программа по лепке из глины ( пластилина) для дополнительного оборзования для детей 6 лет "Лепка"
рабочая программа
программа по лепке для дополнительного оборзования для детей 6 лет "Лепка".
с календарно тематическим планированием , эаданиями для диогностики итоговых заданий и диогностической картой по программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagn._karta._lepka_iz_gliny_6_l._1_g.o.doc | 96 КБ |
programma_dlya_6_l._lepka.doc | 317.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение № 3
Диагностическая карта 1
1 год обучения
Курс «Лепка из глины»
Группа ______________ возраст ________ 20 – 20 учебный год
№ | Ф.И. ребенка | Показатели | Усвоение программного материала | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 а | 4 б | 4 в | 4 г | 4 д | 4 е | 5 а | 5 б | 5 в | 5 г | |||
итого |
Условные обозначения:
0 – не сформированы указанные показатели
1 – показатели находятся в стадии формирования
2 – показатели сформированы, но не автоматизированы
3 – показатели сформированы, автоматизированы
Вывод:
Диагностическая карта 2
1 год обучения
Курс «Лепка из глины»
Группа ______________ возраст _______ 20 – 20 учебный год
№ | Ф.И. ребенка | Показатели | Усвоение програм. материала | ||||||
1 а | 1 б | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||
итого |
Условные обозначения:
0 – не сформированы указанные показатели
1 – показатели находятся в стадии формирования
2 – показатели сформированы, но не автоматизированы
3 – показатели сформированы, автоматизированы
Вывод:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа «Лепка из глины» является дополнительной образовательной программой художественно-эстетической направленности, соответствует начальному общему уровню образования.
Актуальность программы обусловлена тем, что изобразительная деятельность детей включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в воспроизведении представлений ребёнка об окружающем мире.
Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.
Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности.
Во время подготовки к лепке ребенок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.
Педагогическая целесообразность создания программы заключаются в личностно–ориентированном взаимодействии с ребенком и поисковую активность самих детей, побуждая их к творчеству при выполнении заданий.
Данная программа включает в себя учебные темы, задания, позволяющие узнать о форме предмета, художественном образе, постепенно, шаг за шагом привыкает к творчеству, как способу мышления и выражения своих замыслов и идей. Каждое задание программы, по сути, индивидуально, потому что обращено к интеллекту конкретного ребенка и выполняется им соответственно его уровню развития и его творческого потенциала. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрасту детей, в сочетании с практическими заданиями.
Целью данной программы является создание условий для реализации потребностей ребенка в творческой деятельности через формирование знаний, умений, навыков при работе с глиной.
Задачи:
- способствовать формированию умений и навыков при работе с глиной;
- формировать умение самостоятельно находить способы создания образов, творчески применяя полученные знания и навыки;
- способствовать развитию эмоциональной сферы
- познакомить детей с различными приемами лепки (конструктивным способом; пластическим; комбинированным);
- обучить навыкам работы со стекой, кисточкой, красками;
Программа «Лепка из глины» рассчитана на один год обучения, 72 часа, возраст обучающихся 5-7 лет. Занятия осуществляются один раз в неделю по 2 году часа, продолжительность занятия составляет 30 минут. Занятия для детей дошкольного возраста обязательно включает в себя физминутки для снятия физического и психического утомления.
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате прохождения программного материала, обучающиеся:
- узнают особенности пластических материалов;
- могут работать с инструментами для лепки;
- могут выделить в отдельных предметах мелкие части стекой, чтобы передать характерные признаки, объем, динамику, пропорции;
- освоят приемы сглаживания, плотного соединения частей, скатывания, сплющивания, вдавливания, вытягивания, загибания, примазывания;
- могут соединять детали (прижимание, примазывание, защипывание, сглаживание стекой);
- освоят приемы украшения изделия (налеп, роспись красками);
- могут лепить конструктивным способом; пластическим; комбинированным;
- умеют смешивать водоэмульсионную краску и гуашь;
- моут эмоционально отзываться на предложенную тему.
Способами проверки ожидаемых результатов является проведение итоговых занятий, проводимых два раза в год (в конце первого полугодия, в конце учебного года), которые позволяют отследить динамику творческого развития дошкольника и степень овладения ими программой.
Формой подведения итогов реализации программы является итоговая диагностика в конце учебного года. Она включает в себя выполнение детьми диагностических заданий (прил. № 2) и наблюдение за работой детей, результаты которых фиксируются в таблицах (прил. № 3), а также, организацию выставок лепных работ детей в середине и конце учебного года для родителей.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе | |
теория | практика | |||
1 | Введение. | 2 | 2 | - |
11 | Керамические изделия разных форм | 30 | 10 | 20 |
21.1 | Шарообразная форма керамических изделий. | 8 | 2 | 6 |
21.2 | Конусовидная форма керамических изделий. | 8 | 2 | 6 |
21.3 | Цилиндрическая форма керамических изделий. | 4 | 2 | 2 |
21.4 | Керамические изделия с элементами декора. | 10 | 4 | 6 |
22 | Народные промыслы и современная скульптура малых форм. | 22 | 8 | 14 |
31.1 | Дымковская игрушка. | 6 | 2 | 4 |
31.2 | Филимоновская игрушка. | 6 | 2 | 4 |
31.3 | Стилизованная скульптура малых форм. | 10 | 4 | 6 |
33 | Настенное панно. | 12 | 2 | 10 |
5 | Резервные занятия. Подготовка к выставке детского творчества. Участие в выставке. | 6 | 6 | - |
Итого: | 72 | 28 | 44 |
Содержание программы
Введение.
Цели и задачи изучаемого курса. Культура труда. Техника безопасности. Инструменты и приспособления, используемые при работе с глиной. Правила безопасного обращения со стеками, кисточками.
Раздел 1. Керамические изделия разных форм.
- Шарообразная форма керамических изделий.
Теоретическое содержание по разделу:
Виды керамических масс (красная глина, шамот). Свойства глин (пластичность).
Виды керамических изделий. Формы гончарных изделий (шарообразная, конусовидная, цилиндрическая). Правила росписи керамических изделий (грунтовка, нанесение рисунка). Способы декорирования керамических изделий: фактурой растений, налепными деталями.
Практические работы:
1. Изготовление проб на пластичность.
2. Изготовление керамических изделий шарообразной формы.
3. Роспись керамических изделий шарообразной формы.
- Конусовидная форма керамических изделий.
Теоретическое содержание по разделу:
Понятие конусовидная форма. Знакомство с видами изделий конусовидной формы, представляющих собой перевернутый усеченный конус.
Практические работы:
1. Изготовление керамических изделий конусообразной формы.
2. Роспись керамических изделий конусообразной формы.
3. Изготовление изделий, представляющих собой перевернутый усеченный конус.
4. Роспись изделий, представляющих собой перевернутый усеченный конус.
- Цилиндрическая форма керамических изделий.
Теоретическое содержание по разделу:
Понятие и виды цилиндрической формы. Знакомство с видами изделий цилиндрической формы.
Практические работы:
1. Изготовление керамических изделий цилиндрической формы.
2. Роспись керамических изделий цилиндрической формы.
- Керамические изделия с элементами декора.
Теоретическое содержание по разделу:
Понятие «декорирование», «тонирование». Знакомство детей с приемами присоединения деталей и использования налепных деталей.
Практические работы:
1. Декорирование керамических изделий фактурой растений.
2. Тонирование керамических изделий.
3. Декорирование керамических изделий налепными деталями.
4. Роспись изделия с налепными деталями.
Раздел 2. Народные промыслы и современная скульптура малых форм.
Центры народной игрушки в России. Дымковская. Филимоновская. Приемы изготовления игрушек (Дымковской и Филимоновской). Основные элементы росписи Дымковской и Филимоновской игрушек. Отличительные особенности росписи игрушек. Виды пропорциональной скульптуры и скульптуры малых форм. Понятие пропорции и стилизации. Приемы изготовления стилизованной фигуры человека.
- Дымковская игрушка.
Теоретическое содержание по разделу:
Приемы изготовления Дымковской игрушки. Основные элементы росписи Дымковской игрушки. Отличительные особенности росписи игрушек.
Практические работы:
- Изготовление Дымковской игрушки.
- Роспись Дымковской игрушки.
1.2. Филимоновская игрушка.
Теоретическое содержание по разделу:
Приемы изготовления Филимоновской игрушки. Основные элементы росписи Филимоновской игрушки. Приемы изготовления дымковской игрушки. Основные элементы росписи Филимоновской игрушки.
Практические работы:
- Изготовление Филимоновской игрушки.
- Роспись Филимоновской игрушки.
- Сюжетно – ролевая игра «Народные гуляния».
1.3. Стилизованная скульптура малых форм.
Теоретическое содержание по разделу:
Отличительные особенности росписи игрушек. Виды пропорциональной скульптуры и скульптуры малых форм. Понятие пропорции и стилизации. Приемы изготовления стилизованной фигуры человека.
Практические работы:
- Изготовление стилизованной фигурки человека.
- Роспись стилизованной фигурки человека.
- Декорирование стилизованной фигурки человека.
Раздел 3. Настенное панно.
Теоретическое содержание по разделу:
Этапы изготовления панно овальной и шарообразной формы. Приёмы, применяемые при изготовлении налепного рельефа.
Практические работы:
- Изготовление основы для овального панно.
- Изготовление панно с налепным рельефом.
- Изготовление налепных деталей.
- Изготовление панно с цветочными мотивами.
Резервные занятия. Подготовка к выставкам Участие в выставках.
Подбор материала и оформление выставки детскими работами в объединении.
Методическое обеспечение программы «Лепка из глины»
В работе над формированием знаний, умений навыков важно учить правильно выполнять приемы лепки. Взрослый обращает внимание на то, чтобы ребёнок передавал характерные признаки предметов, их форму, придерживался пропорций и использовал усвоенные навыки и умения: скатывание, сплющивание, вдавливание, вытягивание, загибание, примазывание.
Дети учатся развивать внимание, наблюдательность, что способствует запоминанию.
Своеобразность лепки состоит в том, что с помощью этого вида деятельности передаётся форма предмета в трёх измерениях.
Дети с удовольствием лепят людей, животных, посуду, транспортные средства, овощи, фрукты, игрушки. Предметы, которые они создают, используются в игровой деятельности.
Во время подготовки к лепке ребёнок получает много знаний о предмете (название, форма, строение, цвет, назначение). Вместе с тем обогащается и развивается его словарь, связная речь, с помощью которой можно описать образ по памяти. Это оказывает содействие развитию его мышления, внимания, воображения и других процессов.
На занятиях ребёнок получает сведения о способах лепки и сам учится это делать. На основе своего опыта он старается самостоятельно решить учебные задачи, а со временем эта самостоятельность перерастает в творчество.
В процессе лепки больше, чем в какой-либо деятельности, можно добиться максимальной активности обеих рук, развивать и укреплять пальцы, особенно большие, указательные, средние. Чтобы усвоить технику лепки, ребёнку нужно развить специальные движения относительно их силы, точности, темпа, направленности, плавности, ритмичности. Эти качества помогут дошкольнику в дальнейшем овладеть разными видами учебной, трудовой деятельности.
Лепка помогает воспитать любопытство к изобразительной деятельности. Ребенок ставит перед собой определённую цель и доводит начатое дело до конца, а это оказывает содействие развитию организованности, целеустремлённости и настойчивости, дисциплинирует его.
Для работы по лепке следует иметь наглядные пособия: игрушки, муляжи, книжные и журнальные иллюстрации. Такими пособиями могут быть натуральные предметы (овощи, фрукты, грибы, посуда и др.), предметы, которые сделал педагог.
Литература для педагога
- Августиник, А.И. Керамика. / А.И. Августиник. – М.: Просвещение, 1957.
- Беседа, Г.В. Основы изобразительной грамотности. / Г.В. Беседа. – М.: Просвещение, 1989.
- Горичева, B.C., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. / В.С. Горичева, М.И. Нагибина – Ярославль: Академия развития, Академия К0, 1998. – 192 с: ил. – (Серия «Вместе учимся мастерить»). – 50000 экз. – ISBN 5-8133-0012-0.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» // Под ред. Т.С. Комаровой. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1991. – 256 с: ил. – 30000 экз. – ISBN 5-09-001621-6.
- Рейд, Б. Обыкновенный пластилин. / Б. Рейд. // Пер. с англ. Г. Лаврик. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998. – 128 с: ил. – («Основы художественного ремесла») – 25000 экз. – ISBN 5-7805-0278-1.
- Халезова, Н.Б. Лепка в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. / Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1978. – 143 с: ил. – 300000 экз.
- Халезова, Н.Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. / Н.Б. Халезова. – М.: Просвещение, 1984. – 112 с: ил. – 500000 экз.
Список литературы для родителей
- Горичева, B.C., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: Академия развития, Академия К0, 1998. - 192 с: ил. - (Серия «Вместе учимся мастерить») - 50000 экз. - ISBN 5-8133-0012-0.
- Лариш, Ц. Обучение детей приемам лепки. / Ц. Лариш. - Издательство «Урал Л. Т. Д.», 2004. - ISBN 5-8029-0719-3.
- Орейли С. Лепка. Уроки детского творчества. / Ц. Лариш. - М.: Полигон, 1997
- Тарабарина, Т.И., Соколова, Е.И. Что необходимо знать к 1-му классу. / Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. - Ярославль: Академия развития, 2006. - 208 с: ил. - 10000 экз. - ISBN 5-7797-0315-9.
Приложение № 1
Календарно-тематический план
Месяц | Неделя | Номер занятия | Тема занятия | Кол-во часов |
сентябрь | 3 | 1 | Вводное занятие | 2 |
Керамические изделия разных форм | 30 | |||
4 | 2 | Изготовление проб на пластичность шарообразной формы. | 2 | |
октябрь | 1 | 3 | Гончарные изделия шарообразной формы. | 2 |
2 | 4 | Шарообразная форма керамических изделий. | 2 | |
3 | 5 | Шарообразная форма керамических изделий. (роспись). | 2 | |
4 | 6 | Конусовидная форма керамических изделий. | 2 | |
ноябрь | 1 | 7 | Конусовидная форма керамических изделий. (роспись). | 2 |
2 | 8 | Изделие, представляющее собой перевернутый усеченный конус. | 2 | |
3 | 9 | Изделие, представляющее собой перевернутый усеченный конус (роспись). | 2 | |
4 | 10 | Цилиндрическая форма керамических изделий. | 2 | |
декабрь | 1 | 11 | Цилиндрическая форма керамических изделий (роспись). | 2 |
2 | 12 | Керамические изделия с элементами декора. | 2 | |
3 | 13 | Изделие, декорированное фактурой растений. | 2 | |
4 | 14 | Изделие, декорированное фактурой растений (тонирование). | 2 | |
5 | 15 | Изделие, декорированное налепными деталями. | 2 | |
январь | 1 | 16 | Изделие, декорированное налепными деталями (роспись). | 2 |
Народные промыслы и современная скульптура малых форм. | 22 | |||
2 | 17 | Дымковская и Филимоновская игрушки. | 2 | |
3 | 18 | Дымковская игрушка. | 2 | |
4 | 19 | Дымковская игрушка (роспись). | 2 | |
февраль | 1 | 20 | Филимоновская игрушка. | 2 |
2 | 21 | Филимоновская игрушка (роспись). | 2 | |
3 | 22 | Сюжетно – ролевая игра «Народные гуляния». | 2 | |
4 | 23 | Стилизованная скульптура малых форм. | 2 | |
март | 1 | 24 | Стилизованная фигурка человека. | 2 |
2 | 25 | Стилизованная фигурка человека. | 2 | |
3 | 26 | Стилизованная фигурка человека (роспись). | 2 | |
4 | 27 | Стилизованная фигурка человека (декорирование). | 2 | |
Настенное панно. | 12 | |||
апрель | 1 | 28 | Основа для панно. | 2 |
2 | 29 | Налепные детали | 2 | |
3 | 30 | Панно с конррельефом (углубление) | 2 | |
4 | 31 | Панно с конррельефом (углубление) (роспись) | 2 | |
5 | 32 | Панно с налепным рельефом. | 2 | |
май | 1 | 33 | Панно с налепными деталями (роспись) | 2 |
Подготовка к выставке детского творчества. Участие в выставке. | 6 | |||
2 | 34 | Отчетная выставка детского творчества в объединении. | 2 | |
3 | 35 | Отчетная выставка детского творчества в объединении. | 2 | |
4 | 36 | Резервное занятие. | 2 | |
Итого часов | 72 |
Приложение № 2
Диагностические задания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа кружка "Лепка из глины" для 1-2 класса.
Образовательная программа «Лепка из глины» разработана учителем технологии,Спириной М.В. на основе авторской программы Обориной О.Г.:( Сборник образовательных программ детских образ...
Методические рекомендации к образовательной программе по лепке из глины в системе дополнительного образования
Разработка блока занятий по лепке из глины на тему "Русский изразец"...
Лепка из глины как средство реабилитации детей.
Способность к творчеству, изначально заложенная в каждом человеке, особенно ярко проявляется в детские годы. Занятие любимым делом – самое благоприятное условие для развития творческих спосо...
План самообразования «Организация и осуществление обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в творческом объединении по художественной лепке из глины»
В условиях реализации федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образования» педагогу дополнительного образования предъявляются высокие профессиональн...
«Успех каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины. Условия успеха»
Данная работа представляет практические достижения профессиональной педагогической деятельности....
Сотрудничество с родителями, как важное условие успешности каждого ребенка, в том числе детей с ОВЗ в творческом объединении по художественной лепке из глины
Представляю вашему вниманию собственный педагогический опыт сотрудничества с родителями. Считаю, что успешность каждого ребенка, в том числе и детей с ОВЗ во многом зависит от заинтересованности и акт...
Адаптированная рабочая программа коррекционно – развивающих занятий для обучающейся 1 дополнительного класса для детей с ОВЗ находящейся на индивидуальном обучении
Приложение к адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с ОВЗ (с различными формами умственной отсталости) (1-4 класс)...