Рабочая программа по внеурочной деятельности "Искусство Югры" 7 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 7 класс)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 7 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._deyat-t_iskusstvo_yugry7a.docx | 40.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Искусство Югры» в 7 классе составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе примерной программы, утвержденной Министерством образования и науки РФ, под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского – «Рабочие программы по изобразительному искусству для 5 – 8 классов». Коллектив авторов: Б.М.Неменский, Н.А.Горяева, Л.А.Неменская, А.С. Питерских . Издательство - М.: Просвещение, 2016 г. ,с использованием программно-методического пособия «Изобразительное искусство в школе. Региональный компонент. 5-7 класс». Коллектив авторов: Банников В.Н., заведующий кафедрой художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, к.п.н., член Союза художников России, дипломат Российской академии художеств, действительный член ЕАЕН, МАНПО.; Устенко Л.Н., кандидат педагогических наук, доцент кафедры художественного образования и эстетического воспитания БУ ДПО ИРО, заслуженный учитель России, член корреспондент МАНПО- Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.
Программа определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства.
Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности, формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.
Основная цель программы внеурочной деятельности «Искусство Югры» — развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.
Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе личностного художественного творчества.
Основные формы учебной деятельности – практическое художественное творчеством овладения художественными материалами, зрительское восприятие произведений искусства и эстетическое наблюдение окружающего мира.
Задачи программы внеурочной деятельности:
- Обучение основам традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера в большой семье народов России, умению использовать жизненные наблюдения в творческих работах, поиск новых форм в изобразительной, декоративно-творческой деятельности.
- Воспитание эстетического отношения к национальным традициям в культуре и искусстве, произведениям устного народного и профессионального творчества.
- Развитие познавательной активности, художественно-творческого интереса к изобразительной и декоративной деятельности на основе культуры обских угров, культуры России.
Программа данного курса предполагает повышение историко-культурного уровня обучающихся, создаёт атмосферу творческого поиска, толерантности, интереса к культуре народов Севера, а сравнительный анализ культуры обских угров с культурой других народов, проживающих в регионе, и культурой России дает наиболее широкое представление о своей большой и малой Родине. Программа рассчитана на один год обучения. В седьмом классе 35 часов (1 час в неделю), что составляет 35 часов в год (35 учебных недель).
- Планируемыерезультаты освоения курса«Искусство Югры»
В процессе реализации программы внеурочной деятельности у обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:
Личностные универсальные учебные действия:
-основы гражданской идентичности – чувство гордости за свою Родину, любви к своему краю, осознание своей национальности, уважение к культуре и традициям народов России и мира;
- мотивация учебной деятельности, включая учебно-познавательные мотивы, любознательность и интерес к приобретению новых знаний и умений;
- эстетические потребности, ценности и чувства
- эмпатия,как понимание чувствдругих людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
2.Содержание курса внеурочной деятельности 7класс
1.Гармония природы и архитектуры в пейзаже.(2 часа)
Городской (сельский) пейзаж.
Городской (сельский) пейзаж.
2. Предметная среда человека в натюрморте.Графическое изображение натюрморта в интерьере(3 часа)
Ожившие вещи.
Атрибуты искусства в твоем натюрморте.
Атрибуты искусства в твоем натюрморте.
3. Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения. (4 часа)
Интерьер национальной избы.
Интерьер национальной избы.
Интерьер национальной избы.
Интерьер национальной избы
4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве.(9часов).
Эмдерские богатыри.
Эмдерские богатыри.
Портрет хантыйской девочки в национальной одежде.
Портрет хантыйской девочки в национальной одежде.
«Девушка Хутнай»
«Девушка Хутнай»
Самобытные художники Югры.
«Пупи-як – медвежий праздник».
«Пупи-як – медвежий праздник».
5. Народное искусство как часть художественной культуры. (9 часов)
Сувениры для торговых рядов.
Сувениры для торговых рядов.
Сувениры для торговых рядов.
Нагрудное украшение-оберег.
Нагрудное украшение-оберег.
«Сакпал»
«Сакпал»
Свадебная накидка для оленя. Орнаментальное и цветовое решение.
Свадебная накидка для оленя. Орнаментальное и цветовое решение.
6.Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства.(2 часа)
Ярмарочный торг.
Ярмарочный торг.
7. Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве.(2 часа)
Защитник отечества в портретной живописи
Защитник отечества в портретной живописи
8.Сила и ловкость человека в поединке, и образ спортивного праздника в искусстве.
(4 часа)
Олений праздник в твоей композиции.
Олений праздник в твоей композиции.
Национальные спортивные игры Югры. Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве.
Национальные спортивные игры Югры. Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве.
3.Тематическое планирование
№ | Тип урока | Тема беседы и творческой работы | Модули программы. Виды изобразительной деятельности: материалы (М) | Количество часов | Дата проведения | |
По плану | По факту | |||||
1-2 | Уроки графики | Городской (сельский) пейзаж. Графическое изображение городского или сельского пейзажа на темы: «Старинные улочки», «Новый проспект», «Знакомые окраины», «За околицей», «Индустриальный пейзаж». Беседа: «Архитектурный пейзаж в творчестве югорских художников», (В.Виденеев, С.Медведев, В. Банников, В.Горда, В.Ливн и др.) | Модуль №1. Гармония природы и архитектуры в пейзаже. М.: карандаши, уголь, сангина, бумага | 2 | ||
3 | Урок графики | Ожившие вещи. «В гостях у народного мастера»(народный промысел по выбору учащихся). Знакомство с творчеством народного мастера, изделиями, выполненными мастерами. Рукотворность изделий народных мастеров. Синкретичность изделий народных мастеров. Синкретичность народного искусства. Натюрморт в творчестве художников твоего поселка, города, Югры. Выполнение зарисовок изделий народных мастеров. Графический натюрморт, составленный из предметов народного искусства. | Модуль №2. Предметная среда человека в натюрморте. Графическое изображение натюрморта в интерьере по памяти, представлению или описанию. М.: акварельные мелки, бумага, тушь, перо и др. | 1 | ||
4-5 | Уроки живописи. | Атрибуты искусства в твоем натюрморте. Отечественные и зарубежные мастера натюрморта. Натюрморт в творчестве художников Югры. Разнообразие технических приемов живописи. Выполнение натюрморта, составленного с использованием элементов искусства в цвете (рама, палитра, гипсовый барельеф, национальные музыкальные инструменты – лебедь, санквылтап, нарсюх и т.д.) | Модуль №2. Предметная среда человека в натюрморте. Графическое изображение натюрморта в интерьере по памяти, представлению или описанию. М.: акварель, бумага, гуашь, кисти. | 2 | ||
6-7 | Урок графики | Интерьер национальной избы Экскурсия в этнографический музей. Национальная изба обских угров, мужская и женская сторона, очаг, печь (нянь варне кур). Выполнение зарисовок по памяти или по представлению избы с изображением предметов быта с различных точек зрения | Модуль №3 Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения. М.: графические материалы по выбору обучающихся | 2 | ||
8-9 | Урок живописи | Интерьер национальной избы. Выполнение рисунка интерьера в цвете. Поиск колористического решения. Определение средств выразительности. Цветовое решение композиции. Учет пространственного фона. | Модуль №3. Образ взаимоотношений человека и пространства жилого помещения. М.: живописные материалы по выбору обучающихся | 2 | ||
10-11 | Уроки графики | Эмдерские богатыри. Древний Эмдер, сказания и былины. Знакомство с творчеством сверстников из поселка Талинка, подготовивших иллюстрированную книгу «Древний Эмдер». Иллюстрирование былин древнего Эмдера. | Модуль №4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. М.: тушь, заостренная деревянная палочка, перо, мелованная бумага | 2 | ||
12-13 | Урок живописи | Портрет хантыйской девочки в национальной одежде. Портрет как жанр изобразительного искусства. Линейно-конструктивное строение головы человека. Выполнение портрета хантыйской девочки, одетой в национальное платье. | Модуль№4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. М.: живописные материалы по выбору обучающихся. | 2 | ||
14-15 | Урок живописи | «Девушка Хутнай» Экологическая природосообразность сказок обских угров. Книга сказаний Таисии Чучелиной «Сказки Югры». Иллюстрирование сказки Таисии Чучелиной или других хантыйских или мансийских сказок. | Модуль№4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. М.: живописные материалы по выбору обучающихся. | 2 | ||
16 | Урок диалог об искусстве | Самобытные художники Югры. Посещение музея в твоем поселке, городе. Посещение мастерской художника. Знакомство с творчеством художников Югорского края. Диалог о направлениях работы художников Югры | Модуль№4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. | 1 | ||
17-18 | Урок живописи | «Пупи-як – медвежий праздник». Мифологические представления хантов и манси. Праздники и обряды в жизни обских угров. Неразрывна связь мира людей и мира природы символически выражена в предании о предке человека у обских угров – медведе. «Пупи-як» - праздник, который устраивают по случаю добычи медведя. Иллюстрирование одного из наиболее ярких сюжетов праздника. | Модуль№4. Человек в различных сферах деятельности в жизни и искусстве. М.: живописные материалы по выбору обучающихся. | 2 | ||
19-21 | Уроки декоративного творчества | Сувениры для торговых рядов. Сувениры для торговых рядов на школьную весеннюю ярмарку: браслет, пояс, нагрудное украшение, исполняющее функцию оберега. Берестяные собирушки, кузова, украшенные орнаментом. Выполнение изделия в материале по разработанным проектам. | Модуль№5 Народное искусство как часть художественной культуры. М.: береста или ее имитация, бисер, бусинки, шерстяные нитки, фольга | 3 | ||
22-23 | Уроки декоративного творчества | Нагрудное украшение-оберег. Нагрудное украшение-оберег «Пупки». Соизмеримость круга с солнцем. Традиции украшения декоративных изделий бисером. Использование цветного сукна для придания работе колористического звучания | Модуль №5 Народное искусство как часть художественной культуры. М.: цветное сукно, бисер, бусинки, игла, простые и шерстяные нитки | 2 | ||
24-25 | Уроки декоративного творчества | «Сакпал» Нагрудное крашение «Сакпал». Виды бисерных украшений у обских угров. Плетение и ткачество из бисера. Схемы выполнения украшения «Сакпал». Схемы плетения полосы. Использование традиционных орнаментов в различных изделиях декоративно прикладного искусства обских угров | Модуль №5 Народное искусство как часть художественной культуры. М.: бисер, игла, леска. | 2 | ||
26-27 | Уроки живописи | Свадебная накидка для оленя. Орнаментальное и цветовое решение. Свадебные обряды обских угров. Образцы свадебных накидок на оленя, выполненных из оленьих шкур, цветного сукна, бисера. Форма накидки. Орнамент обских угров в свадебной накидке. Выполнение эскиза свадебной накидки | Модуль №5 Народное искусство как часть художественной культуры. М.: гуашь, акварель, цветные мелки и др. (по выбору обучающихся). | 2 | ||
28-29 | Уроки живописи | Ярмарочный торг. Выполнение проектов оформления площади для проведения весенней школьной ярмарки народных мастеров. Выполнение коллективной работы, где каждый готовит эскиз своей торговой палатки. | Модуль№6 Весенняя ярмарка как праздник народного мастерства. М.: фломастеры, цветные мелки, гуашь, акварель | 2 | ||
30-31 | Уроки живописи | Защитник отечества в портретной живописи Посещение мемориальных мест твоего поселка, города. Беседа о героях различных времен. Примерные темы для выполнения композиции: «пришел солдат с фронта», «Мой дед – герой войны», «Десантник», «Мой брат – танкист» | Модуль№7 Творческая активность человека, способность проявления твердости духа в жизни и отражение их в изобразительном искусстве. М.: простой карандаш, гуашь, акварельные мелки (работа на мокром листе) бумага | 2 | ||
32-33 | Урок графики | Национальные спортивные игры Югры. Образ борца и участника спортивного состязания в искусстве. Национальные спортивные игры и состязания обских угров. Выполнение набросков с натуры и по представлению вида спорта. Выполнение тематической однофигурной композиции | Модуль№8 Сила и ловкость человека в поединке, и образ спортивного праздника в искусстве. М.: тушь, заостренная деревянная палочка, перо, фломастеры (по выбору обучающихся). | 2 | ||
34-35 | Уроки живописи | Олений праздник в твоей композиции. Роль оленя в жизни обских угров. Олений праздник, оленьи бега. Выполнение композиции с изображением животных и человека. Выделение первого плана и центра композиции цветом, светом и тоном. Достижение целостности композиционного замысла | Модуль №8 Сила и ловкость человека в поединке и образ спортивного праздника в искусстве. М.: акварель, гуашь, бумага | 2 | ||
Итого: | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"
Основной целью программы «Волшебный компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"
Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"
Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами» разработана с целью формирования художественно-творческих способностей, развития эстетических чувств и предста...
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"
Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....
Рабочая программа по внеурочной деятельности.5 класс
Цель программы внеурочной деятельности: активизация мыслительной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету, расширение общего и биологического кругозора.Задачи программы внеурочной дея...