Путешествие по храмам родного города
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему

Урок по теме: « Путешествие по храмам родного города»

Тип урока: получение новых знаний с  опорой  на  жизненный  опыт учащихся.

Форма проведения урока:

Заочная  экскурсия  по святым местам родного города

Цель:

-приобщение учащихся к изучению культурно-исторического  наследия города ;

-воспитание духовно-нравственного интереса к культурно-историческому наследию малой родины;       

-  сохранение своих национальных традиций;    

-   формирование исторической памяти.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Открытый урок по ИЗО28.41 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по теме: « Путешествие по храмам родного города»

Тип урока: получение новых знаний с  опорой  на  жизненный  опыт учащихся.

Форма проведения урока:

Заочная  экскурсия  по святым местам родного города

Цель:

-приобщение учащихся к изучению культурно-исторического  наследия города ;

-воспитание духовно-нравственного интереса к культурно-историческому наследию малой родины;        

-  сохранение своих национальных традиций;    

-   формирование исторической памяти.

Задачи:

1.Образовательные:

  • Познакомить с историей храмов родного города.

2.Развивающие:

  • развивать познавательный интерес  к изучению православной культуры, истории города;
  • развитие навыка публичного выступления с опорой на жизненный опыт учащихся;
  • развивать умение информационной обработки материала.

3.Воспитательные:

  • воспитывать любовь к малой родине, гордость за свой город;
  • воспитывать бережное отношение к историческому и культурному наследию своего народа;
  • формировать эмоционально-личностное отношение к культурологическим и историческим фактам, сообщаемым на уроке.

Оборудование:

 мультимедийный проектор,

персональный компьютер,

презентация PowerPoint.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Учитель.Здравствуйте,  ребята!Я приглашаю вас на урок-экскурсию. Куда же  мы отправимся? Определить наш  маршрут вам поможет  стихотворение.

(Ученик. Читает стихотворение заранее подготовленный ученик )

Есть в России святые места,

Если вдруг тебя в горе кинет,

Если вдруг на душе пустота,

Ты пойди,  приложись к святыне.

Учитель. Так куда же мы отправимся в путешествие ?

Ученики : отправимся на экскурсию по храмам ( церквам, святым местам, соборам) нашего города.

Основная часть

СЛАЙД  1

Учитель:Вы правы! Нас  ждут удивительные истории ейских храмов - нашей малой родины.  А что мы называем храмом ?

Ученик:Храм – особое здание, предназначенное для совершения богослужений, общей молитвы.

Учитель:Все верно. Разработайте  вероятные маршруты  нашего движения.

( Работа в парах .  Ученики  обсуждают маршруты движения,  называют их и мотивируют свой выбор.Учитель благодарит учащихся.)

Учитель: Результатом нашей экскурсии будет  «Памятка для туристов города Ейска». Положите ее перед собой ( лист бумаги формата А4).

Откуда мы начнем движение ?

Ученики: Начнем движение от нашей школы.

Учитель:Я согласна. А какой храм находится ближе всего к нашей школе ?

Ученик:Свято-Никольский  кафедральный собор.

СЛАЙД 2

Учитель: Что такое собор ?

Ученик :Собором называют храм, где богослужения совершает духовенство нескольких храмов.

Учитель : А что вам интересного  рассказали родители об этом соборе ?

Проверка домашнего задания( 2-3 ученика рассказывают о соборе ).

Основная часть

Учитель: Молодцы!  А теперь я расскажу вам о непростой судьбе этого храма.В 1890 г.  ейчане  построили церковь и назвали ее в честь святого Пантелеймона. А место , на котором располагался храм, получило  название Пантелеймоновская площадь. За деревянным ограждением

Пантелеймоновской церкви находилась мужская церковно-приходская школа. Позже храм был украшен великолепной колокольней.

      В 30-х гг. Пателеймоновский храм был уничтожен.На его месте был построен кинотеатр «Октябрь».  В 90-х гг кинотеатр перестроен  в храм и освящен в честь Николая Чудотворца, небесного покровителя нашего города.

Как вы думаете , почему наши земляки восстановили храм ?

Ученики  высказывают свою точку зрения.

Учитель :      Сейчас на колокольне собора установлен самый большой колокол в Южном федеральном округе. Его вес составляет 6 тонн.А теперь давайте заполним  «Памятку для туристов города Ейска»  информацией о соборе.

( Учащиеся выполняют самостоятельно записи о соборе).

Учитель:  Следующая точка нашего маршрута- это храм, освященный в честь небесного покровителя основателя нашего города графа Воронцова. О каком храме идет речь ?

Ученики: О храме Михаила Архангела.

СЛАЙД 3

Учитель :Верно !А сейчас я  предоставляю слово нашим экскурсоводам.

( О храме рассказывает группа заранее подготовленных учащихся ).

Ученик 1.  В 1860 году  на Михайловской площади  был заложен первый каменный храм Ейска: Михайло- Архангельский собор.Известно, что строили его 5 лет, и обошелся храм ейскому городскому обществу в 250 тысяч серебром. Немалые это были деньги, но дело того стоило.. Выполнено данное строение в русско-византийском стиле.

Ученик 2.Собор по праву считался самым величественным сооружением тех времен. Имел он 5 куполов, 56 окон,  длина его составляла 20 саженей,  ширина - 13,5 сажени, высота до креста - 20 саженей (сажень- старорусская единица измерения равная 2,13 м.).

Ученик 1.Тимофей Стефанов, человек большой культуры, проведший большую исследовательскую работу по истории, этнографии и культуре города, писал о соборе так:

Ученик 3.«Душа радуется, сердце восторгается при взгляде на этот храм...Подобнымихрамами красуется далеко не каждый заурядный на Руси город; в нашей области, и даже во всем Кавказском крае, нет обширнее этого собора, свидетельствующего о православии города, храма, который служит во благо и спасение душ не только живущих в нем, но и для детей наших, внуков и правнуков, для нашего отдаленного потомства».

Ученик 2. В 1930 году собор был закрыт, а в 1938 году его и вовсе превратили в руины. Восстановлен собор был из единственного уцелевшего здания в 1992 году .

СЛАЙД 4

Ученик 3.Сегодня уже не один, а сразу три храма можно увидеть здесь. Кроме  Михайло-Архангельского Собора, построены храм Ксении Петербургской, в которой находится купель, и часовня Матроны Московской.

Учитель : Спасибо, дорогие экскурсоводы! А мы продолжим  заполнение «Памятки  для туристов города Ейска»  информацией о храме.

( Учащиеся выполняют самостоятельно записи о соборе).

Учитель : И вот мы направляемся к конечной   точке нашего маршрута. Этот храм находится  по адресу : г.Ейск, ул.Школьная, 5 .Он похож на корабль, уходящий в море. О каком храме  я говорю ?

Ученики( Введение во храм Пресвятой Богородицы).

СЛАЙД 5

Учитель. Правильно. Мы будем говорить о храме , находящемся в районе «кирпичиков».  Это старый район нашего города. До революции там находился кирпичный завод. К сожалению, рабочие сильно пили. И тогда было принято решение построить церковь, чтобы уберечь  людей от вина. Тяжела была судьба храма: в нем располагался склад, школа. Но Божий промысел управил так , что храм восстановили,   а  в   2005 году  он был освящен  митрополитом  Кубанским и ЕкатеринодарскимИсидором.

Учитель :        Заполните, пожалуйста,  «Памятку  для туристов города Ейска»  информацией о храме Введение во храм Пресвятой Богородицы.

( Учащиеся выполняют самостоятельно записи о храме).

Учитель: Друзья мои, экскурсия наша необычная.  Между посещенными нами храмами есть что-то общее. Что ?

 Ученики : Храмы  были разрушены , а затем восстановлены.

Учитель:  Что подтолкнуло наших земляков к восстановлению храмов?

( Ученики дают ответы).

Заключительная часть

Учитель :  Каждый из вас прав. Храм-это история нашего края, города, страны.Храм- это место, где человек и его душа  плачет и радуется, скорбит и просит о помощи. Храм- это общение  с Богом.

СЛАЙД 6

Иеромонах Роман написал замечательное стихотворение , которым бы я хотела завершить нашу заочную экскурсию :

Без Бога нация - толпа,
Объединенная пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что еще страшней, жестока.
И пусть на трон взойдет любой,
Глаголющий высоким слогом.
Толпа останется толпой,
Пока не обратимся к Богу!

Домашнее задание : оформить «Памятку  для туристов города Ейска»  в цветном варианте , дополнив ее информацией еще о двух храмах нашего города.

Всем спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку математики "Путешествие по родному городу"

Презентация к обобщающему уроку математики в 6 классе по теме "Действия с положительными и отрицательными числами"...

Путешествие по родному городу в курсе краеведения "Моя малая Родина"

Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном городе, воспитания любви к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Оно играет существ...

Методическая разработка внеурочного занятия «Виртуальное путешествие по улицам родного города»

Тема занятия: Виртуальное путешествие по улицам родного города.Тип занятия: урок - творчестваКлассы: 6А,6БПедагогическая технология: исследовательскаяЦель занятия: организовать деятельность обуча...

Путешествие по родному городу

Конспект НОД с использованием регионального компонента (Ставропольский край) для детей подготовительной к школе группы...

План - конспект непосредственно образовательной деятельности (Старшая группа) Тема: «Путешествие по родному городу»».

Задачи:1. Познавательное развитие:-формировать интерес к путешествию .2. Социально – коммуникативное развитие:- Расширять представление о родном городе- Формировать умение слушать и понимать зад...

Тематическое занятие «Осеннее путешествие по родному городу»

Тематическое занятие в подготовительной группе «Осеннее путешествие по родному городу»....

Методическая разработка: урок - образовательное путешествие «Православные храмы – памятники культуры и истории города»

Образовательное путешествие как педагогический метод краеведческого компонента на уроках ОДНКНР дает возможность учащимся быть погруженными в городское пространство, прикоснуться к миру культуры, почу...