Рельеф Земли. Практическая работа № 2 Сопоставление карт геология – рельеф. Описание формы рельефа.
методическая разработка по географии (6 класс)
Методическая разработка урока по географии для 6 класса.
Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.
Задачи урока:
1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.
2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.
3. Продолжить формирование навыков работы с картой.
Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._relef_zemli._prakticheskaya_rabota.docx | 196.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рельеф Земли.
Практическая работа № 2
Сопоставление карт геология – рельеф. Описание формы рельефа.
Цель урока: опираясь на знания учащихся из курса 6 класса, продолжить формирование таких понятий, как литосфера, рельеф, научить наблюдать, сравнивать и сопоставлять изучаемые явления, выделять общие признаки.
Задачи урока:
1. Сформировать у учащихся представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли.
2. Обосновать причины разнообразия рельефа как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли.
3. Продолжить формирование навыков работы с картой.
Оборудование: Физическая карта мира и карта строения земной коры.
План урока
I Повторение темы “Литосфера. Строение земной коры”.
II Изучение нового материала.
1. Понятие рельефа.
2. Образование равнин и гор.
3. Внутренние и внешние силы Земли.
III Закрепление изученного материала.
IV Задание на дом.
V Список литературы
Ход урока
1.Оргмомент.
2.Повторение изученного материала
Повторение производится в форме фронтального опроса. Примеры вопросов.
- Что такое литосфера? Какие виды земной коры вы знаете?
- Что такое сейсмический пояс?
- Покажите на карте места расхождения литосферных плит.
- Какие доказательства движения литосферных плит вы можете привести?
- Где в Евразии много вулканов? Объясните этот факт.
3. Изучение нового материала
1). Понятие рельефа
Вопросы к учащимся:
- Кто помнит из курса 6 класса, что такое рельеф? (Рельеф - совокупность неровностей земной поверхности). Учащиеся записывают данное определение в словарик, который находится с обратной стороны тетради.
- Вспомните, какие формы рельефа вы знаете и заполните схему на доске.
Ученики заполняют схему в тетради.
2). Образование равнин и гор
А)Образование равнин.
Учитель строит объяснение по данной схеме. По ходу рассказа учителя учащиеся переносят схему в свои тетради.
Образование равнин. Океаническая земная кора (мягкая и тонкая) легко сминается в складки, и на ее месте могут образоваться горы. Тогда породы, слагающие ее, поднимаются на высоту нескольких километров над уровнем моря. Происходит это в результате интенсивного сжатия. Мощность земной коры возрастает до 50 км.
Б)Образование гор.
Едва родившись, горы начинают медленно, но неуклонно разрушаться под действием внешних сил – ветра, водных потоков, ледников, да и просто перепадов температур. В предгорных и межгорных прогибах накапливается большое количество обломочных пород, причем внизу оказываются более мелкие, а вверху – все более грубые.
Старые (глыбовые, возрожденные) горы. Океаническая земная кора сминалась в складки, они разрушались до состояния равнин, затем альпийская эпоха складчатости возродила горный рельеф на месте разрушенных горных сооружений. Эти невысокие горы имеют небольшую высоту и вид глыб. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры древних гор (Уральские, Аппалачи, Скандинавские, Драконовы, Большой водораздельный хребет и т.д. )
Средние (складчато-глыбовые) горы образовывались также, как и древние, но разрушение не довело их до состояния равнин. Их глыбообразование началось на месте полуразрушенных гор. Так образовались средние глыбово-складчатые горы. Далее учащиеся, работая с тектонической и физической картами, приводят примеры средних гор (Кордильеры, Верхоянский хребет).
Молодые горы образуются и в настоящее время. Являясь молодыми горами, они не несут признаков разрушения. В основном, это горы высокие, имеют вид складок. Часто их вершины острые, покрытые снежными шапками. Яркими примерами молодых гор являются Альпы, Гималаи, Анды, Кавказ и т.д.
4. Внутренние и внешние силы Земли
Вопросы к учащимся:
- Скажите, почему океаническая земная кора превращается в горы? (действуют внутренние силы Земли)
- Почему горы превращаются в равнины? (действуют внешние силы Земли).
- Итак, какие силы Земли влияют на облик рельефа нашей планеты? (внутренние и внешние).
- Давайте вместе с вами нарисуем схему, которая поможет нам разобраться, что это за силы и каким образом они действуют.
С давних пор гранит являлся олицетворением стойкости и прочности. С гранитом в равной степени можно сравнить и волевого, несгибаемого человека, и нерушимую, верную дружбу. Однако даже гранит рассыплется в мелкий щебень, крошку и песок, если он длительно будет испытывать перепады температур, влияние ветра, деятельность живых организмов и человека.
Факторы, влияющие на образование форм рельефа
Рельеф
Внутренние силы
- процессы движения литосферы
- внедрение мантии в земную
кору - излияние мантии на поверх
ность
Внешние силы
- действуют на поверхности Земли
-выветривание
- работа текучих вод
- подземных вод
- ледников
- морского прибоя
- деятельность человека
Табл. Взаимодействие внутренних и внешних процессов.
Процессы, под влиянием которых образуется формы рельефа | Причины возникновения процессов | Проявление деятельности этих процессов | Результат действий процессов на формы рельефа |
Перепады температур. | С первыми лучами Солнца высоко в горах начинает таять снег и лед. | . Вода проникает во все трещины и углубления горных пород. Ночью температура падает на несколько градусов ниже нуля, и вода превращается в лед. При этом она увеличивается в объеме на 9% и раздвигает трещины, расширяя и углубляя их. Так продолжается день за днем, год за годом, пока какая-нибудь трещина не отделит от основного массива кусок горной породы и тот не скатится по склону. Горные породы также подвергаются то нагреванию, то охлаждению. У входящих в них минералов разная теплопроводность. Расширяясь и сжимаясь, они разрывают прочные связи между собой. | Когда же эти связи полностью разрушаются, порода превращается в песок. |
Активное воздействие растительных и животных организмов | Активное воздействие растительных и животных организмов на горные породы становится причиной биогенного выветривания | Корни растений совершают механическое разрушение, а кислоты, выделяющиеся в процессе их жизнедеятельности, - химическое. | . В результате многолетней деятельности живых организмов возникают коралловые рифы и особый вид островов – атоллы, образованные известковыми скелетами морских животных. |
Реки и Мировой океан | река образует русло и речную долину, воды океана формируют береговую линию.Льды при своем движении бороздят прилегающие территории. | Пляж | |
Ветер. | заполняет углубления и трещины,вразрушает горную породу | дюны и барханы, башни, столбы и причудливые замки. | |
Хозяйственная деятельность человека | Человек добывает полезные ископаемые | в результате чего образуются карьеры, строит здания, каналы, делает насыпи и засыпает овраги. Это все прямое воздействие, но оно может быть и косвенным, представляющим собой создание благоприятных условий для рельефообразующих процессов (распашка склонов вызывает бурный рост оврагов). | Овраги,карьеры |
5. Закрепление пройденного материала
Практическая работа №2
Тема: Сопоставление карт геология - рельеф
1.Определите какие формы рельефа соответствуют зонам платформ, щитов, складчатых областей, разломам, заполнив таблицу:
Геологическая структура | Форма рельефа | Пример |
Платформа |
|
|
Щит |
|
|
Складчатая область |
|
|
2.Дать описание гор и равнин по картам атласа.
6. Домашнее задание. П.5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа в 8 классе "Взаимосвязь тектонического строения, рельефа и полезных ископаемых".
Практическая работа дана в виде частично незаполненной таблицы. Цель - закрепить умение наложения карт (физической и тектонической)...
Практическая работа. Выявление связи между рельефом и тектоническими структурами на территории России
Интстуктивная карта для проведения практической работы....
Практическая работа по географии 7 кл Описание климата по климатограммам
Практическая работа: Сравнение климата Евразии с климатомСеверной Америки; определение типов климата Евразии поклиматограммам...
Практическая работа: « Определение горных пород и описание их свойств» 6 класс, география
Практическая работа по географии для 6 класса...
Практическая работа «Наблюдение за погодой, ее описание на примере г. Липецка»
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ: география, географические объекты, природные и антропогенные объекты, процессы и явления.ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕГеография как наука, ее предмет изучения. Географические объекты...
Практическая работа «Определение относительной высоты точек и форм рельефа на местности»
Урок составлен в форме практической работы. Обучающиеся почти самостоятельно создают топографическую карту местности. Урок на практике вызвал большой интерес у учеников. Подходит для классов, иду...
Контрольная работа по разделу "Геологическое строение и форма рельефа", 8 класс. География.
Контрольная работа по разделу "Геологическое строение и форма рельефа", 8 класс по курсу географии общеобразовательной школы. Задания разработаны по 3 вариантам....