"Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания"
статья по истории (8 класс) на тему

Хомич Ирина Ивановна

Статья, посвящена особенностям метапредметного подходо к проектированию уроков истории и обществознания. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Хомич И.И., учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ №276 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.

Сущность метапредметного подхода состоит в подходе к образованию, при

котором ученик не только овладевает системой знаний, но и усваивает универсальный способы действий, с помощью которых он сможет сам добывать информацию.

Учитель на уроке должен создавать метапредметную проблемную ситуацию.

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознать необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием.

Для обеспечения позитивных метапредметных результатов деятельности учащихся по истории и обществознанию в условиях модернизации образования необходимо использовать следующие образовательные педагогические технологии.

1.Групповые технологии обучения.

Это могут быть такие формы как диспут, групповой проект, решение проблемно-познавательной задачи и т.д.

Групповая технология лучше обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся для возникновения коллективной познавательной деятельности. Данная технология позволяет обучать как сильных, так и слабых учеников, в основе подхода к ребенку лежит сотрудничество. Она обеспечивает активность учебного процесса и достижение высокого уровня усвоения содержания, оказывает мощное стимулирующее действие на развитие ребенка.

2.Проблемное обучение осуществляется через решение проблемных задач, логических заданий, написание обществоведческих эссе на заданную тему – это тип развивающегося обучения, в котором сочетаются систематическая, самостоятельная поисковая деятельность учащихся. Система методов проблемного обучения построена с учетом целеполагания и принципа проблемности. Процесс взаимодействия учителя и ученика при данной технологии ориентирован на развитие индивидуальности школьника и социализации его личности.

3.Информационно-коммуникативные технологии. Особую роль приобретают ИКТ при их интегрировании с другими перспективными образовательными технологиями. В частности, с технологией проектирования.

4.Технологии проектирования. Особенностью метода проектов является его интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи общеобразовательных дисциплин не только с информатикой, но и между собой. Основная цель метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Для большей наглядности приведу несколько примеров метапредметного подхода в изучении конкретных тем или понятий на уроках истории и обществознания.

На протяжении нескольких лет учащиеся на разных этапах обучения с 7 по 11 класс знакомятся с понятием «революция». Само понятие вводится в 7 классе при изучении экономических и политических процессов в Европе. С этого момента постепенно путем дискуссий, проблемных вопросов ученики начинают отличать революцию от бунта, смуты или переворота. Случались и спорные вопросы. Октябрьская революция – это революция? Да, революция. А вот, например, перестройка? Тоже революция. Потому что произошла смена класса собственника на средства производства. Это понятие не передается и учебной программой не заложено, но учитель может попытаться  натолкнуть девятиклассников на эту мысль и получить доказательные рассуждения о том, что перестройка по многим признакам тоже может считаться революцией.

На уроках истории и обществознания работаем с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, показываем, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений.

Излюбленными  учащимися (особенно 8 и 9 классов) стали уроки-диспуты. Так, например, в 9 классе по обществознанию тема «Религия в современном мире» может звучать так: «Нужна ли религия современному человеку?»

Традиционные уроки можно  разнообразить с оглядкой на метапредметный подход кластерами, составлением схема – конспектов по печатному и видеоматериалу.

Применение выше указанных технологий в образовательном процессе способствует формированию метапредметных результатов деятельности учащихся, сред и которых можно назвать следующие:

  • способность самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем;
  • навыки структуризации и классификации поступающей информации;
  • приобретение важных характеристик мышления – гибкости, связности, структурности.

Изучив метапредметность как новый подход к современному образованию, имеющий место в Федеральном образовательном стандарте для средней школы, можно прийти к выводу, что элементы данного подхода давно применяются учителями в своей педагогической практике. Так что, как сказала Нина Громыко (кандидат философских наук, разработчик метапредметного подхода) «Метапредметы – это не заумь и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться».

Используемая литература

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008.
  2. Громыко Н. В. Обучение схематизации: Сборник сценариев для проведения уроков и тренин-гов. /Учебно-методическое пособие для учащихся 10-11 классов. — М., 2005.
  3. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД К ПРОЕКТИРОВАНИЮ УРОКОВ

Метапредметный подход - это деятельность, не относящаяся к какому-либо конкретному предмету, при этом обеспечивающая образовательный процесс при обучении любому учебному предмету. Принцип метапре...

Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.

Ильина А.С., преподавательСПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»Метапредметный подход к проектированию уроков биологии.Федеральный государственный образовательный стандарт определил приоритетные...

Метапредметный подход к проектированию урока музыки: реализация требований ФГОС.

С введением Федеральных государственных образовательных стандартов кардинально изменился подход к содержанию образования: согласно требованиям стандарта в основе содержания образования должен лежать ...

«Проектирование уроков истории и обществознания в условиях реализации ФГОС».

В современных условиях перед школой стоит задача подготовки специалиста, владеющего глубокими профессиональными знаниями, эрудированного, мобильного, конкурентоспособного.  Направлением повышения...

Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.

Что такое метапредметный подход. Его положительные стороны при проведении уроков истории и обществознания. Как спроектировать уроки с метапредметным подходом....

Метапредметный подход к проектированию уроков истории и обществознания.

Что такое метапредметный подход. Положительные стороны применения метапредметного подхода в организации уроков истории и обществознания. Особенности данного подхода в изучении истории и обществознания...