Метапредметный подход к проектированию уроков
статья по истории
Предварительный просмотр:
Козлова С.С., учитель
ГБОУ СОШ №125 Красногвардейского района
Санкт-Петербурга
Метапредметный подход к проектированию уроков (из опыта работы)
Метапредметный подход в образовании и, соответственно, метапредметные образовательные технологии были разработаны для того, чтобы решить проблему разобщенности, расколотости, оторванности друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.
Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие-то их грани. Обучающийся узнает сам способ своей работы с новым понятием на разном предметном материале. Создаются условия для того, чтобы обучающийся начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мыслительно проделал, как он мыслительно двигался, когда восстанавливал генезис того или другого понятия.
Обычно учащийся, работая с материалом истории запоминает важнейшие определения понятий. Попадая же на уроки по метапредметам, обучающийся делает другое. Он не запоминает, а прослеживает происхождение важнейших понятий, которые определяют данную предметную область знания. Он как бы заново открывает эти понятия. И через это как следствие перед ним разворачивается процесс возникновения того или другого знания, он совершает открытие.
Роль педагога заключается в том, чтобы направить процесс познания в русло открытия нового, культурно обогащая окружение ребёнка. Исследование нового должно стать неотъемлемой частью познания. Мы должны передавать обучающимся не просто знания, а способы работы со знаниями.
Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
В связи с этим особую актуальность сегодня приобретают понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение”. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых ФГОС. Что же такое метапредмет? Это выход за рамки собственно предмета. Метапредмет – учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов.
Метапредметный подход является актуальным и востребованным в образовательном процессе, так как связан, прежде всего, с тенденциями развития российского общества, с восприятием основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны.
Данный подход способствует воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у обучающихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин этого достаточно много:
- перегруженность школьных программ,
- оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей обучающихся и многое другое.
Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению. Кроме того, перед каждым из нас стоят и определенные педагогические задачи, в частности, поиск эффективных методик и технологий.
Метапредметный подход дает учителю новые возможности, позволяя вместе с обучающимся получать удовольствие от процесса познания.
В своей педагогической деятельности для реализации метапредметного подхода на уроках истории и обществознания я использую следующие технологии:
Проблемное обучение через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему — это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность обучающихся. Система методов проблемного обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия учителя и обучающегося при данной
технологии ориентирован на развитие индивидуальности школьника.
Мощнейшим средством становятся информационнокоммуникативные технологии. Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования.
Технологии проектирования. Метод проектов как педагогическая технология – это технология совокупности исследовательских, поисковых, творческих, проблемных методов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у обучающихся умение решать различные проблемы и осваивать новые способы их решения. Метод проектов позволяет создать образовательные ситуации, в которых учащиеся самостоятельно решают поставленную проблему.
На уроках истории и обществознания я работаю с понятием «государство». Предлагая обучающимся разные источники, показываю, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различий, у разных исторических личностей-они различны. И хотя мы часто имеем случаи с текстами политика, философа, поэта, анализируя эти тексты, мы выделяем универсальное метапредметное правило, понятие создается на основе различий.
Излюбленными не только мною, но и обучающимися стали уроки-диспуты.
Такие уроки стараюсь разнообразить с оглядкой на метапредметный подход.
В заключении хотелось бы сказать, изучив метапредметность как новый подход к современному образованию, имеющий место в грядущем Федеральном образовательном стандарте для средней школы, могу с уверенностью утверждать, что большинство моих коллег и я, в том числе, в своей педагогической практике давно применяем элементы метапредметности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
"Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания"
Статья, посвящена особенностям метапредметного подходо к проектированию уроков истории и обществознания....
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКОВ
Метапредметный подход - это деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету. Принцип метапре...
Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.
Ильина А.С., преподавательСПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные...
Метапредметный подход к проектированию урока музыки: реализация требований ФГОС.
С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать ...
Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.
Что такое метапредметный подход. Его положительные стороны при проведении уроков истории и обществознания. Как спроектировать уроки с метапредметным подходом....
Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.
Что такое метапредметный подход. Положительные стороны применения метапредметного подхода в организации уроков истории и обществознания. Особенности данного подхода в изучении истории и обществознания...