ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 7 класс) на тему

Борсук Любовь Леонидовна

Открытый урок в рамках ФГОС для учащихся 7 класса  с презентацией . 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_.otkr_ur.7_kl.docx25.76 КБ
Файл prezentatsiya1._7kl.otkrur.pptx2.66 МБ

Предварительный просмотр:

Борсук Любовь Леонидовна, учитель изо, высшая квалификационная категория, г. Новокузнецк, МБОУ СОШ №97

Тема урока: Пропорции и строение фигуры человека.

Тип урока:  Формирование новых знаний.

Цель урока: Создание условий для формирования представлений о конструкции фигуры человека и ее основных пропорциях.

Задачи: 1. Способствовать расширению знаний учащихся об индивидуальной изменчивости пропорций

2. Развивать творческую активность.

3. Воспитывать толерантность при работе в группах.

Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, исследовательский, наглядно-практический; фронтальная, групповая, парная.

Образовательные ресурсы:  Википедия. Свободная энциклопедия.- Режим доступа:

Русская живопись.- Режим доступа:

Оборудование: Плотная белая бумага А4,карандаш, фломастеры, ластик.

Наглядно-демонстрационный материал:

Мультимедийный ряд: презентация «Пропорции и строение фигуры человека».

Зрительный ряд: карточки с изображением фигур людей, карточки с изображением силуэтов ребенка, подростка, взрослого с соблюдением пропорций.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Научатся: классифицировать объекты по заданным основаниям, самостоятельно сравнивать объекты, их индивидуальную изменчивость.

Получат возможность:

Научиться различать условность и образность схем конструкции тела человека.

Познакомятся: с пропорциями в изображении фигуры человека в разные исторические периоды

Познавательные:

Ставят и формулируют проблему урока (выдвигают версии об увиденном), работают по плану, сверяясь с целью(передают в плоскостном рисунке фигуры человека в пропорции), планируют деятельность в учебной ситуации (выполнение поэтапно рисунка человека по заданному алгаритму), самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы, определяют тему (образ человека- выражение особенностей духовной культуры эпохи)

Регулятивные:

Принимают и сохраняют учебную задачу в сотрудничестве с учителем, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные:

 Проявляют активность во взаимодействии при решении коммуникативных и познаватеьных задач (излагают свое мнение в диалоге, корректируют его в соответствии с мнением товарищей), организуют работу в группе, задают вопросы, формулиируют свои затруднения, предлагают друг другу помощь и сотрудничество.

Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении  проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности; осознают свои интересы (умеют добиваться поставленной цели); осваивают новые социальные роли и критически их осмысливают; понимают значение знаний для человека и умения рисовать.

Организационная структура урока:

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации совзаимодействия на уроке

Формируемые умения (УУД)

Промежуточный контроль

1. Организационный момент

Подготовка учащихся к изучению нового материала. Беседа с элементами дискуссии.

На экране (слайд1) показаны силуэтные изображения людей разной комплекции и роста. Учитель задает вопрос:

- Как вы думаете, ребята, для чего я демонстрирую эти изображения? (мы будем рисовать человека)

-Да, но почему мы видим не одно изображение, а несколько?

На одном- высотой все одинаковые, но разные… полные и худые… фигуры, на другом- по высоте разные (изображены разные люди: высокие и низкие,)

Учитель  показывает (слайд2,3,4,5) с изображением людей и расчетами пропорций человеческого тела, выполненные Л. Да Винчи, египетскими художниками и Древней Греции, А.Дюрером.

-С древнейших времен ученые и художники Египта и Древней Греции, а позднее- Леонардо да Винчи  и другие работали над открытием некой тайны. Вы узнаете, что это за тайна, отгадав пропущенное слово в предложении.

(слайд6) На экране предложение с пропущенным словом:

Леонардо да Винчи считал, что знание идеальных____________- необходимое условие для правильного изображения тела человека.

Учащиеся вставляют пропущенное слово- ПРОПОРЦИЙ.

(слайд7) -Правильно ребята, тема урока «Пропорции и строение фигуры человека» Мы узнаем о постоянных пропорциях тела человека и об их индивидуальной изменчивости.

Рассматривать изображения силуэтов фигур. Определяет их индивидуальные особенности. Отвечают на вопросы. Делятся впечатлениями.

Обдумывают ответ и отвечают на вопрос.

Фронтальная работа

Познавательные: Сравнивать объекты.

Регулятивные: 

Выдвигают версии об увиденном на уроке.

Коммуникативные:корректируют свое мнение ( в соответствии с мнениями товарищей).

Личностные: осознают свои интересы; демонстратируют осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, истории; осознают готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание.

Устный вопрос

2. Изучение нового материала

Наглядно-правктический, аналитический

«Много в природе дивных сил, но сильней человека нет» Софокл («Антигона»)

(слайд8) Тысячелетия пытаются люди найти математическую закономерность в пропорциях тела человека. Долгое время отдельные части тела служили основой всех измерений, являлись естественными единицами длины. Еще в Древнем Египте за единицу измерения принимали длину стопы, в более поздние времена- длину среднего пальца руки.  В соответствии с Каноном  древнего скульптора Поликлета  единицей измерения тела человека служила -голова (1/8).

-Леонардо да Винчи изучал анатомию человека и сделал открытие: голова человека качественно изменяется в размерах примерно до 5 лет, далее ее изменения незначительны. Поэтому за определенную точку измерения пропорций человеческого тела он взял голову человека.

Слайд.9.

-Художники с древних времен пытались вычислить идеальные пропорции человеческого тела. Так А.Дюрер гравюру «Адам и Ева» создал по трактату Витрувия (1/8 высоты фигуры) с тремя канонами пропорций  1/7,1/8,1/9

Самостоятельная работа:

Слайд.10, -По предложенным карточкам рассчитайте пропорции человека. Обратите внимание на  соотношение головы человека к длине ног, на то как это соотношение меняется на протяжении жизни человека.

Слайд.,11,12,13,14. На каждом-по полминуты.на последнем остановиться

ОТВЕТЫ. Голова в теле ребенка «помещается» 5раз, подростка-6-7раз, в теле взрослого человека-7-8раз.

Длина ног маленького ребенка к высоте головы-1:2, подростка-1:3, взрослого 1:4

-В настоящее время происходит изменение пропорций человека. В начале 20 век мера в -7 голов,сейчас принята мера в 8 голов, в настоящее время есть люди с пропорциями 1/9 и 1/10.Мы выбираем при изображении фигуры человека канон-меру 1/8

Дети;У новорожденного голова укладывается в тело 4 раза, у ребенк 3лет-5 раз, 7 лет-6 раз, 14 лет-7 раз

Проверка научных открытий о строении фигуры и пропорций человека на практике.

1. Возьмите карандаш и на вытянутой руке установи вершину карандаша на макушке-верхней части головы, а большой палец опусти по карандашу до окончания подбородка=это высота головы- ваш модуль. Сосчитайте, сколько раз этот модуль поместился в общий рост человека. Узнали и проверили,что в тело взрослого человека входит 8 голов.

2. Вызываются по парам девочка и парень, и на примере их фигур и роста рассказываются и показываются  все правила пропорций.

Слайд.15 Пятиминутка. Отгадай любимого героя по силуэтам

Выполняют зарисовки схем фигуры человека.

Анализируют пропорции человека в различных возрастных категориях и отвечают на поставленные вопросы.

Индивидуальная работа.

Работа в паре

Познавательные: классифицирую объекты по по заданным основаниям

Регулятивные: 

Работают по плану, сверяясь с целью

Коммуникативные:

организуют работу в парах

Личностные: осваивают новые социальные роли

зарисовки

3. Творческая практическая деятельность.

Исследовательский

Слайд.16 - Ребята, идеальные пропорции говорят о физическом совершенстве человека и чтобы изобразить человека, необходимо знать его пропорции.

1задание. Нарисовать человека в соответствии с рассчитанными пропорциями, создавая свой неповторимый  собранный образ.

(Изображение человека происходит в игровой форме в группой команде по 4-6 человек . Каждым рисуется по очереди на передаваемых листах по часовой стрелке: Голова  плечи и руки, талия и  ноги, одежда согласно изображению головы, аксессуары для изображенного человека)

Слайд.17(возможные варианты изображения людей на слайде),

2задание. Теперь вырежьте своих героев.

Я попрошу выйти ко мне и встать для показа своих творческих работ тех, кто считает свои работы выполненными на отлично. Критерии работ: соблюдение пропорций, оригинальность, аккуратность, эстетичность, цветовое решение.(обсуждение и дискуссия по самооценке и взаимооценке работ)

3 задание. Приклейте их на ленте для праздничного шествия.

Учащиеся рисуют силуэт человека в соответствии с пропорциями. Вырезают силуэт. Прикрепляют фигуры людей в единой  бумажной ленте

Индивидуальная работа

Работа в малых группах, в парах

Познавательные: приобретают опыт создания художественного образа,опыт работы различными художественными материалами и в разных техниках

Регулятивные: 

Планируют деятельность в учебной ситуации

Коммуникативные:

организуют работу в парах, группах,; Личностные: учатся радоваться успехам товарищей; демонстрируют  ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию.

Рисунок

4. Итоги урока

Демонстрация и анализ работ

Слайд18

-Кто-то из древних говорил: «Мы смотрим на человека глазами,  а видим и  любим его сердцем»

-Сейчас я вам дарю  эти оливковые веточки, которые дарили на Олимпийских играх в Древней Греции спортсменам за победу, а вам, чьи работы, по мнению экспертов заслуживают высшей оценки-отлично.

(Поднимите веточки, чтобы я поставила оценки в журнал. )

Внимательно слушают.

Просмотр презентации иобсуждение и оценивание работ.

Узнавание в силуэтах известных героев и людей.

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Регулятивные: 

Оценивают результаты усвоения изучаемого материала

Коммуникативные:

Излагают свое мнение в диалоге Личностные: понимают значение знаний для человека

Оценивание работ учащихся

5. Рефлексия

Чтобы красиво изобразить фигуру человека, что необходимо знать? (Идеальные пропорции фигуры человека)

-Все ли фигуры людей идеальны?

- Что в создании фигуры человека оказалось самым трудным?

Отвечают на вопрос


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Пропорции и строение фигуры человека Борсук Любовь Леонидовна Учитель изобразительного искусства МБОУ СОШ №97, г. Новокузнецк, Кемеровская область 25 октября 2016год

Слайд 3

Древний Египет Зодчий Хесира «Золотое сечение»

Слайд 4

Леонардо да Винчи « Витрувианский человек» » С. Боттичелли «Канон пропорций

Слайд 5

ТЕМА…???? Леонардо да Винчи считал, что знание идеальных________________ - необходимое условие для правильного изображения тела человека

Слайд 6

Тема урока «Пропорции и строение фигуры человека», 7класс, 1 четверть

Слайд 8

Самостоятельная работа в парах По предложенным карточкам рассчитайте пропорции человека. Обратите внимание на соотношение головы человека к длине ног, на то как это соотношение меняется на протяжении жизни человека.

Слайд 9

Микеланджело

Слайд 10

Идеальные пропорции различных возрастов

Слайд 11

Пропорции человеческой фигуры » А.Дюрер «Адам и Ева»

Слайд 12

Пятиминутка. Отгадай любимых героев по силуэтам.

Слайд 13

Творческая практическая деятельность 1задание. Нарисовать человека в соответствии с рассчитанными пропорциями, создавая неповторимый собранный образ. (Изображение человека происходит в игровой форме в группой команде по 4-6 человек . Каждым рисуется по очереди на передаваемых листах по часовой стрелке: Голова, плечи и руки, талия и ноги, одежда согласно изображению головы, аксессуары для изображенного человека) 2задание. Теперь вырежьте своих героев. 3 задание. Приклейте их на ленте для торжественного шествия в честь Олимпийского огня.

Слайд 15

Рефлексия Чтобы красиво изобразить фигуру человека, что необходимо знать? (Идеальные пропорции фигуры человека) -Все ли фигуры людей идеальны? - Что в создании фигуры человека оказалось самым трудным?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

«История возникновения юбки, разновидности современной юбки, эскиз юбки с учетом пропорции фигуры человека» Класс – 7 «а» Учитель технологии Федорова Зинаида Павловна

Цель урока : Привитие познавательного интереса, через историю юбки, к ее современности. Научиться создавать эскиз юбки с учетом пропорции фигуры человека.Задачи:Образовательная. Усвоение предста...

Пропорции фигуры человека

Презентация по теме "Пропорции фигуры человека"...

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологии Предмет:ИЗО Класс: 7 Тема урока: ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ

Технологическая карта урока к уроку_ Учитель: ИЗО и технологииПредмет:ИЗОКласс:7  Тема урока:ПРОПОРЦИИ И СТРОЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА. ВЫПОЛНЕНИЕ АППЛИКАЦИИ...

Пропорции и строение фигуры человека

Материал вошедший в сборник лучших работ участников Четвёртого открытого фестиваля  "Активные методы обучения в образовательном роцессе,"  проводимом образовательным порталом "...

Урок ИЗО 7 класс "Пропорции и строение фигуры человека"

Технологическая карта урока ИЗО в 7 классе "Пропорции и строение фигуры человека"....