Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. Региональный компонент».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn.deyat-t_iskusstvo_yugry_5a.docx | 48.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. Региональный компонент». Коллектив авторов: Банников В.Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломат Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО.; Устенко Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО- Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.
Основная цель программы внеурочной деятельности «Искусство Югры» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Задачи программы внеурочной деятельности:
- Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности.
- Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества.
- Развитие познавательной активности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.
Программа данного курса предполагает повышение историко-культурного уровня обучающихся, создаёт атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в регионе, и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине.Программа рассчитана на три года обучения. В пятом классе 35 часов (1 час в неделю), что составляет 35 часов в год (35 учебных недель).
- Планируемыерезультаты освоения курса«Искусство Югры»
В процессе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
-основы гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов населяющих Югорскую землю, Россию
- мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;
- эстетические потребности, ценности и чувства
- эмпатия,как понимание чувствдругих людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
Контроль и оценка планируемых результатов
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогам изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
2.Содержание курса внеурочной деятельности (с указанием форм организации и видов деятельности)
5класс
1.Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве. (3 часа)
Красота осеннего пейзажа Югры.
Югорские мотивы.
Осенние напевы.
2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве. (5 часов)
Подарки северной осени.
Сибирский урожай.
Таежный натюрморт.
Таежный натюрморт.
Северное Древо – Древо счастья, древо жизни.
3. Живая старина. Осенние праздники как завершение природного и трудового цикла
(5 часов)
Красота рук по свету ходит…
Красота обладателя находит.
Портрет югорского мастера за работой.
Портрет югорского мастера за работой.
4. Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека.(1час).
Северные фантазии.
5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев. (2 часа)
Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли».
Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли».
6.Польза и красота в изделиях народного творчества.(3 часа)
Традиционный орнамент коренных жителей Севера.
Полна набирушка морошки.
Традиционное летнее жилище коренных жителей Севера.
7. Польза и красота в образах деревянного зодчества.(3 часа)
Деревянные постройки зимних поселений обских угров.
Деревянная архитектура Севера.
Древний обский град.
8.Образ народной жизни в обрядовых праздниках и сказках.(3 часа)
Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогузки.
Тематическая композиция «Вороний праздник» - Вурны хатл.
Тематическая композиция «Вороний праздник» - Вурны хатл.
9.Искусство, творчество и современность(1час)
Художники нашего края
10.Образ единения человека с природой.(9 часов)
Братья наши меньшие (наброски и зарисовки).
Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка). «Медведь».
Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка). «Медведь».
Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков».
Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков».
Народная кукла обских угров.
Народная кукла обских угров.
Праздник «Вскрытие реки», «Пробуждение могучей Оби».
Праздник «Вскрытие реки», «Пробуждение могучей Оби».
3.Тематическое планирование
№ | Тип урока | Тема беседы и творческой работы | Модули программы. Виды изобразительной деятельности: материалы (М) | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
1 | Урок живописи | Красота осеннего пейзажа Югры. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа родной природы. Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии. | Модуль №1. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве. М.: гуашь, кисть, стекло, бумага | 1 | ||
2 | Урок графики | Югорские мотивы. Выполнение осеннего пейзажа графическими по наблюдению, впечатлению от музыкальных и поэтических произведений. Выбор мотивово изображения в соответствии с заданным фоном (продолжение работы по монотипии, выполненной на предыдущем уроке) на темы «В нашем парке», «Осенний хоровод». | Модуль №1. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве. М.: черная тушь, кисть, ручка. Монотипия. | 1 | ||
3 | Урок изобразительного творчества. | Осенние напевы. Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения. Выполнение иллюстрации к лирическим стихам поэтов Югры | Модуль №1. Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве. М.: тонированная бумага, акварель, тушь, перо. | 1 | ||
4 | Урок графики | Подарки северной осени. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства выделения главного и характера связи между предметами. Рисование с натуры натюрморта из овощей, шишек, ягод, грибов. Передача разнообразия природных форм и их изобилия. | Модуль №2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве. М.: простой карандаш, бумага. | 1 | ||
5 | Урок живописи | Сибирский урожай. Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, цветной рефлекс. Приемы выявления формы предмета цветом, понятие «мазок» по форме». Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка. | Модуль №2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве. М.: акварель, гуашь, кисть, бумага | 1 | ||
6-7 | Уроки декоративного творчества | Таежный натюрморт. Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности. Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной композиции натюрморта на темы: «Осень», «Дары северной осени», «Букет сибирских цветов и фрукты», «Таежный натюрморт» и т.д. в технике коллажа. Натюрморт в произведениях югорских художников | Модуль №2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве. М.: цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы | 2 | ||
8 | Урок скульптуры | Северное Древо – Древо счастья, древо жизни. Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном древе в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, мифах, песнях и заговорах. Разнообразие художественных образов древа жизни. Фантастические образы древа в современном декоративном искусстве и народном творчестве. Лепка декоративной плакетки «Древо – счастье Севера», «Плодовое дерево Севера». Стилизация. | Модуль №2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве. М.: цветной пластилин, стеки. | 1 | ||
9 | Урок диалог об искусстве | Народные мастера Югорского края. Изобразительное и народное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве. Беседа о народных ремеслах региона и творчестве мастеров нашего края: Е.Ерныхова, З.Лозямова и др. | Модуль №3. Живая старина. Осенние праздники как завершение природного и трудового цикла | 1 | ||
10 | Урок графики | Красота рук по свету ходит… Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства: живописи, графике, мелкой пластике. Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Красота рук по свету ходит…» (работа над многофигурные композиции) | Модуль №3. Живая старина. Осенние праздники как завершение природного и трудового цикла М.: цветные мелки, бумага, фломастер. | 1 | ||
11 | Урокживописи | Красота обладателя находит. Бахлыков П., Савинов В., Иванов Н., Тимофеев Г. – художники, знатоки и певцы народной жизни, быта, традиции. Отражение в творчестве Тебетева М.А. темы народного праздника. Выполнение многофигурной композиции: «Народные матсера Югры», «Красота обладателя нходит» и т.д. | Модуль№3 Живая старина. Осенние праздники как завершение природного и трудового цикла. М.: живописные материалы по выбору обучающихся | 1 | ||
12-13 | Урокживописи | Портрет народного югорского мастера за работой. Экскурсия в центры народных промыслов и ремесел, краеведческие музеи. Беседа: Знакомство с работой народных мастеров, одеждой, изделиями. Встреча с народными мастерами поселка, города и т.д. Выполнение портрета народного мастера, многофигурной композиции и т.д. | Модуль№3 Живая старина. Осенние праздники как завершение природного и трудового цикла. М.: живописные материалы по выбору обучающихся. | 2 | ||
14 | Урок графики | Северные фантазии Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней северной природы. Роль линий и цвета в выражении главных зимних признаков в графике. Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Северные фантазии», «Зимние причуды». Поиск Выразительной композиции: ажурность, изящество деревьев и кустов, сказочность заснеженных архитектурных построек, изображение людей, радующихся приходу зимы. | Модуль №4 Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека. М.: тонированная бумага, цветные мелки | 1 | ||
15-16 | Урок изобразительного творчества | Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли». Образы положительных героев мифов и сказок народов Севера в различных видах искусства (живопись, графика, скульптура, народное и декоративно-прикладное искусство, театр, кино, телевидение). Встречи с поэтами, писателями поселка, города. Выполнение портретов мифологических и сказочных героев. Создание портретной галереи для школьного зала. | Модуль№5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев. М.: акварель, гуашь, цветные мелки, тонированная или белая бумага. | 2 | ||
17 | Уроки графики | Традиционный орнамент коренных жителей Севера. Орнамент в искусстве России, обско-угорский орнамент. Орнамент и традиционные ремесла коренных жителей Севера. Выполнение зарисовок традиционной орнаментированной одежды коренных жителей Севера. Рисование с натуры человека в одежде ханты и манси и т.д. | Модуль №6 Польза и красота в изделиях народного творчества. М.: тушь, перо, заостренная палочка, белая мелованная бумага | 1 | ||
18 | Урок декоративного творчества. | Полна набирушка морошки. Изделия из бересты в культуре разных народов России: короба, туеса, набирушки и т.д. Изготовление набирушки из картона, подготовленного к процарапыванию орнамента в технике гротажж. Пробная работа с берестой | Модуль №6 Польза и красота в изделиях народного творчества. М.: картон, свеча, гуашь, тушь, плотная бумага, ножницы | 1 | ||
19 | Урок графики | Традиционное летнее жилище коренных жителей Севера. Беседа: виды жилища северных народов – летний чум для стойбищ, зимние деревянные постройки – рубленый дом, лобаз и т.д. Графическая композиция летнего стойбища на оленеводческом промысле. | Модуль№6 Польза и красота в изделиях народного творчества. М.: тушь, перо, заостренная палочка, белая мелованная бумага | 1 | ||
20 | Урокживописи | Деревянные постройки зимних поселений обских угров. Памятники древнерусской архитектуры; уникальные заповедники деревянной постройки северных народов. Зарисовки деревянных построек в музеях под открытым небом северных народов. Выбор точки зрения, применение линейной перспективы как элемента художественного изображения. Выполнение по памяти и по представлению композиции зимнего стойбища северных народов. | Модуль№7 Польза и красота в образах деревянного зодчества. М.: живописные материалы по выбору обучающихся. | 1 | ||
21 | Урок народного творчества. | Деревянная архитектура Севера. Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянных построек. Выражение народной символики в резном убранстве избы (Экстерьер, интерьер). Деревянная архитектура Тобольского Севера. Общность и разнообразие деревянных строений разных регионов России. Выполнение графической композиции «Деревянные строения твоего поселка, города и т.д.» | Модуль №7 Польза и красота в образах деревянного зодчества. М.: фломастеры, цветные мелки, тонированная бумага | 1 | ||
22 | Урокнародного творчества с элементами конструирования | Древний обский град. Древние Югорские города – Эмдер, поселение Самарово, град Березов, город Сибирь (Искер). Уникальные конструкции деревянных строений, созданные плотниками Русского Севера. Конструирование из бумаги элементов деревянного подворья (подготовительный этап: заготовка строительного материала – «бумажных бревнышек»). Распределение объема работы между членами творческих групп. | Модуль №7 Польза и красота в образах деревянного зодчества. пространстве культуры. М.: картон, чертежная бумага, клей ПВА, ножницы, линейка, карандаш, кисточка для клея. | 1 | ||
23 | Урокнародного творчества с элементами конструирования | Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогузки. Праздник трясогузки, основные этапы проведения, герои праздничного действия. В технике аппликации выполняются эскизы костюмов к празднику. | Модуль№8 Образ народной жизни в обрядовых праздниках и сказках. М.: цветная бумага,картон, ножницы, фломастеры, клей. | 1 | ||
24-25 | Урок народного творчества. Урок живописи | Тематическая композиция «Вороний праздник» - Вурны хатл. Вороний праздник – встреча весны у обских угров, основные этапы проведения праздника. Фольклорный праздник, обрядовое действо, связь обряда с мифологией и верованиями северных народов. Изготовление масок к Вороньему празднику, выполнение тематической композиции | Модуль№8 Образ народной жизни в обрядовых праздниках и сказках. М.: картон, ножницы, береста, бумага, живописные материалы. | 2 | ||
26 | Урок диалог об искусстве | Художники нашего края Югорская земля в творчестве художников XX, XI века – В.Игошев, Г.Райшев, С.Медведев, В.Банников, М.Тебетев, Г.Визель, П.Бахлыков, А.Ливн и т.д. | Модуль №9. Искусство, творчество и современность | 1 | ||
27 | Урок графики | Братья наши меньшие (наброски и зарисовки). Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном, народном искусстве, мифологии. Анималистический жанр. Реальные образы животных и их декоративная стилизация. Зарисовки животных с натуры (зооуголок, чучела), по памяти и по представлению. | Модуль №10. Образ единения человека с природой. М.: фломастер, мелки, бумага, белая или тонированная | 1 | ||
28-29 | Урок скульптуры | Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка). «Медведь». Изображение животных в современном декоративном искусстве. Искусство художника-анималиста. Животные в творчестве югорских художников. Образ медведя в мифах и легендах обских угров. | Модуль №10. Образ единения человека с природой. М.: глина, пластилин, стеки. | 2 | ||
30-31 | Урок графики | Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков». Плакат – вид графического изображения, соединяющий в себе изображение и текстовое сопровождение. Окружной экологический конкурс «Спасти и сохранить». Выполнение экологического плаката | Модуль №10. Образ единения человека с природой. М.: бумага, гуашь, цветная бумага, клей, кисти. | 2 | ||
32-33 | Урок народного творчества | Народная кукла обских угров. Кукла в культуре российских народов. Тотем, игровая кукла. Кукла-скрутка. Кукла «акань», Принципы изготовления куклы «акань», использование утиного клюва, лапок птиц, и животных в изготовлении куклы. Выполнение аппликативного панно с изображением куклы «акань», изготовление игрушки из ткани | Модуль №10. Образ единения человека с природой. М.: ткань разного цвета, клей, ножницы, иголка с ниткой. | 2 | ||
34-35 | Урок живописи | Праздник «Вскрытие реки», «Пробуждение могучей Оби». Великие реки Сибири – Обь и Иртыш. Изображение воды в творчестве югорских художников. Образ реки в мифологии обских угров. Ледоход – праздник прихода весны. Выполнение композиции, посвященной сходу снега, ледоходу и т.д. | Модуль №10. Образ единения человека с природой. М.: бумага, гуашь, цветная бумага, клей, кисти. | 2 | ||
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...