Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Семенцова Яна Сергеевна

ТЕМА УРОКА:  Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

 

ПРЕДМЕТ:   Изобразительное искусство.

 

ТИП УРОКА:  Урок введения нового знания.

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов) и здоровьесбережения.

 

КЛАСС5 «А» класс

 

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписью.

 

                                                                    ЗАДАЧИ УРОКА:

 

Личностные:  эмоционально-ценностное отношение к  народной культуре,  национальные ценности и духовные традиции.

Метапредметные:

•        регулятивные:   определять и формулировать цель деятельности на  уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль;

•        познавательные:  учиться навыкам работы в творческой мастерской жостовской росписи, расширение теоретических знаний о Жостове.

•        коммуникативные:  строить монологические высказывания, достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Предметные:   научиться приемам выполнения жостовскую роспись, передавать выражения чувств, настроения, характера в рисунке; оценивать работы товарищей.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА

Урок составлен на основе УМК издательства «Просвещение»:

Оборудование урока учителя: мультимедийная аппаратура

Зрительный ряд:

•        Изделия Жостовские подносы.

•        Работы учащихся предыдущих лет.

•        Презентация «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла».  

Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Материалы для детей:

акварель, кисти, заготовки подносов.

 

 

ХОД УРОКА

 

I. Организационный.

Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

 

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами. (Слайд 1)

 Вот кисти  на столе,

 А вот  альбом

 Не хочется играть сегодня в прятки

 И мы плывем в волшебную страну

 Страну народных промыслов прекрасных.

 

II. Постановка учебной проблемы.

Цель: Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися

 

Приложение 1 (распечатанные промыслы которые уже изучили на предыдущих уроках)

 

Учитель: -  Посмотрите на выставку и скажите, какие предметы вам знакомы?

Ученики: (На выставке предметы следующих промыслов Гжели, Хохломы, Городца, Народная игрушка и Жостово).

Учитель: Я показываю Вам  предмет, а Вы называем его.

Ученики: (Предполагаемые ответы : Это Гжель. Это Городецкая роспись…и т.д.)

Учитель: - Ребята, как вы думаете, что это такое?

Ученики: (Это поднос)

Учитель:- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в  составлении букета на подносе. (Слайд  2)

 

Учитель: Сейчас мы послушаем  о возникновении этого народного промысла.

А затем мы узнаем  историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть следующие слайды. 

III. Открытие нового знания.

Цель: Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Опережающее задание: Учащийся выступает с сообщением об истории возникновения и появления данного промысла.

 

1 ученик - Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. (Слайд  3,)

 

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше.

Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. (Слайд  4)

 

 

2 ученик - Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. (Слайд 5) Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах разные по композиции (Слайд 6), многообразие форм (Слайд 7, 8).

 

Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы (Слайд 9) в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон (Слайд 10). Нередко цветы сопровождают изображения фруктов (Слайд 11), ягод , птиц(Слайд 12)Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

 

 

IV.  Первичное закрепление нового знания.

 

Учитель: Читает слайды которые выведены в презентации на доске

продолжите предложение:

(Слайд 13) - Жостовская роспись возникла в селе….., надалеко от ……

  ( Жостово , Москвы )

 

- Мастера жостовской росписи расписывали (что?)…. (подносы)

 

- На жостовских подносах мы можем встретить изображения…

( крупные и сочные садовые и   полевые цветы в окружении свежей листвы,)

 

(Слайд 14) - В жостовской росписи используют следующие цвета….

 (Чёрный, красный, зелёный, бордовый,синий)

 

-Композиция на подносе может быть в форме …

(-«веночек», «букет», «корзинка».)

 

(Слайд 15) - Раньше этим промыслом занимались мужчины.

 

V. Физминутка.

Учитель: Что- то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.  

 

Чтоб все задания выполнять

И украсить свой поднос

Должны дружно дети встать

Свои косточки размять.

Руки вверх. Назад прогнулись     

Сейчас делаем наклон

Все к  упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять руки ставим на талию…

Теперь спинки держим ровно

И на месте будем мы шагать.

Тихо сядем мы на место

Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.

 

VI. Применение новых знаний.

Цель: Практическая работа учеников

(Учитель напоминает правила техники безопасности на уроке при работе с красками, кистью).

Учитель:- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно составить букет на подносе.

Составляем композицию из цветов.

Учитель:- В центре мы рисуем какие цветы? (крупные)

Учитель: -  По краям наносим какие цветы? (мелкие)

Учитель:- Дополняем композицию чем? (листьями)

 Учитель:- Рисуем окантовку желтым цветом.

 

Технология производства подноса. ( Слайд 16)

1этап – замалевок. (Слайд17)

        Нанесение разделенной краской силуэтов цветов и листьев. Они

        композиционно уже организованно собраны в букет.

2 этап –  тенежка. (Слайд18)

        Прозрачными красками накладывают тени. Тени цветные.

        С его помощью автор погружаются в глубину фона.

3 этап – прокладка.

        Это корпусное письмо. Кисточку надо « насытить « яркими  

        Красками, смешанными с белилами. Это очень ответственный этап росписи.

4 этап – бликовка и чертежка. (Слайд 19)

        Завершение лепки цвета. Выполняют мазками с обильной примесью белил на более выпуклые  места.

5 этап – привязка и уборка. (Слайд 20)

 Этап  отделки (золотой узор)

      (учитель показывает  работы прошлых лет). (Слайд 21)

 

Учитель : Приступайте к работе.

Звучит музыка

(Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью)

 

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Базовый: пересказ стр. 92-95

Повышенный: Перечислить этапы выполнения подноса.

Творческий: Выполнить эскиз к работе

 

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка

а) Экспресс - выставка выполненных работ.

И действительно, посмотрите, какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры цветы  получились,  притом что в росписи используется  черный цвет.

Скажите, пожалуйста, вам понравилось в выполнении жостовских подносов?

Чем ваше изделие похоже на работу жостовских мастеров?

б) Выставление оценок.

При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения “мазка с тенями”, композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.

 

Саморефлексия:  Оцените работу  всего класса и свою работу, воспользовавшись раздаточным материалом: на доске выполнен большой шаблон подноса с заготовками цветков, листочков, бортиков. Ученики при помощи клея приклеивают заготовки на поднос.

После урока учитель сравнивает количество полосок по цветам, выбранным учащимися в конце урока.

 

IX. Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы.

" Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок"

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhostovo_2020.docx51.89 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН

 «Средняя общеобразовательная школа №29 имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»

Муниципальный этап профессионального мастерства

 «Мой лучший урок –2020»

 

Методическая разработка открытого урока изобразительного искусства

Тема: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла»

                                                                                    Семенцова Яна Сергеевна,

                                                                            учитель ИЗО и черчения

БОУ СОШ № 29

                                                                         МО Динской район,

             Почтовый адрес: 353210,

     Краснодарский край,

       Динской район,

                                                           станица Новотитаровская,

        Ул. Степная, 108

Сот. тел. 8-928-272-00-94

Новотитаровская, 2020

ТЕМА УРОКА:  Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.

ПРЕДМЕТ:   Изобразительное искусство.

ТИП УРОКА:  Урок введения нового знания.

МЕТОДЫ РАБОТЫ: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов) и здоровьесбережения.

КЛАСС:  5 «А» класс

ЦЕЛЬ УРОКА: формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписью.

        ЗАДАЧИ УРОКА:

Личностные:  эмоционально-ценностное отношение к  народной культуре,  национальные ценности и духовные традиции.

Метапредметные:

•        регулятивные:   определять и формулировать цель деятельности на  уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль;

•        познавательные:  учиться навыкам работы в творческой мастерской жостовской росписи, расширение теоретических знаний о Жостове.

•        коммуникативные:  строить монологические высказывания, достаточно полно и точно выражать свои мысли.

Предметные:   научиться приемам выполнения жостовскую роспись, передавать выражения чувств, настроения, характера в рисунке; оценивать работы товарищей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА

Урок составлен на основе УМК издательства «Просвещение»:

Оборудование урока учителя: мультимедийная аппаратура

Зрительный ряд:

•        Изделия Жостовские подносы.

•        Работы учащихся предыдущих лет.

•        Презентация «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла».  

Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.

Материалы для детей:

акварель, кисти, заготовки подносов.

ХОД УРОКА

I. Организационный.

Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке:

выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований

Учитель: - Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами. (Слайд 1)

 Вот кисти  на столе,

 А вот  альбом

 Не хочется играть сегодня в прятки

 И мы плывем в волшебную страну

 Страну народных промыслов прекрасных.

II. Постановка учебной проблемы.

Цель: Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися

Приложение 1 (распечатанные промыслы которые уже изучили на предыдущих уроках)

Учитель: -  Посмотрите на выставку и скажите, какие предметы вам знакомы?

Ученики: (На выставке предметы следующих промыслов Гжели, Хохломы, Городца, Народная игрушка и Жостово).

Учитель: Я показываю Вам  предмет, а Вы называем его.

Ученики: (Предполагаемые ответы : Это Гжель. Это Городецкая роспись…и т.д.)

Учитель: - Ребята, как вы думаете, что это такое?

Ученики: (Это поднос)

Учитель:- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в  составлении букета на подносе. (Слайд  2)

Учитель: Сейчас мы послушаем  о возникновении этого народного промысла.

А затем мы узнаем  историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть следующие слайды.  

III. Открытие нового знания.

Цель: Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.

Опережающее задание: Учащийся выступает с сообщением об истории возникновения и появления данного промысла.

1 ученик - Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. (Слайд  3,)

Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше.

Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. (Слайд  4)

2 ученик - Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. (Слайд 5) Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах разные по композиции (Слайд 6), многообразие форм (Слайд 7, 8).

Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы (Слайд 9) в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон (Слайд 10). Нередко цветы сопровождают изображения фруктов (Слайд 11), ягод , птиц(Слайд 12)Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.

IV.  Первичное закрепление нового знания.

Учитель: Читает слайды которые выведены в презентации на доске 

продолжите предложение: 

(Слайд 13) - Жостовская роспись возникла в селе….., надалеко от ……

  ( Жостово , Москвы )

- Мастера жостовской росписи расписывали (что?)…. (подносы)

- На жостовских подносах мы можем встретить изображения…

( крупные и сочные садовые и   полевые цветы в окружении свежей листвы,)

(Слайд 14) - В жостовской росписи используют следующие цвета….

 (Чёрный, красный, зелёный, бордовый,синий)

-Композиция на подносе может быть в форме …

(-«веночек», «букет», «корзинка».)

(Слайд 15) - Раньше этим промыслом занимались мужчины.

V. Физминутка.

Учитель: Что- то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.  

Чтоб все задания выполнять

И украсить свой поднос

Должны дружно дети встать

Свои косточки размять.

Руки вверх. Назад прогнулись      

Сейчас делаем наклон

Все к  упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять руки ставим на талию…

Теперь спинки держим ровно

И на месте будем мы шагать.

Тихо сядем мы на место

Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.

VI. Применение новых знаний.

Цель: Практическая работа учеников

(Учитель напоминает правила техники безопасности на уроке при работе с красками, кистью).

Учитель:- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно составить букет на подносе.

Составляем композицию из цветов.

Учитель:- В центре мы рисуем какие цветы? (крупные)

Учитель: -  По краям наносим какие цветы? (мелкие) 

Учитель:- Дополняем композицию чем? (листьями)

 Учитель:- Рисуем окантовку желтым цветом.

Технология производства подноса. ( Слайд 16)

1этап – замалевок. (Слайд17)

        Нанесение разделенной краской силуэтов цветов и листьев. Они

        композиционно уже организованно собраны в букет.

2 этап –  тенежка. (Слайд18)

        Прозрачными красками накладывают тени. Тени цветные.

        С его помощью автор погружаются в глубину фона.

3 этап – прокладка.

        Это корпусное письмо. Кисточку надо « насытить « яркими  

        Красками, смешанными с белилами. Это очень ответственный этап росписи.

4 этап – бликовка и чертежка. (Слайд 19)

        Завершение лепки цвета. Выполняют мазками с обильной примесью белил на более выпуклые  места.

5 этап – привязка и уборка. (Слайд 20)

 Этап  отделки (золотой узор)

      (учитель показывает  работы прошлых лет). (Слайд 21)

Учитель : Приступайте к работе.

Звучит музыка

(Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью)

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Базовый: пересказ стр. 92-95

Повышенный: Перечислить этапы выполнения подноса.

Творческий: Выполнить эскиз к работе

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка

а) Экспресс - выставка выполненных работ.

И действительно, посмотрите, какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры цветы  получились,  притом что в росписи используется  черный цвет.

Скажите, пожалуйста, вам понравилось в выполнении жостовских подносов?

Чем ваше изделие похоже на работу жостовских мастеров?

б) Выставление оценок.

При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения “мазка с тенями”, композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.

Саморефлексия:  Оцените работу  всего класса и свою работу, воспользовавшись раздаточным материалом: на доске выполнен большой шаблон подноса с заготовками цветков, листочков, бортиков. Ученики при помощи клея приклеивают заготовки на поднос.

После урока учитель сравнивает количество полосок по цветам, выбранным учащимися в конце урока.

IX. Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы.

" Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...

Конспект и презентация урока ИЗО на тему: "Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла" 6 класс

Цели урока:-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;-знакомство с историей художественного промысла Жостово;-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных к...

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.

Изучение данного матеириала предполагается при использовании презентации "Искусство Жостова".  Учащиеся знакомятся с историей возникновения этой росписи, ее не легкой технологией изготовления и п...

Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"

Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"....

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс....

Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла»

Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промыслаЦель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписьюСсылка для просмотра урока: https://...

Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский

laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...