Изобразительное искусство как средство самореализации одарённых детей
материал по изобразительному искусству (изо) по теме
Цель работы – показать влияние изобразительного искусства на самореализацию одарённых детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kna_elektronyy_sbornik.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Изобразительное искусство как средство самореализации одарённых детей»
Кудряшова Наталия Алексеевна
педагог дополнительного образования
СП ДШИ ГБОУ СОШ №1 ж.-д. ст. Шентала
«Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В.А. Сухомлинский.
Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества и, именно одаренные люди способны внести свой значительный вклад в процветание нашего государства.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, «что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг». Огромные возможности открываются перед человеком в случае максимального использования и развития заложенных в нем природных данных.
Раскрытие потенциала одарённого ребенка особенно актуально для системы художественного воспитания. Являясь художественным отображением действительности, изобразительное искусство оказывает сильное воздействие на развитие личности, формирует чувства, мысли, нравственность и жизненные принципы.
Гипотеза исследования заключается в том, что приобретённый опыт художественного творчества останется личностным достоянием каждого одарённого ребёнка и поможет творчески проявить себя в той или иной сфере деятельности.
Цель работы – показать влияние изобразительного искусства на самореализацию одарённых детей.
Задачи:
- рассказать о системе работы с одарёнными детьми в области ИЗО;
- проанализировать результаты самореализации воспитанников - художественно одарённых детей.
Для того чтобы развивать и поддерживать творческое воображение у одаренных детей, необходима особая организация изобразительной деятельности.
В своей работе в художественной школе я выделяю следующие основные идеи работы с одаренными детьми:
- способны все дети, только эти способности различны по своему спектру и характеру проявления;
- одаренность - это лишь внутренние проявления особенностей ребенка, внешние ее проявления возможны при высокой мотивации собственных достижений и при наличии необходимых условий;
- основой работы по выявлению и развитию одаренных детей является объединение усилий педагогов, родителей, руководителей образовательных учреждений с целью создания благоприятных условий для развития творческого потенциала детей.
Принципы моей педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога.
На мой взгляд, главная цель работы педагога с учащимися, имеющими признаки одаренности – создание условий для выявления одаренных детей, оказание психолого-педагогической поддержки процесса социализации одаренных детей, создание условий для развития потенциала каждого одаренного ребёнка, то есть его самореализации.
Моя функция как педагога - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в художественном творчестве. Для успешного развития одаренности применимы универсальные технологии: личностно-ориентированного обучения; информационно – коммуникационные технологии; технология исследовательской деятельности; проблемное обучение.
На своих занятиях с одарёнными детьми использую личностно-ориентированный подход, так как зачастую творческие задания требуют индивидуального решения, и необходимо работать с каждым ребёнком лично. При построении уроков учитываю три вида мотиваций.
Социальная. Похвала за успешно выполненную задачу, чтобы поднять авторитет ребенка среди товарищей.
Прагматическая. Проявляется в усилении внимания к изобразительному искусству, т. к. некоторые из ребят намерены поступать в учебные заведения, в которых основное направление — искусство.
Познавательная. На занятиях вводятся познавательные споры, например, на уроке о художественных стилях можно разбить учеников на группы, в которых они готовят материал для доказательства наиболее важного художественного стиля в мировом искусстве.
Для того чтобы повысить эффективность своей педагогической работы с художественно одаренными детьми, мной стал осуществляться индивидуально-персонифицированный подход, при котором я соблюдала следующие психолого-педагогические условия: доброжелательно относиться к детям и их родителям, поощрять инициативу ребёнка, широко использовать нетрадиционные материалы и техники.
В ходе обучения необходимо руководствоваться принципом последовательности, тесно связанным с принципом доступности, посильности обучения. Например, при изучении объема и формы использую лепку. Лепка для ребят – наиболее простой способ, им легко понять форму предмета. Здесь важно изготовление изображаемого объекта (животного, геометрической фигуры, транспортного средства и т.д.) по частям. Это позволяет детям определить геометрические формы частей создаваемого предмета. Если не получится лепить из пластилина, то пробуем творить из солёного теста, из бумаги, природного материала.
При изучении темы «Линия и цвет» важна последовательность восхождения от простого к сложному. Цвет для ребенка является необходимым средством для передачи своих ощущений, переживаний, настроения. Каждая краска дает свои возможности изображения задуманного: яркость, прозрачность, блеск.
Считаю очень важным условием в работе с одарёнными детьми использование различных материалов для рисования. Это позволяет создать ситуацию новизны.
В работе с одарёнными детьми использую технику «Пластилинографии», которая представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Основной материал — пластилин. Возможно использование комбинированных техник. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются с помощью пластилинографии. В данном случае дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занятия пластилинографией способствуют развитию внимания, памяти, мышления, восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации а также развитию творческих способностей детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. У них воспитываются тактильные и термические чувства пальцев, что необходимо для накопления социокультурного опыта каждого ребенка.
Обязательным условием развития одарённости является формирование у ребенка чувства успешности. С этой целью провожу в классе выставки творческих работ учащихся, а также дети принимают активное участие в различных конкурсах по изобразительному искусству, в которых занимают призовые места.
За последние три года мои воспитанники - одарённые дети участвовали в более 30 конкурсах, в 25 из них занимали призовые места.
Более 10 выпускников выбрали профессии художественной направленности. Это дизайнеры и преподаватели ИЗО.
Основная педагогическая цель художественного обучения — способствовать раскрытию художественного дара ребенка. При этом необходимо решить такие задачи, как развитие интереса детей к художественной деятельности, стимулирование творческой деятельности, формирование стремления к расширению познаний, развитие умений и навыков в выбранной области художественного творчества, развитие умения учиться самостоятельно и применять полученные знания, умения и навыки в различных областях жизнедеятельности человека.
Список использованной литературы
- Зеленина Т. В. «Рекомендации для учителя-предметника по организации педагогического сопровождения профессионального самоопределения одаренных школьников». http://fastform.ru/
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одарённости. — Спб.: Питер, 2011, с. 147.
- Кара Ж.Ю. Художественная одаренность и пути ее развития // «Одаренный ребенок»
- Сидорова С. Н. Выявление художественно одаренных детей как цель их предпрофессиональной подготовки в области искусств//2014. Научно-практический журнал «Современные научные исследования и инновации». 2011-№6.- С.133-135
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Развитие творческих способностей у детей на занятиях изобразительным искусством как средство развития общих способностей при формировании гармонически развитой личности"
Главным в обучении является не компьютер, а ориентация на развитие познавательных процессов, самостоятельность в выполнении творческих работ. В этом процессе главное, что каждый ребенок может вы...
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»»
Статья «Система выявления одарённости, способствование творческому развитию и самореализации одарённых детей при дифференцированном подходе к обучению в условиях МАОУ лицей «Морской технический»» дает...
Из опыта работы учителя изобразительного искусства "Особенности работы с одарёнными детьми"
quot;Творчество рождает творца". Эти слова М.Горького как нельзя лучше подходят для педагогов, которые среди множества детей, обучающихся рисованию, умеют распознать одарённость и помогают...
Статья "Физическая культура как средство самореализации для детей с ОВЗ".
Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и рас...
Физическая культура как средство самореализации для детей с ОВЗ.
Возможность самореализации заложена в личности с самого рождения. Она играет практически основополагающую роль в жизни каждого индивида. Ведь самореализация представляет собой механизм выявления и рас...
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения детей 9-10 лет Рисунок и Живопись
Методические разработки по дополнительной общеразвивающей программе в области изобразительного искусства «Основы изобразительного искусства» для подготовительного художественного отделения...
Презентация "Изобразительное искусство как средство самореализации"
В презентации представлено исследованиие, в котором изобразительное искусство как средство самореализации одаренных детей. Кроме этого, в данной работе содержатся рисунки и дипломы одаренных детей (уч...
- Мне нравится (2)