если бы Серов использовал холодные цветовые тона? - Что прежде всего привлекает вас в портрете Веры Мамонтовой? - Какое значение имеет солнечный свет в портрете – картине? - Изменилось ли ваше настроение после общения с этим произведением искусства? (Спокойствия, радости) - Передалось ли вам ощущение спокойствия и радости от восприятия этого портрета – картины? - Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? - Сформулируйте тему и цель нашего урока. | Отвечают на вопросы учителя, ответы учащихся на поставленные вопросы. Содержание портрета – картины «Девочка с персиками» несложно: за столом сидит девочка в розовой блузке, перед ней на белой скатерти персики; в окно льется легкий, серебристый свет, который смягчает формы, делает чистыми и нарядными краски Самостоятельно формулируют тему, цель урока, выбор материалов, план пути достижения цели. | М: аргументировать свою позицию. Регулятивные: умение наблюдать, анализировать, осуществлять сравнение |
Изучение нового матери-ала, 8 мин. | Организо-вать осмыслен-ное восприя-тие новой информа-ции | Словеный, ипользов-ние техничес-ких средств | Фронталь- ная | Познакомить учащихся с особенностями изображения человека при различном освещении, с изменением его восприятия при направлении света сбоку, снизу, при изображении против света, с контрастностью освещения Формировать знания об особенностях творчества в отечественной культуре и культуре других стран художников-портретистов, о богатстве выбора образных возможностей в изобразительном искусстве, о различном освящении и его значении в создании художественного образа | Развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства. воспитать интерес к человеку, положительные эмоции при просмотре произведений искусства. Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении. Рассматривают картины, обсуждают влияние освещения на живописные возможности. Развивать приемы изображения человека, наблюдательность, технику рисования. | Л: определяют цель и проблему в учебной деятельности , проявляют познавательную активность. М: формулировать собственное мнение и позицию. П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; знакомятся с изменениями образа человека при искусственном освещении, осваивают приёмы выразительных возможностей освящения для характеристики образа при освещении с разных сторон. |
Практическая творчес-кая работа, 25 мин. | Обеспечить усвоение и закрепле-ние знаний | Практи-ческая работа | Индивиду-альная | Учитель показывает на доске приемы работы над портретом в технике гризайль. Указывает на некоторые особенности работы в этой технике. | Выполняют задание практической работы, Развивать эмоциональную сферу, умение чувствовать произведения искусства. воспитать интерес к человеку, положительные эмоции при просмотре произведений искусства. | Л: вырабатывают внимание, наблюдательность. Формируют творческое воображение П: осваивают приемы художественного преувеличения, отбирают детали, «обостряют образы». М: планируют деятельность в учебной ситуации, определяют проблему художественного преувеличения, способы достижения цели.
|
Рефлексивно - оценоч-ный этап. Закрепле-ние прой-денного материа-ла, 4 мин. | Осмысле-ние резуль-тата деятель-ности | Аналити-ческий, индивидуальная рефлексия | Фронталь-ная , индивиду-альная | Рефлексия эмоционального состояния и отношения к уроку. | Эмоционально-психологическое обобщение. На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая- то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его. Большой – для меня это важно … / неважно … Указательный - я получил конкретные рекомендации / я не узнал для себя ничего нового… Средний - мне было интересно, легко… / скучно, неинтересно, трудно Безымянный – моя оценка психологической атмосферы… Мизинец – хочу для себя выяснить … Ребята любуются произведениями искусства. Спокойно созерцают, задумываются над своими ощущениями. Сравниваем, что сделали за отведенное время. Оцениваем по следующим критериям: выразительность исполнения цвета, рисунка, объема; аккуратность исполнения. Наиболее удачные работы, соответствующие этим требованиям отмечаем вместе с ребятами. Творческое обсуждение выполненных работ, обмениваются впечатлениями и опытом. Задают друг другу вопросы о проделанной работе. Творческое обсуждение выполненных работ, обмениваются впечатлениями и опытом. Задают друг другу вопросы о проделанной работе. | Л: умение провести самооценку. М: построение логической цепочки рассуждений и доказательств. |
Итог урока, 1-2 мин. Домашнее задание. | Выставка учащихся. | Аналитический, словесный. | Фронталь-ная | Делаются необходимые замечания, оценка работы учащихся на уроке, осмысление положительного настроя на свои работы. Принести альбомы и краски. Подготовить материал для шаржа. | Записывают д/з, оценку за урок. | Л: умение объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на развитие образного мышления с опорой на слово “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”©
ЗАНЯТИЕ на развитие образного мышления с опорой на слово “ НОВОГОДНЯЯ МАСКА ИЛИ ПОРТРЕТ ДОКТОРА АЙБОЛИТА.”Спросите детей, знают ли они кто такой Доктор Айболит и будет ясно, что с рождения...
Портрет в живописи. Виды портрета.
Цель данной презентации - познакомить учащихся с изображением человека в изобразительном искусстве, понятием "портрет", его видами, узнать об индивидуальных особенностях портретов....
Урок – дискуссия в 11 классе «Политический портрет М. С. Горбачева: нереализованные возможности»
Цель урока: через обмен мнениями, обобщение, закрепление ранее полученных знаний выявить существующее многообразие точек зрения на проблему оценивания политической деятельности М. С. Горба...
Тема: «Любите живопись, поэты!» (Портрет в русской живописи и литературе). Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет».
Тема: «Любите живопись, поэты!»(Портрет в русской живописи и литературе).Урок развития речи по картине Ф.С. Рокотова «Портрет А.П. Струйской» и стихотворению Н.Заболоцкого «Портрет»....
Образ-символ портрета в художественной литературе(на примере повести Н.В. Гоголя «Портрет» и романа О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»)
Данную разработку можно использовать на уроках литературы в 8 классе при изучении творчества Н.В. Гоголя....
Роль художественных описаний (пейзаж, портрет, интерьер) в идейно-образной структуре произведения (по рассказу И. С. Тургенева «Бирюк»).
Этот урок – третий по рассказу « Бирюк». Изучены композиция, сюжет, конфликт, характеристика героя, образ рассказчика и позиция автора.Этот урок, с одной стороны, - обобщающий по рассказу,...
Образные возможности освещения в портрете
урок по программе Б.М.Неменского в 6 классе в 3 четверти...