Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 6 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 6 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. Региональный компонент. 5-7 класс».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn.deyat-t_iskusstvo_yugry_6b.docx | 45.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 6 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. Региональный компонент. 5-7 класс». Коллектив авторов: Банников В.Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломат Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО.; Устенко Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО- Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.
Основная цель программы внеурочной деятельности «Искусство Югры» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчеством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Задачи программы внеурочной деятельности:
- Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности.
- Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества.
- Развитие познавательной активности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.
Программа данного курса предполагает повышение историко-культурного уровня обучающихся, создаёт атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в регионе, и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине. Программа рассчитана на два года обучения. В шестом классе 35 часов (1 час в неделю), что составляет 35 часов в год (35 учебных недель).
- Планируемыерезультаты освоения курса«Искусство Югры»
В процессе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
-основы гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;
- мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;
- эстетические потребности, ценности и чувства
- эмпатия,как понимание чувствдругих людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
2.Содержание курса внеурочной деятельности (с указанием форм организации и видов деятельности)
6класс
1.Многообразие форм и средств изображения предметного мира.(3 часа)
Птицы Севера.
Орнамент на колыбели.
Священные птицы обских угров
2. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве. (4 часа)
В тайге и на реке моя работа.
Дары сурового края.
Таежный урожай.
Таежный урожай.
3. Народное искусство – источник вдохновения (6 часов)
Тучан и ее секреты.
Тучан и ее секреты.
Керамика старожилов Тобольского Севера.
Северная фантазия.
Северная фантазия.
Легенды и сказания о священных деревьях обских угров.
4. Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции (1час).
Напевы о Югре.
5. Человек и среда его обитания в их взаимопроявлениях и изобразительном искусстве. (3 часа)
Северное сияние.
Северное сияние.
Северное сияние.
6. Народный костюм России как культурное достояние народов мира. (8 часов)
Нюплуева шуба.
Нюплуева шуба.
Головные уборы и обувь обских угров.
Головные уборы и обувь обских угров.
Украшения в культуре народов Севера.
Украшения в культуре народов Севера.
Одежда как отражение национальной традиции.
Одежда как отражение национальной традиции.
7. Международный фольклорный фестиваль проявление народных традиций в пространстве культуры. (2 часа)
Разноликий хоровод.
Разноликий хоровод.
8. Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. (4 часа)
Олененок быстроногий.
Олененок быстроногий.
Живая зябь.
Живая зябь.
9. Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения христова. (2час)
«Как мир хорош в своей красе нежданной…»
«Как мир хорош в своей красе нежданной…»
10. Весеннее многообразие природных форм в искусстве. (2 часа)
Поле зыблется цветами.
Радость моя, земля.
3.Тематическое планирование
№ | Тип урока | Тема беседы и творческой работы | Модули программы. Виды изобразительной деятельности: материалы (М) | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
1 | Урок изобразительного творчества | Птицы Севера. Анималистический жанр. Искусство художника-анималиста и особенности работы в этом жанре. Особенности графической и живописной манер художников в передаче очертаний птиц и животных, причудливости и изысканности форм, контрастови нюансов цветовых оттенков. Своеобразие техники исполнения. Специфика композиционных построений: формат, размеры и количество изображений, степень проработанности деталей. Выполнение с натуры этюда северных птиц. Композиционные поиски, выбор живописных и графических приемов в выражении собственного впечатления (линия, пятно, штрих, лессировка, раздельный мазок, «а-ля-прима», вливание цвета в цвет). Роль фона в выявлении эмоционального впечатления. | Модуль №1. Многообразие форм и средств изображения предметного мира. М.: карандаши, уголь, мелки, акварель, гуашь, бумага | 1 | ||
2 | Урок народного декоративного творчества | Орнамент на колыбели. Священные птицы Югры. Сравнение изображений птиц в живописи и декоративном искусстве. Принципы трансформации природных форм вдекоративные: упрощения строения птицы, формы, цветовых оттенков, объема. Роль деталей контрастов и нюансов, размеров изображений в усилении декоративного образа. Своеобразие трансформации формы в искусстве обских угров. Изображение птиц на бересте в технике процарапывания. Выполнения эскиза декоративной формы с использованием приемов стилизации птиц на основе натуральных зарисовок и традиционных орнаментальных решений обских угров | Модуль №1. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. М.: акварель, бумага, гуашь | 1 | ||
3 | Урок народного творчества. | Священные птицы обских угров. Образ глухарки на изделиях народных мастеров и в произведениях художников. Выполнение в технике граттаж или материале декоративной формы с использованием приемов стилизации птиц на основе натуральных зарисовок и традиционных орнаментальных решений обских угров (макет колыбели, круглое панно, подвеска и т.д.) | Модуль №1. Многообразие форм и мотивов орнаментального изображения предметного мира. М.: акварель, бумага, гуашь, тушь, воск, береста | 1 | ||
4 | Урок графики | В тайге и на реке моя работа. Зарисовки фигур промысловиков (рыбаков, охотников). Традиционные виды рыбалки и охоты обских угров. Многообразие тем, сюжетов, средств выразительности в различных видах искусства (изобразительное, музыкальное, поэтическое) для отражения народного праздника труда. | Модуль №2. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве. М.: по выбору обучающихся | 1 | ||
5 | Урок графики | Дары сурового края. Зарисовки фигур сборщиков ягод, кореньев, трав, шишек. Осенины – цикл традиционных осенних праздников, связанных с завершением работ на земле, в тайге, со сбором дикоросов, с уборкой урожая. Зарисовки женских фигур в традиционной одежде по описанию и восприятию художественных произведений, отражающих труд сборщиков. | Модуль №2. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве. М.: по выбору обучающихся | 1 | ||
6-7 | Уроки изобразительного творчества | Таежный урожай. Создание тематической многофигурной композиции. Художественные приемы решения сюжетной композиции, посвященный труду. Выбор цветовой гаммы в соответствии с замыслом. Передача состояния осени, праздничного настроения. Выявление цветом композиционного центра. Выбор сюжета на темы: «Дары сурового кря», «В тайге», «Последние ягоды», «Таежные урожай». Композиционное решение сюжетного центра, действующих лиц, их размеров, пропорций. Выполнение композиции в цвете | Модуль №2. Праздник урожая как образ благоденствия, созданный в искусстве. М.: простой или цветные карандаши, акварель, гуашь и др. | 2 | ||
8 | Урок народного творчества. | Тучан и ее секреты. Изучение яркого самобытного прикладного искусства коренных жителей Югры. Его связей с хозяйственной жизнью, бытовым укладом и традиционным мировоззрением. Произведения народного декоративно-прикладного искусства как неотъемлемая часть материальной культуры прошлых лет и нынешних дней, местные этнические и национальные особенности. Выполнение эскиза сумки для рукоделия. Конструирования ее формы, раскрой деталей | Модуль№3. Народное искусство – источник вдохновения. М.: карандаши, цветная бумага, сукно, мех, бисер, нитки, подвески и т.д. | 1 | ||
9 | Урок народного творчества. | Тучан и ее секреты. Традиционные мешки и сумки, используемые для хранения рукоделия и одежды. Основная форма сумок – полуовальная, вертикально и горизонтально вытянутая. Различные приемы декорирования: орнаментация, чередование темных и белых полос, бахрома, пучки бечевок, низки бус, металлические подвески, нашивки. Техника меховой мозаики. Центральная розетка и орнамент ленточного типа с синонимией фона и узора | Модуль№3. Народное искусство – источник вдохновения. М.: карандаши, бумага, мех, бисер, нитки, подвески и т.д. | 1 | ||
10 | Урок народного творчества. | Керамика старожилов Тобольского Севера. История керамического промысла на тобольском севере, его особенности орнаментальных композиций древнего искусства. Применение орнаментального декора в декоративном искусстве. Зарисовки-повтор отдельных мотивов. Компоновка-вариация ленточных орнаментов с включением мотивов. Древняя керамика – память о прошлом и современная жизнь. Творческое прочтение многообразия форм традиционных сосудов современными художниками-керамистами | Модуль№3. Народное искусство – источник вдохновения. М.: простой карандаш, бумага, кисть, гуашь, тушь. | 1 | ||
11-12 | Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования | Северная фантазия. Создание декоративной вазы. Переосмысление цветового, образного строя старинных орнаментов в современном искусстве. Постоянство ритмических размещений бордюров на поверхности сосудов в соответствии с их конструкцией. Проектирование объекта(вазы). Конструирование современной формы керамического сосуда (на основе вспомогательных готовых форм – пластиковых упаковок) и его декор. Лепка конструкции в материале по готовым формам и проекту. | Модуль№3 Народное искусство – источник вдохновения. М.: пластиковые упаковки (бутылки различных форм, пропорций), глина, пластилин, гуашь, кисть | 2 | ||
13 | Урок изобразительного творчества | Легенды и сказания о священных деревьях обских угров. Роль деревьев в жизни коренного населения Югры, укладе их отношений с природой. Знакомство с мифами и легендами северных народов о деревьях. Изучение особенностей строения деревьев нашего региона и приемов их изображения. | Модуль№3 Народное искусство – источник вдохновения. М.: простой карандаш, мелки, уголь, кисть, гуашь, тушь, бумага | 1 | ||
14 | Урок диалог об искусстве | Напевы о Югре. Изучение творчества, поэтов, музыкантов, сказителей, пейзажистов нашего края. Праздник народного творчества, посвященный родному краю. Синкретизм в искусстве. | Модуль №4 Виды народного искусства, их образный строй, художественные традиции | 1 | ||
15 | Урок графики | Северное сияние. Создание пейзажной композиции. Северная природа и архитектура – памятник величайшему мастеру, народной мудрости и н духу. Своеобразие северной природы и архитектуры в разных регионах России. Зарисовки по памяти, представлению и описанию главных элементов пейзажа с учетом региональной специфики. Выполнение эскиза. | Модуль№5. Человек и среда его обитания в их взаимо-проявлениях и изобразительном искусстве. М.: карандаши, гуашь, мелки, фломастеры, бумага | 1 | ||
16-17 | Уроки живописи | Северное сияние. Создание пейзажной композиции (колористическое решение). Поэтичность северного пейзажа в разные времена года, своеобразие цветного решения зимних пейзажей Югорского края в произведениях пейзажистов. Поиск выразительного цветового решения | Модуль №5 Человек и среда его обитания в их взаимо-проявлениях и изобразительном искусстве. М.: гуашь, акварель, бумага | 2 | ||
18-19 | Урок народного творчества. | Нюплуева шуба. Традиционная зимняя одежда обских угров. Народный костюм в зеркале истории. Эстетика зимней национальной одежды. Символика образов природы в декоре и покрое традиционной зимней одежды северных народов. Зарисовки по описанию и с натуры зимней национальной одежды по выбору. Конструктивные особенности зимней одежды обских угров. | Модуль№6 Народный костюм России как культурное достояние народов мира. М.: простой карандаш, гуашь, кисть, тушь, бумага | 2 | ||
20-21 | Урок народного творчества. | Головные уборы и обувь обских угров. Характерные черты традиционной обуви и головных уборов обских угров. Зарисовки по описанию и с натуры национальных головных уборов и обуви по выбору. Конструктивные особенности головных уборов и обуви обских угров. | Модуль№6 Народный костюм России как культурное достояние народов мира. М.: простой карандаш, гуашь, кисть, тушь, бумага | 2 | ||
22-23 | Уроки декоративного творчества с элементами художественного конструирования | Украшения в культуре народов Севера. Символика украшений. Изначальное предназначение национального украшения – функции оберега и амулета. Ювелирное изделие как показатель и знаковый символ социального статуса его владельца. Место и значение украшений в ансамбле народного и современного костюма как средство формирования целостности ансамбля. Разработка и моделирование украшений для ансамбля национального костюма. Создание эскизов и вариантов изделий (браслет, пояс, нагрудное украшение), исполняющее функцию оберега. Выполнение изделия в материале по разработанным проектам | Модуль№6 Народный костюм России как культурное достояние народов мира. М.: береста или ее имитация, бисер, бусинки, шерстяные нитки, фольга. | 2 | ||
24-25 | Урок народного творчества. | Одежда как отражение национальной традиции. Эстетика народной одежды, ее зависимость от представлений о жизни и смерти, молодости и старости. Символика образов природы в декоре и покроя народного костюма. Характерные черты традиционного костюма обских угров. Народный костюм в зеркале современной моды. Зарисовки по описанию народных костюмов по выбору. Конструктивные особенности народной одежды. | Модуль №6 Народный костюм России как культурное достояние народов мира. М.: акварель, гуашь, цветные мелки, белая или тонированная бумага | 2 | ||
26-27 | Уроки декоративного творчества. уроки скульптуры | Разноликий хоровод. Фольклорный фестиваль – праздник народного мастерства, музыки, танца. Особенности фольклорных фестивалей народов мира: разнообразие костюмов участников, специфика представляемых видов традиционного искусства, праздничных действ. Вариант1. Разработка коллективной композиции на одну из тем: «На фольклорном фестивале», «Музыкант» и т.д. Динамика фигуры человека, изображение характерных атрибутов, костюмов участников фестиваля, праздничного колорита. Вариант2. Лепка рельефной плакетки и составление единой фризовой композиции для оформления школьного интерьера к фольклорному празднику. | Модуль№7 Международный фольклорный фестиваль проявление народных традиций в пространстве культуры. М.: цветной пластилин, коробочка – форма плакетки (картон), стеки. | 2 | ||
28-29 | Уроки народного творчества с элементами художественного конструирования | Олененок быстроногий. Изготовление щепной игрушки. Символ оленя в народной игрушке. Игрушка из дерева –древнейший художественный промысел. Региональные особенности народной игрушки. Русский север – родина щепной птицы, истинного символа добра и красоты. Образ птицы, оленя – синтез мифологических представлений, легенд, сказок, поверий и творческой фантазии мастеров. Органичная слитность конструкции игрушек с декором, материалом, технологией изготовления. Конструирование из бумаги щепной игрушки (имитация) в творческих группах с опорой на план проектируемого объекта. | Модуль№8 Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. М.: щепа, резак, плотная бумага белая или тонированная (бежевых оттенков), ножницы. | 2 | ||
30-31 | Уроки живописи | Живая зябь. Пейзаж в половодье. Образ водной стихии как гимн пробуждению природы в народном и профессиональном искусстве. Образ моря в искусстве зарубежных и отечественных художников. Марина – бесконечное многообразие колористических решений. Разнообразие состояний, настроений, драматических событий в пейзажах маринистов. Работа над композицией. | Модуль№8 Первые приметы пробуждения природы и их образы в искусстве. М.: акварель, гуашь, цветные мелки (пастель), бумага белая или тонированная. Выбор художественных материалов, приемов письма, соответствующих задуманному сюжету. | 2 | ||
32-33 | Уроки живописи | «Как мир хорош в своей красе нежданной…» Пасхальный натюрморт. Пасха как праздник дохристианской и христианской традиций. Праздничные звоны, духовные песнопения. Пасхальная радость в образах русского искусства.Эстетика ритуально-бытового поведения в Пасху. Живописно-декоративное решение композиции пасхального натюрморта с натуры. Выбор материалов и техники выполнения работы. Примерный перечень произведения искусства: живопись – Д.Моранди. «Натюрморт»; И.Машков. «Московская снедь. Хлебы»; Л. Большакова. «Пасхальный натюрморт»; архитектура – Новоиерусалимский и Воскрсенский соборы; народное и декоративно-прикладное искусство – пасхальные яйца – ювелирные произведения Фаберже; пасхальная открытка; музыка – С. Рахманинов. «Светлый праздник». | Модуль №9. Пасха – праздник весны, плодоносящих сил природы и Воскресения христова. М.: гуашь, акварель, цветные мелки белая или тонированная бумага и др. (по выбору обучающихся) | 2 | ||
34 | Урок графики | Поле зыблется цветами. Богатство природных форм пробуждающейся природы и отражение их в искусстве. Выразительные средства графики в отражении многообразия форм, силуэтов, строения, декора поверхности растений и насекомых. Графические зарисовки с натуры и по представлению цветов, трав, насекомых к коллективному панно «Земля пробуждается» | Модуль №10. Весеннее многообразие природных форм в искусстве. М.: карандаш, фломастер, тушь, перо, бумага, белая или тонированная | 1 | ||
35 | Урок декоративного творчества | Радость моя, земля. Создание коллективного панно «Земля пробуждается». Природа – источник вдохновения и фантазии для художников. Трансформация природных форм, их строения, декора в декоративные мотивы и образы. Выполнение мотива для декоративной трансформации, создание декоративного образа на основе зарисовок предыдущего урока. Компоновка отдельных мотивов в единую композицию | Модуль №10. Весеннее многообразие природных форм в искусстве. М.: тушь, перо, фломастеры, цветные мелки, бумага, белая или тонированная | 1 | ||
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...