Программа дополнительного образования изостудии «Бабочка» "Радуга настроений"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Шашина Людмила Юрьевна

Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Программа работы изостудии рассчитана на детей 7-8 лет (1 класс). К сожалению, воспитательную функцию искусства часто связывают с дидактическими задачами, исходящими из содержания художественного произведения. Воспитательная функция искусства связана, прежде всего, с его воздействующей природой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Гимназия №4 им.  А.С. Пушкина»

г. Йошкар-Ола

РАССМОТРЕНО

На заседании

научно-методического

совета гимназии

Зам.директора по НМР

И.В.Довгаль

Протокол № ___________

От «___»  ____________2013г

УТВЕРЖДЕНО

ДИРЕКТОР МБОУ «Гимназия №4 им.А.С.Пушкина»

Л.И.Урусова

Протокол № ___________

От «___»  ____________2013г.

__________________________

Программа дополнительного образования

изостудии «Бабочка»

1класс

Радуга настроений

Составитель:

учитель изобразительного

искусства высшей категории

МБОУ «Гимназия № 4

им. А. С. Пушкина»

Шашина Людмила Юрьевна

Йошкар-Ола, 2013


Пояснительная записка

Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.  

Программа работы изостудии рассчитана на детей 7-8 лет (1 класс).

Ребенок в своей познавательно-творческой деятельности усваивает, прежде всего, ее смысл, связанный с эмоционально-оценочным отношением к жизни. И здесь роль эстетического и художественного воспитания незаменима. Ведь искусство — это средство накопления, концентрации того жизненного опыта человечества, которое связано с задачами развития нравственного и творческого потенциала людей. Поэтому одна из главных целей искусства — в опоре на универсальные силы человека развивать его нравственный идеал, творческие установки, эстетические эмоции, чувства.

К сожалению, воспитательную функцию искусства часто связывают с дидактическими задачами, исходящими из содержания художественного произведения. Воспитательная функция искусства связана, прежде всего, с его воздействующей природой, в основе которой лежат:

а)        свойство обобщенно и образно отражать действительность в ее противоречивых проблемах;

б)        возможность оценить действительность с точки зрения ее гармоничного развития, критерием чего является эстетический идеал художника, его представления о Прекрасном;

в)        коллективная форма процесса восприятия, ее «соборность»;

г)        эмоциональность воздействия произведения искусства на человека, основанная на эффекте сопереживания;

д)        полифоничность художественного восприятия, базируемая на комплексных способностях нашего мозга (вот почему деление искусств на пространственные и временные в достаточной мере условно, потому что наш четырехмерный мир всегда представлен в любом виде искусства — прямо или опосредованно);

е)        творческие возможности воображения воспринимающего, его художественная интуиция. Испытывая на себе влияние художественных произведений, действительно можно пережить очищающее воздействие высоких образцов искусства. Перед учителем изобразительного искусства стоит цель — овладеть этим стихийным процессом и направить его в русло педагогических задач.

Основная направленность программы - это обеспечение адекватного восприятия младшими школьниками окружающего мира, обеспечение эмоционального благополучия ребенка. Воспитание через изобразительную деятельность эмоционально-образного мышления, отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям.

Программа ставит перед собой задачу:

1. В игровой форме помочь ребёнку справится с эмоциональным дискомфортом, связанным с переходом  из дошкольного учебного заведения в школу. Адаптационный период, который проходит в течение первого года может тяжело сказаться не только на самочувствие ребенка, но и на его учёбе и взаимоотношениях с товарищами и учителями. Художественная деятельность более привычна для ребёнка такого возраста, она позволит сохранить целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка. Ему будет проще выразить себя через изображение, нежели через письменную или устную речь.

2. Развить у каждого ребёнка понимание  и ощущение целостности мира, зависимости нашего самочувствия от окружения и наоборот влияние нашего настроения на окружающих. Это может стать основой развития диалектического мышления ребёнка, обеспечения самоопределения личности, создания условий для ее самореализации. Более того, реализация программы становится началом развития у первоклассников умения управлять своим настроением.

Содержание программы

Все представленные темы направлены на психологический комфорт учеников в начальной школе, на создание коллектива и хороших взаимоотношений между детьми и взрослыми. Твоё настроение и как оно влияет на тебя. Настроение твоих друзей. Твой сон.

Твоя мечта. Настроение времён года. Настроение животных и сказочных персонажей. Коллективные работы на темы: настроение нашего мира, мы все улыбаемся.

Твоё настроение и как оно влияет на тебя

Настроение твоих друзей

Твой сон

Твоя мечта

Какое настроение выражает музыка

Какое настроение выражает цветовое пятно

Какое настроение выражает линия

Какое настроение у осени

Какое настроение у зимы

Какое настроение у весны

Какое настроение у лета

Какие бывают настроения у людей

Добрая и злая феи

Планеты злой и доброй феи

Обитатели разных планет

Настроение маленького слонёнка

С каким мальчиком захочет дружить девочка? Почему?

От чего зависит твоё настроение?

Что, по-твоему, страх?

Что, по-твоему, радость?

Что, по-твоему, грусть?

Что ты испытываешь в данный момент?

С каким настроением я хочу видеть своих друзей?

От чего зависит настроение моей мамы?

Наш весёлый дружный коллектив

Мы все улыбаемся

У нас хорошее настроение

Наша планета изобразительное

искусство

Наша планета изобразительное

искусство

Наша планета изобразительное

искусство

Герои сказки и их настроения

Жители нашей планеты

Настроение наше и нашего мира

Настроение наше и нашего мира

Настроение наше и нашего мира

 Планируемые результаты на уровне 1 класса

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы:

  • умение определять свое и чужое настроение и выражать его через цвет и форму
  • освоение средств художественной выразительности: линия, цвет, объем, показ фактуры.
  • умение составлять композицию.
  • умение использовать пропорции человека.
  • навыки использования различных художественных материалов
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Методика отслеживания результатов:

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

1 класс

выставка

коллективные творческие работы

конкурс

конкурс

Формы подведения итогов

  • выставки;
  • конкурсы;
  • викторины;
  • тестирование;
  • беседы с детьми и родителями;
  • коллективные творческие работы.
  • наблюдение за детьми в процессе работы;
  • использование методов специальной диагностики, тестирования;
  • конкурсы внутри коллектива и учреждения;
  • После изучения каждой темы и в конце полугодий проводится промежуточная или итоговая аттестация с использованием критериев оценки знаний, умений и навыков.

Планирование

Наименование темы, содержание

Кол

часов

Виды деятельности учащихся

Формы работ

Материалы

1

Твоё настроение и как оно влияет на тебя

1

Нарисовать гнома и выразить в цвете его настроение

Игра - перевоплощение

восковые мелки

2

Настроение твоих друзей

1

Нарисовать разные состояния

лица (мимику)

Художественный тест

восковые мелки

3

Твой сон

1

Нарисовать воображаемую картину

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

4

Твоя мечта

1

Нарисовать воображаемую картину

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

5

Какое настроение выражает музыка

1

Нарисовать воображаемую картину

Индивидуальная

практическая работа

смешанная техника

6

Какое настроение выражает цветовое пятно

1

Нарисовать воображаемую картину

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

7

Какое настроение выражает линия

1

Нарисовать воображаемую картину

Индивидуальная

практическая работа

графические материалы

8

Какое настроение у осени

1

Нарисовать состояние природы

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

9

Какое настроение у зимы

1

Нарисовать состояние природы

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

10

Какое настроение у весны

1

Нарисовать состояние природы

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

11

Какое настроение у лета

1

Нарисовать состояние природы

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

12

Какие бывают настроения у людей

1

Нарисовать разные состояния

Индивидуальная

практическая работа

восковые мелки

13

Добрая и злая феи

1

Нарисовать выражение лица доброй и злой феи

Индивидуальная

практическая работа

смешанная техника

14

Планеты злой и доброй феи

1

Нарисовать планеты злой и доброй феи

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

15

Обитатели разных планет

1

Нарисовать воображаемых обитателей

Индивидуальная

практическая работа

восковые мелки

16

Настроение маленького слонёнка

1

Нарисовать разные состояния маленького слонёнка

Индивидуальная

практическая работа

восковые мелки

17

С каким мальчиком захочет дружить девочка? Почему?

1

Нарисовать портрет

Индивидуальная

практическая работа

восковые мелки

18

От чего зависит твоё настроение?

1

Нарисовать воображаемую картину

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

19

Что, по-твоему, страх?

1

Нарисовать воображаемую картину

Индивидуальная

практическая работа

смешанная техника

20

Что, по-твоему, радость?

1

Нарисовать воображаемую картину

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

21

Что, по-твоему, грусть?

1

Нарисовать воображаемую картину

Индивидуальная

практическая работа

смешанная техника

22

Что ты испытываешь в данный момент?

1

Нарисовать воображаемую картину

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

23

С каким настроением я хочу видеть своих друзей?

1

Нарисовать портрет своего друга

Индивидуальная

практическая работа

смешанная техника

24

От чего зависит настроение моей мамы?

1

Нарисовать воображаемую картину

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

25

Наш весёлый дружный коллектив

1

Составление композиции (цветовое решение коллективного

настроения)

Коллективная работа

смешанная техника

26

Мы все улыбаемся

1

Коллективная работа

Коллективная работа

гуашь

27

У нас хорошее настроение

1

Коллективная работа

Коллективная работа

смешанная техника

28

Наша планета изобразительное

искусство

1

Составление композиции

Коллективная работа

техника аппликация

29

Наша планета изобразительное

искусство

1

Составление композиции

Коллективная работа

техника аппликация

30

Наша планета изобразительное

искусство

1

Составление композиции

Коллективная работа

техника аппликация

31

Герои сказки и их настроения

1

Нарисовать воображаемых героев

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

32

Жители нашей планеты

1

Нарисовать воображаемых обитателей

Индивидуальная

практическая работа

гуашь

33

Настроение наше и нашего мира

1

Передать настроение в цветовом панно

Коллективная работа

гуашь

34

Настроение наше и нашего мира

1

Передать настроение в цветовом панно

Коллективная работа

гуашь

35

Настроение наше и нашего мира

1

Передать настроение в цветовом панно

Коллективная работа

гуашь

Описание материально технического обеспечения 

Основное учебное оборудование

кабинета

Перечень основного

учебного оборудования

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

1

113

  1. Мольберт
  2. Доска
  3. Предметы для натюрморта:
  • муляжи
  •  фруктов,
  • овощей,
  • драпировки,
  • посуда,
  •  музыкальные инструменты,
  • игрушки
  1. Учебники
  2. Учебные пособия
  3. Наглядные пособия
  4. Репродукции произведений искусств
  5. Банк музыкальных произведений
  6. Портативный компьютер и проектор
  7. Банк видео-уроков

Авторские наглядные пособия, методическая литература, творческие работы учеников, психологические тренинги и тесты.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Неменский, Б.М. Познание искусством/ Б.М. Неменский.  – М.: Издательство УРАО, 2000.- 192с.
  2. Неменский, Б.М. Мудрость красоты/ Б.М. Неменский. - М., 1985.
  3. Неменский, Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского: 1 – 4кл. [ Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Е.И. Коротеева и другие.; под науч. рук. и ред. Б.М. Неменского ]. – М.: Просвещение, 2005 – 190с.
  4. Неменская, Л.А. Каждый народ художник: Учеб.  Для 4 кл. нач. шк./ Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского, - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004. – 144с.: ил.
  5. Неменская, Л.А. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 4 класса начальной школы / Л.А. Неменская; под ред. Б.М.Неменского, - 4-е изд. – М.: Просвещение, 2004.
  6. Горяева, Н.А. Искусство вокруг нас: Учеб.  Для 3 кл. нач. шк./ Н.А.Горяева, Л.А. Неменская, А.С.Питерских; под ред. Б.М.Неменского, - 5-е изд. – М.: Просвещение, 2003. – 142с.: ил.
  7. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для3 класса начальной школы/ Под редакцией Б.М.Неменского, - 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2003.
  8. Коротеева, Е.И. Искусство и ты: Учебник для 2 класса начальной школы/ Е.И. Коротеева,  под редакцией Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2004.
  9. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству для 2 класса начальной школы/ под редакцией Б.М.Неменского, - 3-е изд.  – М.: Просвещение, 2003.
  10. Неменская, Л.А. Ты и искусство. Ты изображаешь, украшаешь, строишь: Учебник для 1 класса начальной школы/ Л.А. Неменская, под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2006.- 100с.
  11. Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями под руководством и редакцией Б.М. Неменского: 1-9 классы. – М.:  Просвещение, 2006.
  12. Изобразительное искусство и художественный труд; программа для 1-4 классов общеобразовательной школы.   - М.,  1991.
  13. Бирич, И.А. Основы художественной культуры: Изобразительное искусство и архитектура: Тестовые задания для оценки развития художественных и профессиональных способностей педагогов / И.А. Бирич, М.Т.Ломоносова - М.,  Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  14.   Горбачевская, Т.С. Детский рисунок на уроках изобразительного искусства / Т.С. Горбачевская, Т.А. Мухина, М.А. Полонская под редакцией Б.М. Неменского -  Изд.  МИОО, 2002.

        ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

  1. Алексеева, В.В. Что такое искусство / В.В. Алексеева. - М.,1980.  
  2. Алёхин, А.Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа: кн. для учителя / А.Д. Алёхин. - М., 1984.
  3. Беда, Г.B. Живопись и ее изобразительные средства/ Г.B.   Беда. - М., 1983.
  4. Беда, Г.B.  Основы изобразительной грамоты / Г.B.   Беда. - М., 1989.
  5. Вильчинский, В.М. Учись рисовать / В.М. Вильчинский. - Киев, 1983.
  6. Виноградова, Г. Уроки рисования с натуры / Г.Виноградова. - М., 1983.
  7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Кн.
  8. для учителя. - 3-е изд. /Л.С.  Выготский -        М., 1991.
  9. Выготский, Л.С. Педагогическая Психология /Л.С.  Выготский - М. Педагогика.1991
  10. Глинская, И.Л. Изобразительное искусство: Методика обучения в 1-3 классах / И.Л. Глинская - Киев, 1978.
  11. Изобразительное  искусство   в   начальных  классах.   – Минск, 1992.
  12. Казак, Н. Где народные умельцы узоры искали/ Н. Казак. - М., 1990.
  13. Конышева, Н.М. Лепка в начальной школе/ Н.М.  Конышева. - М., 1986.  
  14. Костерин, В.К. Учебное рисование/ В.К. Костерин. - М., 1984.
  15. Краснов, Н.В. Беседы по искусству в начальной школе/ Н.В. Краснов. - М., 1983.
  16. Малиновская, Л.П. Вопросы формирования дизайнерского мышления на уроках изобразительного искусства / Л.П. Малиновская. – Тернополь, 1993.
  17. Методика изобразительного искусства с практикумом (программа).  -  М.,1990,
  18. Методика, преподавания изобразительного искусства с практикумом (рабочая программа). - М., 1989,
  19. Мелик-Пашаев, А.А. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребёнка в семье/ А.А. Мелик-Пашаев, З.И. Новлянская. – М.: Редакция журнала «Искусство в школе», 1995.-144с.
  20. Мелик-Пашаев, А.А. Мир художника / А.А. Мелик-Пашаев - М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 271с.
  21. Павлик, К.В.  Графические работы младших школьников/ К.В. Павлик //Начальная школа. – 1997. - № 11.
  22. Павлик, К.В.  Изобразительная деятельность младших школьников (учебное пособие для студентов) / К.В. Павлик – М., 1985.
  23. Павлик, K.В. Изобразительная деятельность шестилетних детей / К.В. Павлик //Начальная школа. -1987, - №5.
  24. Павлик, К.В. Методические рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства в 1-3 классах тельной школы/ К.В. Павлик – М., 1985.
  25. Павлик, К.В. Подготовка и проведение уроков изобразительного искусства, в начальных классах (учебно-методическое пособие) / К.В. Павлик -М., 1999.
  26. Павлик, К.В. Развитие чувства цвета у детей 6-7-летнего возраста // В сборнике «Высшее образование России: традиции, проблемы перспективы» / К.В. Павлик – Ч. - 2 – М.,1997.
  27. Пеленков, A.И. Развитие творческих способностей у первоклассников на уроках изобразительного искусства/ А.И. Пеленков.  // Начальная школа. - 1997.
  28. Рожкова, Е.М.  Изобразительное  искусство в начальной  школе/ Е.М. Рожкова.  - М., 1980.
  29. Павлик, К.В. Изобразительное искусство в начальной школе: Учебные материалы по методике преподавания / К.В. Павлик – М.,2002
  30. Пеленков, А.И. Обучение младших школьников изобразитетельному искусству (учебно-методическое пособие для студентов) / А.И. Пеленков. -         М., 2000,
  31. Кузин, В.С. Программно-методические материалы: Изо искусство. Начальная школа / Сост. В.С. Кузин, В.И.Сироткин. 2-е изд.  - М., 2000.
  32. Ростовцев, Н.Л. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. - 3-е изд./ Н.Л.  Ростовцев.  - М., 1999;
  33. Рутковская, А.  Рисование в начальной школе/ А.Рутковская. - С.-Петербург, 2003.
  34. Сниткина, Г.Л. Готовимся к школе. Читаем и рисуем. Учебно-методическое пособие для развития творческих способностей .детей дошкольного школьного возраста / Г.Л. Сниткина, К.В. Павлик, П.А. Дордиенко. - Тула, 2003.
  35. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студентов пед. вузов/ Н.М.  Сокольникова.     - М., 1999.
  36. Слюняева, И.Ф. Подготовка будущих учителей к формированию гуманистической культуры учащихся средствами изобразительного искусства. [Электронный курс]: Дис. канд. пед. наук: 13.00.08./ И.Ф. Слюняева.  – М.: РТБ, 2003.
  37. Терентьев, А.Е. Рисунок в педагогической практике учителей изобразительного искусства:  Пособие для учителей/ А.Е. Терентьев  -  М.,1981.
  38. Шopoxoв, E.В. Методика преподавания композиции на уроках  изобразительного искусства в школе/ E.В. Шopoxoв.   – М., 1977.
  39. Шopoxoв, E.В. Основы композиции: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов./ E.В. Шopoxoв.  – М.: Просвещение, 1979. – 303с.
  40.  Шopoxoв, E.В. Тематическое рисование в школе / E.В. Шopoxoв.  - М., 1975.
  41. Алпатов, М. Этюды об изобразительном искусстве  /  М. Алпатов и др.        - М., 1994.
  42. Яшухин, A.П. Живопись/ A.П. Яшухин, – М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по дополнительному образованию "Изостудия"

Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике, углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает учащимся базовое сис...

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудия "Как прекрасен этот мир".

·       Цель: создать наиболее благоприятные условия для развития духовного потенциала ребёнка.·       Задачи:- формировать высокий уровень ...

«Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга»

Образовательная программа дополнительного образования детей изостудии «Радуга» (составители: Морозова Л.П. и Тулупова О.В., педагоги дополнительного образования МУ ДОД «Дворец детского творчеств...

Программа по дополнительному образованию. Изостудия "Палитра".

Программа по дополнительному образованию. Изостудия "Палитра"....

Программа дополнительного образования "Изостудия"

Программа творческого объединения «Изостудия» по изобразительному искусству ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер....

Программа дополнительного образования "Изостудия"

Программа творческого объединения «Изостудия» по изобразительному искусству ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит образовательный характер....

Рабочая программа по дополнительному образованию изостудии "Радуга"

Программа для занятий с учащимися во вне урочное время....