Образовательная программа дополнительного образования детей изостудия "Как прекрасен этот мир".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему
· Цель: создать наиболее благоприятные условия для развития духовного потенциала ребёнка.
· Задачи:
- формировать высокий уровень эстетических потребностей детей;
- знакомить детей с «ремеслом профессии», с различными видами и жанрами изобразительного искусства: рисунком, живописью, композицией, декоративно-прикладным, историей искусств;
- поддерживать их в творческих начинаниях, стимулировать их творческую активность.
Всё обучение представляет собой систему с логическими связями, где идёт чёткая последовательность приобщения ребёнка к связям искусства с его личностью: от понимания образности художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, т.е. способов выражения своих чувств и отношения к жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
изостудия | 23.46 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ
«Как прекрасен этот мир».
1.Пояснительная записка.
- Мир искусства способствует развитию человеческой личности, но, чтобы в него войти и открыть двери его кладовой, нужно, чтобы рядом были люди, которые помогли бы заглянуть в этот мир.
- Для того чтобы занятия художественным творчеством стали потребностью, нужно создать такую форму учебно-воспитательной работы, где бы наиболее продуктивно развивались познавательные, художественные, творческие способности детей с учётом их индивидуальности.
- Цель: создать наиболее благоприятные условия для развития духовного потенциала ребёнка.
- Задачи:
- формировать высокий уровень эстетических потребностей детей;
- знакомить детей с «ремеслом профессии», с различными видами и жанрами изобразительного искусства: рисунком, живописью, композицией, декоративно-прикладным, историей искусств;
- поддерживать их в творческих начинаниях, стимулировать их творческую активность.
Всё обучение представляет собой систему с логическими связями, где идёт чёткая последовательность приобщения ребёнка к связям искусства с его личностью: от понимания образности художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, т.е. способов выражения своих чувств и отношения к жизни.
-1-
Три формы художественной деятельности для ребёнка выступают в виде трёх сказочных персонажей:
МАСТЕР + ИЗОБРАЖЕНИЕ,
МАСТЕР + УКРАШЕНИЕ,
МАСТЕР + ПОСТРОЙКИ.
Именно они являются важнейшим инструментом установления связи познавательного материала с окружающей жизнью.
Изображая, украшая и строя, человек выражает своё отношение к тому, что украшает, что изображает. Эта тема как основа понимания места роли искусства в жизни развивается весь начальный период.
На каждом занятии ребёнок выступает и зрителем, и художником, а это значит, что он учится видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное. Он создаёт художественный образ через постижение языка художественной выразительности рисунка, живописи, графики.
По каждой теме в программе предлагается комплекс творческих заданий, вопросов,
цель которых – развить художественно-творческие способности ребёнка, его наблюдательность, умение выбирать нужные изобразительные средства для создания того или иного образа.
Каждое занятие не только приобщает ребёнка к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развивает умения и навыки художественной деятельности. Они прежде всего, формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное,
художественно-творческую активность, интерес к внутреннему миру человека, к созданию своих личных связей с искусством. Умение и навыки усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческих задач.
-2-
Возраст детей от 6 до 10 лет.
Группы формируются следующим образом: количество детей в группе 15 человек, не зависимо от уровня подготовки, что даёт возможность для более эффективной работы и развития индивидуальных способностей.
Программа обучения предполагает 3 периода:
- каждый период год обучения.
Занятия : первый год – 1 час в неделю;
второй год – 1 час в неделю;
третий год – 2 час в неделю.
Периоды. | Основные задачи: |
Подготовительный. Дети от 6 до 8 лет. Одно занятие в неделю. | -овладеть навыками работы; -знакомство с различными видами деятельности: знакомство с Мастером Изображения, Украшения, Постройки. |
Основной. Дети от 6 до 8 лет. Одно занятие в неделю. | -выявить способности детей для последующей работы; -овладение техникой работы с различными художественными материалами. |
Специализированный. Дети от 8 до 10 лет. Два занятия в неделю. | -развить творческую индивидуальность и становление характера. |
* Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.
* В программе предусматривается три вида занятий: индивидуальные, групповые, коллективные, имеется возможность их сочетания.
-3-
* Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а также походов на выставки, музеи и выставки собственных работ.
* У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле, профориентация на будущее, а главное- становление характера, развитие нравственно-эстетических качеств в процессе занятием искусством.
* Преемственность и согласованность данной программы со школьными позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить детям навыки и умения, которые будут способствовать успешному приобретению школьных знаний.
* Данная программа основывается на последних разработках школьных программ и программ дополнительного образования, таких, как художников Неменского и Левина.
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
Тема | 1 период | 2 период | 3 период | |||||||
Теория. | Практ. | Экск. | Теория. | Практ. | Экск. | Теория. | Практ. | Экск. | ||
Рисунок. | 2 | 7 | 1 | 2 | 10 | 1 | 4 | 18 | 4 | |
Живопись. | 2 | 10 | 1 | 2 | 10 | 1 | 4 | 20 | 4 | |
Композиция. | 2 | 10 | 1 | 2 | 7 | 1 | 4 | 10 | 4 | |
Итого: | 6 | 25 | 3 | 6 | 25 | 3 | 12 | 50 | 12 | |
Всего: | 36 | 36 | 72 |
-4-
4. Прогнозируемые результаты.
Подготовительный период.
С чем пришёл ребёнок:
* хаотическое изображение рисунка на бумаге;
* изображение предмета выгодного для ребёнка;
*множество точек зрения на предмет;
*отсутствие передачи светотени;
*плоскостное изображение и окраска – декоративность.
Приобретённые навыки и умения:
- первоначальные технические навыки;
- умение плоскостного изображения;
- яркость рисунка;
- умение соотносить размеры предметов на плоскости;
- умение наблюдать;
- активное участие в беседах по искусству.
Эстетическое развитие детей:
- Появление творческих элементов в композиции рисунка;
- Умение видеть прекрасное;
- Формируются ощущения доброго, светлого, красивого;
- Рождаются положительные эмоции.
-5-
Основной период.
С чем пришёл ребёнок:
* мало развита зрительно-двигательная координация;
*отсутствие опыта движений пальцев, кисти, всей руки;
* типичность изображения фигуры человека (схема);
* примитивизм в конструкциях (обобщённость).
Приобретённые навыки и умения:
- уход от бессистемного рисования;
- умение передать форму и основные пропорции предмета;
- правильное размещение предмета на бумаге;
- составление узоров;
- иллюстрирование сказок;
- умение соблюдать необходимые правила на занятиях;
- разработка не сложного сюжета;
- понимание особенностей узоров в полосе, квадрате.
Эстетическое развитие детей:
- более полное восприятие натуры;
- появление творческой самостоятельности;
- более развитое мышление, зрительное восприятие;
- более глубокое отношение к изображаемому;
- выявление положительных героев в жизни, подражание им.
-6-
Специализированный период.
С чем пришёл ребёнок:
* трудности с передачей перспективы;
* нет гибкости восприятия;
* не видят изменений повёрнутых в глубину граней;
* умение сравнивать части предметов;
* возрастное ограничение самостоятельности в работе;
Приобретённые навыки и умения:
- умение передать простейшие явления перспективы;
- развитый глазомер;
- умение выявить объёмность предметов (светотень), характер светотени относительно источника света;
- умение различить собственную и падающую тень, рефлекс, полутень, свет;
- умение передать цвета предметов, их объём, положение в пространстве, зависимость цвета от удалённости;
- навыки рисования акварелью.
Эстетическое развитие детей:
- умение видеть красоту цветовых соотношений в натуре;
- умение не только наблюдать, но и восхищаться рождением новых оттенков, изменяющихся под влиянием светотени;
- развитие памяти, фантазии;
- возникновение чувства выразительности рисунка;
- выработка собственного отношения к явлениям, персонажу, предмету;
- воспитание художественного вкуса на положительных эмоциях.
-7-
5. Критерии оценки результатов обучения детей по программе.
- Участие в конкурсе .
- Участие в выставке.
- Участие в конкурсе в районе и городе.
6. Методическое обеспечение образовательной программы.
Искусство может быть воспринимаемо человеком знающим язык данного искусства. Постичь язык искусства можно только в процессе творчества. Перед учителем стоит задача формирования фантазии, ассоциативного, образного мышления, творческой способности. Не миновать единства трёх задач: содержательной, языковой, творческой.
Основными элементами программы являются:
- Принцип «искусство как духовная культура», т. е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку, обществу).
- Принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», т. е. опора на национальное, народное искусство.
- Принцип обязательного приобщения к трём группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств ежедневно окружающих ребёнка в жизни.
- Принцип связи с жизнью.
- Принцип единства формы и содержания для программы основополагающий. Ни одно занятие не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определённого отношения, определённой эмоции. Вся методика – для обеспечения этой цели.
-8-
7.Условия реализации программы.
- Помещение (освещение соответствует санитарным нормам).
- Столы ( 15).
- Стулья (30).
- Материалы, принадлежности (бумага, акварель, гуашь, пастель, карандаши, кисти).
- Натюрмортный фонд.
- Муляжи.
- Гипсовые модели.
- Дидактический материалы.
- Методические альбомы по темам.
- Таблицы по рисунку, живописи, композиции.
- Место для выставок.
Список литературы для детей.
Серия «Изобразительное искусство» Н.М. Сокольникова.
- «Основы рисунка».
- «Основы живописи».
- «Основы композиции».
- «Краткий словарь художественных терминов».
Альбомы репродукций.
Тетради с печатной основой. (1, 2 классы).
Карлов Г.Н. «Изображение птиц и зверей».
Кузин В.С. «Наброски и зарисовки».
Иллюстрации Билибина.
Иллюстрации Чарушина.
-9-
8. Список литературы для учителя.
- Сборник №10 «Ключ к успеху» - программы дополнительного образования Восточного округа Москвы.
- «Мудрость и красота» Неменский Б.М.
- «Психология творчества» Пономарёв Я.А.
- «Изобразительная деятельность ребёнка как формула условия социального опыта» Мухина В.С.
- «Композиция и живопись» Волков Н.Н.
- «Цвет в живописи» Волков Н.Н.
- «Воображение и творчество в детском возрасте» Выготский .
- «Живопись акварелью» Лепикаш В.А.
- «Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй» Родари Дж.
- «Народные промыслы. Встречи с самобытными мастерами»
Миловский А.С.
-10-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.
Направленность программы «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года
Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.
Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...