Образовательная программа дополнительного образования детей изостудия "Как прекрасен этот мир".
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Мартюхова Людмила Михайловна

·       Цель: создать наиболее благоприятные условия для развития духовного потенциала ребёнка.

·       Задачи:

- формировать высокий уровень эстетических потребностей детей;

- знакомить детей с «ремеслом профессии», с различными видами и жанрами изобразительного искусства: рисунком, живописью, композицией, декоративно-прикладным, историей искусств;

-  поддерживать их в творческих начинаниях, стимулировать их творческую активность.

     Всё обучение представляет собой систему с логическими связями, где идёт чёткая последовательность приобщения ребёнка к связям искусства с его личностью: от понимания образности художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, т.е. способов выражения своих чувств и отношения к жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл изостудия23.46 КБ

Предварительный просмотр:


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«Как прекрасен этот мир».

 

1.Пояснительная записка.

  1. Мир искусства способствует развитию человеческой личности, но, чтобы в него войти и открыть двери его кладовой, нужно, чтобы рядом были люди, которые помогли бы заглянуть в этот мир.
  2. Для того чтобы занятия художественным творчеством стали потребностью, нужно создать такую форму учебно-воспитательной работы, где бы наиболее продуктивно развивались познавательные, художественные, творческие способности детей с учётом их индивидуальности.

  1. Цель: создать наиболее благоприятные условия для развития духовного потенциала ребёнка.
  2. Задачи:

- формировать высокий уровень эстетических потребностей детей;

- знакомить детей с «ремеслом профессии», с различными видами и жанрами изобразительного искусства: рисунком, живописью, композицией, декоративно-прикладным, историей искусств;

-  поддерживать их в творческих начинаниях, стимулировать их творческую активность.

     Всё обучение представляет собой систему с логическими связями, где идёт чёткая последовательность приобщения ребёнка к связям искусства с его личностью: от понимания образности художественных материалов к осознанию их как средства художественного языка, т.е. способов выражения своих чувств и отношения к жизни.

-1-

    Три формы художественной деятельности для ребёнка выступают в виде трёх сказочных персонажей:

                    МАСТЕР + ИЗОБРАЖЕНИЕ,
                   МАСТЕР + УКРАШЕНИЕ,
                   МАСТЕР + ПОСТРОЙКИ.

     Именно они являются важнейшим инструментом установления связи познавательного материала с окружающей жизнью.

     Изображая, украшая и строя, человек выражает своё отношение к тому, что украшает, что изображает. Эта тема как основа понимания места роли искусства в жизни развивается весь начальный период.

     На каждом занятии ребёнок выступает и зрителем, и художником, а это значит, что он учится видеть, понимать и эмоционально откликаться на увиденное. Он создаёт художественный образ через постижение языка художественной выразительности рисунка, живописи, графики.

    По каждой теме в программе предлагается комплекс творческих заданий, вопросов,

 цель которых  –  развить художественно-творческие способности ребёнка, его наблюдательность, умение выбирать нужные изобразительные средства для создания того или иного образа.

     Каждое занятие не только приобщает ребёнка к миру профессионального искусства, красоте природы, человека, развивает умения и навыки художественной деятельности. Они прежде всего, формирует нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное,

 художественно-творческую активность, интерес к внутреннему миру человека, к созданию своих личных связей с искусством. Умение и навыки усваиваются в процессе создания художественного образа, решения творческих задач.

-2-

      Возраст детей от 6 до 10 лет.

      Группы формируются следующим образом: количество детей в группе 15 человек, не зависимо от уровня подготовки, что даёт возможность для более эффективной работы и развития индивидуальных способностей.

      Программа обучения предполагает 3 периода:

- каждый период год обучения.

Занятия : первый год – 1 час в неделю;

                второй год – 1 час в неделю;

                третий год – 2 час в неделю.

   

Периоды.

Основные задачи:

Подготовительный.

Дети от 6 до 8 лет.

Одно занятие в неделю.

-овладеть навыками работы;

-знакомство с различными видами деятельности:

знакомство с Мастером Изображения, Украшения,

Постройки.

Основной.

Дети от 6 до 8 лет.

Одно занятие в неделю.

-выявить способности детей для последующей работы;

-овладение техникой работы с различными художественными материалами.

Специализированный.

Дети от 8 до 10 лет.

Два занятия в неделю.

-развить творческую индивидуальность и становление характера.

*    Детям предоставляется возможность углубить и расширить знания в процессе познания мира животных, птиц, человека, пейзажа и т.д.

*    В программе предусматривается три вида занятий: индивидуальные, групповые, коллективные, имеется возможность их сочетания.

-3-

*    Программа даёт возможность ребятам приобщиться к достижениям культуры через беседы, просмотр видеофильмов, слайдов, репродукций, а также походов на выставки, музеи и выставки собственных работ.

*    У детей формируется умение сориентироваться в жизни, достигается постоянное приобретение умений и навыков в любимом деле, профориентация на будущее, а главное- становление характера, развитие нравственно-эстетических качеств в процессе занятием искусством.

*    Преемственность и согласованность данной программы со школьными позволяет расширить кругозор детей, воспитать в них хороший вкус, привить детям навыки и умения, которые будут способствовать успешному приобретению школьных знаний.

*    Данная программа основывается на последних разработках школьных программ и программ дополнительного образования, таких, как художников Неменского и Левина.

2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Тема

1 период

2 период

3 период

Теория.

Практ.

Экск.

Теория.

Практ.

Экск.

Теория.

Практ.

Экск.

Рисунок.

2

7

1

2

10

1

4

18

4

Живопись.

2

10

1

2

10

1

4

20

4

Композиция.

2

10

1

2

7

1

4

10

4

Итого:

6

25

3

6

25

3

12

50

12

Всего:

36

36

72

-4-

4. Прогнозируемые результаты.

Подготовительный период.

С чем пришёл ребёнок:

* хаотическое изображение рисунка на бумаге;

* изображение предмета выгодного для ребёнка;

*множество точек зрения на предмет;

*отсутствие передачи светотени;

*плоскостное изображение и окраска – декоративность.

Приобретённые навыки и умения:

  1. первоначальные технические навыки;
  2. умение плоскостного изображения;
  3. яркость рисунка;
  4. умение соотносить размеры предметов на плоскости;
  5. умение наблюдать;
  6. активное участие в беседах по искусству.

Эстетическое развитие детей:

  1. Появление творческих элементов в композиции рисунка;
  2. Умение видеть прекрасное;
  3. Формируются ощущения доброго, светлого, красивого;
  4. Рождаются положительные эмоции.

-5-

Основной период.

С чем пришёл ребёнок:

* мало развита зрительно-двигательная координация;

*отсутствие опыта движений пальцев, кисти, всей руки;

* типичность изображения фигуры человека (схема);

* примитивизм в конструкциях (обобщённость).

Приобретённые навыки и умения:

  1. уход от бессистемного рисования;
  2. умение передать форму и основные пропорции предмета;
  3. правильное размещение предмета на бумаге;
  4. составление узоров;
  5. иллюстрирование сказок;
  6. умение соблюдать необходимые правила на занятиях;
  7. разработка не сложного сюжета;
  8. понимание особенностей узоров в полосе, квадрате.

    Эстетическое развитие детей:

  1. более полное восприятие натуры;
  2. появление творческой самостоятельности;
  3. более развитое мышление, зрительное восприятие;
  4. более глубокое отношение к изображаемому;
  5. выявление положительных героев в жизни, подражание им.

-6-

Специализированный период.

С чем пришёл ребёнок:

* трудности с передачей перспективы;

* нет гибкости восприятия;

* не видят изменений повёрнутых в глубину граней;

* умение сравнивать части предметов;

* возрастное ограничение самостоятельности в работе;

Приобретённые навыки и умения:

  1. умение передать простейшие явления перспективы;
  2. развитый глазомер;
  3. умение выявить объёмность предметов (светотень), характер светотени относительно источника света;
  4. умение различить собственную и падающую тень, рефлекс, полутень, свет;
  5. умение передать цвета предметов, их объём, положение в пространстве, зависимость цвета от удалённости;
  6. навыки рисования акварелью.

Эстетическое развитие детей:

  1. умение видеть красоту цветовых соотношений в натуре;
  2. умение не только наблюдать, но и восхищаться рождением новых оттенков, изменяющихся под влиянием светотени;
  3. развитие памяти, фантазии;
  4. возникновение чувства выразительности рисунка;
  5. выработка собственного отношения к явлениям, персонажу, предмету;
  6. воспитание художественного вкуса на положительных эмоциях.

-7-

5. Критерии оценки результатов обучения детей по программе.

  1. Участие в конкурсе .
  2. Участие в выставке.
  3. Участие в конкурсе в районе и городе.

6. Методическое обеспечение образовательной программы.

      Искусство может быть воспринимаемо человеком знающим язык данного искусства. Постичь язык искусства можно только в процессе творчества. Перед учителем стоит задача формирования фантазии, ассоциативного, образного мышления, творческой способности. Не миновать единства трёх задач: содержательной, языковой, творческой.

     Основными элементами программы являются:

  1. Принцип «искусство как духовная культура», т. е. профессиональная сторона искусства рассматривается как средство донесения его универсальной стороны: отношения в единстве мысли и чувства ко всем явлениям жизни (природе, человеку, обществу).
  2. Принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры», т. е. опора на национальное, народное искусство.
  3. Принцип обязательного приобщения к трём группам искусства: изобразительной, декоративной и конструктивной, т.е. ко всему богатству пластических искусств ежедневно окружающих ребёнка в жизни.
  4. Принцип связи с жизнью.
  5. Принцип единства формы и содержания для программы основополагающий. Ни одно занятие не должно даваться без эмоционального содержания. Рисуем, работаем цветом, конструируем, декорируем всегда ради выражения определённого отношения, определённой эмоции. Вся методика – для обеспечения этой цели.

-8-

7.Условия реализации программы.

  1. Помещение (освещение соответствует санитарным нормам).
  2. Столы ( 15).
  3. Стулья (30).
  4. Материалы, принадлежности (бумага, акварель, гуашь, пастель, карандаши, кисти).
  5. Натюрмортный фонд.
  6. Муляжи.
  7. Гипсовые модели.
  8. Дидактический материалы.
  9. Методические альбомы по темам.
  10. Таблицы по рисунку, живописи, композиции.
  11. Место для выставок.

Список литературы для детей.

Серия «Изобразительное искусство» Н.М. Сокольникова.

  1. «Основы рисунка».
  2. «Основы живописи».
  3. «Основы композиции».
  4. «Краткий словарь художественных терминов».

Альбомы репродукций.

Тетради с печатной основой. (1, 2 классы).

Карлов Г.Н. «Изображение птиц и зверей».

Кузин В.С. «Наброски и зарисовки».

Иллюстрации Билибина.

Иллюстрации Чарушина.

   

-9-

8. Список литературы для учителя.

  1. Сборник №10 «Ключ к успеху» - программы дополнительного образования Восточного округа Москвы.
  2. «Мудрость и красота» Неменский Б.М.
  3. «Психология творчества» Пономарёв Я.А.
  4. «Изобразительная деятельность ребёнка как формула условия социального опыта» Мухина В.С.
  5. «Композиция и живопись» Волков Н.Н.
  6. «Цвет в живописи» Волков Н.Н.
  7. «Воображение и творчество в детском возрасте» Выготский .
  8. «Живопись акварелью» Лепикаш В.А.
  9. «Грамматика фантазии: введение в искусство придумывания историй» Родари Дж.
  10. «Народные промыслы. Встречи с самобытными мастерами»

Миловский А.С.

                       

-10-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование»

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей «Визуальное программирование». Возраст учащихся 16 лет. Срок реализации 1 год. В школьном...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Русские узоры » Программа ориентирована на детей от 10 до 13 лет. Срок реализации – 3 года.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного твор...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Цвета радуги» Программа ориентирована на детей от 10до 11 лет.

Направленность программы  «Цвета радуги» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному п...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Т.С.

Презентация образовательной программы дополнительного образования детей «Театральное  мастерство» , педагог дополнительного образования Гринкевич Татьяна СтаниславовнаМБОУ ДОД «Центр внешкольной ...