Лепка рельефа
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) на тему

Весельев Владимир Федорович

Расширение знаний о выразительных средствах разновидности скульптурного изображения - рельефа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл veselev_v.f._konspekt_uroka._lepka_relefa.docx511.25 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по МДК. 01.06 Методика обучения продуктивным видам деятельности с практикумом

ТЕМА: «ЛЕПКА РЕЛЬЕФА»

Преподаватель

Весельев Владимир Федорович

Тип урока

Урок «открытия» новых знаний

Цель:

Расширение знаний о выразительных средствах скульптурного изображения – рельефа, о видах рельефных изображений; формирование творческих способностей в изобразительной деятельности, умения в сотрудничестве с одногруппниками и педагогом добывать необходимые знания, работая в малых группах; развитие эстетического восприятия.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметные

  • актуализируют имеющиеся знания о видах скульптуры;
  • познакомятся с видами рельефных изображений (барельеф, горельеф, контррельеф);
  • освоят способ выполнения пластины для лепки рельефа и приемы лепки: налеп, выбирание пластилина стекой, процарапывание;
  • выполнят творческую композицию контррельефа на самостоятельно выбранную тему.

Личностные

  • формируют эстетические потребности — потребности в общении с искусством, природой, человеком в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • обсуждают и анализируют собственную художественную деятельность и работу одногруппников с позиций творческих задач изучаемой темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные

познавательные:

  • осознанно стремятся к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов;
  • осуществляют поиск  и выделение необходимой информации, структурирование знаний;

регулятивные:

  • овладеют умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  •  работать по предложенному алгоритму действий;

коммуникативные:

  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 
  • сотрудничать при работе в группах, определять общую цель и пути её достижения, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  • осваивать  навыки общения, аргументации своих замыслов. 

Оборудование:

Для преподавателя: презентация по теме урока,  компьютер, интерактивная доска Smart Board, литература по изобразительному искусству (Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.- Обнинск: Титул, 1996. Костерин Н.П. Учебное рисование. Просвещение. Выход в Интернет)

 Для студентов: пластилин, стеки, подкладные доски.


Этап

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

УУД

  1. Организационный момент.

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие. Включение в деловой ритм, настрой на творческую деятельность. Проверка готовности к уроку.

Подготовка группы к  работе

Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

2. Подготовка к активной учебной деятельности. Актуализация знаний. Постановка учебной цели на основе проблемного вопроса

Создаёт проблемную ситуацию.  (СЛАЙД 1)

-Посмотрите на слайд и скажите, произведения какого вида искусства вы видите на экране? (Скульптуры.)

- Как вы думаете, случайно ли они попали сюда? (Нет, не случайно.)

- О чём же пойдёт речь сегодня на уроке? (О скульптуре.)

- В скульптуре, пожалуй, как ни в каком ином виде изобразительного искусства, отражена способность передавать  реальное изображение жизненных явлений и образов окружающего мира.

Слово «скульптура» нам известно уже давно, но вот какими возможностями обладает объёмное изображение, какие виды скульптурных изображений существуют, мы познакомимся сегодня на уроке. Кроме того, вы сами побываете в роли скульпторов и с помощью пластилина проявите свои творческие способности.

А еще мы познакомимся с интересной техникой – сграффито.

Ставят цели, формулируют цель урока

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с преподавателем и сверстниками.

Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели;

логические: формулирование проблемы


3. Сообщение нового материала. Моделирование способа открытия нового знания

Но прежде, чем мы будем лепить, попробуем воспользоваться разными источниками для получения информации. Разделимся на группы. В вашем распоряжении Интернет, книги.

 Вот ваши задания - ответить на вопросы:

    1. Что такое скульптура? Виды скульптуры по передаче объема?     Выразительные средства скульптуры.

  1. Что такое рельеф? Виды рельефа.
  2. Что такое сграффито? Где применяется?)

Слово скульптура пришло от латинского слова «высекать».

Древние славяне называли это искусство ваянием. Ваяние – способ работы, когда скульптор высекает или вырезает своё произведение из твёрдого материала  (мрамора, гранита, дерева) и при этом удаляется всё лишнее. (СЛАЙД 2)

Рельеф – вид скульптуры, в котором изображение является выпуклым (или углубленным) по отношению к плоскости фона.

Основные виды – барельеф, горельеф, контррельеф.

  • Барельеф - это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона, как правило, не более чем на половину объема. (СЛАЙД 3)
  • Горельеф - это рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. (СЛАЙД 4)
  • Контррельеф - это рельеф углубляется в поверхность, он представляет собой как бы «негатив» барельефа. (СЛАЙД 5)

Сграффи́то (итал. sgraffito) или граффи́то (итал. graffito) — техника создания настенных изображений, достоинством которых является их большая стойкость.

Простейший случай двухцветного сграффито — нанесение на стену одного слоя штукатурки, отличающегося по цвету от основы. Если в некоторых местах соскрести штукатурку, то получится двухцветный рисунок. (СЛАЙДЫ 6-7)

Таким образом, мы узнали с вами, что рельеф – это скульптурное изваяние.

Итак, мы можем обозначить тему урока и вид деятельности?  

Тема урока «Лепка рельефа».

Эта тема встречается в работе с младшими школьниками. Выполнение рельефных изображений очень разнообразно по выбору пластических материалов и техники.

Скажите, можно ли назвать скульптурой изображение из пластилина, глины? (да, они выполнены в реальном объеме, только из мягких, пластичных материалов).

Итак, чтобы выполнить рельеф, что сначала нужно заготовить? (пластину - плоскость, на которую опирается рельеф).

Как вылепить пластину? (вспомнить способ лепки юбки для дымковской барышни).

Чтобы создать выпуклый объем на плоскости, какие приемы лепки можно использовать? (Налеп)

А если делать углубленный рельеф? (процарапывание стекой).

Правильно! Но есть еще прием – это выбирание, выскабливание материала стекой.

- Давайте рассмотрим способы лепки рельефной пластины. (Слайды 9-10)

Работа над рельефом проводится в несколько этапов: сначала из  пластилина изготавливается пластина толщиной не менее 3-4 мм, затем на нее стекой наносят рисунок , затем по рисунку накладывается лепной орнамент.

Края прочно примазываются к основе.

Рельеф можно выполнить и другим способом: на пластину наносится узор, а лишний пластилин вокруг него осторожно удаляется стекой, как бы выскабливается. В результате фон опускается, а рельеф остается приподнятым над плоскостью пластины.

Выполняют задания, используя компьютер, энциклопедию, литературу по искусству.

 

Представляют содержание полученной информации.

Сообщения студентов по подгруппам – результаты поиска информации подкрепляются (или уточняются) изображением на слайде презентации

Организуют учебное взаимодействие группы и последующее обсуждение.

Участвуют в обсуждении содержания материала.

Осуществляют самоконтроль

Регулятивные: осознанно строят речевые высказывания, познавательные: исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения.

Познавательные - общеучебные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, моделирование;

логические - построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

4. Проверка понимания.

-Как вы думаете? Можно ли привнести в изготовление рельефа еще что-то, о чем мы говорили вначале?  (Сграффито)

-Что вы можете предложить, чтобы получилось изображение в технике сграффито? (два слоя пластилина разных цветов).

-Как это сделать? (вылепить две одинаковые по размеру, но разные по цвету пластины).

Правильно, при помощи стеки можно будет обнажить часть нижнего слоя. Посмотрим, как может выглядеть вариант сграффито в пластилине. (слайд)

-Как вы считаете, можно ли объединить два способа изготовления рельефа (выпуклый и углубленный) с техникой сграффито? (да).

-Тогда я предлагаю вам выполнить рельеф с их применением.

Тему для изображения вы выберите сами. Главное, что следует помнить – это грамотная композиция. Выделение главного элемента и дополнение его мелкими деталями с учетом формы пластины (она может быть прямоугольной, овальной и др.).

План работы:

  • Изготовление пластины (учет цветосочетания)
  • Продумывание темы изображения.
  • Нанесение на пластину рисунка.
  • Выскабливание изображения.
  • Дополнение налепом и др.

Вспомним технику безопасности работы с пластилином.

Правила техники безопасности при работе с пластилином:

  1. Работать можно только на специальной дощечке.
  2. Отрезать пластилин можно только стекой.
  3. Неиспользованные куски хранить в коробочке.
  4. Использовать пластилин только по назначению.

Демонстрируют понимание содержания материала. Проявляют интерес к решению предложенной творческой задачи на основе полученных знаний.

Определяют алгоритм работы

Познавательные –умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания;

предметные - моделирование способов творческой деятельности;

Коммуникативные: : взаимодействие с педагогом, одногруппниками – контроль, коррекция, оценка высказываний студентов.

5. Закрепление изученного

Педагог проводит фронтальную и индивидуальную работу, предупреждает и исправляет ошибки, разъясняет типичные ошибки.

Устанавливает осознанность восприятия

Выполняют задание с учетом алгоритма. Осуществляют творческое воплощение своего замысла.

Осуществляют самопроверку точности реализации плана.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение.

6. Подведение итогов работы.

Проверка усвоения. Обобщение изученного.

Анализ работ.

Рефлексия.

Что нового узнали? Где это может пригодиться?

Кроссворд и викторина на интерактивной доске Smart Board. Отвечая на вопросы кроссворда, мы проверим прочность усвоения изученного.

Благодаря следующему слайду вы сможете проверить, насколько хорошо вы запомнили особенности рельефных изображений.

По углам расположены надписи: «сграффито», «барельеф», «горельеф» и «контррельеф». В центре находятся изображения, которые нужно соотнести с надписью.

Организация выставки работ студентов.

Оценивание работ студентов, анализ результатов продуктивной деятельности по критериям:

  • применение комбинированного способа лепки (сграффито, контррельеф и барельеф);
  • соблюдение правил композиции;
  • удачность цветосочетаний;
  • проявление творческого подхода к работе;
  • аккуратность техники лепки.

Организация рефлексии. Самоопределение результативности изученного, практической значимости полученных знаний. 

Осознание  границ применения нового способа лепки.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, работая над ответами кроссворда. Осуществляют контроль по соответствию фото-изображения и названия. 

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

 Познавательные: рефлексия;

Личностные: смыслообразование;

Регулятивные: контроль, коррекция того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

ТЕКСТ заданий:

Задание 1 (для первой подгруппы)  - ответить на вопросы:

    Что такое скульптура? Виды скульптуры по передаче объема?    

Задание 2 (для второй подгруппы)- ответить на вопросы:

Что такое рельеф? Виды рельефа.

Задание 3 (для третьей подгруппы)- ответить на вопросы:

Что такое сграффито? Где применяется?


Материал для проверки усвоения изученного. Кроссворд.

К

Р

У

Г

Л

А

Я

С

Т

Е

К

А

П

Л

А

С

Т

И

Л

И

Н

С

К

У

Л

Ь

П

Т

О

Р

Н

А

Л

Е

П

С

Г

Р

А

Ф

Ф

И

Т

О

  1. Вид скульптуры, которую можно обойти со всех сторон (круглая).
  2. Инструмент, используемый в лепке для соединения деталей, процарапывания, насечек, украшающих изделие (стека).
  3. Наиболее популярный пластический материал, применяющийся в лепке в начальной школе (пластилин).
  4. Ваятель, работающий  резцом и молотком, для создания объемного произведения искусства (скульптор).
  5. Прием лепки, используемый как элемент украшения изделия или для придания объема (налеп).
  6. Техника создания настенных изображений, получающихся путем нанесения на стену нескольких слоев штукатурки, отличающихся по цвету от основы (сграффито).

Получается ключевое слово – РЕЛЬЕФ – тема урока и продукт художественно-творческой деятельности студентов.

Применяемые в уроке технологии: совместной поисковой деятельности, сотрудничества; моделирования художественно-творческой  деятельности; использования ИКТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по изобразительному искусству по уроку 1-ом классе по теме «Лепка рельефа "Бабочка» из солёного теста"

Учебный материал может быть интересен педагогам по изобразительному искусству. Данный материал содержит план-конспекты  двух занятитй, образцы работ учащихся и  методические рекомендации по ...

Конспект занятия по лепке с детьми 5-6 лет "Лепка яблока"

 Занятия  лепкой увлекательный процесс. Лепка это развитие мелкой моторики, познавательных интересов, умений обобщать и детализировать. Лепка помогает снять психологическое напряжение...

программа по лепке из глины ( пластилина) для дополнительного оборзования для детей 6 лет "Лепка"

программа по лепке для дополнительного оборзования для детей 6 лет "Лепка". с календарно тематическим планированием , эаданиями для диогностики итоговых заданий и диогностической картой...

Лепка из жгутов. Лепка чайной чашки. Программа "Умелые ручки"

Лепка из жгутов. Лепка чайной чашки. Программа "Умелые ручки"...

Рельеф Земли. Практическая работа № 2 Сопоставление карт геология – рельеф. Описание формы рельефа.

Методическая разработка урока по географии для 6 класса.Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, срав...

Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка инопланетянина»

Методическая разработка занятия по лепке из глины «Лепка инопланетянина»...