План-конспект урока "Волшебный мир сказок"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему
Современные дети почти не знают сказок,а больше смотрят и читают разные "страшилки"и "ужастики".А чему они учат?
А старые добрые сказки всегда нас учили добру,терпению,трудолюбию.Не зря сказано:"Сказка-ложь,да в ней намёк,добрым молодцам урок".
Мне самой всегда были интересны сказки,люблю их читать и сейчас.И самая любимая тема уроков тоже сказки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_volshebnyy_mir_skazok_7_klass.docx | 23.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по изобразительному искусству для учащихся 7 класса Тема «Волшебный мир сказки».
Учитель Зубрильчева Вера Александровна
Урок получения новых знаний, ИЗО, 7 класс. Цели урока:
-Сформировать представление о сказочно -былинном жанре на примере творчества В.Васнецова и И.Билибина
- Воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, любовь и интерес к искусству.
- Развивать навыки поисковой работы и коллективного восприятия, творческое отношение к выполнению задания.
Задачи:
- Выбор темы и сюжета
- Выполнение работы в карандаше
Ход урока.
Организационный момент.
Вступление- песня. Показ сказок с иллюстрациями. - Догадались ли вы о чём пойдёт наш сегодняшний разговор ? - ( о сказке)
«…Красота – это любовь, это добро, она живёт в душе человека, в душе народа. А душу свою он раскрывает в сказке, в песне, в предании…» В.М.Васнецов.
Сегодня на уроке мы с вами поговорим об особом жанре – жанре сказки и былины.Со сказками мы встречаемся ещё в раннем детстве и на всю жизнь запоминаем их героев.Это и народные сказки с их героями, и сказки великих сказочников – писателей. – Какие сказки вам знакомы с ранненго детства? ( Русские народные) – вспомните народные сказки и их героев – вспомните писателей- сказочников и героев их книг. Изучение новой темы.
А теперь мы отправимся в Тридевятое царство в Тридесятое государство – туда, где живут герои сказок. А путешествовать мы будем не одни, а с художниками сказочниками. Ещё в раннем детстве мы начинаем знакомство со сказками не только из рассказов бабушки и мамы, но и из книг. А книги эти с картинками, или как правильно сказать, с чем? (С иллюстрациями.)
Иллюстрация (от лат.) – наглядное изображение, описание картины. Рисунки в книгах и есть иллюстрации. Это один из видов графического искусства. От общего художественного замысла зависит те средства художественной выразительности, которые применяет художник. Это могут быть и цветные и черно-белые иллюстрации, большие во всю страницу или даже на целый разворот, и маленькие – среди текста или на полях. Художники по – разному видят мир, красоту окружающей действительности, но все они выполняют главную задачу иллюстратора – через образы, через оформление обложки, красочной буквицы, иллюстрации и другие элементы книги раскрывают её содержание. Именно такими, как нарисовал художник , мы и будем представлять себе героев этих книг. Давайте попутешествуем по книгам детства, многие из которых проиллюстрировал великий художник И.Билибин.
Билибин Иван Яковлевич (1876 – 1942). [[1]]
Родился в Петербурге в семье военного врача. По желанию отца заканчивает юридический факультет Петербургского университета, но одновременно занимается в школе Общества поощрения художеств, а также как вольнослушатель поступает в мастерскую Репина, в Академию художеств. В 1898 году едет в Мюнхен, чтобы работать в мастерской профессора Ашбе. Основы точного рисунка сохранились у Билибина на всю жизнь. Лето 1899 года проводит в Тверской губернии, здесь начинается его знакомство с русской деревней и народным творчеством. В том же, 1899, году Экспедиция Государственных Бумаг начала выпускать русские народные сказки с рисунками Билибина. Его имя становится широко известно по всей России. Издание отличалось замечательной передачей красочных рисунков и парадной внешностью. В этой серии были:
«Белая уточка» [[2]]
«Василиса Прекрасная» [[3]]
«Царевна – лягушка»
«Сказка об Иване – царевиче и сером волке» [[4]]
Своим искусством Билибин звал в мир, где нет трагедий, где царит счастье. С юных лет он был покорён русским народным искусством и не изменил ему до конца своих дней. Первый успех был толчком для дальнейшего развития творчества художника. Он совершает поездки на север России, Вологодскую и Архангельскую губернии, где открылись ему красоты деревянной архитектуры и орнаментальное богатство народных костюмов и вышивок. Одно из заключений о поездке на север Билибин формулирует: «…Народное творчество – душа народа и его сила и гордость… оно не раз спасало и объединяло народ…». Результатом поездки стала былина «Вольга» с его рисунками. Первая иллюстрация показывает выезд дружины Вольги. Дородная осанка Вольги и его достоинство сразу говорят, что это предводитель дружины. Богатая упряжь, щиты и копья, головы коней с развевающимися гривами даны на фоне декоративного пейзажа. Все иллюстрации отличались вкусом и изяществом. В дальнейшем Билибин много рисует к произведениям Пушкина. В 1905 году появляется «Сказка о царе Салтане» [[5]], позднее – «О золотом петушке» [[6]]. Все произведения художника объединяет одно неизменное качество – исключительное мастерство. Во всех работах художника видна любовь его к древнему миру России, и любование этим миром он пронёс через всю свою жизнь.
Ответьте на вопросы:
- К какому виду изобразительного искусства мы отнесём работы Ивана Билибина? - Почему?
- Чем отличаются иллюстрации И.Билибина от иллюстраций этих же сказок другими художниками? (декоративность, обилие мелких деталей).
Но сказки не только иллюстрированы. Герои сказок становились и героями живописных полотен многих художников.
Но был художник, который посвятил сказке всю жизнь. Его картины знают многие, они о героях русских сказок и былин. А кто увидел их такими?
Васнецов Виктор Михайлович (1848 – 1926), русский художник. [[7]]
Сыграл ведущую роль в эволюции русского искусства от реализма 19 века к стилю модерн. Выходец из семьи сельского священника, первоначально обучался в духовной семинарии в Вятке, затем поступил в рисовальную школу при петербургском Обществе поощрения художеств, где учился под руководством И.Крамского. с 1878 года – член Товарищества передвижных художественных выставок. Творческая биография делится на два периода. В первом он следует принципам передвижничества социально-критического жанра.
Во втором периоде он обращается к темам фольклорной мифологии.
«После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880),
«Алёнушка» (1881),
«Царь Иван Васильевич Грозный» (1897),
«Три богатыря» (1881-1998).
На смену ранним психологическим новеллам приходит монументальный эпос: «Три царевны подземного царства» (1881).
Мастером декоративной живописи Васнецов проявил себя в панно «Каменный век» (1883-1885).
Самобытен вклад Васнецова в историю архитектуры и дизайна. По его эскизам в Абрамцеве были выстроены церковь в духе средневековой псковско-новгородской традиции и шутливая сказочная «Избушка на курьих ножках».
Поздний период творчества исполнен мрачных переживаний. Он вступает в «Союз русского народа». Полны сложного подтекста картины «Царевна-лягушка» (1901 – 1918) и «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1913-1918).
В 1953 московский дом Васнецова был превращён в Дом-музей.
Ответьте на вопросы:
- Чем отличаются картины И.Билибина и В Васнецова? (у Билибина – иллюстрации, а у Васнецова живописные произведения)
- Кто основные герои картин В.Васнецова? (Герои сказок и былин)
- Какая из картин вам больше всего понравилась, почему?
Практическая работа:
Нарисуйте любимых сказочных героев, героев новых сказок. А может кто то из вас сделает эскиз книжной обложки. В работе вам помогут все представленные и собранные материалы урока. На сегодняшнем уроке мы выполним работу карандашом, а на следующем – приступим к цветовому решению.
Те, кто испытывает трудности в выполнении работы могут воспользоваться помощью своих товарищей, которые будут выполнять задание на доске.
1 этап работы:
Воплощаем замысел в карандаше.
1.Главные герои располагаются в середине листа.
2.Что их окружает? (Это важно для раскрытия темы).
3. Сначала разместим на листе места расположения главных персонажей, а затем перейдём к прорисовыванию деталей.
Итог урока
- Что нового узнали на уроке?
Рефлексия
- Оцените работу класса на уроке и свою работу.
Ребята высказывают по очереди одним предложением, выбирая начало фразы:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я понял, что…
- Я почувствовал, что…
- У меня получилось…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Домашнее задание:
Доделать работу карандашом и подготовиться к работе цветом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока ИЗО на тему "Волшебный мир сказок"
урок-путешествие...
Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).
Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...
План-конспект урока литературы в 5 классе «А. С. Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинского произведения."
План- конспект урока литературы в 5 классе. Тема урока: "А. С. Пушкин. Пролог к поэме "Руслан и Людмила" - как собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок. Мотивы и сюжеты пушкинс...
План-конспект урока для 5 класса по теме: "В царстве математических сказок"
Материал создан на основе придуманных учащимися сказок с математическими понятиями, правилами, законами. Данный урок целесообразнее всего проводить в начале учебного года как повторение основных прави...
План-конспект урока чтения и развития речи с комплексным применением знаний, умений и элементами ИКТ на тему: «Чудесный мир сказок»
Цель: Обобщение о ранее полученных знаниях по разделу.Задачи:1. Систематизация знаний о сказках;2. Развитие целостности восприятия на о...
План - конспект открытого урока - презентации по теме "В мире сказок" для учащихся 4 класса в формате технологической карты по требованиям ФГОС.
Данный урок представлен в игровой форме. Направлен на коммуникативное обучение иноязычной культуре....
План-конспект организационной интегрированной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему:"Путешествие в страну сказок"
Цель: создание социальной ситуации для познавательно-речевого развития детей старшей группы посредством арт-гимнастики и организации продуктивной деятельности.Задачи: Образовательные: -Стимулиров...