конспект урока в 5 классе "Русский праздничный костюм"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Очерет Галина Николаевна

Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.

Задачи:

  • Обучающие:
    • Познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.
    • Научить пользоваться шаблонами.
    • Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.
    • Выделить цветовую гамму.
    • Объединить элементы костюма в целостный образ.
  • Развивающие:
  • Художественный вкус.
  • Логическое мышление.
  • Цветовое и формальное восприятие.
  • Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного женского костюма.
  • Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.
  • Воспитательные:

Методы: рассказ, объяснение, демонстрация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_kostyum.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5 классе

Тема «Русский праздничный костюм»

Вид урока: комбинированный.

Цель: используя единый шаблон декорировать форму сарафана и кокошника.

Задачи: 

  • Обучающие:
  • Познакомить с элементами  народного женского костюма XIX  века.
  • Научить пользоваться шаблонами.
  • Рассказать о видах геометрического орнамента. Объяснить алгоритм построения.
  • Выделить цветовую гамму.
  • Объединить элементы костюма в целостный образ.
  • Развивающие:
  • Художественный вкус.
  • Логическое мышление.
  • Цветовое и формальное восприятие.
  • Воспитательные:
  • Воспитание интереса к этнографии и истории русского народного женского костюма.
  • Приобщение к сохранению национальных традиций в современном костюме.

Методы: рассказ, объяснение, демонстрация.

Средства для учеников: Два листа белой бумаги (формат А4), графитный карандаш, резинка, линейка, фломастеры, шаблоны.

Средства для учителя: Презентация, конспект урока.

Оборудование: ПК, проектор, экран, программа Microsoft Office PowerPoint.

План урока:

1. Организационная работа (2 минуты).
2. Работа с презентацией (15 минуты).
3. Практическая работа (25 минуты).
4. Подведение итогов (3 минуты).

ХОД УРОКА

I. Историческая справка

Введение

В конце XIX начале XX столетий у русских, населяющих огромную территорию,  сформировались свои культурные традиции. Немаловажную роль отводили одежде. Одежда бедных слоев населения отличалась от богатых. С давних пор крестьяне выращивали на своих плодородных землях лен. Его мяли, ткали из него холст, белили и шили повседневную одежду. Зимой носили теплую верхнюю одежду, сделанную из сукна. Вплоть до начала XX столетия крестьянство было обуто в лапти. Городское население – в кожаную обувь.
Поскольку ткачеством, шитьем и вышиванием традиционно занималась женская половина населения, женская одежда выглядела наряднее, чем мужская. О ней стоит говорить подробнее.

СЛАЙД 2

Традиционный летний женский костюм. XIX век.

Женская традиционная летняя одежда состояла из нескольких элементов: рубахи, сарафана, головного убора и обуви.
Рубаха – вид одежды, сшитый из прямоугольного куска холста. Рубашечный покрой одежды был распространен в Древней Руси. Рубаха кроилась из прямоугольных кусков холста, на ее плечи нашивали цветные вставки (полики).
Яркие и нарядные вышивки рубах играли роль оберега человека от злых сил. Места для вышивок были четко определены: ворот, плечо, запястье, низ рубахи, поле рукавов. Женщины надевали рубаху под сарафан или поневу (юбку), распространенную в южнорусских губерниях.
Сарафан – длинная женская одежда без рукавов с проймами. Передняя часть сарафана сверху донизу застегивалась на пуговицы. Края и середина обшивались гасами и позументом. Сарафан подпоясывался кушаком.
Кушак – пояс из длинного широкого куска ткани или плетеный из шнура.
Женщины одевали на голову повойник.
Повойник – будничный головной убор замужних женщин. Шапочка из ткани, либо платок, обвязанный вокруг головы.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались лапти.
Лапти – обувь из лыка, бересты или веревок, которую носили крестьяне.

СЛАЙД 3

Традиционный нарядный женский костюм. XIX век.

Нарядную одежду крестьянки одевали по большим праздникам. Все элементы женского костюма бережно хранились и передавались из поколения в поколение от матери к дочери.  Рубаха была обильно украшена вышивками. Сарафан расшивали шелком, лентами, тесьмой и бисером. Поверх сарафана одевали душегрею.
Душегрея –  вид летней женской одежды. Конструктивной особенностью были рукава, цельнокроеные с верхней частью спинки, и наличие отложного воротника. Праздничные душегреи вышивались золотыми нитями, цветным бисером и декорировались бахромой.
На голову одевали кокошник.
Кокошник – женский головной убор в виде высокого веерообразного щитка надо лбом. Кокошник украшали золотым шитьем, канителью, бисером и жемчугом. В каждой губернии носили разные по форме и размеру кокошники.
Стопы ног обматывались льняными кусками ткани, затем сверху одевались сапоги.
Сапоги – род обуви, сделанный из кожи, с высоким голенищем.

СЛАЙД 4

Традиционный зимний женский костюм. XIX век.

В зимнее время года носили теплую одежду и обувь. Самой распространенной зимней одеждой был зипун.
Зипун – зимняя крестьянская одежда, представляющая собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами.
Чтобы защитить кисти рук от замерзания одевали варежки.
Варежки – предмет зимней одежды для кистей рук, в которой есть два отделения: одно для большого пальца, а другое – для всех остальных пальцев. Варежки вязали из шести.
Самым популярным головным убором была кичка.
Кичка – старинный русский головной убор замужних женщин с высоким очельем, богато украшенный. Кичка – это шапочка с твердой передней частью в форме рогов или лопатки. Сверху на кичку одевали шаль.
 Шаль – большой прямоугольный платок из тонкой шерстяной ткани с цветочной каймой или орнаментом.
На ноги одевали валенки.
Валенки – теплые войлочные сапоги из свалянной овечьей шерсти.

СЛАЙД 5

Традиционный женский костюм. Губернии и районы России. XIX век.

Народный костюм – это целостный художественный образ. На формирование русского костюма оказывали влияния географическая среда и климатические условия, хозяйственный уклад и уровень развития производительных сил.
Немаловажными факторами явились историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, значительна была роль местных культурных традиций.
До 1930 года народный костюм составлял неотъемлемую часть художественного облика сельского населения: русских хороводов, свадебных обрядов, посиделок и так далее. У многих народов национальный костюм (в качестве праздничного) сохраняется до сих пор. Он осваивается как художественное наследие современными модельерами, живет в творчестве народных фольклорных ансамблей.

II. Технологическая карта изделия

СЛАЙД 6

Технологическая карта:

1 этап (работа с шаблоном).

На первом листе бумаги по шаблону <Рисунок 1> дети обводят контур сарафана и рукавов рубахи, на втором листе – контур кокошника <Рисунок 2>.

E:\data\articles\63\6318\631850\img1.jpg

Рис. 1

E:\data\articles\63\6318\631850\img2.jpg

Рис. 2

2 этап (прорисовывание деталей).

В форме сарафана, рукавах рубахи и кокошнике намечают орнаментальные полосы.

3 этап (украшение орнаментом).

Полосы заполняют геометрическим орнаментом по образцу.

СЛАЙД 7 

Цветовая гамма орнамента.

Сарафан, рукава рубахи и кокошник дети разукрашивают ограниченным количеством цветов: красным, синим и серым по образцу.

СЛАЙДЫ 8-11

Геометрия орнамента.

На этих слайдах показано как изобразить и разукрасить основные виды геометрических орнаментов, которыми можно декорировать сарафан и рукава рубахи.

СЛАЙД 12

Украшение кокошника.

Образец  кокошника.

СЛАЙД 13

Украшение сарафана.

Образец готового изделия.

III. Практическая работа обучающихся.

IV. Подведение итогов.

Выставка работ. Обсуждение. Оценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"

конспект урока и презентация "Народный праздничный костюм"...

Конспект урока "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. ПРАЗДНИЧНЫЕ КРАСКИ УЗОРОВ."

Познакомить с дымковским промыслом и элементами оформления дымковской игрушки; научить выполнять элементы росписи дымковской игрушки, используя приемы рисования кистью без предварительного рисунка; об...

Конспект урока изо 5 класс "Народный праздничный костюм"

На уроке дети знакомятся с образным строем русского народного костюма, с символикой орнамента, цвета....

Конспект урока изобразительного искусства в 5 классе по теме «Народный праздничный костюм»

Цель урока: формирование представления об образном строе народного праздничного костюма, ценностного отношения к истории, культуре, традициям своего народа; творческой и познавательной активности; ком...

План-конспект урока по ИЗО "Чувашский костюм"

Урок изобразительного искусства по темеНародный праздничный костюм чувашей. 5-й класс...

Методическая разработка урока. Тема: "Народный праздничный костюм".

Методическая разработка урока . Тема: " Народный праздничный костюм". 5 класс....

Конспект урока "Эскиз русского-народного костюма"

Предмет: «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Школа Неменского»5 классТема урока: «Эскиз русског...