Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 5 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и  РАХ  Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству     для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских .  Издательство -  М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием  программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. Региональный  компонент». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn.deyat-t_iskusstvo_yugry_5a.docx48.85 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 5 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и  РАХ  Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству     для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских .  Издательство -  М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием  программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. Региональный  компонент». Коллектив авторов: Банников В.Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломат Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО.; Устенко Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО- Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

Основная цель программы внеурочной деятельности «Искусство Югры» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Задачи программы внеурочной деятельности:

  1. Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности.
  2. Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества.
  3. Развитие познавательной активности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.

        Программа данного курса предполагает повышение историко-культурного уровня обучающихся, создаёт атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в регионе, и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине.Программа рассчитана на три года обучения. В пятом классе 35 часов (1 час в неделю), что составляет 35 часов в год (35 учебных недель).

  1. Планируемыерезультаты освоения  курса«Искусство Югры»

В процессе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

                Личностные универсальные учебные действия:

-основы гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов населяющих Югорскую землю, Россию

- мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;

- эстетические потребности, ценности и чувства

- эмпатия,как понимание чувствдругих людей и сопереживание им.

                Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

                Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

                Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Контроль и оценка планируемых результатов

                Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях.

      Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий: однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения; постоянные - проводятся в помещении, где работают дети; тематические - по итогам изучения разделов, тем; итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.

2.Содержание курса внеурочной деятельности  (с указанием форм организации и видов деятельности)

5класс

1.Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве. (3 часа)

Красота осеннего пейзажа Югры.

Югорские мотивы.

Осенние напевы.  

2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве. (5 часов)

Подарки северной осени.

Сибирский урожай.

Таежный натюрморт.

Таежный натюрморт.

Северное Древо – Древо счастья, древо жизни.

3. Живая старина. Осенние праздники как завершение природного и трудового цикла

(5 часов)

Красота рук по свету ходит…

Красота обладателя находит.

Портрет югорского мастера за работой.

Портрет югорского мастера за работой.

4. Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека.(1час).

Северные фантазии.

5. Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев. (2 часа)

Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли».

Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли».

6.Польза и красота в изделиях народного творчества.(3 часа)

Традиционный орнамент коренных жителей Севера.

Полна набирушка морошки.

Традиционное летнее жилище коренных жителей Севера.

7. Польза и красота в образах деревянного зодчества.(3 часа)

Деревянные постройки зимних поселений обских угров.

Деревянная архитектура Севера.

Древний обский град.

8.Образ народной жизни в обрядовых праздниках и сказках.(3 часа)

Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогузки.

Тематическая композиция «Вороний праздник» - Вурны хатл.

Тематическая композиция «Вороний праздник» - Вурны хатл.

9.Искусство, творчество и современность(1час)

Художники нашего края

10.Образ единения человека с природой.(9 часов)

Братья наши меньшие (наброски и зарисовки).

Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка). «Медведь».

Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка). «Медведь».

Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков».

Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков».

Народная кукла обских угров.

Народная кукла обских угров.

Праздник «Вскрытие реки», «Пробуждение могучей Оби».

Праздник «Вскрытие реки», «Пробуждение могучей Оби».

3.Тематическое планирование

Тип урока

Тема беседы и творческой работы

Модули программы.

Виды изобразительной деятельности: материалы (М)

Количество часов

Дата проведения

По

плану

По

факту

1

Урок живописи

Красота осеннего пейзажа Югры.

Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Пейзаж в творчестве художников разных эпох. Выразительные возможности языка живописного пейзажа в передаче лирического образа родной природы. Колорит осеннего пейзажа в технике монотипии.

Модуль №1.

Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве.

М.: гуашь, кисть, стекло, бумага

1

2

Урок графики

Югорские мотивы.

Выполнение осеннего пейзажа графическими по наблюдению, впечатлению от музыкальных и поэтических произведений. Выбор мотивово изображения в соответствии с заданным фоном (продолжение работы по монотипии, выполненной на предыдущем уроке) на темы «В нашем парке», «Осенний хоровод».

Модуль №1.

Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве.

М.: черная тушь, кисть, ручка. Монотипия.

1

3

Урок изобразительного творчества.

Осенние напевы.

Книжная графика, ее связь с образами, сюжетами, поэтическими ассоциациями автора литературного произведения. Выполнение иллюстрации к лирическим стихам поэтов Югры

Модуль №1.

Поэтический образ родной природы в изобразительном искусстве.

М.: тонированная бумага, акварель, тушь, перо.

1

4

Урок графики

Подарки северной осени.

Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Натюрморт в творчестве художников разных эпох. Средства   выделения главного и характера связи между предметами. Рисование с натуры натюрморта из овощей, шишек, ягод, грибов. Передача разнообразия природных форм и их изобилия.

Модуль №2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве.

М.: простой карандаш, бумага.

1

5

Урок живописи

Сибирский урожай.

Богатство оттенков цвета в объектах природы и способы получения их на палитре. Понятие собственного цвета предмета. Зависимость цвета предмета от его освещения и окружения: цвет света и тени, цветной рефлекс. Приемы выявления формы предмета цветом, понятие «мазок» по форме». Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей без подготовительного рисунка.

Модуль №2. Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве.

М.: акварель, гуашь, кисть, бумага

1

6-7

Уроки декоративного творчества

Таежный натюрморт.

Реалистическое и декоративное изображение плодов в станковой живописи и графике. Понятие декоративной стилизации формы и цвета предмета. Особенности декоративной композиции: ритм и масштаб цветовых пятен, силуэт как главное средство выразительности. Уроки декоративного творчества. Выполнение декоративной композиции натюрморта на темы: «Осень», «Дары северной осени», «Букет сибирских цветов и фрукты», «Таежный натюрморт» и т.д. в технике коллажа. Натюрморт в произведениях югорских художников

Модуль №2.  Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве.

М.: цветная бумага, фломастер, ткань, клей, ножницы

2

8

Урок скульптуры

Северное Древо – Древо счастья, древо жизни.

Древо жизни в искусстве народов мира. Предания о чудесном древе в устном народном поэтическом творчестве: в сказках, загадках, мифах, песнях и заговорах. Разнообразие художественных образов древа жизни. Фантастические образы древа в современном декоративном искусстве и народном творчестве. Лепка декоративной плакетки «Древо – счастье Севера», «Плодовое дерево Севера». Стилизация.

Модуль №2.  Гимн плодородию земли в изобразительном искусстве.

М.:  цветной пластилин, стеки.

1

9

Урок диалог об искусстве

Народные мастера Югорского края.

Изобразительное и народное искусство, литература о народных традициях общения людей в совместном труде и забавах. Жизнь этих традиций в современном мире и отображение их в искусстве. Беседа о народных ремеслах региона и творчестве мастеров нашего края: Е.Ерныхова, З.Лозямова и др.

Модуль №3.  Живая старина. Осенние праздники как завершение природного и трудового цикла

1

10

Урок графики

Красота рук по свету ходит…

Народные традиции общения молодежи во время отдыха в разных видах искусства: живописи, графике, мелкой пластике. Выполнение поисковых эскизов композиции на тему «Красота рук по свету ходит…» (работа над многофигурные композиции)

Модуль №3.  Живая старина. Осенние праздники как завершение природного и трудового цикла

М.: цветные мелки, бумага, фломастер.

1

11

Урокживописи

Красота обладателя находит.

Бахлыков П., Савинов В., Иванов Н., Тимофеев Г. – художники, знатоки и певцы народной жизни, быта, традиции. Отражение в творчестве Тебетева М.А. темы народного праздника. Выполнение многофигурной композиции: «Народные матсера Югры», «Красота обладателя нходит» и т.д.

Модуль№3

Живая старина. Осенние праздники как завершение природного и трудового цикла.

М.: живописные материалы по выбору обучающихся

1

12-13

Урокживописи

Портрет народного югорского мастера за работой.

Экскурсия в центры народных промыслов и ремесел, краеведческие музеи. Беседа: Знакомство с работой народных мастеров, одеждой, изделиями. Встреча с народными мастерами поселка, города и т.д. Выполнение портрета народного мастера, многофигурной композиции и т.д.

Модуль№3

Живая старина. Осенние праздники как завершение природного и трудового цикла.

М.: живописные материалы по выбору обучающихся.

2

14

Урок графики

Северные фантазии

Времена года – любимейшая тема в искусстве художников, музыкантов, поэтов. Своеобразие средств выразительности различных видов искусства в передаче красоты и особенностей зимней северной природы. Роль линий и цвета в выражении главных зимних признаков в графике. Выполнение по памяти и представлению пейзажа «Северные фантазии», «Зимние причуды». Поиск Выразительной композиции: ажурность, изящество деревьев и кустов, сказочность заснеженных архитектурных построек, изображение людей, радующихся приходу зимы.

Модуль №4

Образ времени года в искусстве как отражение в нем народных представлений о проявлении различных состояний природы и жизни человека.

М.: тонированная бумага, цветные мелки

1

15-16

Урок изобразительного творчества

Портреты героев народных национальных сказок «О мальчике – хозяине лесной земли».

Образы положительных героев мифов и сказок народов Севера в различных видах искусства (живопись, графика, скульптура, народное и декоративно-прикладное искусство, театр, кино, телевидение). Встречи с поэтами, писателями поселка, города. Выполнение портретов мифологических и сказочных героев. Создание портретной галереи для школьного зала.

Модуль№5.

Сплав фантазии и реальности в образах фольклорных героев.

 М.: акварель, гуашь, цветные мелки, тонированная или белая бумага.

2

17

Уроки графики

Традиционный орнамент коренных жителей Севера.

Орнамент в искусстве России, обско-угорский орнамент. Орнамент и традиционные ремесла коренных жителей Севера. Выполнение зарисовок традиционной орнаментированной одежды коренных жителей Севера. Рисование с натуры человека в одежде ханты и манси и т.д.

Модуль №6

Польза и красота в изделиях народного творчества.

 М.: тушь, перо, заостренная палочка, белая мелованная бумага

1

18

Урок декоративного творчества.

Полна набирушка морошки.

Изделия из бересты в культуре разных народов России: короба, туеса, набирушки и т.д. Изготовление набирушки из картона, подготовленного к процарапыванию орнамента в технике гротажж. Пробная работа с берестой

Модуль №6

Польза и красота в изделиях народного творчества.

М.: картон, свеча, гуашь, тушь, плотная бумага, ножницы

1

19

Урок графики

Традиционное летнее жилище коренных жителей Севера.

Беседа: виды жилища северных народов – летний чум для стойбищ, зимние деревянные постройки – рубленый дом, лобаз и т.д. Графическая композиция летнего стойбища на оленеводческом промысле.

Модуль№6

Польза и красота в изделиях народного творчества.

М.: тушь, перо, заостренная палочка, белая мелованная бумага

1

20

Урокживописи

Деревянные постройки зимних поселений обских угров.

Памятники древнерусской архитектуры; уникальные заповедники деревянной постройки северных народов. Зарисовки деревянных построек в музеях под открытым небом северных народов. Выбор точки зрения, применение линейной перспективы как элемента художественного изображения. Выполнение по памяти и по представлению композиции зимнего стойбища северных народов.

Модуль№7

Польза и красота в образах деревянного зодчества.

М.:  живописные материалы по выбору обучающихся.

1

21

Урок народного творчества.

Деревянная архитектура Севера.

Отражение мировосприятия наших предков в облике деревянных построек. Выражение народной символики в резном убранстве избы (Экстерьер, интерьер). Деревянная архитектура Тобольского Севера. Общность и разнообразие деревянных строений разных регионов России. Выполнение графической композиции «Деревянные строения твоего поселка, города и т.д.»

Модуль №7

Польза и красота в образах деревянного зодчества.

М.: фломастеры, цветные мелки, тонированная бумага

1

22

Урокнародного творчества с элементами конструирования

Древний обский град.

Древние Югорские города – Эмдер, поселение Самарово, град Березов, город Сибирь (Искер). Уникальные конструкции деревянных строений, созданные плотниками Русского Севера. Конструирование из бумаги элементов деревянного подворья (подготовительный этап: заготовка строительного материала – «бумажных бревнышек»). Распределение объема работы между членами творческих групп.

Модуль №7

Польза и красота в образах деревянного зодчества.

пространстве культуры.

М.: картон, чертежная бумага, клей ПВА, ножницы, линейка, карандаш, кисточка для клея.

1

23

Урокнародного творчества с элементами конструирования

Выполнение эскизов костюмов к празднику трясогузки.

Праздник трясогузки, основные этапы проведения, герои праздничного действия. В технике аппликации выполняются эскизы костюмов к празднику.

Модуль№8

Образ народной жизни в обрядовых праздниках и сказках.

М.: цветная бумага,картон, ножницы, фломастеры, клей.

1

24-25

Урок народного творчества. Урок живописи

Тематическая композиция «Вороний праздник» - Вурны хатл.

Вороний праздник – встреча весны у обских угров, основные этапы проведения праздника. Фольклорный праздник, обрядовое действо, связь обряда с мифологией и верованиями северных народов. Изготовление масок к Вороньему празднику, выполнение тематической композиции

Модуль№8

Образ народной жизни в обрядовых праздниках и сказках.

М.: картон, ножницы, береста, бумага, живописные материалы.

2

26

Урок диалог об искусстве

Художники нашего края

Югорская земля в творчестве художников XX, XI века – В.Игошев, Г.Райшев, С.Медведев, В.Банников, М.Тебетев, Г.Визель, П.Бахлыков, А.Ливн и т.д.

Модуль №9.

Искусство, творчество и современность

1

27

Урок графики

Братья наши меньшие (наброски и зарисовки).

Животный мир в произведениях графики, скульптуры, декоративно-прикладном, народном искусстве, мифологии. Анималистический жанр. Реальные образы животных и их декоративная стилизация. Зарисовки животных с натуры (зооуголок, чучела), по памяти и по представлению.

Модуль №10.

Образ единения человека с природой.

М.: фломастер, мелки, бумага, белая или тонированная

1

28-29

Урок скульптуры

Животное и его повадки в творчестве анималистов (лепка). «Медведь».

Изображение животных в современном декоративном искусстве. Искусство художника-анималиста. Животные в творчестве югорских художников. Образ медведя в мифах и легендах обских угров.

Модуль №10.

Образ единения человека с природой.

М.: глина, пластилин, стеки.

2

30-31

Урок графики

Экологическая тема в плакате «Сохраним Югру для потомков».

Плакат – вид графического изображения, соединяющий в себе изображение и текстовое сопровождение. Окружной экологический конкурс «Спасти и сохранить». Выполнение экологического плаката

Модуль №10.

Образ единения человека с природой.

М.: бумага, гуашь, цветная бумага,     клей, кисти.

2

32-33

Урок народного творчества

Народная кукла обских угров.

Кукла в культуре российских народов. Тотем, игровая кукла. Кукла-скрутка. Кукла «акань», Принципы изготовления куклы «акань», использование утиного клюва, лапок птиц, и животных в изготовлении куклы. Выполнение аппликативного панно с изображением куклы «акань», изготовление игрушки из ткани

Модуль №10.

Образ единения человека с природой.

М.: ткань разного цвета, клей, ножницы, иголка с ниткой.

2

34-35

Урок живописи

Праздник «Вскрытие реки», «Пробуждение могучей Оби».

Великие реки Сибири – Обь и Иртыш. Изображение воды в творчестве югорских художников. Образ реки в мифологии обских угров. Ледоход – праздник прихода весны. Выполнение композиции, посвященной сходу снега, ледоходу и т.д.

Модуль №10.

Образ единения человека с природой.

М.: бумага, гуашь, цветная бумага, клей, кисти.

2

Итого:

35

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...