Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Разработка рабочей программы по ИЗО в 5 классе по учебнику под ред. Б.М. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_5_klass.docx | 62.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей-предметников Протокол № от . .2017г. Руководитель МО …………… | Согласовано с зам.директора по УВР ……............ Полидаускене Л.В. | Утверждаю.Директор МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ»_____________ Юркина С.В. Приказ № от . .2017г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 5 класса
Поповой Анастасии Александровны,
учителя изобразительного искусства
МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ»
2017– 2018 уч.год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утверждён Приказом Министерства образования и науки РФ 17.12.2010 № 1897);
- ООП ООО МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя школа» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области;
- Примерная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство», 5-7 классы : проект. – М. : Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского. 5 – 9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций/ [ Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских]. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 176 с.
- Учебный план на 2017-2018 учебный год МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя
школа»;
- Федеральный перечень учебников.
Цели и задачи
Изобразительное искусство в основной школе является базовым предметом. Его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие художественных способностей и творческого потенциала ребенка, на формирование ассоциативно-образного и пространственного мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания, способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через чувства и эмоции. Изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного, художественного типа мышления, совместно с предметами учебной программы, нацеленными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, обеспечивает становление целостное мышление растущего человека.
Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности — практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Одной из самых главных целей преподавания искусства является задача развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», сознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
Основные задачи предмета «Изобразительное искусство»:
- формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
- освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
- формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
- развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
- формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
- развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
- овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
- овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.
Место учебного предмета в учебном плане
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 35 часов, согласно УП МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ» на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе отводится 34 часа, по 1 часу в неделю. На региональный компонент отводится 7 часов.
Срок реализации программы учебного предмета «Изобразительное искусство» 5 класс - один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).
Структура курса
Тема 5 класса - «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» - посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства. Здесь в наибольшей степени раскрывается свойственный детству наивно-декоративный язык изображения, игровая атмосфера, присущая как народным формам, так и декоративным функциям искусства в современной жизни.
Данная рабочая программа «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» состоит из четырех разделов:
Т.1 «Древние корни народного искусства»
Древние образы в народном искусстве.
Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы.
Конструкция и декор предметов народного быта.
Русская народная вышивка.
Народный праздничный костюм.
Народные праздничные обряды.
Т.2 «Связь времен в народном искусстве»
Древние образы в современных народных игрушках.
Искусство Гжели.
Городецкая роспись.
Хохлома.
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Т.3 «Декор — человек, общество, время»
Зачем людям украшения.
Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.
Одежда «говорит» о человеке.
О чём рассказывают гербы и эмблемы.
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Т.4 «Декоративное искусство в современном мире»
Современное выставочное искусство.
Ты сам – мастер.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по изобразительному искусству направлено на достижение учащимися предметных результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
- приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
- развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Используемый УМК
- Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. 5 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Н.А. Горяева, О.В. Островская ; под ред. Б.М. Неменского. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2014. – 191 с. : ил.
- Изобразительное искусство : 5 класс. Твоя мастерская : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций / Н.А. Горяева, под ред. Б.М. Неменского. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2014.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
- истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов — варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
- семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
- несколько народных художественных промыслов России.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Жостово, а также местные промыслы);
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Средневековой Европы, Западной Европы XVII века);
- различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства.
- выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
- уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов.
Учебно-тематический план
№ темы | Название темы по программе | Количество часов | Контрольные работы | Практическая часть | Региональное содержание | |
Пр.р./ Р.р. | Л.р./ Вн.чт. | |||||
Т.1 | Древние корни народного искусства | 8 | 3 | |||
Т.2 | Связь времен в народном искусстве | 8 | 3 | |||
Т.3 | Декор – человек, общество, время | 10 | 1 | |||
Т.4 | Декоративное искусство в современном мире | 8 | ||||
Всего | 34ч | 7 |
Содержание учебного предмета
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека (34 ч)
Раздел Т.1. Древние корни народного искусства (8 часов)
Тема «Декоративно-прикладное искусство Архангельской области» (1ч)
Знакомятся с декоративно-прикладным искусством Архангельской области
Тема «Древние образы в народном искусстве» (1ч)
Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.
Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).
Материалы: гуашь, кисть или восковые мелки, акварель или уголь, сангина, бумага.
Тема «Убранство русской избы» (1ч)
Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).
Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.
Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию.
Материалы: сангина и уголь или восковые мелки и акварель, кисть, бумага.
Тема «Внутренний мир русской избы» (1ч)
Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.
Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)
Материалы: карандаш или восковые мелки, акварель, кисти, бумага.
Тема «Декор предметов народного быта и труда» (1ч)
Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы труда — область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.
Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).
Материалы: смешанная техника (рисунок восковыми мелками и акварельная заливка или сангиной разных оттенков), кисть, бумага.
Тема «Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки» (1ч)
Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.
Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.
Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы.
Тема «Народный праздничный костюм» (1ч)
Народный праздничный костюм — целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.
Свадебный костюм. Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.
Задание: создание эскизов народного праздничного костюма (женского или мужского) северных и южных районов России в одном из вариантов: а) украшение съемных деталей одежды для картонной игрушки –куклы; б) украшение крупных форм крестьянской одежды (рубаха, душегрея, сарафан) нарядным орнаментом.
Материалы: бумага, ножницы, клей, ткань, гуашь, кисти, мелки, пастель.
Тема «Народные праздничные обряды» (1ч)
Календарные народные праздники — это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение.
Активная беседа по данной проблематике сопровождается просмотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как выступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.
Раздел Т.2 «Связь времен в народном искусстве» (8 часов)
Тема «Древние образы в современных народных игрушках» (1ч)
Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм игрушек.
Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украшение ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.
Материалы: пластилин или глина, стеки, подставка для лепки, водоэмульсионная краска для грунтовки, гуашь и тонкие кисти для росписи.
Тема «Искусство Гжели» (1ч)
Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.
Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.
Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.
Материал: белая бумага, ножницы, клей, акварель, большие и маленькие кисти.
Тема «Городецкая роспись» (1ч)
Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Основные приемы городецкой росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городецкой росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Тема «Хохлома» (1ч)
Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.
Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».
Материалы: гуашь, акварель, большие и маленькие кисти, формочки под роспись.
Зрительный ряд: слайды и репродукции с изображением произведений хохломского промысла, подлинные образцы Хохломы.
Тема «Жостово. Роспись по металлу» (1ч)
Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.
Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, белая бумага
Тема «Ракульская роспись и северная графика Мезени» (1ч)
Краткие сведения из истории развития ракульсккой росписи. Своеобразие ракульской росписи, единство предметной формы и декора. Традиционные элементы ракульской росписи.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами ракульской росписи.
Материалы: гуашь, большие и маленькие кисти, тонированная под дерево бумага.
Тема «Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте» (1ч)
Дерево и береста – основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья – птица света. Изделия из бересты : короба, хлебницы, набирухи для ягод, туеса – творения искусных мастеров. Резное узорочье берестяных изделий.
Задание: выполнение эскиза одного из предметов промысла, украшение этого предмета в стиле данного промысла.
Материалы: карандаш, бумага, цветная бумага, ножницы, клей.
Тема «Роль народных художественных промыслов в современной жизни» (1ч)
Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».
Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обобщения информации о тех промыслах, которые не были затронуты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.
К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.
Раздел Т.3 «Декор — человек, общество, время» (10 часов)
Тема «Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе» (1ч)
Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить социальную роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.
Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.
Задание: рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.
Материалы: картон, фломастеры, клей, цветная бумага, ножницы.
Тема «Декоративное искусство Древнего Египта» (2ч)
Роль декоративно-прикладного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративно-прикладного искусства.
Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).
Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.
Задание: 1. Выполнение эскиза украшения (солнечного ожерелья, подвески, нагрудного украшения-пекторали, браслета и др.), в котором используются характерные знаки-символы.
2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.
Материалы: цветные мелки, гуашь теплых оттенков, кисти.
Тема «Одежда «говорит» о человеке» (3ч)
Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламентация в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.
Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха барокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.
Черты торжественности, парадности, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве . Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обществе. Одежда буржуазии, простых горожан.
Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.
2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.
3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы XVII века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».
Материалы: гуашь, кисти, бумага, салфетки, ножницы, нитки, клей, цветная бумага, восковые мелки.
Тема «Оформление панно «Бал в интерьере дворца» (1ч)
Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обществе. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».
Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебели и отдельных предметов, а также разных по величине фигур людей в нарядных костюмах; соединение деталей в общую композицию).
Материалы: бумага, гуашь, большие и маленькие кисти, кусочки ткани, клей, ножницы.
Тема «О чём рассказывают гербы и эмблемы (1ч)
Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе.
Задание: Эскизы гербов ремесленных цехов, фамильных гербов знатных людей с определенным кругом интересов ( на материале западноевропейского Средневековья) или Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи (на основе современности).
Тема «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества» (2ч)
Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, произведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.
Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например, рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку..
Раздел Т.4 «Декоративное искусство в современном мире» (8 часов)
Тема «Современное выставочное искусство» (1ч)
Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).
Современное понимание красоты профессиональными художниками мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведений яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.
Пластический язык материала, его роль в создании художественного образа. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.
Задание: восприятие (рассматривание) различных произведений современного декоративного искусства; рассуждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании декоративного образа в конкретном материале, с пониманием выражения «произведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.
Тема «Ты сам – мастер» (7ч)
Коллективная реализация в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.
Технология работы, постепенное, поэтапное выполнение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление общей композиции на фрагменты. Соединение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее декоративное панно.
Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.
2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими руками».
Материалы: бумага, кисти, гуашевые краски, фломастеры.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № п/п | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | Форма организации учебных занятий | Дата по плану | Дата по факту |
1 РС | 1/1 | Декоративно-прикладное искусство Архангельской области | Знакомство с ДПИ Архангельской области. | 5.09 | ||
2 | 1/2 | Древние образы в народном искусстве | Знакомство с основными знаками-символами традиционного крестьянского уклада жизни. Традиционные образы в народном искусстве, которые следует раскрывать как память народа. Специфика образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки). | 12.09 | ||
3 | 1/3 | Убранство русской избы. | Крестьянский дом как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса и мира человека. Украшение готовых элементов декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами, которые затем собираются в целостную композицию «Русская изба». Украшение (индивидуально или в группах) детали наличника (более крупных размеров), которые можно использовать как декоративные элементы оформления праздника. | |||
4 | 1/4 | Внутренний мир русской избы | Организация, мудрое устроение человеком внутреннего пространства избы. Обобщенное изображение крестьянского интерьера. Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы. | |||
5 | 1/5 | Декор предметов народного быта и труда | Знакомство с крестьянским бытовым искусством, которое необыкновенно обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца. Предметы крестьянского быта и труда. Древние знаки-символы в декоре. Деревянная посуда. Особенности пластической формы, её «скульптур-ность», единство конструктивного, декоративного и изобразительного элементов в образном строе вещи. Эскиз украшения любого предмета крестьянского быта (прялка, ковш ). | |||
6 РС | 1/6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки. | Особенность русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки. Выполнение эскиза орнамента вышивки на полотенце. Использовать традиционные по вышивке сочетания цветов. Осваивать навыки декоративного обобщения. Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы. | |||
7 РС | 1/7 | Народный праздничный костюм | Традиционная одежда разных народов. Черты национального своеобразия. Одежда как функциональная вещь и как выражение народных представлений о красоте. Идеал женской красоты на Руси. Народная праздничная одежда разных губерний России. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Крестьянский костюм – образная модель мира, мироздания. Выполнение эскиза народного праздничного костюма районов России, его отдельных элементов, выражать в форме, в цветовом решении черты национального своеобразия. | Групповая работа | ||
8 | 1/8 | Народные праздничные обряды (обобщение темы) | Своеобразие и уникальность языка, образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства. Гармония человека с природой. Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы. Задание: Беседа-обобщение. | Проверочная работа | ||
9 РС | 2/1 | Древние образы в современных народных игрушках. | Народная глиняная игрушка. Живучесть в ней древнейших образов: коня, птицы, бабы. Сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам (пластическое своеобразие). Приёмы работы, связанной с созданием выразительной пластической формы в традиции одного из промыслов. Образ народного мастера. Место и значение современных народных художественных промыслов в современной жизни. Создать пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое. Роспись игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение). | |||
10 | 2/2 | Искусство Гжели. | Искусство Гжели, истоки и современное развитие промысла. Элегантно-изысканная красота сочетания синего и белого. Разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики. Единство формы и декора. Орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи. Техника росписи. Кратковременные упражнения на основе гжельского кистевого мазка. Роспись посудной формы под Гжель. | |||
11 | 2/3 | Городецкая роспись. | Искусство Городца, истоки и современное развитие промысла. Наиболее распространённые мотивы росписи (городецкие цветы – розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица). Характерная цветовая гамма. Графически-живописные приёмы письма. Взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров. Создание эскиза предмета и его украшение по мотивам городецкой росписи. | |||
12 | 2/4 | Хохлома | Иметь представление о видах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина»), различать их. Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора. | |||
13 | 2/5 | Жостово. Роспись по металлу. | Искусство Жостово, истоки и современное развитие промысла. Разнообразие форм и размеров подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные). Единство формы и композиции цветочной росписи. Цветовая гармония фона и изображения. Свободная живописно-импровизационная манера письма и особая красота жостовских цветов. Знакомство с приёмами жостовского письма. Выполнить фрагмент росписи подноса (2-3 крупных цветка, дополненные листьями и мелкими формами цветов). | |||
14 РС | 2/6 | Ракульская роспись и северная графика Мезени. | Знакомство с видами Ракульской и Мезенской росписи, различать их. Создавать композицию росписи, используя основные элементы узоров. | |||
15 РС | 2/7 | Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. | Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера. Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари. | |||
16 | 2/8 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни. (обобщение темы) | Обобщение представлений, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством. | Проверочная работа | ||
17 | 3/1 | Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе | Место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, его социальные функции. Многообразие форм и декора в произведениях класси-ческого декоративно-прикладного искусства. Задание: Беседа | |||
18 | 3/2 | Декоративное искусство Древнего Египта | Стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты. Выполнить эскизы на тему «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона», продумав форму предмета и орнаментальный рисунок символики на его поверхности с включением древнеегипетской символики. | |||
19 | 3/3 | Древнегреческая вазопись | Создавать эскизы ваз по мотивам декоративно-прикладного искусства Древней Греции. Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. | |||
20 | 3/4 | Одежда говорит о человеке. Древний Китай | Декоративная и социальная роль костюма. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе. | |||
21 | 3/5 | Одежда говорит о человеке. Западная Европа XVII в | ||||
22 | 3/6 | Одежда Западной Европы | ||||
23 | 3/7 | Оформление панно «Бал в интерьере дворца» | Создание коллективной работы «Бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка»). | Творческая работа | ||
24 РС | 3/8 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе. Эскизы гербов ремесленных цехов, фамильных гербов знатных людей с определенным кругом интересов ( на материале западноевропейского Средневековья) или Эмблема класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи (на основе современности) | |||
25 | 3/9 | Декор и положение человека в обществе | Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя). Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь. | |||
26 | 3/10 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. | Обобщение полученных знаний по теме четверти. Беседа, итоговая викторина. | |||
27 | 4/1 | Современное выставочное искусство | Современное декоративно-прикладное искусство как область дерзкого и широкого экспериментирования с формой, объемами, цветом, фактурой материала. Место и значение современного декоративного искусства в жизни человека и общества. Разнообразные виды современного декоративного творчества, материалы, техники (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, роспись по ткани ). | |||
28 | 4/2 | Ты сам – мастер. Искусство батика. | Знакомство с искусством батика. | Творческая работа | ||
29 | 4/3 | Ты сам – мастер. Изготовление картины в технике «Батик» | Изготовление картины в технике «Батик» | Творческая работа | ||
30 | 4/4 | Ты сам – мастер. Лоскутная аппликация, или коллаж | Изготовление лоскутной аппликации или коллажа | Творческая работа | ||
31 | 4/5 | Ты сам – мастер. Декупаж. Оформление вазы. | Оформление вазы в технике декупаж. | |||
32 | 4/6 | Ты сам – мастер. Декупаж. Оформление вазы. | Оформление вазы в технике декупаж. | Творческая работа | ||
33 | 4/7 | Ты сам – мастер. Творческая работа «Подарок своими руками» | Изготовление изделий в разных техниках на выбор учащихся. Урок – обобщение с презентацией работ года. | |||
34 | 4/8 | Ты сам – мастер. Творческая работа «Подарок своими руками» | Творческая работа |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся
Оценка "5"
-учащийся полностью справляется с поставленной целью урока;
-правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике;
-верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное.
Оценка "4"
-учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера;
-гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения;
-умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное.
Оценка "3"
-учащийся слабо справляется с поставленной целью урока;
-допускает неточность в изложении изученного материала.
Оценка "2"
-учащийся допускает грубые ошибки в ответе;
-не справляется с поставленной целью урока;
Оценка "1"
-учащийся обнаруживает полное незнание учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по искусству 5 класс
Рабочая программа по искусству для 5 класса составлена на основе программы регионального компонента по изобразительному искусству для общеобразовательных учебных заведений, авторы: Банников В. Н., зав...
Рабочая программа по искусству 8 класс
Рабочая программа по интегрированному курсу «Искусство» для 8 класса разработана на основе авторской программы Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской «Искусство. 8-9 классы»/Программы общеобразова...
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская
Рабочая программа по Искусству 9 класс Е.Д.Критская...
Рабочая программа по Искусству 8 класс
Рабочая программа по Искусству 8 класс...
Адаптированная общеобразовательная рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы "Искусство 8-9 класс" Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
Содержание адаптированной рабочей программы I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка - психолого-педагогическая характеристика класса...
Рабочая программа по искусству 8 класс на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы", Г.П. Сергеева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская
При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебники, фонохрестоматия, методические рекомендации для учителя под редакцией Г.П Сергеево...
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,
Рабочая программа Изобразительное искусство 5 класс Программа «Изобразительное искусство". под редакцией Б.М. Неменского. ФГОС,...