Программа по внеурочной деятельности "Декоративное искусство" в 5 классе
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 5 класс) на тему
Программа по внеурочной деятельности "Декоративное искусство" в 5 классе составлена на основе ФГОС на 2017-2018 учебный год . Разработчик учитель ИЗО I квалификационной категории Потемкина Елена Леонидовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
https://cloud.mail.ru/public/MnhR/DBcAR3AJF | 47.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено Руководитель МО _________/Валиева Е.А./ Протокол № ____ от «28» августа 2017 г. | Согласовано Заместитель директора по ВР МБОУ «СОШ №27» НМР РТ _________/__Бардина С.М/ от «28» августа 2017г. | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 27» НМР РТ ___________________/Л.В.Ярцева / Приказ № _______________ от «28» августа 2017г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по изобразительному искусству
«Декоративное искусство»
для 5А, 5Б, 5В, 5Г классов
Потемкиной Елены Леонидовны,
учителя первой квалификационной категории
МБОУ «СОШ №27» НМР РТ
г. Нижнекамск, 2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Декоративное искусство» по изобразительному искусству для 5 классов, является дополнительным общим развивающим курсом.
Цели и задачи:
Основная цель внеурочной деятельности по изобразительному искусству развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Общая характеристика курса
В соответствии с учебным планом внеурочная деятельность «Декоративному искусству» входит в предметную область «Изобразительное искусство».
Описание места курса в учебном плане
Согласно учебному плану школы на изучение курса внеурочной деятельности «Декоративное искусство» в 5 классе отводится 1 час в неделю, 35 часов в год.
Результаты изучения курса учебного плана ОО (личностные, метапредметные, предметные)
К важнейшим личностным результатам изучения курса внеурочной деятельности «Декоративное искусство» в 5 классе относятся следующие убеждения и качества:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы, локальной и региональной общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества,
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты курса внеурочной деятельности в 5 классе выражаются в следующих качествах:
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- организация и регулирование своей деятельности - учебной, общественной и др.;
- осуществлять целеполагание, как процесс формирования художественно - творческого замысла;
- планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
- контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
- вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
- осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
- преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
-самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;
- высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
- действовать самостоятельно при разрешении проблемно - творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
- анализировать произведения искусства;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно - практических задач;
- воспринимать произведения пластических искусств, созданных различными видами художественной деятельности графика (рисунок), живопись, скульптура, архитектура художественное конструирование, декоративно - прикладное искусство;
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и творческих заданий с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе в контролируемом пространстве Интернета;
- устанавливать аналогии;
- использовать знаково - символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
- воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
- обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
- представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
- представление результатов своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат);
- сотрудничество с другими учащимися, уметь выполнять коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты освоения курса изобразительного искусства на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
- значение древних корней народного искусства;
- связь времён в народном искусстве;
- место и роль декоративного искусства в жизни человека и общества в разные времена;
- особенности народного (крестьянского) искусства Татарстана и народов России;
- знать несколько разных промыслов, историю их возникновения и развития (Гжель, Жостово, Хохлома, Городец и др):
-уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма;
- представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
- отражать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
- создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов)
- создавать проекты разных предметов среды, объединённых единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определённой эпохи);
- объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале.
- различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времён: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.
Основное содержание курса учебного плана ОО
Раздел 1. Вводное занятие Начинаем изучать предмет
Декоративное искусство, как вид изобразительного искусства. Зачем людям украшения. Декор и положение человека в обществе. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают нам символы, знаки. гербы и эмблемы.
Понятие «исторический источник». Цели и задачи занятий по программе. Основные понятия и термины: (символ, тотем, композиция, орнамент, стилистика, формообразование, обряд, промысел, палеография, геральдика,) и их роль в изучении декоративного искусства.
Практическая работа: ознакомление с информацией в сети Интернет, поиск основных понятий и терминов, составление словаря терминов, составление кроссворда или викторины.
Раздел 2. Флористика Знакомимся с дисциплинами - помощницами.
Флористика: предмет, задачи и функция дисциплины. Флористика и её задача в изучении декоративного искусства. История возникновения. Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций. Инструменты, оборудование, материалы, приспособления. Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях. Основы художественной композиции. Пропорции, фон, текстура во флористике. Гармоничные цветовые сочетания. Цветовой круг. Цветовые сочетания: монохроматические, контрастные, полихроматические, аналогичные. Выбор цветовой гаммы. Правила создания и хранения флористической работы.
Исторические источники XX века: звуковые записи, кино-фото-видеоисточники.
Практическая работа: Проявляя ботанические навыки учащийся должен будет внимательно исследовать и собрать разные по структуре и бионике растения, и произвести консервацию приемлемыми способами. Этапы замысла и составления эскиза. Подготовка основы (фона). Выполнение проекта по заданным вариантам «Пейзаж из листьев и цветов», «Рисунок с флористической выкладкой», «Аранжировка из цветов и природных материалов». Дизайнерское оформление проектной работы, фотографирование.
Раздел 3. Росписи русского Севера Освоение видов художественной росписи
Исторические источники XX века о русских промыслах Музейные собрания расписных изделий Русского Севера. Классификация основных видов изделий Мезенской, Пермогорской, Борецкой, Ракульской расписных промыслов русского Севера. История возникновения. Отличительные особенности Мезенской и Пермогорской росписи, этапы и приемы выполнения росписи.
Практическая работа: Самостоятельное выполнение работы. Освоение изученных приёмов. Зарисовка эскиза будущего изделия. Подбор материалов. Выполнение проекта.
Раздел 4. Лепка Учимся работать с пластичным материалом
Исторические источники XX века о русских промыслах Музейные собрания народной глиняной игрушки Русского Севера. Классификация основных видов изделий Каргопольская глиняная игрушка, Дымковская глиняная игрушка. История возникновения, отличительные особенности Каргопольской и Дымковской глиняной игрушки, этапы выполнения изделий.
Практическая работа: Самостоятельное выполнение работы основано на сборе иллюстративного материала. Осуществление собственного художественного замысла, связанного с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов
Раздел 5. Мозаика Осваиваем новые виды декоративного ремесла
Исторические источники XX века о русских промыслах. Музейные собрания Эрмитажа мозаичных изделий. История возникновения мозаики. Основоположник русской мозаичной школы Михаил Ломоносов. Классификация основных видов мозаики. Техника «Кракле». Материалы и инструменты. Правила выполнения работы.
Практическая работа: Самостоятельное выполнение работы основано на сборе иллюстративного материала. Ознакомление с современными приемами мозаики. Подбор материала (стекло, керамика, природный камень). Создание эскиза от рисунка, до цветового ряда. Осуществление собственного художественного проекта, связанного с созданием выразительного панно или декорирования изделия интерьера.
Раздел 6. Бумажная пластика Осваиваем приемы работы с бумагой
Исторические источники XX века о возникновении и применении бумаги. Роль бумаги в жизни человека. Ознакомление с историей книгопечатания и каллиграфии. Классификация видов бумаги для творчества и других предназначений. Современные направления бумажного творчества. Материалы и инструменты и приспособления. Что такое форма, структура, фактура. Обработка бумаги (сгибы, складывание, теснение). Правила безопасной работы с инструментами.
Практическая работа: Самостоятельное выполнение работы основано на сборе иллюстративного материала. Ознакомление с современными приемами и видами бумажного творчества. Формирование замысла изделия. Подбор материала, подготовка инструментов. Создание эскиза. Осуществление собственного художественного проекта, связанного с созданием выразительного панно или декоративного изделия для интерьера.
Раздел7. Кукла Осваиваем приемы работы с обрядовой куклой
Исторические источники XX века о возникновении обрядовой куклы. Историческая роль куклы в жизни человека. Ознакомление с историей текстильной куклы (мотанки) народов России. Классификация видов обрядовой куклы и ее предназначение. Современные направления кукольного мастерства. Материалы и инструменты и приспособления. Что такое форма, бутафория, обряд. Обработка и подбор текстильных тканей и нитей. Правила безопасной работы с инструментами.
Практическая работа: Самостоятельное выполнение работы основано на сборе иллюстративного материала. Ознакомление с современными приемами и видами изготовления текстильной куклы, способы изготовления. Формирование замысла изделия. Подбор материала, подготовка инструментов. Создание эскиза. Осуществление собственного художественного проекта, связанного с созданием выразительного панно или декоративного изделия для интерьера.
Тематическое планирование
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Основные формы внеурочной деятельности обучающихся |
1 | Вводное занятие Начинаем изучать предмет | 2 | Просмотр видео материалов, работа с энциклопедией и другой справочной литературой. Посещение музея |
2 | Флористика Знакомимся с дисциплинами - помощницами. | 5 | Интегрированное занятие. Экскурсия в парк. Урок поисково-проблемных ситуаций. Урок творчества. Выставка |
3 | Росписи русского Севера Освоение видов художественной росписи | 5 | Просмотр видео материалов, работа с энциклопедией и другой справочной литературой. Урок – презентация. Творческий проект. Выставка в рамках предметной недели |
4 | Лепка Учимся работать с пластичным материалом | 5 | Комбинированный урок. Урок-игра. Мастер- класс. Встреча с мастером |
5 | Мозаика Осваиваем новые виды декоративного ремесла | 6 | Интерактивное «онлайн –путешествие» по залам Эрмитажа. Урок-викторина. Творческий проект. Выставка-презентация |
6 | Бумажная пластика Осваиваем приемы работы с бумагой | 6 | Урок поисково-проблемных ситуаций. Урок эксперимент. Творческие занятия. Мастер-классы |
7 | Кукла Осваиваем приемы работы с обрядовой куклой | 6 | Интегрированный урок музыка и ИЗО. Урок – праздник. Коллективное творческое занятие. Круглый стол |
Тематическое планирование
№ урока | Раздел, тема | Количество часов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | Декоративное искусство, как вид изобразительного искусства. Понятие «исторический источник». | 1 | ||
2 | Приёмы работы в изучении исторических источников. Зачем людям украшения. Одежда говорит о человеке. О чем рассказывают нам символы, знаки. гербы и эмблемы. | 1 | ||
3 | Приёмы работы в изучении исторических источников. Флористика: предмет, задачи и функция дисциплины. История возникновения. Направления и стили. | 1 | ||
4-5 | Практическая работа. Основы художественной композиции. Правила сбора и засушивания растений в домашних условиях. | 2 | ||
6-7 | Практическая работа. Цветовой круг. Цветовые сочетания. Практическая работа. Правила создания и хранения флористической работы. | 2 | ||
8 | Приёмы работы в изучении исторических источников. Росписи русского Севера Музейные собрания расписных изделий Русского Севера. Классификация основных видов изделий Мезенской, Пермогорской, Борецкой, Ракульской | 1 | ||
9-10 | Практическая работа. Освоение видов художественной росписи. Подбор материала. Эскизы | 2 | ||
11-12 | Практическая работа. Освоение видов художественной росписи. | 2 | ||
13 | Глиняная игрушка Русского Севера. Классификация основных видов изделий Каргопольская и Дымковская глиняная игрушки. | 1 | ||
14-15 | Практическая работа. Освоение приемов лепки из глины | 2 | ||
16-17 | Практическая работа Выполнение росписи изделия | 2 | ||
18-19 | Приёмы работы в изучении исторических источников. История возникновения мозаики. Основоположник русской мозаичной школы Михаила Ломоносова. | 2 | ||
20-21 | Практическая работа. Классификация основных видов мозаики. Техника «Кракле». Материалы и инструменты. Правила выполнения работы. | 2 | ||
22-23 | Практическая работа. Современные направления в мозаике. Осуществление собственного художественного проекта | 2 | ||
24-25 | Бумажная пластика. Исторические источники XX века о возникновении и применении бумаги. Роль бумаги в жизни человека. | 2 | ||
26-27 | Практическая работа. Осваиваем приемы работы с бумагой Материалы и инструменты и приспособления. | 2 | ||
28-29 | Практическая работа. Современные направления бумажного творчества. Осуществление собственного художественного проекта | 2 | ||
30-31 | Приёмы работы в изучении исторических источников. Возникновении обрядовой куклы. Историческая роль куклы в жизни человека и общества | 2 | ||
32-33 | Практическая работа. Ознакомление с историей текстильной куклы (мотанки) Классификация видов обрядовой куклы и ее предназначение. | 2 | ||
34-35 | Практическая работа. Современные кукольные направления. Осуществление собственного художественного проекта. | 2 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствии с действующим ГОСТом
Неменский, Б. М., Горяева Н. А., Неменская Л. А | Изобразительное искусство и художественный труд: с краткими методическими рекомендациями. | 5-9кл | – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 141 с | |
Неменский, Б. М., | . Бумажная пластика: пособие для учителя. | 5кл |
| |
Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской, | Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. | 5 | М.: ВЛАДОС, 2000. | |
Суханова Н.П | Картины из цветов. Флористический коллаж. | 5 | М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. | |
. Витвицкая М.Э | Икебана, аранжировка, флористика. | 5 |
| |
6 | Дурасов Г.П., | Изобразительные мотивы русской народной вышивки. | 5 | М.: Просвещение, 2003. |
Наименование объектов и средств МТО | Количество |
Учебно-методические пособия, печатные (таблицы, сюжетные картинки, репродукции) 1. Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Рос.акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 4-е изд., дораб. - М. : Просвещение, 2011. – 79 с. – (Стандарты второго поколения); 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897; 3. Примерной основной образовательной программы основного общего образования от 08 апреля 2015 года. 4. Примерной программы по учебным предметам. История. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2012. (Стандарты второго поколения); 5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― (Стандарты второго поколения). 6. Набор таблиц по каждому разделу | 1 1 1 1 1 |
Технические средства обучения - Классная настенная доска с набором приспособлений для крепления постеров и картинок. - Ноутбук, компьютер - Интерактивное оборудование - Фотокамера - Видеофильмы, соответствующие содержанию курса - Мультимедийные образовательные: тренажеры, компьютерные игры, презентации | 1 1 7 |
Оборудование класса ресурсы - Ученические столы, стулья - Стол учительский - стол компьютерный - Лаборанская для хранения учебников, дидактических материалов, пособий - Стенд по технике безопасности, стенд с материалам к уроку, стенд с творческими проектами | Комплект 1 1 1 1 |
Цифровые образовательные ресурсы:
http://school-collection.edu.ru- единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://edu.ru/ - Федеральный образовательный портал «Российское образование»
http://window.edu.ru/ Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://katalog.iot.ru/ Каталог образовательных ресурсов сети Интернет
Россия великая: информационный сайт о Российском государстве
ХРОНОС — Всемирная история в Интернете
История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса
Древняя Греция: история, искусство, мифология
Компьютер на уроках истории, обществознания и права: сайт А.И. Чернова
http://ped-kopilka.ru/ - Учебно-методический кабинет
http://allforchildren.ru/ - Всё для детей
http://dekor.nm.ru/ Презентационный сайт по декоративно- прикладному искусству.
http://www.rukukla.ru/ Народные куклы. Народные игрушки
http://glina.teploruk.ru - Лепка из глины
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Работа с историческими источниками»
К концу 5 класса ученик научится:
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о предметном мире древних народов и о важных промыслах России;
• раскрывать характерные, существенные черты видов и направлений декоративно-прикладного искусства, с позиции этнических особенностей, места проживания различных этносов, культурного наследия и религиозных представлений.
• объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, малой скульптуры, предметов быта, произведений декоративного искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории, а так же характеризовать отдельные направления в искусстве.
получит возможность научиться:
- характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;
- раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;
- создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
- создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
- определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
- создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;
- создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;
- умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
- выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
- владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
- распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;
- характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;
- различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
- различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;
- находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;
- различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России;
- называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету: «Изобразительное искусство» Классы: 5-9 Планирование составлено на основе программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство»
Программа «Изобразительное искусство» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства о...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» разработана для занятий с учащимися 5 классов. Аттестационное задание.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» разработана для занятий с учащимися 5 классов в соответствии с ФГОС основного общего образования...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 7 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основног...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 6 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 6 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта ос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 5 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного обще...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 8 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 8 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного обще...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Искусство вокала"
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство вокала» (направление деятельности – общекультурное для учащихся 5-9-х классов (срок реализации 5 лет)...