Урок ИЗО в 4 классе"Все народы воспевают мудрость старости"
методическая разработка (изобразительное искусство) по теме
Предварительный просмотр:
Урок 3 в 4 классе.
Тема: « Все народы воспевают мудрость старости».
Цель: развивать чувство сопереживания средствами искусства, воспитывать уважение к старости, учить выполнять собственную работу с учётом общего коллективного замысла.
Задачи:
- Учить учащихся находить и открывать красоту старости. Показать, как художники в своих работах раскрывают тему пожилого человека.
- Развивать у учащихся чувства уважения, нежности, любви к старикам.
- Тренировать у учащихся память, образное мышление.
Оборудование урока:
Для учителя:
- Слайды с репродукциями картин: Автопортреты: Тициана, Леонардо да Винчи, Эль Греко, Б.М.Неменского. И.Репин «Портрет Третьякова», Рембрандт «Портрет старика в красном», В.Г.Перов « Портрет В.Даля», П.Корин. «Портрет Жукова», «Отец и сын», «Отец Алексей», В. Суриков «Старик- огородник».
- слайд-шоу. Старики в картинах А. Шилова
- интерактивная доска
- записи песен И.Саруханова,
Для учащихся:
- бумага (А 4)
- гуашь, акварель, кисти, баночки
- фотографии бабушек и дедушек
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности детей к уроку. На доске фотографии бабушек и дедушек
2. Ознакомление с темой
Слайд 1-2.
В искусстве есть великие, вечные темы. Сегодня мы будем говорить о красоте. Есть красота, которую видно сразу. Но есть более глубокое понимание красоты- это красота души и сердца. Чтобы увидеть эту красоту, нужна сердечная чуткость и душевное усилие. В своих работах мы постараемся выразить это понимание.
3. Беседа
Самое прекрасное на земле – это жизнь. Жизнь человека очень схожа с жизнью природы. С первыми лучами солнца всё живое возрождается к жизни. Расцветают цветы и травы, набирают силу, источают душистый медовый аромат. Но наступает время, и блекнет, и увядает их яркая красота. И стебель, который держал яркую головку цветка, поник, стал слабым, но не падает, а старается удержаться на земле. Вот так и в человеческой жизни.
Человек, родившийся на свет, подобен маленькому росточку. Он входит в жизнь с каждым шагом увереннее и смелее. Расцветает его красота, утверждается в добрых делах, в труде, в любви к людям. Но вот, пройдя долгую и трудную жизнь, много сделав для людей, он вступает в новую полосу жизни.
С возрастом лицо человека теряет внешнюю привлекательность, но в нём всё яснее проступает красота иная – красота опыта прожитых лет, пережитых радостей, тревог и свершённых дел. Приходит высокая красота понимания других людей, мудрость души.
Время старости – закат человеческой жизни. Человек много знает, умеет, понимает, а сил уже мало.
Время – труды, заботы, тревоги и радости – согнали румянец со щёк, ссутулило спину, сделало его по– детски беспомощным, но мудрый старец по - прежнему не падает духом, старается быть полезным для всех. И польза его уже не в силе рук, а в доброте и мудрости.
Слайд 3.
Возраст проявляет, обостряет в лице человека черты его характера и особенности судьбы. Леонардо да Винчи, великий итальянский художник, смотрит с автопортрета решительно и пытливо. Среди мягких спадающих волос мастер резко и жёстко подчеркнул глаза, внимательно и требовательно смотрящие из – под бровей. Это гордый человек большой силы духа. Работа выполнена в конце жизни. Художник стар, но как он привлекателен, сколько ума в его лице!
Слайд 4.
За одиннадцать лет до смерти в 1565 году Тициан написал автопортрет. Профильное изображение позволяет ощутить некую отрешённость художника, словно он отгородился от мира, где чувствует гнетущее одиночество. Величавый, строгий старец держит в руке кисть, глубоко запавшие глаза смотрят серьёзно и сосредоточенно – он изобразил себя в момент творческой собранности, когда остаётся наедине с искусством. Это портрет – исповедь.
Слайд 5.
Эль Греко, великий испанский художник, сделал свой автопортрет, будучи совсем немолодым. Он хотел, чтобы мы не любовались его лицом, а заглянули в глубь души. С его автопортрета из далёких веков протянулся к тебе мудрый, всё понимающий взгляд.
Слайд 6.
Портрет В.И.Даля. В.Г.Перов
Даль Владимир Иванович-
русский писатель, лексикограф, этнограф. Собрал «Пословицы русского народа». Создал «Толковый словарь живого великорусского языка» в 4томах, за который удостоен звания почетного академика Петербургской академии наук.
Слайд 7.
П. Корин «Отец Алексей»
Вся трагически – неповторимая судьба тех русских людей, что доживали свой век на церковных папертях, читается в глазах старика, написанного Павлом Кориным. Сельский священник отец Алексей— земляк Павла Корина, когда-то настоятель храма. Добрый пастырь с бородой короля Лира и, как его шекспировский прообраз, переживший в этой жизни крушение всех земных идеалов: самоубийство сына, «посрамленного» за свое родство с отцом-священником, измену собственной паствы, вчера еще разбивавшей лоб об пол сельского храма, а назавтра «с революционным энтузиазмом» пошедшей крушить церкви и сшибать кресты с могил своих родителей...
И вот он стоит перед нами, сельский «батюшка» отец Алексей с прокуренными седыми усами, в обличии короля Лира — сама величавая в своей скромности, очевидная и неисчерпаемая русская доброта и незлобивость. Его взгляд — немой укор и приговор любому злу и насилию, святотатственному растлению человека — в каких бы личинах оно не появилось на свет!..
Слайд 8.
П.Корин «Отец и сын»
Один из лучших – этюд «Отец и сын». Отец – богатырского сложения, могучий, широкоплечий «крепко сложенный старик с бородой микеланджеловского пророка». Уверенно стоит он на широко расставленных ногах, заложив за спину руки, держащие клюку. Во всём его облике угадывается мощная, неизбывная сила.
Сын внешне во многом похож на отца, но весь его образ проникнут состоянием подавленности и тревоги. Оба они, и отец, и сын, пребывают в состоянии задумчивости и внутренней сосредоточенности. Характер юноши более сложный, но и более слабый, контрастен спокойной патриархальной уверенности отца.
Слайд 9.
«Старик- огородник» Суриков
В работе Сурикова появляется фиксация момента, приём случайно срезанной композиции: художник выбирает из потока мимолетный фрагмент и запечатлевает его на полотне.
Образ Старика-огородника – яркий пример русского характера: смиренного, терпеливого, не озлобившегося, а просто выполняющего свой долг. Как этот сюжет перекликается с Салтыковым - Щедреным «Как один мужик двух генералов прокормил»
Слайд 10
Пословицы
«Не того расспрашивай, кот много ездил, а того, кто много видел». (Узбекская пословица).
«Красота сердца дороже красоты лица». (Японская пословица).
«Жемчуг любит укрываться в самой неказистой Оболочке». (Японская пословица)
Многие современные художники в своих произведениях затрагивают тему старости, один из них Александр Шилов. Его работы проникнуты любовью, сопереживанием и уважением к пожилым людям.
Слайд- шоу
Мудрый и добрый советчик, щедро он дарит сердечность людям, и играет приветливая улыбка на его морщинистом лице.
Интересовались ли вы, как они жили, в чём видели счастье? Очень важно, чтобы старые люди чувствовали к себе внимание и, особенно, близких людей, чтобы чувствовали, что нужны их руки, мудрое слово. Вы сами не всегда будете детьми и скоро окажитесь в их положении.
Дети читают стихи, подготовленные дома.
На все руки – и швец и жнец,
Первый каменщик и кузнец,
Садовник и пахарь, плотник и знахарь –
Всё на свете умел мой дед…
Грядки полол, огород поливал,
Дом, как следует, содержал.
И сеял, и жал, и не уставал.
Обжимая тело снопа
Не руки болели, а ручка серпа.
…И вдруг на пахоте занемог.
Откуда немочь – понять не мог.
Плуг отпустил, покраснел от стыда,
Такого с ним не было никогда.
И выступил пот на лбу,
И лёг Хагипап в свою борозду.
Семенем лёг и смешался с землёй,
С лесом, с берегом и травой.
4. Физкультминутка
- Наш приятель Весёлый Карандаш оставил интересную загадку – зарядку:
По бумаге я бегу,
Всё умею, всё могу: (Бег на месте).
Хочешь – домик нарисую, (Встать на носочки, руки вверх, изображая крышу).
Хочешь – ёлочку в снегу, (Приседание).
Хочешь – дядю, хочешь – сад. (Повороты в стороны, руки на поясе).
Мне любой ребёнок рад. (Прыжки на месте).
5. Практическая работа.
Портрет бабушки или дедушки.
Последовательность: овал, лицо молодого человека; затемнить глазницы; лоб, изрезанный морщинками; изменить нос по форме; от крыльев носа к губам – резкие морщины; слегка наметить глаза; от наружных уголков глаз веером «рассыпать» старческие морщинки; от внутренних уголков глаз – глазные мешочки; волосы с проседью; линия плеча немного поднята вверх.
6. Итог урока
Выставка и анализ работ.
7. Домашнее задание
Вспомнить события, которые вызывали чувство сострадания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок ИЗО в 4 классе "Все народы воспевают материнство"
Урок изо в 4 классе по прорамме Б.М.Неменского...
презентация к уроку изо "Все народы воспевают мудрость старости"
Презентация к уроку изо в 4 классе"Все народы воспевают мудрость старости"...
Презентация "Все народы воспевают мудрость старости"
В помощь учителям изобразительного искусства, работающим в 4 классе по программе под редакцией Б.Неменского....
Урок по теме: «Все народы воспевают мудрость старости» (4 класс)
Разработка урока по изобразительному искусству по программе Б.М.Неменского по ФГОС...
Презентация к уроку на тему: «Мудрость старости» (4 класс, Урок № 30, Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского)
Презентация к уроку на тему: «Мудрость старости» (4 класс, Урок № 30, Программа «Изобразительное искусство» под ред. Б.М. Неменского)...
Конспект занятия по теме "Все народы воспевают мудрость старости"
Занятие ДОП как способ формирования культуры обучающихся....
урок географии 8 класс "Мозаика народов"
План-конспект урока...