Искусство Жостово
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс) по теме
урок по программе Б.М.Неменского в 5 классе во 2 четверти
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_klass_zhostovo_2017-2018.doc | 62 КБ |
zhostovo_2017-2018.pdf | 2.03 МБ |
Предварительный просмотр:
5 класс (2017-2018 учебный год)
Программа «Изобразительное искусство и художественный труд»
Под руководством Б.М.Неменского
2 четверть
Учитель ИЗО Величутина Надежда Яковлевна
Тема: «Искусство Жостова».
Цель:
П.
- Знать ведущие центры художественных промыслов России, их особенности;
- Уметь выявлять в произведениях традиционного промысла единство материала, формы и декора, элементов декоративности, конструктивности и орнаментальности как принципа изобразительной композиции.
- Приобрести элементарные навыки Жостовской росписи в опоре на существующие традиции в процессе восприятия и практического освоения отдельных элементов, их неповторимого своеобразия, последовательности росписи, её цветового строя.
М.
- Уметь осознанно действовать в соответствии с планируемыми результатами.
- Уметь на основе сравнительного анализа произведений делать обобщения, характеризовать общие признаки и особенности росписи.
- Применять полученные на уроках навыки декоративного творчества в жизни.
Л.
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Тип учебного занятия: Комбинированный урок (интегрированный).
Оборудование учебного занятия: ПК, мультимедийный проектор, экран, образцы жостовских подносов (репродукции), детские работы, таблицы с композициями
Структура урока | Ведущая деятельность учителя | Ведущая деятельность учащихся |
| Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Слайд 1. Прочитайте на экране четыре слова: чай, чаепитие, самовар, поднос. - Какая связь между этими словами? - Составьте логическую цепочку из этих слов. - откройте стр учебника 92, тема урока … Это картина Кустодиева «Купчиха за чаем» 1918г. Прекрасный пример московского чаепития. Ребята, а вы знаете, что чай – это заморский напиток. В Россию он попал в 1637 году в качестве подарка от Алтын-хана русскому царю. Чай начали пить сначала при царском дворе как лекарство и только в 1679 году был заключен первый договор о постоянных поставках чая в Россию. Он так полюбился русским людям, что вытеснил традиционно русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. В XIX веке чай стал русским национальным напитком. Своим появлением самовар обязан чаю. В 1778 году в Туле оружейник Федор Лисицын построил собственную мастерскую по изготовлению самоваров. Тульские самовары проникали во все уголки России, становились украшением ярмарок. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который тоже стал непременным участником русского чаепития. | Жостово, жостовские подносы. Дискуссия и обсуждение разных вариантов, предложенных детьми. |
| Слайд 2. Что такое жостово, жостовские подносы и для чего (с какой целью) русские мастера изобрели жостово? | Предлагают варианты |
| Слайд 3. Самовар. Все знаете, что это за предмет? А как он устроен? | |
Работа с текстом. Работа с произведениями мастеров. Работа с таблицей. | - Под какой цифрой промысел в таблице? - Где зародился промысел? Слайд 4, 5 - Из какого материала выполняются подносы? Слайд 6, 7 Слайд. В начале 19 в. в деревне Жостово, возник промысел по производству расписных металлических подносов. В 1825 году была открыта фабрика по производству подносов отцом и сыном Вешняковыми. Жостовские подносы изготавливают из тонкой кровельной стали. Стальные листы после штамповки грунтуют, шлифуют и покрывают несколькими слоями масляного лака. Подносы просушиваются в печах при t 90. Покрытие производится трижды, после чего поверхность подноса приобретает блеск. - Какой формы, размеров, символы? Цвет? Слайд 8, 9, Слайд. Постепенно, классический черный цвет фона, сменяется зеленым, красным, белым. По размерам подносы были очень большие – «скатертные», трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков. Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет живых цветов, он пишет, руководствуясь воображением. Крупные и мелкие цветы объединяются в классические композиции: Композицию определяет форма подносов, назовите их: Слайд "Букет собранный", Слайд "Букет в раскидку", Слайд "Венок", Слайд "Ветка с угла". - Этапы? Слайд 11, 10 Слайд. Вот теперь поднос попадает в руки мастера-живописца. Традиционный мотив - цветочный букет на черном фоне. Цветы на подносе легко узнаются. Это королева всех цветов роза, алые маки, звездчатые астры и георгины. Их подбирают с особой выдумкой и вкусом. Дополнить композицию могут более мелкие цветочки: ромашки, васильки, колокольчики. Слайды: Этапы росписи жостовского подноса: Замалёвок. Тенёжка. Прокладка Бликовка. Чертёжка Привязка. Уборка. - А где же орнамент? Орнамент (уборка) Слайд 12 в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.e. уборка) - После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска. Слайд 13 - Современные подносы: Слайд 14-26 Слайд. Рядом с цветами можно увидеть подмосковные пейзажи. Слайд. Фрукты. | Заполняем таблицу работая с учебником: |
| Ответы на вопросы.
| Круглые Прямоугольные Треугольные Овальные Фестончатые Восьмиугольные Гитарные. |
| Сегодня мы должны с вами научиться рисовать цветы (элемент росписи) в свободной кистевой манере жостовских мастеров. | Выполнение изображения подноса (элемента росписи) по мотивам жостовской росписи. |
| Обсуждение работ | (рассказать о своей работе, какая работа понравилась, что было сложно в работе, что удалось…) |
Варианты практической части:
|
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...
Методическая разработка урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского).
В методической разработке урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Жостово. Роспись по металлу» (по программе Б.М.Неменского) представлены цели и задачи урока, результаты по ФГОС – личнос...
Конспект и презентация урока ИЗО на тему: "Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла" 6 класс
Цели урока:-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;-знакомство с историей художественного промысла Жостово;-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных к...
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Изучение данного матеириала предполагается при использовании презентации "Искусство Жостова". Учащиеся знакомятся с историей возникновения этой росписи, ее не легкой технологией изготовления и п...
Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла»
Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промыслаЦель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписьюСсылка для просмотра урока: https://...
Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
ТЕМА УРОКА: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла. ПРЕДМЕТ: Изобразительное искусство. ТИП УРОКА: Урок введения нового знания. МЕТОДЫ РАБОТЫ:...
Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский
laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...