Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
ТЕМА УРОКА: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
ПРЕДМЕТ: Изобразительное искусство.
ТИП УРОКА: Урок введения нового знания.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов) и здоровьесбережения.
КЛАСС: 5 «А» класс
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписью.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к народной культуре, национальные ценности и духовные традиции.
Метапредметные:
• регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль;
• познавательные: учиться навыкам работы в творческой мастерской жостовской росписи, расширение теоретических знаний о Жостове.
• коммуникативные: строить монологические высказывания, достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Предметные: научиться приемам выполнения жостовскую роспись, передавать выражения чувств, настроения, характера в рисунке; оценивать работы товарищей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА
Урок составлен на основе УМК издательства «Просвещение»:
Оборудование урока учителя: мультимедийная аппаратура
Зрительный ряд:
• Изделия Жостовские подносы.
• Работы учащихся предыдущих лет.
• Презентация «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла».
Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Материалы для детей:
акварель, кисти, заготовки подносов.
ХОД УРОКА
I. Организационный.
Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке:
выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами. (Слайд 1)
Вот кисти на столе,
А вот альбом
Не хочется играть сегодня в прятки
И мы плывем в волшебную страну
Страну народных промыслов прекрасных.
II. Постановка учебной проблемы.
Цель: Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися
Приложение 1 (распечатанные промыслы которые уже изучили на предыдущих уроках)
Учитель: - Посмотрите на выставку и скажите, какие предметы вам знакомы?
Ученики: (На выставке предметы следующих промыслов Гжели, Хохломы, Городца, Народная игрушка и Жостово).
Учитель: Я показываю Вам предмет, а Вы называем его.
Ученики: (Предполагаемые ответы : Это Гжель. Это Городецкая роспись…и т.д.)
Учитель: - Ребята, как вы думаете, что это такое?
Ученики: (Это поднос)
Учитель:- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в составлении букета на подносе. (Слайд 2)
Учитель: Сейчас мы послушаем о возникновении этого народного промысла.
А затем мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть следующие слайды.
III. Открытие нового знания.
Цель: Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
Опережающее задание: Учащийся выступает с сообщением об истории возникновения и появления данного промысла.
1 ученик - Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. (Слайд 3,)
Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше.
Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. (Слайд 4)
2 ученик - Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. (Слайд 5) Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах разные по композиции (Слайд 6), многообразие форм (Слайд 7, 8).
Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы (Слайд 9) в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон (Слайд 10). Нередко цветы сопровождают изображения фруктов (Слайд 11), ягод , птиц(Слайд 12)Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.
IV. Первичное закрепление нового знания.
Учитель: Читает слайды которые выведены в презентации на доске
продолжите предложение:
(Слайд 13) - Жостовская роспись возникла в селе….., надалеко от ……
( Жостово , Москвы )
- Мастера жостовской росписи расписывали (что?)…. (подносы)
- На жостовских подносах мы можем встретить изображения…
( крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы,)
(Слайд 14) - В жостовской росписи используют следующие цвета….
(Чёрный, красный, зелёный, бордовый,синий)
-Композиция на подносе может быть в форме …
(-«веночек», «букет», «корзинка».)
(Слайд 15) - Раньше этим промыслом занимались мужчины.
V. Физминутка.
Учитель: Что- то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.
Чтоб все задания выполнять
И украсить свой поднос
Должны дружно дети встать
Свои косточки размять.
Руки вверх. Назад прогнулись
Сейчас делаем наклон
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять руки ставим на талию…
Теперь спинки держим ровно
И на месте будем мы шагать.
Тихо сядем мы на место
Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.
VI. Применение новых знаний.
Цель: Практическая работа учеников
(Учитель напоминает правила техники безопасности на уроке при работе с красками, кистью).
Учитель:- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно составить букет на подносе.
Составляем композицию из цветов.
Учитель:- В центре мы рисуем какие цветы? (крупные)
Учитель: - По краям наносим какие цветы? (мелкие)
Учитель:- Дополняем композицию чем? (листьями)
Учитель:- Рисуем окантовку желтым цветом.
Технология производства подноса. ( Слайд 16)
1этап – замалевок. (Слайд17)
Нанесение разделенной краской силуэтов цветов и листьев. Они
композиционно уже организованно собраны в букет.
2 этап – тенежка. (Слайд18)
Прозрачными красками накладывают тени. Тени цветные.
С его помощью автор погружаются в глубину фона.
3 этап – прокладка.
Это корпусное письмо. Кисточку надо « насытить « яркими
Красками, смешанными с белилами. Это очень ответственный этап росписи.
4 этап – бликовка и чертежка. (Слайд 19)
Завершение лепки цвета. Выполняют мазками с обильной примесью белил на более выпуклые места.
5 этап – привязка и уборка. (Слайд 20)
Этап отделки (золотой узор)
(учитель показывает работы прошлых лет). (Слайд 21)
Учитель : Приступайте к работе.
Звучит музыка
(Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью)
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Базовый: пересказ стр. 92-95
Повышенный: Перечислить этапы выполнения подноса.
Творческий: Выполнить эскиз к работе
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка
а) Экспресс - выставка выполненных работ.
И действительно, посмотрите, какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры цветы получились, притом что в росписи используется черный цвет.
Скажите, пожалуйста, вам понравилось в выполнении жостовских подносов?
Чем ваше изделие похоже на работу жостовских мастеров?
б) Выставление оценок.
При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения “мазка с тенями”, композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.
Саморефлексия: Оцените работу всего класса и свою работу, воспользовавшись раздаточным материалом: на доске выполнен большой шаблон подноса с заготовками цветков, листочков, бортиков. Ученики при помощи клея приклеивают заготовки на поднос.
После урока учитель сравнивает количество полосок по цветам, выбранным учащимися в конце урока.
IX. Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы.
" Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhostovo_2020.docx | 51.89 КБ |
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИНСКОЙ РАЙОН
«Средняя общеобразовательная школа №29 имени Героя Советского Союза Броварца Владимира Тимофеевича»
Муниципальный этап профессионального мастерства
«Мой лучший урок –2020»
Методическая разработка открытого урока изобразительного искусства
Тема: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла»
Семенцова Яна Сергеевна,
учитель ИЗО и черчения
БОУ СОШ № 29
МО Динской район,
Почтовый адрес: 353210,
Краснодарский край,
Динской район,
станица Новотитаровская,
Ул. Степная, 108
Сот. тел. 8-928-272-00-94
Новотитаровская, 2020
ТЕМА УРОКА: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла.
ПРЕДМЕТ: Изобразительное искусство.
ТИП УРОКА: Урок введения нового знания.
МЕТОДЫ РАБОТЫ: объяснительно-иллюстративный (изложение материала); практический (отработка навыков); исследовательский (самостоятельный просмотр полученных результатов) и здоровьесбережения.
КЛАСС: 5 «А» класс
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписью.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Личностные: эмоционально-ценностное отношение к народной культуре, национальные ценности и духовные традиции.
Метапредметные:
• регулятивные: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану; высказывать свое предположение на основе учебного материала; осуществлять самоконтроль;
• познавательные: учиться навыкам работы в творческой мастерской жостовской росписи, расширение теоретических знаний о Жостове.
• коммуникативные: строить монологические высказывания, достаточно полно и точно выражать свои мысли.
Предметные: научиться приемам выполнения жостовскую роспись, передавать выражения чувств, настроения, характера в рисунке; оценивать работы товарищей.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА УРОКА
Урок составлен на основе УМК издательства «Просвещение»:
Оборудование урока учителя: мультимедийная аппаратура
Зрительный ряд:
• Изделия Жостовские подносы.
• Работы учащихся предыдущих лет.
• Презентация «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла».
Музыкальный ряд: «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Материалы для детей:
акварель, кисти, заготовки подносов.
ХОД УРОКА
I. Организационный.
Цель: Подготовка учащихся к работе на уроке:
выработка на личностно-значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем знакомство с русскими народными промыслами. (Слайд 1)
Вот кисти на столе,
А вот альбом
Не хочется играть сегодня в прятки
И мы плывем в волшебную страну
Страну народных промыслов прекрасных.
II. Постановка учебной проблемы.
Цель: Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-познавательной деятельности творческого характера учащимися
Приложение 1 (распечатанные промыслы которые уже изучили на предыдущих уроках)
Учитель: - Посмотрите на выставку и скажите, какие предметы вам знакомы?
Ученики: (На выставке предметы следующих промыслов Гжели, Хохломы, Городца, Народная игрушка и Жостово).
Учитель: Я показываю Вам предмет, а Вы называем его.
Ученики: (Предполагаемые ответы : Это Гжель. Это Городецкая роспись…и т.д.)
Учитель: - Ребята, как вы думаете, что это такое?
Ученики: (Это поднос)
Учитель:- Сегодня на уроке мы узнаем, где делают такие подносы, историю возникновения данного промысла и выполним практическую работу в составлении букета на подносе. (Слайд 2)
Учитель: Сейчас мы послушаем о возникновении этого народного промысла.
А затем мы узнаем историю возникновения данного промысла, я предлагаю посмотреть следующие слайды.
III. Открытие нового знания.
Цель: Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
Опережающее задание: Учащийся выступает с сообщением об истории возникновения и появления данного промысла.
1 ученик - Как же возникло это удивительное ремесло? В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Возникла целая церемония чаепития. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал непременным участником русского чаепития. (Слайд 3,)
Долгое время в центральной России использовались подносы из папье-маше.
Надо отметить, что Жостово славилось кузнецами, поэтому идея жостовского подноса попала на благодатную почву. В старых книгах нашлись записи о том, что в 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов. (Слайд 4)
2 ученик - Недалеко от Москвы в очень живописном месте находится село Жостово. (Слайд 5) Это село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше местных умельцев не может рисовать цветы на железных подносах разные по композиции (Слайд 6), многообразие форм (Слайд 7, 8).
Жостовский поднос – это крупные и сочные садовые и полевые цветы (Слайд 9) в окружении свежей листвы, как будто бы брошенные на подготовленный фон (Слайд 10). Нередко цветы сопровождают изображения фруктов (Слайд 11), ягод , птиц(Слайд 12)Бортики подносов часто украшены лёгким золотым рисунком.
IV. Первичное закрепление нового знания.
Учитель: Читает слайды которые выведены в презентации на доске
продолжите предложение:
(Слайд 13) - Жостовская роспись возникла в селе….., надалеко от ……
( Жостово , Москвы )
- Мастера жостовской росписи расписывали (что?)…. (подносы)
- На жостовских подносах мы можем встретить изображения…
( крупные и сочные садовые и полевые цветы в окружении свежей листвы,)
(Слайд 14) - В жостовской росписи используют следующие цвета….
(Чёрный, красный, зелёный, бордовый,синий)
-Композиция на подносе может быть в форме …
(-«веночек», «букет», «корзинка».)
(Слайд 15) - Раньше этим промыслом занимались мужчины.
V. Физминутка.
Учитель: Что- то мы немного засиделись. Перед тем как выполнить работу, нам нужно немного отдохнуть.
Чтоб все задания выполнять
И украсить свой поднос
Должны дружно дети встать
Свои косточки размять.
Руки вверх. Назад прогнулись
Сейчас делаем наклон
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять руки ставим на талию…
Теперь спинки держим ровно
И на месте будем мы шагать.
Тихо сядем мы на место
Вспомним все, что повторяли без моей подсказки.
VI. Применение новых знаний.
Цель: Практическая работа учеников
(Учитель напоминает правила техники безопасности на уроке при работе с красками, кистью).
Учитель:- Сейчас приступаем к практическому заданию. Нам нужно составить букет на подносе.
Составляем композицию из цветов.
Учитель:- В центре мы рисуем какие цветы? (крупные)
Учитель: - По краям наносим какие цветы? (мелкие)
Учитель:- Дополняем композицию чем? (листьями)
Учитель:- Рисуем окантовку желтым цветом.
Технология производства подноса. ( Слайд 16)
1этап – замалевок. (Слайд17)
Нанесение разделенной краской силуэтов цветов и листьев. Они
композиционно уже организованно собраны в букет.
2 этап – тенежка. (Слайд18)
Прозрачными красками накладывают тени. Тени цветные.
С его помощью автор погружаются в глубину фона.
3 этап – прокладка.
Это корпусное письмо. Кисточку надо « насытить « яркими
Красками, смешанными с белилами. Это очень ответственный этап росписи.
4 этап – бликовка и чертежка. (Слайд 19)
Завершение лепки цвета. Выполняют мазками с обильной примесью белил на более выпуклые места.
5 этап – привязка и уборка. (Слайд 20)
Этап отделки (золотой узор)
(учитель показывает работы прошлых лет). (Слайд 21)
Учитель : Приступайте к работе.
Звучит музыка
(Во время работы учитель оказывает индивидуальную помощь ученикам в выборе композиции, при работе с кистью)
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Базовый: пересказ стр. 92-95
Повышенный: Перечислить этапы выполнения подноса.
Творческий: Выполнить эскиз к работе
VIII. Рефлексия учебной деятельности
Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка
а) Экспресс - выставка выполненных работ.
И действительно, посмотрите, какая красота родилась под вашей кистью, какие сказочно красивые узоры цветы получились, притом что в росписи используется черный цвет.
Скажите, пожалуйста, вам понравилось в выполнении жостовских подносов?
Чем ваше изделие похоже на работу жостовских мастеров?
б) Выставление оценок.
При оценке изделий необходимо учитывать верность выполнения “мазка с тенями”, композицию узора, самостоятельность в сочинении узора.
Саморефлексия: Оцените работу всего класса и свою работу, воспользовавшись раздаточным материалом: на доске выполнен большой шаблон подноса с заготовками цветков, листочков, бортиков. Ученики при помощи клея приклеивают заготовки на поднос.
После урока учитель сравнивает количество полосок по цветам, выбранным учащимися в конце урока.
IX. Учитель выставляет оценки, предлагает сравнить их с самооценкой, задать вопросы.
" Сегодня все отлично поработали, молодцы. Спасибо всем за урок"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
Урок изобразительного искусства в 5 классе по проограмме Б.М. Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промыла"...
Конспект и презентация урока ИЗО на тему: "Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла" 6 класс
Цели урока:-закрепление знаний учащихся о народных промыслах России;-знакомство с историей художественного промысла Жостово;-знакомство с разнообразием форм подносов и вариантов построения цветочных к...
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Изучение данного матеириала предполагается при использовании презентации "Искусство Жостова". Учащиеся знакомятся с историей возникновения этой росписи, ее не легкой технологией изготовления и п...
Урок изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"
Презентация к уроку ИЗО в 5 классе по программе Б.М.Неменского на тему "Жостово. Истоки и современное развитие промысла"....
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема:"Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс.
Конспект урока по изобразительному искусству. Тема "Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла". 5 класс....
Урок изобразительного искусства на тему: «Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промысла»
Тема урока: Искусство Жостово. Истоки и современное развитие промыслаЦель: Формирование художественной культуры учащихся через знакомство с жостовской росписьюСсылка для просмотра урока: https://...
Технологическая карта урока По учебному предмету «Изобразительное искусство» в пятом классе по теме «Жостово. Истоки и современное развитие промысла» Наименование УМК, автор Изобразительное искусство, Б.М. Неменский
laquo;Жостово. Истоки и современное развитие промысла»Актуальность данной разработки обусловлена следующими факторами:-Целью современного образования, которая заключается в воспитании всесторон...