Программа дополнительного образования изостудии «Бабочка» "Радуга настроений"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему
Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Программа работы изостудии рассчитана на детей 7-8 лет (1 класс). К сожалению, воспитательную функцию искусства часто связывают с дидактическими задачами, исходящими из содержания художественного произведения. Воспитательная функция искусства связана, прежде всего, с его воздействующей природой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Гимназия №4 им. А.С. Пушкина»
г. Йошкар-Ола
РАССМОТРЕНО На заседании научно-методического совета гимназии Зам.директора по НМР И.В.Довгаль Протокол № ___________ От «___» ____________2013г | УТВЕРЖДЕНО ДИРЕКТОР МБОУ «Гимназия №4 им.А.С.Пушкина» Л.И.Урусова Протокол № ___________ От «___» ____________2013г. __________________________ |
Программа дополнительного образования
изостудии «Бабочка»
1класс
Радуга настроений
Составитель:
учитель изобразительного
искусства высшей категории
МБОУ «Гимназия № 4
им. А. С. Пушкина»
Шашина Людмила Юрьевна
Йошкар-Ола, 2013
Пояснительная записка
Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.
Программа работы изостудии рассчитана на детей 7-8 лет (1 класс).
Ребенок в своей познавательно-творческой деятельности усваивает, прежде всего, ее смысл, связанный с эмоционально-оценочным отношением к жизни. И здесь роль эстетического и художественного воспитания незаменима. Ведь искусство — это средство накопления, концентрации того жизненного опыта человечества, которое связано с задачами развития нравственного и творческого потенциала людей. Поэтому одна из главных целей искусства — в опоре на универсальные силы человека развивать его нравственный идеал, творческие установки, эстетические эмоции, чувства.
К сожалению, воспитательную функцию искусства часто связывают с дидактическими задачами, исходящими из содержания художественного произведения. Воспитательная функция искусства связана, прежде всего, с его воздействующей природой, в основе которой лежат:
а) свойство обобщенно и образно отражать действительность в ее противоречивых проблемах;
б) возможность оценить действительность с точки зрения ее гармоничного развития, критерием чего является эстетический идеал художника, его представления о Прекрасном;
в) коллективная форма процесса восприятия, ее «соборность»;
г) эмоциональность воздействия произведения искусства на человека, основанная на эффекте сопереживания;
д) полифоничность художественного восприятия, базируемая на комплексных способностях нашего мозга (вот почему деление искусств на пространственные и временные в достаточной мере условно, потому что наш четырехмерный мир всегда представлен в любом виде искусства — прямо или опосредованно);
е) творческие возможности воображения воспринимающего, его художественная интуиция. Испытывая на себе влияние художественных произведений, действительно можно пережить очищающее воздействие высоких образцов искусства. Перед учителем изобразительного искусства стоит цель — овладеть этим стихийным процессом и направить его в русло педагогических задач.
Основная направленность программы - это обеспечение адекватного восприятия младшими школьниками окружающего мира, обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Воспитание через изобразительную деятельность эмоционально-образного мышления, отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.
Программа ставит перед собой задачу:
1. В игровой форме помочь ребёнку справится с эмоциональным дискомфортом, связанным с переходом из дошкольного учебного заведения в школу. Адаптационный период, который проходит в течение первого года может тяжело сказаться не только на самочувствие ребенка, но и на его учёбе и взаимоотношениях с товарищами и учителями. Художественная деятельность более привычна для ребёнка такого возраста, она позволит сохранить целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка. Ему будет проще выразить себя через изображение, нежели через письменную или устную речь.
2. Развить у каждого ребёнка понимание и ощущение целостности мира, зависимости нашего самочувствия от окружения и наоборот влияние нашего настроения на окружающих. Это может стать основой развития диалектического мышления ребёнка, обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации. Более того, реализация программы становится началом развития у первоклассников умения управлять своим настроением.
Содержание программы
Все представленные темы направлены на психологический комфорт учеников в начальной школе, на создание коллектива и хороших взаимоотношений между детьми и взрослыми. Твоё настроение и как оно влияет на тебя. Настроение твоих друзей. Твой сон.
Твоя мечта. Настроение времён года. Настроение животных и сказочных персонажей. Коллективные работы на темы: настроение нашего мира, мы все улыбаемся.
Твоё настроение и как оно влияет на тебя | |
Настроение твоих друзей | |
Твой сон | |
Твоя мечта | |
Какое настроение выражает музыка | |
Какое настроение выражает цветовое пятно | |
Какое настроение выражает линия | |
Какое настроение у осени | |
Какое настроение у зимы | |
Какое настроение у весны | |
Какое настроение у лета | |
Какие бывают настроения у людей | |
Добрая и злая феи | |
Планеты злой и доброй феи | |
Обитатели разных планет | |
Настроение маленького слонёнка | |
С каким мальчиком захочет дружить девочка? Почему? | |
От чего зависит твоё настроение? | |
Что, по-твоему, страх? | |
Что, по-твоему, радость? | |
Что, по-твоему, грусть? | |
Что ты испытываешь в данный момент? | |
С каким настроением я хочу видеть своих друзей? | |
От чего зависит настроение моей мамы? | |
Наш весёлый дружный коллектив | |
Мы все улыбаемся | |
У нас хорошее настроение | |
Наша планета изобразительное искусство | |
Наша планета изобразительное искусство | |
Наша планета изобразительное искусство | |
Герои сказки и их настроения | |
Жители нашей планеты | |
Настроение наше и нашего мира | |
Настроение наше и нашего мира | |
Настроение наше и нашего мира |
Планируемые результаты на уровне 1 класса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:
- умение определять свое и чужое настроение и выражать его через цвет и форму
- освоение средств художественной выразительности: линия, цвет, объем, показ фактуры.
- умение составлять композицию.
- умение использовать пропорции человека.
- навыки использования различных художественных материалов
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Методика отслеживания результатов:
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | |
1 класс | выставка | коллективные творческие работы | конкурс | конкурс |
Формы подведения итогов
- выставки;
- конкурсы;
- викторины;
- тестирование;
- беседы с детьми и родителями;
- коллективные творческие работы.
- наблюдение за детьми в процессе работы;
- использование методов специальной диагностики, тестирования;
- конкурсы внутри коллектива и учреждения;
- После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация с использованием критериев оценки знаний, умений и навыков.
Планирование
№ | Наименование темы, содержание | Кол часов | Виды деятельности учащихся | Формы работ | Материалы |
1 | Твоё настроение и как оно влияет на тебя | 1 | Нарисовать гнома и выразить в цвете его настроение | Игра - перевоплощение | восковые мелки |
2 | Настроение твоих друзей | 1 | Нарисовать разные состояния лица (мимику) | Художественный тест | восковые мелки |
3 | Твой сон | 1 | Нарисовать воображаемую картину | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
4 | Твоя мечта | 1 | Нарисовать воображаемую картину | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
5 | Какое настроение выражает музыка | 1 | Нарисовать воображаемую картину | Индивидуальная практическая работа | смешанная техника |
6 | Какое настроение выражает цветовое пятно | 1 | Нарисовать воображаемую картину | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
7 | Какое настроение выражает линия | 1 | Нарисовать воображаемую картину | Индивидуальная практическая работа | графические материалы |
8 | Какое настроение у осени | 1 | Нарисовать состояние природы | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
9 | Какое настроение у зимы | 1 | Нарисовать состояние природы | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
10 | Какое настроение у весны | 1 | Нарисовать состояние природы | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
11 | Какое настроение у лета | 1 | Нарисовать состояние природы | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
12 | Какие бывают настроения у людей | 1 | Нарисовать разные состояния | Индивидуальная практическая работа | восковые мелки |
13 | Добрая и злая феи | 1 | Нарисовать выражение лица доброй и злой феи | Индивидуальная практическая работа | смешанная техника |
14 | Планеты злой и доброй феи | 1 | Нарисовать планеты злой и доброй феи | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
15 | Обитатели разных планет | 1 | Нарисовать воображаемых обитателей | Индивидуальная практическая работа | восковые мелки |
16 | Настроение маленького слонёнка | 1 | Нарисовать разные состояния маленького слонёнка | Индивидуальная практическая работа | восковые мелки |
17 | С каким мальчиком захочет дружить девочка? Почему? | 1 | Нарисовать портрет | Индивидуальная практическая работа | восковые мелки |
18 | От чего зависит твоё настроение? | 1 | Нарисовать воображаемую картину | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
19 | Что, по-твоему, страх? | 1 | Нарисовать воображаемую картину | Индивидуальная практическая работа | смешанная техника |
20 | Что, по-твоему, радость? | 1 | Нарисовать воображаемую картину | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
21 | Что, по-твоему, грусть? | 1 | Нарисовать воображаемую картину | Индивидуальная практическая работа | смешанная техника |
22 | Что ты испытываешь в данный момент? | 1 | Нарисовать воображаемую картину | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
23 | С каким настроением я хочу видеть своих друзей? | 1 | Нарисовать портрет своего друга | Индивидуальная практическая работа | смешанная техника |
24 | От чего зависит настроение моей мамы? | 1 | Нарисовать воображаемую картину | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
25 | Наш весёлый дружный коллектив | 1 | Составление композиции (цветовое решение коллективного настроения) | Коллективная работа | смешанная техника |
26 | Мы все улыбаемся | 1 | Коллективная работа | Коллективная работа | гуашь |
27 | У нас хорошее настроение | 1 | Коллективная работа | Коллективная работа | смешанная техника |
28 | Наша планета изобразительное искусство | 1 | Составление композиции | Коллективная работа | техника аппликация |
29 | Наша планета изобразительное искусство | 1 | Составление композиции | Коллективная работа | техника аппликация |
30 | Наша планета изобразительное искусство | 1 | Составление композиции | Коллективная работа | техника аппликация |
31 | Герои сказки и их настроения | 1 | Нарисовать воображаемых героев | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
32 | Жители нашей планеты | 1 | Нарисовать воображаемых обитателей | Индивидуальная практическая работа | гуашь |
33 | Настроение наше и нашего мира | 1 | Передать настроение в цветовом панно | Коллективная работа | гуашь |
34 | Настроение наше и нашего мира | 1 | Передать настроение в цветовом панно | Коллективная работа | гуашь |
35 | Настроение наше и нашего мира | 1 | Передать настроение в цветовом панно | Коллективная работа | гуашь |
Описание материально технического обеспечения
Основное учебное оборудование
№ | № кабинета | Перечень основного учебного оборудования | МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: |
1 | 113 |
| Авторские наглядные пособия, методическая литература, творческие работы учеников, психологические тренинги и тесты. |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Неменский, Б.М. Познание искусством/ Б.М. Неменский. – М.: Издательство УРАО, 2000.- 192с.
- Неменский, Б.М. Мудрость красоты/ Б.М. Неменский. - М., 1985.
- Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского: 1 – 4кл. [ Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева и другие.; под науч. рук. и ред. Б.М. Неменского ]. – М.: Просвещение, 2005 – 190с.
- Неменская, Л.А. Каждый народ художник: Учеб. Для 4 кл. нач. шк./ Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского, - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 144с.: ил.
- Неменская, Л.А. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4 класса начальной школы / Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского, - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
- Горяева, Н.А. Искусство вокруг нас: Учеб. Для 3 кл. нач. шк./ Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского, - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 142с.: ил.
- Твоя мастерская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для3 класса начальной школы/ Под редакцией Б.М.Неменского, - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Коротеева, Е.И. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы/ Е.И. Коротеева, под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2004.
- Твоя мастерская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 2 класса начальной школы/ под редакцией Б.М.Неменского, - 3-е изд. – М.: Просвещение, 2003.
- Неменская, Л.А. Ты и искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь: Учебник для 1 класса начальной школы/ Л.А. Неменская, под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006.- 100с.
- Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями под руководством и редакцией Б.М. Неменского: 1-9 классы. – М.: Просвещение, 2006.
- Изобразительное искусство и художественный труд; программа для 1-4 классов общеобразовательной школы. - М., 1991.
- Бирич, И.А. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития художественных и профессиональных способностей педагогов / И.А. Бирич, М.Т.Ломоносова - М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
- Горбачевская, Т.С. Детский рисунок на уроках изобразительного искусства / Т.С. Горбачевская, Т.А. Мухина, М.А. Полонская под редакцией Б.М. Неменского - Изд. МИОО, 2002.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
- Алексеева, В.В. Что такое искусство / В.В. Алексеева. - М.,1980.
- Алёхин, А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: кн. для учителя / А.Д. Алёхин. - М., 1984.
- Беда, Г.B. Живопись и ее изобразительные средства/ Г.B. Беда. - М., 1983.
- Беда, Г.B. Основы изобразительной грамоты / Г.B. Беда. - М., 1989.
- Вильчинский, В.М. Учись рисовать / В.М. Вильчинский. - Киев, 1983.
- Виноградова, Г. Уроки рисования с натуры / Г.Виноградова. - М., 1983.
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Кн.
- для учителя. - 3-е изд. /Л.С. Выготский - М., 1991.
- Выготский, Л.С. Педагогическая Психология /Л.С. Выготский - М. Педагогика.1991
- Глинская, И.Л. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1-3 классах / И.Л. Глинская - Киев, 1978.
- Изобразительное искусство в начальных классах. – Минск, 1992.
- Казак, Н. Где народные умельцы узоры искали/ Н. Казак. - М., 1990.
- Конышева, Н.М. Лепка в начальной школе/ Н.М. Конышева. - М., 1986.
- Костерин, В.К. Учебное рисование/ В.К. Костерин. - М., 1984.
- Краснов, Н.В. Беседы по искусству в начальной школе/ Н.В. Краснов. - М., 1983.
- Малиновская, Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства / Л.П. Малиновская. – Тернополь, 1993.
- Методика изобразительного искусства с практикумом (программа). - М.,1990,
- Методика, преподавания изобразительного искусства с практикумом (рабочая программа). - М., 1989,
- Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребёнка в семье/ А.А. Мелик-Пашаев, З.И. Новлянская. – М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.-144с.
- Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев - М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 271с.
- Павлик, К.В. Графические работы младших школьников/ К.В. Павлик //Начальная школа. – 1997. - № 11.
- Павлик, К.В. Изобразительная деятельность младших школьников (учебное пособие для студентов) / К.В. Павлик – М., 1985.
- Павлик, K.В. Изобразительная деятельность шестилетних детей / К.В. Павлик //Начальная школа. -1987, - №5.
- Павлик, К.В. Методические рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1-3 классах тельной школы/ К.В. Павлик – М., 1985.
- Павлик, К.В. Подготовка и проведение уроков изобразительного искусства, в начальных классах (учебно-методическое пособие) / К.В. Павлик -М., 1999.
- Павлик, К.В. Развитие чувства цвета у детей 6-7-летнего возраста // В сборнике «Высшее образование России: традиции, проблемы перспективы» / К.В. Павлик – Ч. - 2 – М.,1997.
- Пеленков, A.И. Развитие творческих способностей у первоклассников на уроках изобразительного искусства/ А.И. Пеленков. // Начальная школа. - 1997.
- Рожкова, Е.М. Изобразительное искусство в начальной школе/ Е.М. Рожкова. - М., 1980.
- Павлик, К.В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания / К.В. Павлик – М.,2002
- Пеленков, А.И. Обучение младших школьников изобразитетельному искусству (учебно-методическое пособие для студентов) / А.И. Пеленков. - М., 2000,
- Кузин, В.С. Программно-методические материалы: Изо искусство. Начальная школа / Сост. В.С. Кузин, В.И.Сироткин. 2-е изд. - М., 2000.
- Ростовцев, Н.Л. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - 3-е изд./ Н.Л. Ростовцев. - М., 1999;
- Рутковская, А. Рисование в начальной школе/ А.Рутковская. - С.-Петербург, 2003.
- Сниткина, Г.Л. Готовимся к школе. Читаем и рисуем. Учебно-методическое пособие для развития творческих способностей .детей дошкольного школьного возраста / Г.Л. Сниткина, К.В. Павлик, П.А. Дордиенко. - Тула, 2003.
- Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Н.М. Сокольникова. - М., 1999.
- Слюняева, И.Ф. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства. [Электронный курс]: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08./ И.Ф. Слюняева. – М.: РТБ, 2003.
- Терентьев, А.Е. Рисунок в педагогической практике учителей изобразительного искусства: Пособие для учителей/ А.Е. Терентьев - М.,1981.
- Шopoxoв, E.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе/ E.В. Шopoxoв. – М., 1977.
- Шopoxoв, E.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ E.В. Шopoxoв. – М.: Просвещение, 1979. – 303с.
- Шopoxoв, E.В. Тематическое рисование в школе / E.В. Шopoxoв. - М., 1975.
- Алпатов, М. Этюды об изобразительном искусстве / М. Алпатов и др. - М., 1994.
- Яшухин, A.П. Живопись/ A.П. Яшухин, – М., 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по дополнительному образованию "Изостудия"
Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое сис...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/10/picture-29857-1386692168.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования детей изостудия "Как прекрасен этот мир".
· Цель: создать наиболее благоприятные условия для развития духовного потенциала ребёнка.· Задачи:- формировать высокий уровень ...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/12/picture-123686-1350070163.jpg)
«Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга»
Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга» (составители: Морозова Л.П. и Тулупова О.В., педагоги дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчеств...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/09/picture-174542-1357724856.jpg)
Программа по дополнительному образованию. Изостудия "Палитра".
Программа по дополнительному образованию. Изостудия "Палитра"....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/13/picture-49284-1565726050.jpg)
Программа дополнительного образования "Изостудия"
Программа творческого объединения «Изостудия» по изобразительному искусству ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер....
![](/sites/default/files/pictures/2019/08/13/picture-49284-1565726050.jpg)
Программа дополнительного образования "Изостудия"
Программа творческого объединения «Изостудия» по изобразительному искусству ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-539034-1417274158.jpg)
Рабочая программа по дополнительному образованию изостудии "Радуга"
Программа для занятий с учащимися во вне урочное время....
- Мне нравится (1)