Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 7 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и  РАХ  Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству     для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских .  Издательство -  М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием  программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vn._deyat-t_iskusstvo_yugry7a.docx40.35 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 7 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта  основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и  РАХ  Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству     для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских .  Издательство -  М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием  программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. Региональный  компонент. 5-7 класс». Коллектив авторов: Банников В.Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломат Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО.; Устенко Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО- Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.

Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

Основная цель программы внеурочной деятельности «Искусство Югры» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.

Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчеством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.

Задачи программы внеурочной деятельности:

  1. Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности.
  2. Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества.
  3. Развитие познавательной активности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.

        Программа данного курса предполагает повышение историко-культурного уровня обучающихся, создаёт атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в  регионе, и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине. Программа  рассчитана на один год обучения. В седьмом классе 35 часов (1 час в неделю), что составляет 35 часов в год (35 учебных недель).

  1. Планируемыерезультаты освоения  курса«Искусство Югры»

В процессе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

                Личностные универсальные учебные действия:

-основы гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину,  любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;

- мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;

- эстетические потребности, ценности и чувства

- эмпатия,как понимание чувствдругих людей и сопереживание им.

                Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

                Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

                Коммуникативные универсальные учебные действия:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

2.Содержание курса внеурочной деятельности 7класс

1.Гармония природы и архитектуры в пейзаже.(2 часа)

Городской (сельский) пейзаж.

Городской (сельский) пейзаж.

2. Предметная среда человека в натюрморте.Графическое изображение натюрморта в интерьере(3 часа)

Ожившие вещи.

Атрибуты искусства  в твоем натюрморте.

Атрибуты искусства  в твоем натюрморте.

3. Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения. (4 часа)

Интерьер национальной избы.

Интерьер национальной избы.

Интерьер национальной избы.

Интерьер национальной избы

4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве.(9часов).

Эмдерские богатыри.

Эмдерские богатыри.

Портрет хантыйской  девочки в национальной одежде.

Портрет хантыйской  девочки в национальной одежде.

«Девушка Хутнай»

 «Девушка Хутнай»

Самобытные художники Югры.

«Пупи-як – медвежий праздник».

«Пупи-як – медвежий праздник».

5. Народное искусство как часть художественной культуры. (9 часов)

Сувениры для торговых рядов.

Сувениры для торговых рядов.

Сувениры для торговых рядов.

Нагрудное украшение-оберег.

Нагрудное украшение-оберег.

«Сакпал»

«Сакпал»

Свадебная накидка для оленя. Орнаментальное и цветовое решение.

Свадебная накидка для оленя. Орнаментальное и цветовое решение.

6.Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства.(2 часа)

Ярмарочный торг.

Ярмарочный торг.

7. Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве.(2 часа)

Защитник отечества в портретной живописи

Защитник отечества в портретной живописи

8.Сила и ловкость человека в поединке, и образ спортивного праздника в искусстве.

(4 часа)

Олений праздник в твоей композиции.

Олений праздник в твоей композиции.

Национальные спортивные игры Югры. Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве.

Национальные спортивные игры Югры. Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве.

3.Тематическое планирование

Тип урока

Тема беседы и творческой работы

Модули программы.

Виды изобразительной деятельности: материалы (М)

Количество часов

Дата проведения

По

плану

По

факту

1-2

Уроки графики

Городской (сельский) пейзаж.

Графическое изображение городского или сельского пейзажа на темы: «Старинные улочки», «Новый проспект», «Знакомые окраины», «За околицей», «Индустриальный пейзаж». Беседа: «Архитектурный пейзаж в творчестве югорских художников», (В.Виденеев, С.Медведев, В. Банников, В.Горда, В.Ливн и др.)

Модуль №1.

Гармония природы и архитектуры в пейзаже.

М.: карандаши, уголь, сангина, бумага

2

3

Урок графики

Ожившие вещи.

«В гостях у народного мастера»(народный промысел по выбору учащихся). Знакомство с творчеством народного мастера, изделиями, выполненными мастерами. Рукотворность изделий народных мастеров. Синкретичность изделий народных мастеров. Синкретичность народного искусства. Натюрморт в творчестве художников твоего поселка, города, Югры. Выполнение зарисовок изделий народных мастеров. Графический натюрморт, составленный из предметов народного искусства.

Модуль №2.

Предметная среда человека в натюрморте. Графическое изображение натюрморта в интерьере по памяти, представлению или описанию.

М.: акварельные мелки, бумага, тушь, перо и др.

1

4-5

Уроки живописи.

Атрибуты искусства  в твоем натюрморте.

Отечественные и зарубежные мастера натюрморта. Натюрморт в творчестве художников Югры. Разнообразие технических приемов живописи. Выполнение натюрморта, составленного с использованием элементов искусства в цвете (рама, палитра, гипсовый барельеф, национальные музыкальные инструменты – лебедь, санквылтап, нарсюх и т.д.)

Модуль №2.

Предметная среда человека в натюрморте. Графическое изображение натюрморта в интерьере по памяти, представлению или описанию.

М.: акварель, бумага, гуашь, кисти.

2

6-7

Урок графики

Интерьер национальной избы

Экскурсия в этнографический музей. Национальная изба обских угров, мужская и женская сторона, очаг, печь (нянь варне кур). Выполнение зарисовок по памяти или по представлению избы с изображением предметов быта с различных точек зрения

Модуль №3

Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения.

М.: графические материалы по выбору обучающихся

2

8-9

Урок живописи

Интерьер национальной избы.

Выполнение рисунка интерьера в цвете. Поиск колористического решения. Определение средств выразительности. Цветовое решение композиции. Учет пространственного фона.

Модуль №3.

Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения.

М.:  живописные материалы по выбору обучающихся

2

10-11

Уроки графики

Эмдерские богатыри.

Древний Эмдер, сказания и былины. Знакомство с творчеством сверстников из поселка Талинка, подготовивших иллюстрированную книгу  «Древний Эмдер». Иллюстрирование былин древнего Эмдера.

Модуль №4.

Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве.

М.: тушь, заостренная деревянная палочка, перо, мелованная бумага

2

12-13

Урок живописи

Портрет хантыйской  девочки в национальной одежде.

Портрет как жанр изобразительного искусства. Линейно-конструктивное строение головы человека. Выполнение портрета хантыйской девочки, одетой в национальное платье.

Модуль№4.

Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве.

М.:  живописные материалы по выбору обучающихся.

2

14-15

Урок живописи

«Девушка Хутнай»

Экологическая природосообразность сказок обских угров. Книга сказаний Таисии Чучелиной «Сказки Югры». Иллюстрирование сказки Таисии Чучелиной или других хантыйских или мансийских сказок.

Модуль№4.

Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве.

М.:  живописные материалы по выбору обучающихся.

2

16

Урок диалог об искусстве

Самобытные художники Югры.

Посещение музея в твоем поселке, городе. Посещение мастерской художника. Знакомство с творчеством художников Югорского края. Диалог о направлениях работы художников Югры

Модуль№4.

Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве.

1

17-18

Урок живописи

«Пупи-як – медвежий праздник».

Мифологические представления хантов и манси. Праздники и обряды в жизни обских угров. Неразрывна связь мира людей и мира природы символически выражена в предании о предке человека у обских угров – медведе. «Пупи-як» - праздник, который устраивают по случаю добычи медведя. Иллюстрирование одного из наиболее ярких сюжетов праздника.

Модуль№4.

Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве.

М.:  живописные материалы по выбору обучающихся.

2

19-21

Уроки декоративного творчества

Сувениры для торговых рядов.

Сувениры для торговых рядов на школьную весеннюю ярмарку: браслет, пояс, нагрудное украшение, исполняющее функцию оберега. Берестяные собирушки, кузова, украшенные орнаментом. Выполнение изделия в материале по разработанным проектам.

Модуль№5

Народное искусство как часть художественной культуры.

М.: береста или ее имитация, бисер, бусинки, шерстяные нитки, фольга

3

22-23

Уроки декоративного творчества

 Нагрудное украшение-оберег.

Нагрудное украшение-оберег «Пупки». Соизмеримость круга с солнцем. Традиции украшения декоративных изделий бисером. Использование цветного сукна для придания работе колористического звучания

Модуль №5

Народное искусство как часть художественной культуры.

М.: цветное сукно, бисер, бусинки, игла, простые и шерстяные нитки

2

24-25

Уроки декоративного творчества

«Сакпал»

Нагрудное крашение «Сакпал». Виды бисерных украшений у обских угров. Плетение и ткачество из бисера. Схемы выполнения украшения «Сакпал». Схемы плетения полосы.  Использование традиционных орнаментов в различных изделиях декоративно прикладного искусства обских угров

Модуль №5

Народное искусство как часть художественной культуры.

М.:  бисер, игла, леска.

2

26-27

Уроки живописи

Свадебная накидка для оленя. Орнаментальное и цветовое решение.

Свадебные обряды обских угров. Образцы свадебных накидок на оленя, выполненных из оленьих шкур, цветного сукна, бисера. Форма накидки. Орнамент обских угров в свадебной накидке. Выполнение эскиза свадебной накидки

Модуль №5

Народное искусство как часть художественной культуры.

М.: гуашь, акварель, цветные мелки и др. (по выбору обучающихся).

2

28-29

Уроки живописи

Ярмарочный торг.

Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней школьной ярмарки народных мастеров. Выполнение коллективной работы, где каждый готовит эскиз своей торговой палатки.

Модуль№6

Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства.

М.: фломастеры, цветные мелки, гуашь, акварель

2

30-31

Уроки живописи

Защитник отечества в портретной живописи

 Посещение мемориальных мест твоего поселка, города. Беседа о героях различных времен. Примерные темы для выполнения композиции: «пришел солдат с фронта», «Мой дед – герой войны», «Десантник», «Мой брат – танкист»

Модуль№7

Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве.

М.: простой карандаш, гуашь, акварельные мелки (работа на мокром листе) бумага

2

32-33

Урок графики

Национальные спортивные игры Югры.

Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве.

Национальные спортивные игры и состязания обских угров. Выполнение набросков с натуры и по представлению вида спорта. Выполнение тематической однофигурной композиции

Модуль№8

Сила и ловкость человека в поединке, и образ спортивного праздника в искусстве.

М.:  тушь, заостренная деревянная палочка, перо, фломастеры (по выбору обучающихся).

2

34-35

 Уроки живописи

Олений праздник в твоей композиции.

Роль оленя в жизни обских угров. Олений праздник, оленьи бега. Выполнение композиции с изображением животных и человека. Выделение первого плана и центра композиции цветом, светом  и тоном. Достижение целостности композиционного замысла

Модуль №8

Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве.

М.: акварель, гуашь, бумага

2

Итого:

35

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....

Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс

Цель программы внеурочной деятельности:  активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...