Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.
статья по биологии (10 класс)
Ильина А.С., преподаватель
СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»
Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные направления развития образования. Одно из них – МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД, как средство достижения метапредметного результата. Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. “Мета” – (“за”, “через”, “над”), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Для реализации принципа метапредметности можно использовать данные технологии:
развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
мыследеятельностная педагогика;
коммуникативная дидактика;
эвристическое обучение;
логико-смысловое моделирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Ильина А.С., преподаватель
СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»
Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.
Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные направления развития образования. Одно из них – МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД, как средство достижения метапредметного результата. Термины “метапредмет”, “метапредметность” имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественно педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. “Мета” – (“за”, “через”, “над”), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность, метапредмет, метазнание, метаумение (метаспособ). Иногда это называют универсальными знаниями и способами. Иногда – мыследеятельностью. Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Для реализации принципа метапредметности можно использовать данные технологии:
развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
мыследеятельностная педагогика;
коммуникативная дидактика;
эвристическое обучение;
логико-смысловое моделирование.
Нет общей системы в учебных предметных действиях. Тогда возникает вопрос? Каким должен быть современный урок? Как сделать так, чтобы дети захотели хорошо учиться. Можно дать следующий ответ - урок должен быть практической направленности. Урок для ученика должен быть личностно значимым для него, деятельностным. Я согласна с Бернардом Шоу, который высказал правильную мысль: “Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность!” Для того чтобы эта деятельность была эффективнее, нам с вами нужно постоянно искать эффективные методы и формы обучения. В своей практике я применяю элементы проблемности, поиска, исследования.
Биология – это наука о природе. В природе физические, химические и биологические явления взаимосвязаны. В учебном процессе все эти явления изучаются раздельно, согласно предметным программам, тем самым их связи разрываются, поэтому в школе обязательно должно быть предусмотрено осуществление межпредметных и метапредметных связей. Как оказалось, введение метапредметного подхода куда сложнее, чем применение межпредметных связей. Метапредметный подход– это переход от теории к практике. Применить его можно при помощи метаспособов.
В зависимости от метапредметной темы выбираю способ ее реализации. Это может быть “МЕТАЗНАК”. Работая с метазнаком, у учащихся формируется способность схематизации на основе выделения главного в материале. За этими разными графическими изображениями они учатся мысленно видеть то идеальное содержание, которое в них выражено. Поэтому исчезает проблема с заучиванием большого объема учебного материала.
С помощью “Метазадач” на уроках биологии учащиеся получают знание о разных типах задач и способах их решения (задачи по генетике на наследственность и изменчивость, по экологии и д.р.) При решении задач формируются способности:
– понимания и схематизации условий,
– моделирования объекта задачи,
– конструирования способов решения,
– выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Тип философствования учащихся связан:
– с процессом постановки задач, поиском и рефлексией средств их решения,
– с освоением техник перевода проблем в задачи и т. д.
– выстраивания деятельностных процедур достижения цели.
Интерес вызывают задачи практической направленности.
В методике преподавания биологии термин “задачи-дилеммы” – относительно новый, привнесенный из логики, хотя отдельные элементы задач-дилемм в виде тестовых, программированных заданий, проблемных и эвристических вопросов давно широко применяются на уроках. Процесс решения задач-дилемм, как показала практика развивает важнейшие качества личности учащегося. Умение прогнозировать практический результат. Проанализируйте приведенную ниже ситуацию и примите оптимальное решение по защите природы и здоровья людей, проживающих в селе или в городе.
Вы – владелец небольшой автозаправочной станции (АЗС), расположенной в черте села. Комитет по экологии доказательно известил вас о том, что работа Вашего предприятия наносит ощутимый вред здоровью горожан. Как руководитель Вы должны принять решение по преодолению данной ситуации.
Анализ многих действующих в основной школе учебников показывает, что подавляющее большинство размещенных в них заданий – учебные задания и текстовые задачи. А заданий практического и проблемного характера представлено мало. При этом анализ контрольно-измерительных материалов, испо
·льзуемых для итоговой аттестации в 9 и 11 классах, показывает, что таких заданий в ЕГЭ становится все больше. В части С. Моделирование педагогических ситуаций на основе эвристических заданий позволяет ученикам не только приобретать новые знания по предмету, но и овладевать методами биологических “открытий”.
Не зря народная мудрость гласит “Когда я слышу – я забываю, когда я вижу– я запоминаю, когда я делаю – я изучаю”.
Работая над МЕТАПРОБЛЕМОЙ, учащиеся на уроках биологии обсуждают вопросы, которые носят характер открытых, по сей день неразрешимых проблем, например “ Круговорот углерода в природе и последствие его нарушения”, тем самым осваивают технологии позиционного анализа, отрабатывают умение организовывать и вести диалог, развивают способности целеполагания, самоопределения.
Постановка любой проблемы начинается с вопроса. Умение правильно поставить вопрос это и будет метаумения. Зная, это ученики на любом предмете правильно могут сформулировать проблему. Этапы проблемы и метапроблемы практически совпадают, но отличаются мыследеятельностью.
Свою позицию учащиеся отстаивают, например, при выполнении исследования в лабораторной работе. Примером может служить работа в виртуальной наглядной лаборатории. Вырабатываются метаумения работать с лабораторным оборудованием, соблюдая правила техники безопасности. Ученик испытывает радость в достижении результата и это его вдохновляет на новые открытия.
В рамках “Метазнание” формирую способность работать с понятиями как особой формой знания. Кроме того, есть специальные техники, которые обеспечивают рождение нового знания.
Техника “знающего не – знания” Осваивая ее, школьники учатся выделять зону незнаемого в том, что они уже знают. Формулируют, что именно они не знают, намечают ту зону, где должны осуществить следующий этап поиска.
Можно научиться управлять процессом познания. Освоение данной техники помогает развитию таких универсальных способностей, как понимание, воображение, рефлексия.
Необходимо показать ученику разницу между определением и понятием, какие виды определений бывают и как их можно применить на практике. Это и будет – метаумения. Ученик не запоминает, но осмысливает, прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Знания можно научить классифицировать – это тоже метаумение.
Пример классификации понятия “цветок” в 6 классе рассматриваю с разных позиций. Понятие «Цветок»: предлагаю ученикам разные информационные источники, (учебник, карточки ,иллюстративный материал по теме урока, фрагменты цифровых образовательных ресурсов и т.д.) которые помогут рассмотреть данное понятие в области истории и биологии, географии, архитектуры, промышленности.
Задаю вопрос “ Действительно ли цветок это уникальный орган?” Схемы понятий выстраиваем в 6-х классах вместе, а в старших самостоятельно. Эта схема поможет им осмыслить понятие “цветок” и увидеть его значение не только в науке биологии, но и в искусстве, медицине, сельском хозяйстве и других отраслях. Вывод. Таким образом, метапредметный подход предполагает следующее:
Отказ от шаблона в структуре учебного занятия и формализма в его проведении.
Максимальное вовлечение обучающихся в активную деятельность на занятии с использованием различных форм индивидуальной и групповой работы.
Поддержка альтернативности и множественности мнений.
Развитие функции общения на уроке, как условие побуждения к действию и ощущению эмоционального удовлетворения.
Занимательность и эмоциональный тон урока.
Педагогически целесообразная дифференциация обучающихся по учебным возможностям.
В построении занятия советую учесть такие этапы как:
- стратегический (мотив, цель, план средства, организация, действия, результат, анализ);
- исследовательский (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов, вывод);
- проектировочный (замысел, реализация, рефлексия);
- сценирующий (выстраивание вариантов сценария разворачивания событий);
- моделирующий (построение посредством знаковых систем мыслительных аналогов – логических конструктов изучаемых систем);
- прогнозирующий (мысленное конструирование будущего состояния объекта на основе предвидения);
- конструирующий (выстраивание системы мыслительных операций).
Результатом метапредметной деятельности можно считать развитие чувства собственного достоинства, рост креативности учеников. Совместную деятельность учителей различных предметов в формировании у школьников навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации метапредметности. “Самое прекрасное зрелище на свете – это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему этот путь”.
Литература
1. Громыко Н. В. Метапредмет «Знание» // Учебное пособие для учащихся старших классов. – М., 2001.
2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: «Вербум-М», 2001.
3. Клименко Е.А. Метапредметный урок. Стратегии выживания: путь от хаоса к порядку. Предметная тема: Эволюция клетки, ДНК.
4. Сырцева Т.Э. Работа учителей по развитию навыков научно-исследовательской деятельности учащихся //Дополнительное образование – М., 2004. – № 2. – С 12-18.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Современные подходы к проектированию урока биологии как средство получения результата в соответствии с требованиями ФГОС"
Критерии современного урока. Инновационные технологии в практике педагога. Структура технологической карты урока....
"Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания"
Статья, посвящена особенностям метапредметного подходо к проектированию уроков истории и обществознания....
Метапредметный подход к проектированию уроков
Из опыта работы...
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКОВ
Метапредметный подход - это деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету. Принцип метапре...
Метапредметный подход к проектированию урока музыки: реализация требований ФГОС.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать ...
Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.
Что такое метапредметный подход. Его положительные стороны при проведении уроков истории и обществознания. Как спроектировать уроки с метапредметным подходом....
Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.
Что такое метапредметный подход. Положительные стороны применения метапредметного подхода в организации уроков истории и обществознания. Особенности данного подхода в изучении истории и обществознания...