Рабочая программа по изобразительному искусству 5-8 классы
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5, 6, 7, 8 класс) на тему
Рабочая программа по иизобразительному искусству для 5-8 классов по программе Б.М.Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_izo_5-8_klass.docx | 97.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Средняя общеобразовательная школа с. Верхняя Чернавка
Вольского района Саратовской области»
Согласовано Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ с. В. Чернавка» _________ /Мамаева О.А./ «31» августа 2017г. | Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2017г. | Утверждаю Директор МОУ «СОШ с. В Чернавка» __________ /Ерокина Е.Н./ Приказ № ___ от «31» августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по __изобразительному искусству ______________________________________________
учебный предмет (курс)
классы______5-8_________________________________________________________________
уровень образования ______ основное общее______________________________________________
начальное общее, основное общее, среднее общее
Рассмотрено
Руководитель МО
_________/Емельянова Е.И./
протокол № 1
от «29» августа 2017г.
Вольский муниципальный район, с. Верхняя Чернавка, 2017 г
Пояснительная записка
1. Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена для обучающихся 5-8 классов общеобразовательной школы, с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся. Программа опирается на следующие нормативные документы:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»с изменениями;
- ФГОС ООО, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»; с дополнениями и изменениями (приказ от 29.12.2014г. №1644 «О внесении изменений в приказ Минобразования РФ от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении ФГОС ООО»);
- Образовательная программа ООО МОУ «СОШ с. В. Чернавка», утвержденная приказом от 31.08.2013 г. № 114;
- Локальный акт «Положение о рабочей программе в соответствии с требованиями ФГОС МОУ «СОШ с. В. Чернавка»;
- Программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М.Неменского.1-8(9) классы.-М. «Просвещение»,2011 год.
- Примерные программы по учебным предметам. Стандарты второго поколения. Изобразительное искусство 5-8 классы. М.:Просвещение.2011 год.
2. Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально-ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределённости;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и в понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Программа объединяет практические художественно-творческие задания, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности в единую образовательную структуру, создавая условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Программа построена на принципах тематической цельности и последовательности развития курса, предполагает чёткость поставленных задач и вариативность их решения. Программа предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности, диалогичность и сотворчество учителя и ученика.
3. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Изобразительное искусство» изучается с 5-го по 8-й класс. Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение изобразительного искусства отводится 140 часов, в том числе в 5-м - 8-ом классах отводится не менее 35 часов, из расчета 1 часа в неделю в каждом классе. Программа осваивается в течение учебного года – 35 учебных недель (с 1 сентября 2017 по 31 мая 2018г.).
4. Для реализации рабочей программы используются учебники, включенные в Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе (приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»).
Учебно-методический комплект включает:
5 класс
1.Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учебник для 5 кл. Н.А.Горяева, О.В.Островская – 8-е изд.- М.: Просвещение, 2015.
6 класс
1. Неменская Л. А. Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л. А. Неменская; под. ред. Б. М.Неменского. — М.: «Просвещение», 2015.
7 класс
1. Изобразительное искусство в жизни человека. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /Л. А. Неменская; под. ред. Б. М.Неменского. — М.: «Просвещение», 2015.
8 класс
1.Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении. 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. А.С.Питерских; под. ред. Б. М.Неменского. — М.: «Просвещение», 2014.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
-формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
-развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
-формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
-умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
-формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
-развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира;
- развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
-развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
-освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
-приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
-приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
-развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности;
-осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
-развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Планируемые результаты
По окончании основной школы учащиеся должны: 5 класс:
- знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
-знать несколько народных художественных промыслов России;
-различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
-различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
-выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
-умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне); выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
-создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
-владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций; владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);
- класс:
-знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
-знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
-понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
-знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
-называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
-понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
-знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения; знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;
-пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
-видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
-создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
-активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;
- класс:
-уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
-понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
-знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства; конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
-моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах; работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды; конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
-владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;
-создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.; работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;
-использовать разнообразные художественные материалы;
- класс:
-освоить азбуку фотографирования;
-анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;
-применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
-усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки); усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;
-осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино- и видеоработами;
-быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.
Содержание тем учебного курса.
5 класс: «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» (35 часов, 1 час в неделю).
1.Древние корни народного искусства(8 часов).
Древние образы в народном искусстве. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта. Русская народная вышивка. Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды.
2.Связь времён в народном искусстве(9 часов).
Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись.
Хохлома. Жостово. Роспись по металлу. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
3.Декор — человек, общество, время (8 часов).
Зачем людям украшения. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
4.Декоративное искусство в современном мире (10 часов).
Современное выставочное искусство (керамика, стекло, металл и многое другое). Ты сам мастер.
6 класс: «Изобразительное искусство в жизни человека» (35 часов, 1 час в неделю).
1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 часов).
Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы.
Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и её выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объёмные изображения в скульптуре. Основы языка изображения.
2.Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов).
Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира — натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта.
3.Вглядываясь в человека. Портрет (10 часов).
Образ человека — главная тема в искусстве. Конструкция головы человека и её основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века.
4.Человек и пространство. Пейзаж (9 часов).
Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж — большой мир. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
7 класс: «Дизайн и архитектура в жизни человека» (35 часов, 1 час в неделю).
Архитектура и дизайн — конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир, который создаёт человек.
1.Художник — дизайн — архитектура.Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры (8 часов).
Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!». Прямые линии и организация пространства. Цвет — элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и тоновые пятна.
Буква — строка — текст. Искусство шрифта.
Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.
В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна.
2.В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств (8 часов).
Объект и пространство. От плоскостного изображения к объёмному макету. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания.
Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объёмов и образ времени. Форма и материал.
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.
3.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека (12 часов).
Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого.
Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.
Живое пространство города. Город, микрорайон, улица.
Вещь в городе и дома. Городской дизайн. Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера.
Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства.
Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление.
4.Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование (7 часов).
Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. Интерьер, который мы создаём. Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй.
Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды. Встречают по одёжке. Автопортрет на каждый день. Моделируя себя — моделируешь мир.
8 класс: «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» (35 часов, 1 час в неделю).
1.Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах (8 часов).
Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.
Правда и магия театра. Театральное искусство и художник.
Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества. Сценография — искусство и производство.
Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы».
Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол.
Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению.
2. Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий (8 ч)
Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение
реальности.
Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.
Фотография —искусство светописи.Вещь: свет и фактура.
На фоне Пушкина снимается семейство. Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера.
Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета.
Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.
Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка.
3. Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? (12 часов)
Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.
Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме.
От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка. Фильм — «рассказ в картинках». Воплощение замысла. Чудо движения: увидеть и снять.
Бесконечный мир кинематографа. Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник. Живые рисунки на твоём компьютере.
4. Телевидение — пространство культуры? Экран - искусство - зритель (7 часов).
Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.
Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка.
Жизнь врасплох, или Киноглаз. Кинонаблюдение – основа документального видеотворчества. Видеоэтюд в пейзаже и портрете. Видеосюжет в репортаже, очерке, интервью.
Телевидение, видео, Интернет... Что дальше? Современные формы экранного языка.
В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства(обобщение темы).Роль визуально-зрелещных искусств в жизни общества и человека. Искусство – зритель – современность.
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий) |
5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» | |||
1.Древние корни народного искусства. | 8 | ||
1 | Древние образы в народном искусстве. | 1 | Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту. Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок. Создавать выразительные декоративно-обобщённые изображения на основе традиционных образов. Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
2-3 | Убранство русской избы. | 2 | Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилища, выраженного в его трёхчастной структуре и декоре. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы. Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов. Создавать эскизы декоративного убранства избы. Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении. |
4 | Внутренний мир русской избы. | 1 | Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома. Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды. Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных народов, находить в них черты национального своеобразия. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы |
5 | Конструкция и декор предметов народного быта. | 1 | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда. Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой. Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов. Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам. Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать её. Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства. |
6 | Русская народная вышивка. | 1 | Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов. Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию. Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами. Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. |
7 | Народный праздничный костюм. | 1 | Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку. Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с мировосприятием и мировоззрением наших предков. Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России. Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа. Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия. |
8 | Народные праздничные обряды. | 1 | Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.). Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты. Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах. Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов. Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности. Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство. |
2.Связь времён в народном искусстве. | 9 | ||
9 | Древние образы в современных народных игрушках. | 1 | Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. |
10 | Искусство Гжели | 1 | Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Овладевать приёмами создания выразительной формы в опоре на народные традиции. Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики. Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели. Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров. |
11 | Городецкая роспись. | 1 | Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла. Осваивать основные приёмы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками. Создавать композицию росписи в традиции Городца. Осваивать приёмы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями». Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла. |
12- 13 | Хохлома. | 2 | Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы. |
14 | Жостово. Роспись по металлу. | 1 | Осваивать основные приёмы жостовского письма. Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. Эмоционально воспринимать, выражать своё отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла. |
15 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | 1 | Выражать своё личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. Различать и называть характерные особенности мезенской деревянной росписи, её ярко выраженную графическую орнаментику. Осваивать основные приемы росписи.Создавать композицию росписи или её фрагмент в традиции мезенской росписи. |
16 | Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла. | 1 | Сравнивать сочетание теплых тонов керамики с традиционными цветами гончарных промыслов России. Осознавать взаимосвязь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, единство формы и декора в изделиях борисовских мастеров. Создавать орнаментальную композицию с использованием древнейших знаков-символов, используемых в декоре гончарных изделий России. |
17 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы). | 1 | Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов. Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвовать в отчёте поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала. Участвовать в презентации выставочных работ. Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времён в народном искусстве». |
3.Декор — человек, общество, время | 8 | ||
18- 19 | Зачем людям украшения. | 2 | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. |
20- 21 | Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. | 2 | Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта. Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Овладевать навыками декоративного обобщения в процесс е выполнения практической творческой работы. |
22- 23 | Одежда «говорит» о человеке. | 2 | Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в индивидуальной и коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей. |
24- 25 | Коллективная работа «Бал в интерьере дворца» | 2 | Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе. Участвовать в коллективной форме деятельности, связанной с созданием творческой работы. Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей |
4.Декоративное искусство в современном мире | 10 | ||
26- 27 | Гербы городов Саратовской области | 2 | Создавать декоративную композицию герба, в соответствии с традициями цветового и символического изображения гербов |
28 | Роль декоративного искусства в жизни человека | 1 | Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением экспозиций музея, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала. Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского). Использовать в речи новые художественные термины |
29- 30 | Современное выставочное искусство. | 2 | Уметь ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д. |
31-33 | Ты сам – мастер ДПИ (Витраж) | 3 | Уметь пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. |
34 | Итоговое тестирование | 1 | Владеть практическими навыками и полученными знаниями. |
35 | Итоговая выставка творческих работ | 1 | Просмотр, анализ, оценка творческих работ обучающихся. |
6 класс ««Изобразительное искусство в жизни человека» | |||
1.Виды изобразительного искусства и основы образного языка. | 8 | ||
1 | Изобразительное искусство в семье пластических искусств | 1 | Знакомятся с основами языка изображения, обобщают опыт владения художественными материалами, известными им с начальной школы, а также получают знания по применению этих материалов при создании художественного образа в графике, живописи, скульптуре. |
2 | Рисунок- основа изобразительного творчества | 1 | Понимать соотношение понятий «смотреть» и «видеть» в художественной культуре человека. |
3 | Линия и её выразительные возможности | 1 | Ознакомить с выразительными свойствами линии, их видом и характером; показать условность и образность линейного изображения, роль ритма в создании художественного образа; сформировать навыки передачи настроения в рисунке с помощью линий различного характера. |
4 | Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен | 1 | Формировать умение передавать своё восприятие жизни, изображая окружающий мир; познакомить с ролью пятна в изображении и его выразительными возможностями; развивать творческие способности через основные средства художественной выразительности: линия, пятно, тон, тональные отношения. |
5 | Цвет. Основы цветоведения. | 1 | Формировать представления об изменчивости языка искусства, правил изображения; познакомит с основными свойствами цвета; развивать умение видеть, понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве. |
6 | Цвет в произведениях живописи. | 1 | Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворении в художественный образ; учить активно воспринимать произведения искусства. Понимать изобразительные метафоры, создавать творческие композиционные работы по воображению. |
7 | Объёмные изображения в скульптуре | 1 | Формировать понимание выразительных возможностей объёмного изображения, понимание связи объёма с окружающим пространством; учить видеть конструктивную форму предмета, овладевать навыками объёмного изображения предмета, активно воспринимать различные виды изобразительного искусства, использовать соответствующие художественные материалы. |
8 | Основы языка изображения | 1 | Закреплять представления об изучаемом предмете; развивать интерес к миру изобразительного искусства; учить активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия. |
2.Мир наших вещей. Натюрморт. | 8 | ||
9 | Реальность и фантазия в творчестве художника. | 1 | Формировать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, научить понимать роль различных жанров в истории искусства. |
10 | Изображение предметного мира – натюрморт. | 1 | Формировать представления о многообразии форм изображения мира вещей в истории искусства. Научить понимать роль натюрморта и его появление в истории искусства; знакомство с различными художественными материалами и техниками и их значением в создании художественного образа. |
11 | Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. | 1 | Формировать художественные знания об основном средстве художественной выразительности – форме в изобразительном искусстве, многообразии форм окружающего мира; научить видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объёмного изображения предмета. |
12 | Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива. | 1 | Формировать художественные знания о плоскости и объёме, перспективе как способе изображения на плоскости предметов в пространстве; знакомить с особенностями видения мира художниками в разные эпохи; с местом и значением изобразительного искусства в жизни общества и жизни человека. |
13 | Освещение. Свет и тень. | 1 | Формировать художественные знания о средствах выявления объёма предмета для создания художественного образа, о месте и значении изобразительного искусства в жизни общества и человека, об особенностях творчества великих художников; знакомить с особенностями источников освещения. |
14 | Натюрморт в графике. | 1 | Формировать знания о существовании изобразительного искусства во все времена, особенностях видов изобразительных искусств; познакомить с особенностями гравюры и её свойствами; развивать графические и композиционные навыки, воображение и творческую фантазию. |
15 | Цвет в натюрморте. | 1 | Формировать умения выражать свою эстетическую позицию и отстаивать её; развивать ассоциативное и образное мышление, эмоциональную сферу; актуализировать стремление обучающихся к самовыражению4 изучить выразительные возможности цвета в живописи. Создать коллективный натюрморт. |
16 | Выразительные возможности натюрморта. | 1 | Формировать представления об особенностях творчества и значении в отечественной культуре русских художников – мастеров натюрморта; мотивировать обучающихся к дальнейшему углубленному самостоятельному освоению творчества. |
3.Вглядываясь в человека. Портрет. | 10 | ||
17 | Образ человека – главная тема искусства | 1 | Формировать представления об основных этапах развития портрета, особенностях творчества художников – портретистов и их произведениях; история возникновения портрета; формирование умения выражать свою эстетическую позицию |
18 | Конструкция головы человека и её пропорции | 1 | Формировать представления о значении изобразительных искусств в жизни человека, о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения; познакомить с основными средствами; учить видеть конструктивную форму предмета, использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций. |
19 | Графический портретный рисунок и выразительность образа человека | 1 | Формировать знания о портретном изображении, совершенствовать умения рисования графическими средствами; развивать внимание, наблюдательность, восприятие, творческое воображение; воспитывать эстетический вкус, самостоятельность. |
20 | Портрет в графике | 1 | Выполнить рисунок портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль). |
21 | Портрет в скульптуре | 1 | Работать над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером |
22 | Сатирические образы человека | 1 | Формировать представление о карикатуре и её разновидностях; познакомить с сатирическими образами в искусстве; развивать наблюдательность; воспитывать интерес к человеку, положительное отношение к юмору. |
23 | Образные возможности освещения в портрете | 1 | Формировать знания об особенностях творчества в отечественной культуре, о богатстве выбора образных возможностей, о различном освещении и его значении в создании художественного образа. |
24 | Портрет в живописи | 1 | Формировать представления о роли и месте портрета в истории искусства; обучить элементам анализа художественного произведения. |
25 | Роль цвета в портрете | 1 | Формировать видения цветового решения образа в портрете; развивать умение чувствовать, ассоциативное и образное мышление. |
26 | Великие портретисты | 1 | Формировать умения определять творческую индивидуальность художника в созданных им портретных образах; познакомить с творчеством выдающихся художников – портретистов, с особенностями и манерами их письма. |
4.Человек и пространство. Пейзаж. | 9 | ||
27 | Жанры в изобразительном искусстве | 1 | Формировать умения видеть целостную картину мира; систематизировать знания о жанрах изобразительного искусства; повторить особенности каждого жанра; познакомить с художниками и произведениями разных жанров. |
28 | Изображение пространства | 1 | Формировать представления о существовании изобразительного искусства во все времена, о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи; актуализация обучающихся к самовыражению. |
29 | Правила линейной и воздушной перспективы | 1 | Формировать знания о правилах линейной и воздушной перспективы как способе передачи глубины пространства, о плоскости картины, точке схода, горизонте и его высоте. |
30 | Пейзаж – большой мир. Организация пространства. | 1 | Расширять знания обучающихся о пейзаже как самостоятельном жанре в искусстве; знакомить с историей становления и развития жанра пейзажа; совершенствовать техники работы с красками; развивать эстетический вкус. |
31 | Пейзаж - настроение | 1 | Формировать представления о прекрасном; раскрыть образный и содержательный смысл понятия «пейзаж» в произведениях живописи; познакомить с многообразием форм и красок окружающего мира, изменчивостью состояния природы в зависимости от освещения; умение чувствовать переживания художника. |
32 | Городской пейзаж | 1 | Формировать представления о многообразии видов изобразительного искусства; раскрыть образный и содержательный смысл понятия «городской пейзаж»; познакомить с многообразием функций графических элементов; воспитывать любовь к родине. |
33 | Городской пейзаж | 1 | Формировать представления о многообразии видов изобразительного искусства; раскрыть образный и содержательный смысл понятия «городской пейзаж»; познакомить с многообразием функций графических элементов; воспитывать любовь к родине. |
34 | Итоговое тестирование | 1 | Самостоятельно применять полученные знания к заданиям теста |
35 | Выразительные возможности изо. Язык и символы | 1 | Формировать художественную изобразительную культуры как формы выражения опыта поколений через жанры изобразительного искусства; уметь выражать свою эстетическую позицию и отстаивать её. |
7 класс «Дизайн и архитектура в жизни человека» | |||
1.Художник — дизайн — архитектура. Искусство композиции — основа дизайна и архитектуры. | 8 | ||
1 | Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!» | 1 | Находить в окружающем рукотворном мире примеры плоскостных и объёмно-пространственных композиций.Выбирать способы компоновки композиции и составлять различные плоскостные композиции из 1—4 и более простейших форм (прямоугольников), располагая их по принципу симметрии или динамического равновесия. Добиваться эмоциональной выразительности (в практической работе), применяя композиционную доминанту и ритмическое расположение элементов. Понимать и передавать в учебных работах движение, статику и композиционный ритм. |
2 | Прямые линии и организация пространства | 1 | Понимать и объяснять, какова роль прямых линий в организации пространства. Использовать прямые линии для связывания отдельных элементов в единое композиционное целое или, исходя из образного замысла, членить композиционное пространство при помощи линий. |
3 | Цвет – элемент композиционного творчества. | 1 | Понимать роль цвета в конструктивных искусствах. Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту. |
4 | Свободные формы: линии и тоновые пятна. | 1 | Различать технологию использования цвета в живописи и в конструктивных искусствах. Применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту |
5 | Буква — строка — текст. Искусство шрифта. | 1 | Понимать букву как исторически сложившееся обозначение звука. |
6 | Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. | 1 | Различать «архитектуру» шрифта и особенности шрифтовых гарнитур. Применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции Понимать и объяснять образно-информационную цельность синтеза слова и изображения в плакате и рекламе. Создавать творческую работу в материале. |
7-8 | Многообразие форм графического дизайна. | 2 | Узнавать элементы, составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала. Выбирать и использовать различные способы компоновки книжного и журнального разворота. Создавать практическую творческую работу в материале. |
2.В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств. | 8 | ||
9 | От плоскостного изображения к объёмному макету. | 1 | Развивать пространственное воображение. Понимать плоскостную композицию как возможное схематическое изображение объёмов при взгляде на них сверху. Осознавать чертёж как плоскостное изображение объёмов, когда точка — вертикаль, круг — цилиндр, шар и т. д. Применять в создаваемых пространственных композициях доминантный объект и вспомогательные соединительные элементы. |
10- 11 | Взаимосвязь объектов в архитектурном макете. | 2 | Овладевать способами обозначения на макете рельефа местности и природных объектов. Использовать в макете фактуру плоскостей фасадов для поиска композиционной выразительности. Понимать и объяснять структуру различных типов зданий, выявлять горизонтальные, вертикальные, наклонные элементы, входящие в них. Применять модульные элементы в создании эскизного макета дома. |
12 | Здание как сочетание различных объёмов. Понятие модуля. | 1 | Анализировать композицию объёмов, составляющих общий облик, образ современной постройки. Осознавать взаимное влияние объёмов и их сочетаний на образный характер постройки. Понимать и объяснять взаимосвязь выразительности и целесообразности конструкции. |
13 | Важнейшие архитектурные элементы здания | 1 | Иметь представление и рассказывать о главных архитектурных элементах здания, их изменениях в процессе исторического развития. Создавать разнообразные творческие работы (фантазийные конструкции) в материале. |
14 | Вещь как сочетание объёмов и образ времени | 1 | Понимать общее и различное во внешнем облике вещи и здания, уметь выявлять сочетание объёмов, образующих форму вещи. Осознавать дизайн вещи одновременно как искусство и как социальное проектирование, уметь объяснять это. Определять вещь как объект, несущий отпечаток дня сегодняшнего и вчерашнего. Создавать творческие работы в материале. |
15 | Форма и материал | 1 | Понимать и объяснять, в чём заключается взаимосвязь формы и материала. Развивать творческое воображение, создавать новые фантазийные или утилитарные функции для старых вещей. |
16 | Роль цвета в формотворчестве | 1 | Получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта. Понимать и объяснять особенности цвета в живописи, дизайне, архитектуре. Выполнять коллективную творческую работу по теме |
3.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека. | 12 | ||
17 | Образы материальной культуры прошлого. | 1 | Иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох. Понимать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города. Создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. |
18 | Пути развития современной архитектуры и дизайна. | 1 | Осознавать современный уровень развития технологий и материалов, используемых в архитектуре и строительстве. Понимать значение преемственности в искусстве архитектуры и искать собственный способ «примирения» прошлого и настоящего в процессе реконструкции городов. Выполнять в материале разнохарактерные практические творческие работы. |
19- 20 | Город, микрорайон, улица. | 2 | Рассматривать и объяснять планировку города как способ оптимальной организации образа жизни людей. Создавать практические творческие работы, развивать чувство композиции. |
21- 22 | Городской дизайн. | 2 | Осознавать и объяснять роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в установке связи между человеком и архитектурой, в проживании городского пространства. Иметь представление об историчности и социальности интерьеров прошлого. |
23- 24 | Интерьер и вещь в доме. Дизайн пространственно-вещной среды интерьера. | 2 | Учиться понимать роль цвета, фактур и вещного наполнения интерьерно-го пространства общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также индивидуальных помещений. Создавать практические творческие работы с опорой на собственное чувство композиции и стиля, а также на умение владеть различными художественными материалами. |
25- 26 | Организация архитектурно-ландшафтного пространства. | 2 | Понимать эстетическое и экологическое взаимное существование природы и архитектуры. Приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры. Использовать старые и осваивать новые приёмы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтного пространства. |
27- 28 | Ты — архитектор! Замысел архитектурного проекта и его осуществление | 2 | Совершенствовать навыки коллективной работы над объёмно-пространственной композицией. Развивать и реализовывать в макете своё чувство красоты, а также художественную фантазию в сочетании с архитектурно-смысловой логикой. |
4.Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование. | 7 | ||
29 | Мой дом — мой образ жизни. Скажи мне, как ты живёшь, и я скажу, какой у тебя дом. | 1 | Осуществлять в собственном архитектурно-дизайнерском проекте как реальные, так и фантазийные представления о своём будущем жилище. Учитывать в проекте инженерно-бытовые и санитарно-технические задачи. Проявлять знание законов композиции и умение владеть художественными материалами. |
30 | Интерьер, который мы создаём. | 1 | Понимать и объяснять задачи зонирования помещения и уметь найти способ зонирования. Отражать в эскизном проекте дизайна интерьера своей собственной комнаты или квартиры образно-архитектурный композиционный замысел. |
31 | Пугало в огороде, или... Под шёпот фонтанных струй. | 1 | Узнавать о различных вариантах планировки дачной территории. Совершенствовать приёмы работы с различными материалами в процессе создания проекта садового участка. Применять навыки сочинения объёмно-пространственной композиции в формировании букета по принципам икебаны. |
32- 33 | Композиционно -конструктивные принципы дизайна одежды. | 2 | Использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодёжных комплектов одежды. |
34 | Встречают по одёжке. | 1 | Приобретать общее представление о технологии создания одежды. Понимать как применять законы композиции в процессе создания одежды (силуэт, линия, фасон), использовать эти законы на практике. Осознавать двуединую природу моды как нового эстетического направления и как способа манипулирования массовым сознанием. |
35 | Автопортрет на каждый день. | 1 | Понимать и объяснять, в чём разница между творческими задачами, стоящими перед гримёром и перед визажистом. Создавать творческие работы, проявлять фантазию, воображение, чувство композиции, умение выбирать материалы. |
8 класс «Изобразительное искусство в театре, кино, на телевидении» | |||
1.Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах. | 8 | ||
1 | Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино. | 1 | Понимать специфику изображения и визуально-пластической образности в театре и на киноэкране. Получать представления о синтетической природе и коллективности творческого процесса в театре, о роли художника-сценографа в содружестве драматурга, режиссёра и актёра. |
2 | Правда и магия театра. Театральное искусство и художник. | 1 | Понимать соотнесение правды и условности в актёрской игре и сценографии спектакля. Узнавать, что актёр — основа театрального искусства и носитель его специфики. Представлять значение актёра в создании визуального облика спектакля. |
3 | Безграничное пространство сцены. Сценография — особый вид художественного творчества | 1 | Получать представление об истории развития искусства театра, эволюции театрального здания и устройства сцены (от древнегреческого амфитеатра до современной мультисцены). Узнавать, что образное решение сценического пространства спектакля и облика его персонажей составляют основную творческую задачу театрального художника. Понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа. |
4 | Сценография — искусство и производство | 1 | Получать представление об основных формах работы сценографа (эскизы, макет, чертежи и др.), об этапах их воплощения на сцене в содружестве с бутафорами, пошивочными, декорационными и иными цехами. Уметь применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля. |
5 | Тайны актёрского перевоплощения. Костюм, грим и маска, или Магическое «если бы» | Понимать и объяснять условность театрального костюма и его отличия от бытового. Представлять, каково значение костюма в создании образа персонажа и уметь рассматривать его как средство внешнего перевоплощения актёра (наряду с гримом, причёской и др.). | |
6 | Привет от Карабаса-Барабаса! Художник в театре кукол | 1 | Уметь добиваться наибольшей выразительности костюма и его стилевого единства со сценографией спектакля, частью которого он является. Понимать и объяснять, в чём заключается ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа. |
7-8 | Третий звонок. Спектакль: от замысла к воплощению | 2 | Понимать единство творческой природы театрального и школьного спектакля. Осознавать специфику спектакля как неповторимого действа, происходящего здесь и сейчас, т. е. на глазах у зрителя — равноправного участника сценического зрелища |
2.Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий. | 8 | ||
9 | Фотография — взгляд, сохранённый навсегда. Фотография — новое изображение реальности | 1 | Понимать специфику изображения в фотографии, его эстетическую условность, несмотря на всё его правдоподобие. Различать особенности художественно-образного языка, на котором «говорят» картина и фотография. Осознавать, что фотографию делает искусством не аппарат, а человек, снимающий этим аппаратом. Иметь представление о различном соотношении объективного и субъективного. |
10 | Грамота фотокомпозиции и съёмки. Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать. | 1 | Понимать и объяснять, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать и запечатлевать в потоке жизни её неповторимость в большом и малом. Владеть элементарными основами грамоты фотосъёмки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии. Уметь применять в своей съёмочной практике ранее приобретённые знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д. |
11 | Фотография — искусство светописи. | 1 | Понимать и объяснять роль света как художественного средства в искусстве фотографии. Уметь работать с освещением (а также с точкой съёмки, ракурсом и крупностью плана) для передачи объёма и фактуры вещи при создании художественно-выразительного фотонатюрморта. |
12 | «На фоне Пушкина снимается семейство». Искусство фотопейзажа и фотоинтерьера | 1 | Приобретать навыки композиционной (кадрирование) и тональной (эффекты соляризации, фотографики и т. д.) обработки фотоснимка при помощи различных компьютерных программ. Осознавать художественную выразительность и визуально-эмоциональную неповторимость фотопейзажа и уметь применять в своей практике элементы операторского мастерства при выборе момента съёмки природного или архитектурного пейзажа с учётом его световыразительного состояния. |
13 | Человек на фотографии. Операторское мастерство фотопортрета. | 1 | Приобретать представление о том, что образность портрета в фотографии достигается не путём художественного обобщения, а благодаря точности выбора и передаче характера и состояния конкретного человека. Овладевать грамотой операторского мастерства при съёмке фотопортрета. |
14 | Событие в кадре. Искусство фоторепортажа | 1 | Понимать и объяснять значение информационно-эстетической и историко-документальной ценности фотографии. Осваивать навыки оперативной репортажной съёмки события и учиться владеть основами операторской грамоты, необходимой в жизненной практике. |
15- 16 | Фотография и компьютер. Документ или фальсификация: факт и его компьютерная трактовка. | 2 | Уметь анализировать работы мастеров отечественной и мировой фотографии, осваивая школу операторского мастерства во всех фотожанрах, двигаясь в своей практике от фотозабавы к фототворчеству. |
3.Фильм — творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино? | 12 | ||
17 | Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино. | 1 | Понимать и объяснять синтетическую природу фильма, которая рождается благодаря многообразию выразительных средств, используемых в нём, существованию в композиционно-драматургическом единстве изображения, игрового действа, музыки и слова. Приобретать представление о кино как о пространственно-временном искусстве, в котором экранное время и всё изображаемое в нём являются условностью (несмотря на схожесть кино с реальностью, оно лишь её художественное отображение). Знать, что спецификой языка кино является монтаж и монтажное построение изобразительного ряда фильма. Иметь представление об истории кино и его эволюции как искусства. |
18 | Художник — режиссёр — оператор. Художественное творчество в игровом фильме. | 1 | Приобретать представление о коллективном процессе создания фильма, в котором участвуют не только творческие работники, но и технологи, инженеры и специалисты многих иных профессий. Понимать и объяснять, что современное кино является мощнейшей индустрией. Узнавать, что решение изобразительного строя фильма является результатом совместного творчества режиссёра, оператора и художника. Приобретать представление о роли художника-постановщика в игровом фильме, о творческих задачах, стоящих перед ним, и о многообразии художнических профессий в современном кино. |
19- 20 | От большого экрана к твоему видео. Азбука киноязыка Фильм — «рассказ в картинках». | 2 | Осознавать единство природы творческого процесса в фильме-блок-бастере и домашнем видеофильме. Приобретать представление о значении сценария в создании фильма как записи его замысла и сюжетной основы. Осваивать начальные азы сценарной записи и уметь применять в своей творческой практике его простейшие формы. Излагать свой замысел в форме сценарной записи или раскадровки, определяя в них монтажно-смысловое построение «кинослова» и «кинофразы». |
21- 22 | Воплощение замысла | 2 | Приобретать представление о творческой роли режиссёра в кино, овладевать азами режиссёрской грамоты, чтобы применять их в работе над своими видеофильмами. |
23- 24 | Чудо движения: увидеть и снять. | 2 | Приобретать представление о художнической природе операторского мастерства и уметь применять полученные ранее знания по композиции и построению кадра. Овладевать азами операторской грамоты, техники съёмки и компьютерного монтажа, чтобы эффективно применять их в работе над своим видео. Уметь смотреть и анализировать с точки зрения режиссёрского, монтажно-операторского искусства фильмы мастеров кино, чтобы пополнять багаж своих знаний и творческих умений. |
25- 26 | Бесконечный мир кинематографа Искусство анимации, или Когда художник больше, чем художник. | 2 | Приобретать представление об истории и художественной специфике анимационного кино (мультипликации). Учиться понимать роль и значение художника в создании анимационного фильма и реализовывать свои художнические навыки и знания при съёмке. Узнавать технологический минимум работы на компьютере в разных программах, необходимый для создания видеоанимации и её монтажа. |
27- 28 | Живые рисунки на твоём компьютере. | 2 | Приобретать представление о различных видах анимационных фильмов и этапах работы над ними. Уметь применять сценарно-режиссёрские навыки при построении текстового и изобразительного сюжета, а также звукового ряда своей компьютерной анимации. Давать оценку своим творческим работам и работам одноклассников в процессе их коллективного просмотра и обсуждения. |
4. Телевидение — пространство культуры? Экран - искусство – зритель. | 7 | ||
29 | Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения. | 1 | Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени. Получать представление о разнообразном жанровом спектре телевизионных передач и уметь формировать собственную программу телепросмотра, выбирая самое важное и интересное, а не проводить всё время перед экраном. |
30 | Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика: от видеосюжета до телерепортажа и очерка. | 1 | Осознавать общность творческого процесса при создании любой телевизионной передачи и кинодокументалистики. Приобретать и использовать опыт документальной съёмки и тележурналистики (интервью, репортаж, очерк) для формирования школьного телевидения. |
31 | Жизнь врасплох, или Киноглаз | 1 | Понимать, что кинонаблюдение — это основа документального видеотворчества как на телевидении, так и в любительском видео. Приобретать представление о различных формах операторского кино-наблюдения в стремлении зафиксировать жизнь как можно более правдиво, без специальной подготовки человека к съёмке. |
32 | Телевидение, видео, Интернет... Что дальше? | 1 | Уметь пользоваться опытом создания видеосюжета при презентации своих сообщений в Интернете. |
33-34 | Современные формы экранного языка | 2 | Понимать и объяснять специфику и взаимосвязь звукоряда, экранного изображения в видеоклипе, его ритмически-монтажном построении. В полной мере уметь пользоваться возможностями Интернета и спецэффектами компьютерных программ при создании, обработке, монтаже и озвучании видеоклипа. Уметь использовать грамоту киноязыка при создании интернет-сообщений. |
35 | В царстве кривых зеркал, или Вечные истины искусства (обобщение темы) | 1 | Узнавать, что телевидение прежде всего является средством массовой информации, транслятором самых различных событий и зрелищ, в том числе и произведений искусства, не будучи при этом само новым видом искусства. Понимать многофункциональное назначение телевидения как средства не только информации, но и культуры, просвещения, развлечения и т. д. Узнавать, что неповторимую специфику телевидения составляет прямой эфир, т. е. сиюминутное изображение на экране реального события, совершающегося на наших глазах в реальном времени |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса по программе Б.Неменского.
Рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Изобразительное иск...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-7 класс (по программа Кузина
Рабочая программа по изобразительному искусству Кузина...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса по программе Т.Я.Шпикаловой...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса по программе Т.Я. Шпикаловой
Рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса соответствует базовому уровню изучения предмета и составлена на основе :федерального компонента государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по изобразительному искусству в 5 классе по программе Б.М.Неменского
Рабочая программа по изобразительнному искусству в 5 классе составлена на основе рабочих программ под редакцией Б.М.Неменского в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ» для 7 класса на основе программы Б.М.Неменского (М., Просвещение, 2011 г.)
Рабочая программа – нормативно-управленческий документ, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Рабочая программа составлена с учётом статуса учреж...
Рабочая программа по изобразительному искусству 5- 6 класс по программе Неменского ФГОС
Рабочая программа по изобразительному искусству 5-6 кл ФГОС Неменский...