календарно-тематическое планирование по изо 5 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему

Егорова Екатерина Ростиславовна

календарно-тематическое планирование по изо 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_5_klass.docx36.02 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 5 класс

урока

Тема урока

Кол-во час

Планируемые результаты

 

Характеристика учебной деятельности

Дата

Предметные

Метапредметные

Личностные

план

факт

1

Солярные знаки(декоративное изображение и их условно-символический характер)

1

знать традиционные особенности образов народного крестьянского прикладного искусства: солярные знаки, конь, птица, мать – земля, древо жизни.сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразие варьирование трактовок.создавать выразительные декоративно – обобщенные изображения на основе традиционных образов.осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Познавательные: Сравнивать, сопоставлять, анализировать декоративные решения традиционных образов в орнаментах народной вышивки, резьбе и росписи по дереву, видеть в них многообразное варьирование трактовок.

Коммуникативные: Осваивать навыки декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Регулятивные: Уметь прогнозировать результат творческой деятельности

формирование национальной идентичности, формирование уважительного отношения к народному искусству, готовности беречь и продолжать традиции народного творчества; освоение способов художественного, творческого самовыражения личности;

Осваивают специфику образного языка народного (крестьянского) прикладного искусства, семантического значения традиционных образов (древо жизни, мать-земля, конь, птица, солярные знаки)

2

Древние образы в народном искусстве

1

Создавать выразительные декоративно-обобщенные изображения на основе традиционных образов.

Уметь объяснять глубинные смыслы основных знаков-символов традиционного крестьянского прикладного искусства, отмечать их лаконично-выразительную красоту.

Изучают традиционные образы в народном искусстве, которые следует раскрывать как память народа.

Ищут к предложенным реальным изображениям декоративно-обобщенные решения в нескольких вариантах

3

Русская изба: единство конструкции и декора.

1

Создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (причелина, полотенце, лобовая доска, наличник "и т. д.) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Познавательные: Понимать и объяснять целостность образного строя традиционного крестьянского жилиша,  выраженного в его трехчастной структуре и декоре.

Находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов.

Коммуникативные: Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков- об-разов в декоративном убранстве избы.

Регулятивные: Осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

.

Изучают Крестьянский дом как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека.

Украшают готовые элементы декоративного убранства избы (причелины, полотенце, фронтон, наличники) традиционными образами, мотивами, которые затем собираются в целостную композицию «Русская изба».

4

Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.

1

Создавать цветовую композицию внутреннего пространства избы.

Познавательные: Сравнивать и называть конструктивные декоративные элементы устройства жилой среды крестьянского дома.

Коммуникативные:   Сравнивать, сопоставлять интерьеры крестьянских жилищ у разных на-родов, находить в них черты национального своеобразия.

Регулятивные: Уметь прогнозировать результат творческой деятельности

   Осознавать и объяснять мудрость устройства традиционной жилой среды.

Организуют, мудрое устроение человеком внутреннего пространства избы.

 Обобщают  изображение крестьянского интерьера.

5-6

Орнамент как основа декоративного украшения.

2

Изображать выразительную форму предметов крестьянского быта и украшать ее.

Познавательные: Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

  Отмечать характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Коммуникативные: Рассуждать о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Регулятивные: Выстраивать орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

Понимать, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Знакомятся  с крестьянским бытовым искусством, которое необыкновенное обогащало жизненный уклад русского крестьянина-земледельца Украшают любой предмета крестьянского быта (прялка, ковш, ).

7

Различие национальных особенностей русского орнамента и орнамента других народов России.

1

  Создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вы-шивки с опорой на народную традицию.

Использовать традиционные для вышивки сочетания цветов.

Познавательные: Анализировать и понимать особенности образного языка народной (крестьянской) вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Коммуникативные: Осваивать навыки декоративного обобщения.

Регулятивные: Выделять величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (мать-земля, древо жизни, птица света и т. д.), дополняя его орнаментальными поясами.

   Оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

Осваивают особенности русского орнамента и его построения. Символика формы и цвета в орнаменте русской вышивки.

Выполняют эскиз орнамента вышивки на полотенце.

8-9

Праздничный  народный костюм-целостный художественный образ.

2

Создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов на примере северорусского или южнорусского костюмов, выражать в форме, в цветовом решении, орнаментике костюма черты национального своеобразия.

Познавательные:

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.

Коммуникативные: Объяснять общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.

Регулятивные:

 Уметь прогнозировать результат творческой деятельности

Соотносить особенности декора женского праздничного костюма с ми-ровосприятием и мировоззрением наших предков.

   Осознавать значение традиционного праздничного костюма как бесценного достояния культуры народа

Знакомятся с канонами традиционной одежды разных народов. Черты национального своеобразия.  Выполняют эскиз народного праздничного костюма районов России.

10

Обрядовые действия народного праздника, их символичное значение.

1

Разыгрывать народные песни, игровые сюжеты, участвовать в обрядовых действах.

Позновательные:    Понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство.

    Находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства, отмечать в них единство конструктивной, декоративной и изобразительной

Деятельности

Коммуникативные: Проявлять себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов.

Регулятивные:

Участвовать в художественной жизни класса, школы, создавать атмосферу праздничного действа, живого общения и красоты.

Характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

Изучают своеобразие и уникальность языка, образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства. Гармония человека с природой.

Календарный народный праздник как некое событие в жизни людей, связанных с землёй, как способ участия человека в событиях природы.

11

Древние образы в народных игрушках

(Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка)

  Овладевать приемами создания выразительной формы в опоре на народные традиции.

Познавательные:

Сравнивать, оценивать форму, декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам.

    Распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов.

Коммуникативные: Размышлять, рассуждать об истоках возникновения современной народной игрушки

Регулятивные:

  Осваивать характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента и особенности цветового строя.

Осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов.

Проводят сравнительный анализ разнообразных по форме игрушек, принадлежащих разным промыслам (пластическое своеобразие).

Приёмы работы, связанной с созданием выразительной пластической формы в традиции одного из промыслов.

Создают пластическую форму игрушки, не подражая, не копируя, а привнося в неё своё, новое. Росписывают игрушки (основные элементы геометрического орнамента, цветовое решение, композиционное решение).

12

Композиционное,

Стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (Искусство Гжели)

   Создавать композицию росписи в процессе практической творческой работы.

Познавательные: Сравнивать благозвучное сочетание синего и белого в природе и в произведениях Гжели.

Коммуникативные: Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изо-бразительных элементов, единство формы и декора в изделиях гжельских мастеров.

Регулятивные: Осваивать приемы гжельского кистевого мазка — «мазка с тенями».

   Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, давать эстетическую оценку произведениям гжельской керамики.

Знакомятся с искусством гжели, истоками и современным развитием промысла. Разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики. Изучают технику росписи.

Выполняют кратковременные упражнения на основе гжельского кистевого мазка.

Роспись посудной формы под Гжель.

13

Городецкая роспись

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

Позновательные: Выявлять общность в городецкой и

гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Коммуникативная:   Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изо-бразительных элементов, единство формы и декора в изделиях городецких  мастеров.

Регулятивная: Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически

оценивать произведения городецкого промысла.

Изучают наиболее распространённые мотивы росписи (городецкие цветы – розы, купавки с симметричными листьями; конь, птица). Осваивают характерную цветовую гамму; взаимосвязь конструктивного, изобразительного и декоративного элементов в изделиях городецких мастеров.

 Создают эскиза предмета и его украшение по мотивам городецкой росписи.

14

Хохлома

Создавать композицию травной росписи в единстве с формой, используя основные элементы травного узора.

Познавательные: Иметь представление о видах хох-ломской росписи («травка», роспись «под фон», «Кудрина»), различать их.

Коммуникативная:   Осознавать нерасторжимую связь конструктивных, декоративных и изо-бразительных элементов, единство формы и декора в изделиях мастеров.

Регулятивная: Осваивать основные приемы кистевой росписи Хохломы, овладевать декоративными навыками.

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения Хохломы.

Знакомятся с искусством хохломы, истоками и современным развитием промысла.

Изучают разнообразие растительного орнамента, его связь с образом плодородной земли. Образы хохломских птиц и их травное узорочье.

Выполняют Мини-упражнения на освоение элементов травного узора.

15

Жостово. Роспись по металлу

    Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Познавательная: Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения жостовского промысла.

Коммуниктивная: Соотносить многоцветье цветочной росписи на подносах с красотой цветущих лугов

Реуглятивная: Осознавать единство формы и декора в изделиях мастеров.

    Создавать фрагмент жостовской росписи в живописной импровизационной манере в процессе выполнения творческой работы.

Изучают скусство Жостово, истоки и современное развитие промысла.

Знаомятся с разнообразием форм и размеров подносов (прямоугольные, овальные, круглые, фигурные). Знакомство с приёмами жостовского письма.

Выполняют фрагмент росписи подноса (2-3 крупных цветка, дополненные листьями и мелкими формами цветов).

16

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте

Создавать композицию росписи или ее фрагмент в традиции мезенской росписи.

Познавательные: Различать и называть характерные

особенности мезенской деревянной росписи, ее ярко выраженную графическую орнаментику.

Коммуникативная: Объяснять, что значит единство материала, формы и декора в берестяной и деревянной утвари.

Регулятивная:  Осваивать основные приемы росписи.

Выражать свое личное отношение, эстетически оценивать изделия мастеров Русского Севера.

                                                                                                                                                                                                                                                                           Знакомятся с художественным ремеслом; дерево, береста, щепа; просечные и тисненые узоры, орнамент; мезенская роспись .

17

Связь времен в народном искусстве.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и система-тизацией художественно-познавательного материала.

   Участвовать в презентации выставочных работ.

Познавательные: Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Коммуникативные: Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Регулятивная: Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Обобщают представления, полученных в процессе всего знакомства с народным искусством.

18

Зачем людям украшения

1

Рассмотрение и обсуждение (анализ) разнообразного зрительного ряда, подобранного по теме; объяснение особенностей  декора костюма людей разного статуса и разных стран.

Познавательные: Выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства.

Коммуникативные: Участвовать в диалоге о том, зачем людям украшения, что значит украсить вещь

Регулятивные: Характеризовать смысл декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи (носителя, пользователя).

Понимают место и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека и общества, его социальные функции. Многообразие форм и декора в произведениях классического декоративно-прикладного искусства.

19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего  общества

2

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Познавательная: Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

    Коммуникативная: Выявлять в произведениях  декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора

Регулятивная: Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

   

Изучают стилистические особенности образного строя в произведениях декоративно-прикладного искусства Древнего Египта. Изобразительные элементы декора – знаки-обереги, знаки-символы богов и царей, выстроенные в загадочные узоры-тексты.

Выполняют  эскизы на тему «Алебастровая ваза», «Ювелирные украшения», «Маска фараона», продумав форму предмета и орнаментальный рисунок символики на его поверхности с включением древнеегипетской символики.

21-22

Одежда говорит о человеке

2

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

Познавательная:   Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах дея-тельности, связанной с созданием творческой работы.

Коммуникативная: Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Регулятивная: Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Знакомятся с декоративной и социальной ролью костюма. Стилевое единство декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Костюмы эпохи Средневековья. Создают коллективную работу «Бал во дворце» (по мотивам сказки «Золушка»)

23-24

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы

2

    Создавать  декоративную  композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

Познавательная: Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов

Коммуникативная:     Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Регулятивная: Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Понимают символический характер языка герба как отличительного знака, символическое значение изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики. Символы и эмблемы в современном обществе.

Создают эскизы  гербов ремесленных цехов, фамильных гербов знатных людей с определенным кругом интересов ( на материале западноевропейского Средневековья) или Эмблему класса, школьного кабинета, клуба по интересам, фирмы; герб города, свой собственный герб, герб своей семьи  (на основе современности)

25

Роль декоративного искусства в жизни

человека и общества (обобщение темы)

1

    Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно- прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Познавательная: Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам

Коммуникативная: Использовать в речи новые художественные термины.

Регулятивная: Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Обобщают полученные знания по теме четверти. Беседа, итоговая викторина.

26

Современное выставочное искусство.

1

Познакомить  учащихся с современным декоративным искусством, показать тенденции современного декоративного искусства и его отличие от традиционных народных промыслов.

Познавательные: Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

     Находить и определять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декор

Коммуникативные: Высказываться по поводу роли вы-разительных средств и пластического языка материала в построении декора-тивного образа.

Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.

  Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусств

Регулятивные: Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Ориентировать-

ся в широком

 разнообразии современного декоративно - прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Знакомятся с многообразием материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ.

27-28

Ты сам – мастер(ДПИ)

2

Коллективная реализация  в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Познавательные:Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Коммуникативные:

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

Регулятивные:

Пользовать-ся языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного

обобщения в процессе выполнения практичес-

кой творческой работы.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

   Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

Изготавливают тряпичную куклы-закрутки

29-30

Ты сам-мастер (ДПИ)

2

Коллективная реализация  в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

   Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

Изготовливают декоративную вазу для украшения  интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага

31-33

Ты сам-мастер (ДПИ)

3

Коллективная реализация  в конкретном материале разнообразных творческих замыслов.

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

   Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

Разрабатывают эскизы панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективно выполняют панно по наиболее удачному эскизу

34

Декоративно-прикладное искусство в жизни человека

1

Обобщить знания по теме «Древние образы в народном искусстве, современное повседневное и выставочное искусство».

Познавательные:

Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного

обобщения в процессе выполнения практичес-

кой творческой работы.

Коммуникативные:

Использовать в речи новые худо-жественные термины.

Регулятивные:

ствовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

    Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно- прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

   

Участвуют в итоговой игре-викторине с активным привлечением зрительного материала по декоративно- прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

35

Итоговый урок года

1

Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Музейный урок или

виртуальная экскурсия.

Художественный музей.Игра-викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...