Авторский урок. Вечные темы в искусстве. Все народы воспевают материнство.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме

Шашина Людмила Юрьевна

Урок " Все народы воспевают материнство" - самый трогательный урок. Каждый учитель видит и чувствует его по-своему. Программа Б.М.Неменского даёт нам возможность испытать на уроке чувство сопереживания!! 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОУ«Гимназия №4 им. А.С.Пушкина» Все народы воспевают материнство Авторский урок 4 класс Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» Йошкар-Ола

Слайд 2

Икона Владимирской Богоматери

Слайд 3

Рафаэль Санти Сикстинская мадонна

Слайд 4

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин Петроградская мадонна

Слайд 5

Борис Михайлович Неменский Тишина

Слайд 6

Феофан Грек Богоматерь

Слайд 8

Рафаэль Санти Мадонна Конестабиле

Слайд 9

Всеобъемлющий образ Богоматери



Предварительный просмотр:

Авторский урок

Вечные темы в искусстве

Все народы воспевают материнство

 Программа Б.М.Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд»

 Цель урока: раскрыть тему материнства, как высшую женскую красоту, закрепить знания и умения по изображению лица и фигуры человека.

Задача урока: создать работу на тему “Мама” в любой живописной технике. Оборудование урока:

для учителя – репродукции с картин Леонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», Рафаэль «Сикстинская Мадонна», «Владимирская богоматерь», А. Дейнека «Мать», Петров-Водкин «Петербургская Мадонна» и другие в электронной презентации;

для учеников - альбом, краски, кисти, карандаш.

Музыкальный ряд: «Аве Мария», Шуберт

ХОД УРОКА

1.Организационный момент. Звучит музыка «Аве Мария» Шуберта.

Учитель обращает внимание учеников на представленные картины и читает стихи Людмилы Татьяничевой:

 Наперекор изменчивой молве

Художники прославили в веках

Ни девушку с венком на голове,

А женщину с ребёнком на руках.

Девичья красота несовершенна.

В ней нет ещё душевной глубины.

Родив дитя, рождается мадонна.

В её чертах миры отражены.

2. Объяснение темы.

Это стихотворение очень точно отражает тему урока. С давних времён художники изображали богоматерь, как символ самого святого на Земле. Нет более возвышенного чувства, чем любовь матери к своему ребёнку. Рассматривая картины, ребята должны увидеть общие качества, свойственные всем матерям: нежность, ласковость, умиление и восхищение младенцем. Материнство вечная тема в искусстве, художники разных стран видят в ней всё новые оттенки.

3. Восприятие картин. Беседа.

Перед нами два образа Рафаэль «Сикстинская Мадонна» и икона «Владимирская Богоматерь». Образ богоматери одухотворён нежностью её лицо прекрасно. Золотистый тон иконы придают ей звучание покоя и вечности. «Сикстинская Мадонна» - прекрасная женщина несёт к нам своего младенца. Она исполнена чувством любви, материнской гордости и печали.

Предчувствуя тяжёлую участь своего сына, Мадонна как будто говорит:  «Возьмите он ваш», а сама так крепко прижимает его к себе  и не хочет его никому отдавать.

Что общего в этих картинах?

Рассматривая эти картины, мы можем убедиться, что на всех картинах мать и дитя слились воедино – их не разлучить, не расколоть.

Они как будто связаны одной ниточкой, одной мелодией.

Как выдумаете – какая она эта мелодия  грустная  или веселая?

 Великое счастье быть вместе.

Какие чувства вы испытываете, видя эти картины?

Можно сравнить эти чувства с теми, что мы ощущаем по отношению к своей маме?

  Дети в краткой беседе с учителем делятся своими чувствами, отношениями с мамой. Они должны убедиться, что искусство может раскрыть духовную красоту человека, понять единство матери и ребёнка.

4. Практическая работа.

Перед выполнением работы учитель просит вспомнить свою маму: мамин взгляд, черты лица, волосы, руки. Нужно закрыть на мгновение глаза и  представить маму в красивом платье, за любимым делом. Ученики пытаются пережить чувства, которые они испытывают к своей маме.

Учитель читает стихи Елены Благининой:

С широко открытыми глазами,

Сладкий сон, стараясь превозмочь,

 Я лежу и думаю о маме.

Нет её, она дежурит в ночь.

Мамочка, любимая родная!

Предо мной твой образ дорогой.

Я тебя веселой вспоминаю

Молодой, красивой и простой.

Ты уже немножко поседела.

Но глаза по-прежнему блестят,

Ты берёшься за любое дело

Молодо, как много лет назад.

А теперь, ребята, расскажите, как бы вы изобразили свою маму?

Какие цвета понадобятся нам теплые или холодные, тёмные или светлые?

А какие линии?

Ученики рассказывают и начинают рисовать. Звучит музыка «Аве Мария» Шуберта.

 Сначала они выбирают композицию и делают предварительный рисунок карандашом, затем заканчивают работу в цвете, обращая внимание на цветовую гамму.

5. Итог урока.

Учитель показывает лучшие рисунки. Благодарит ребят за хорошую работу.

Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мировой художественной культуры. Тема: "Вечные темы в искусстве. Любовь"

Вид урока: интегрированный урок; урок МХК.Форма урока: комбинированный урок, включающий в себя проблемно-поисковое задание (самостоятельная работа учащихся), лекцию учителя с мультимедийным сопровожде...

Интегрированный урок по музыке для 5 класса по теме "Образ матери - вечная тема в искусстве."

Конспект интегрированного урока музыки для 5 класса в III четверти....

урок ИЗО в 4 классе "Все народы воспевают материнство"

Урок изо в 4 классе по прорамме Б.М.Неменского...

Урок ИЗО в 4 классе"Все народы воспевают мудрость старости"

урок изо в 4 классе по программе Б.М.Неменского Слайд-шоу "старики в картинах Шилова" ...

Проект интегрированного урока по ИЗО и основам религии. Тема «Все народы воспевают материнство»

Тема первого  урока из цикла занятий по ИЗО «Искусство объединяет народы» (программа Б.М. Неменского) и урок на тему «Как изобразить доброе и красивое» из цикла занятий «Красота Божиего мир...

Поурочный план конспект. Тема: "Все народы воспевают материнство"

Материал по изобразительному искусству, к разделу " Искусство объединяет народы", 4 класс....