Рабочая программа по ИЗО 6 класс (для детей с у/о)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 6 класс) на тему
Рабочая программа по изобразительной деятельности для учащихся 6 класса (у/о)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_6_progr.docx | 37.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное специальное (коррекционное) автономное
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VII, VIII вида» _____________________________________________________________________
. г. Москва г.о. Троицк ,ул. Пушковых, д.5, тел. 8 (495)851-50-03
«УТВЕРЖДАЮ»
директор школы_____________Чечётина Н.П.
«_____»__________________________2013г.
Рабочая программа по
изобразительному искусству
на 2013-2014 учебный год
для 6 б класса
(VIII вид)
Учитель: Варченко Е.В.
Рассмотрено на заседании ШМО «СОГЛАСОВАНО»
протокол №____ от «___»______2013г. зам.директора по УВР_____________________
Руководитель ШМО_______________ «____»_____________________________2013г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
(класс 6)
(VIII вид)
Образовательная область, предмет – изобразительное искусство
Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе программы Грошенкова И.А. программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, : Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010., рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации.
Согласно федеральному базисному учебному плану для ОУ РФ на изучение предмета изобразительное искусство отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
По учебному плану школы в 6 классе отведено 1 час в неделю (34 часа в год).
Содержание учебной программы по изобразительному искусству сохранено полностью, а ее прохождение связано с использованием индивидуального подхода к организации учебно-воспитательного процесса и учётом особенностей психо-моторно-речевого развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Учитывая психологические особенности и возможности детей, материал всех разделов дается небольшими дозами с постепенным его усложнением. Повторение изученного материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний. При отборе учебного материала учитывались графические возможности детей, потенциальные возможности обучающихся к проведению аналитико-синтетической деятельности, умения применять знания, полученные на предыдущих годах обучения в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта каждого ученика.
Используемый учебно-методический комплект: программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1. М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010, занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида : Учебн.пособие для учителей спец.коррекционных школ и студентов дефектолог.ф-тов педвузов / И.А.Грошенков. – М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачёв, 2001
Материалом для обучения предмету помимо УМК является: наглядные пособия, дидактический, иллюстративный материал, книги, альбомы по искусству, каталоги выставок, задания практического, конструктивного характера и др. подобранный к содержанию уроков индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учеников, конструктор, набор лекал и готовых форм, предметы декоративно-прикладного искусства
Программа адресована учащимся 6б класса.
Так как в настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся идеи гуманизации образовательного процесса, здоровьесбережения, компетентностного подхода, активизации познавательной деятельности, то эта программа предполагает не только учет индивидуально-личностной природы учащихся, их потребностей и интересов , но и определяет необходимость создания в обучении условий для самоопределения их как личности. Поэтому программу можно определить как личностно-ориентированную. Данная рабочая программа определяет, в целом, оптимальный объем знаний и умений изобразитель ной деятельности, который доступен учащимся. Перечень наиболее доступных для выполнения учащимися работ, распределение учебного времени по видам деятельности сделаны, исходя из этих возможностей, и опираются на материал авторской программы. Данный учебный предмет важен для шестиклассников, в связи с тем, что накопленный в процессе занятий изобразительным искусством зрительно-двигательный опыт учащихся представляет одну из основ творческой деятельности, в которой формируются лучшие положительные личностные качества детей. Настоящая программа составлена с учётом особенностей интеллектуального, психофизического развития учащихся, степени сформированности их эмоционально-волевой сферы и направлена на развитие мыслительных операций в процессе восприятия изображаемых предметов, развитие двигательной памяти, совершенствование мелкой и крупной моторики руки, развитие речи, обучение работе по инструкции, самостоятельно, планируя свою деятельность, формирование умения преодолевать трудности, адекватно оценивать свои возможности, просить и получать конструктивную помощь, развивать умение отражать в своей работе опыт различного характера. Что способствует коррекции недостатков психофизического развития, познавательных возможностей и интересов учащихся класса. Содержание программы заключено в 4 основных разделах: рисование с натуры, декоративное рисование, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве. Каждому из разделов соответствует ряд учебных задач, которые выстроены в определённой последовательности с усложнением и решаются на протяжении всех лет обучения предмету. Благодаря такому принципу построения учебного процесса имеется возможность на каждом занятии уделять внимание одной узко сформулированной задаче, что в конечном итоге приводит к формированию осознанной самостоятельной продуктивной деятельности каждого ученика в области ИЗО деятельности. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний. Программный материал по предмету расположен концентрически.
Цели и задачи, решаемые при реализации программы:
- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;
- коррекция недостатков развития познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
- развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности сравнения, обобщения; совершенствование умения ориентироваться в задании, планировании работы, последовательном выполнении рисунка;
- улучшение зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно повторяющихся действий с применением разнообразного изобразительного материала;
- формирование элементарных знаний основ реалистического рисунка, навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, декоративного рисования и умения применять их в учебной и общественно полезной деятельности;
- развитие у учащихся эстетических чувств, умения видеть и понимать красивое, высказывать оценочные суждения о произведениях изобразительного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- ознакомление учащихся с лучшими произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного, скульптуры, архитектуры, дизайна;
- расширение и уточнение словарного запаса детей за счёт специальной лексики, совершенствование фразовой речи;
- развитие у школьников художественного вкуса, аккуратности, настойчивости и самостоятельности в работе; содействие нравственному и трудовому воспитанию.
Интеграция с другими предметами: чтение и развитие речи, русский язык, математика, ручной труд, природоведение, биология, география, СБО, физическая культура, профессионально-трудовое обучение, музыка, внеклассные мероприятия широкого профиля
Формы контроля: рисунки учащихся, беседы об изобразительном искусстве, обсуждении картин, иллюстраций, предметов декоративно-прикладного искусства, посещение (по возможности) выставок работ местных авторов, небольшие тестовые задания по пройденному материалу.
Планируемые результаты: коррекционная направленность обучения особо значима в специальной школе. На всех уроках проводится коррекция мышления, памяти и речи ребёнка, развитие фонематического слуха, крупной и мелкой моторики, цветовосприятия, пространственного восприятия. Уроки ИЗО деятельности активно содействуют формированию положительных качеств личности учащихся. Коррекционная сторона урока имеет решающее значение в образовательном процессе: благодаря этой работе повышается работоспособность, увеличивается устойчивость внимания, понижаются трудности восприятия, улучшается пространственное восприятие, развивается и совершенствуется наблюдательность, память, воображение, речь, логическое мышление, комбинаторные способности, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, делать выводы – все эти планируемые результаты придают еще и воспитывающую направленность учебной деятельности. К концу учебного года учащиеся должны получить достаточно прочные навыки иллюстративной деятельности, но с учётом своих потенциальных возможностей. Владеть навыками самоконтроля при самостоятельном выполнении рисунков. Быть социально адаптированными.
Исходя из потенциальных возможностей большинства детей класса основные требования к знаниям и умениям обучающихся будут сохранены и аналогичны требованиям авторской программы. к знаниям и умения учеников с тяжёлыми осложнёнными формами развития требования будут снижены по всем разделам программы. Этим детям предусмотрены индивидуальные задания по теме, несколько отличные от предлагаемых остальным учащимся.
К концу учебного года обучающиеся должны уметь:
- пользоваться простейшими вспомогательными линиями для проверки правильности рисунка;
- подбирать цвета изображаемых предметов и передавать их объёмную форму;
- уметь подбирать гармонические сочетания цветов в декоративном рисовании;
- передавать связное содержание и осуществлять пространственную композицию в рисунках на темы;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом и исправлять замеченные в рисунке ошибки;
- делать отчёт о проделанной работе, используя при этом термины, принятые в изобразительной деятельности;
- найти в картине главное, рассказать содержание картины, знать названия рассмотренных на уроках произведений изобразительного искусства, особенности изделий народных мастеров.
Содержание рабочей программы
№ п/п | Тема | Кол-во учебных часов (в авторской программе) | Кол-во учебных часов (в рабочей программе) |
1 | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (народные игрушки – глина, дерево) | 0 | 1 |
2 | Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация). | 0 | 1 |
3 | Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация). | 0 | 1 |
4 | Составление сетчатого узора для детской ткани: декоративная переработка природных форм путём упрощения их рисунка (стилизация). | 0 | 1 |
5 | Рисование несложного натюрморта, состоящего из фруктов (например, яблоко и груша) | 0 | 1 |
6 | Рисование несложного натюрморта, состоящего из овощей (например, морковь и огурец) | 0 | 1 |
7 | Декоративное рисование – составление симметричного узора | 0 | 1 |
8 | Декоративное рисование – составление эскиза для значка на предложенной учителем форме (по выбору учащихся) | 0 | 1 |
9 | Беседа об изобразительном искусстве: «Живопись». Картины художников В.Фирсова «Юный живописец», В.Серова «Девочка с персиками», П.Кончаловского «Сирень» | 0 | 1 |
10 | Рисование с натуры игрушки (по выбору учителя, учеников) | 0 | 1 |
11 | Рисование с натуры постройки из элементов строительного материала | 0 | 1 |
12 | Рисование на тему «Что мы видели на с тройке»(сод=е рисунка: несколько этажей строящегося здания, башенный подъёмный кран, стрела которого несёт панель, автомашина везёт плиты, экскаватор роет траншею, рабочие прокладывают трубы, бульдозер засыпает яму и т.д.) | 0 | 1 |
13 | Рисование на тему «Что мы видели на с тройке»( 2 час) | 0 | 1 |
14 | Беседа на тему «Скульптура как вид изобразительного искусства» (Э.Фальконе. «Медный всадник»; Ф.Фивейский «Сильнее смерти»; Е.Вучетич. «Статуя воина-освободителя» в Трептов-парке в Берлине) | 0 | 1 |
15 | Рисование новогодней открытки (элементы оформления – флажки, снежинки, сосульки, звёзды, серпантин, конфетти, ёлочные игрушки и т.п.) | 0 | 1 |
16 | Рисование новогодних карнавальных масок | 0 | 1 |
17 | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы, расположенных ниже уровня зрения (эмалированные кастрюля и кружка) | 0 | 1 |
18 | Беседа на тему «Прошлое нашей Родины в произведениях живописи»(А.Бубнов. «Утро на Куликовом поле»;В.Васнецов. «Богатыри»; В.Суриков «Переход Сувор») | 0 | 1 |
19 | Рисование с натуры объёмного предмета конической формы (кофейник) | 0 | 1 |
20 | Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин) | 0 | 1 |
21 | Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (ваза, кувшин) | 0 | 1 |
22 | Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой) | 0 | 1 |
23 | Рисование с натуры объёмного предмета сложной (комбинированной) формы и его декоративное оформление (торшер, подсвечник со свечой) | 0 | 1 |
24 | Рисование «ленточного» шрифта по клеткам (отдельные слова) | 0 | 1 |
25 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (А.С.Пушкин «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят», «Белка песенки поёт, да орешки всё..») | 0 | 1 |
26 | Иллюстрирование отрывка из литературного произведения (А.С.Пушкин «Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят», «Белка песенки поёт, да орешки всё..») | 0 | 1 |
27 | Рисование по памяти и представлению | 0 | 1 |
28 | Рисование с натуры птиц (натура-чучело скворца, грача, вороны, галки-по выбору) | 0 | 1 |
29 | Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (примерное содержание рисунка: весна, ярко светит солнце, деревья с распустившимися листочками, в голубом небе птицы, на переднем плане скворечник, на ветке сидит скворец, надпись; «Птицы – наши друзья») | 0 | 1 |
30 | Тематический рисунок «Птицы – наши друзья» (2 час) | 0 | 1 |
31 | Рисование с натуры предмета шаровидной формы (глобус) | 0 | 1 |
32 | Беседа об изобразительном искусстве с показом репродукций картин о Великой Отечественной войне против немецко-фашистских захватчиков (В.Корецкий. «Вои н Красной Армии, спаси!»; Д.Шмаринов. «Не забудем, не простим»и т.п.) | 0 | 1 |
33 | Декоративное оформление почтового конверта, тема рисунка – по выбору | 0 | 1 |
34 | Рисование с натуры предмета шаровидной формы (кукла-неваляшка) | 0 | 1 |
итого | 5 тем, 4 раздела | 0 | 34 часа |
В связи с тем, что в авторской программе И.А.Грошенкова сетка рабочих часов на изучении тем не дана, то количество часов на прохождение всех тем определено мною самостоятельно, исходя из объёма материала, представленного в программе, а также потенциальных возможностей детей.
Учебно-методический комплект учителя:
Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида: Сб.1.- М.: Гуманит. изд. центр . ВЛАДОС, 2010.
Занятия изобразительным искусством в специальной (коррекционной) школе VIII вида : Учебн.пособие для учителей спец.коррекционных школ и студентов дефектолог.ф-тов педвузов / И.А.Грошенков. – М., ООО «Институт общегуманитарных исследований», В.Секачёв, 2001
Иллюстративный материал подобранный к содержанию уроков индивидуального характера, с опорой на уровень общего развития учеников
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по гражданско-патриотическому воспитанию детей и детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Рабочая подпрограмма по гражданско-патриотическому воспитанию детей 12-14 лет предназначена для воспитанников интернатного учреждения и представляет собой систематизированное изложен...
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс
Рабочая программа по предмету «Самообслуживание» предназначена для детей с тяжелой степенью умственной отсталости 5 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...
Рабочая программа по технологии для слабослышащих детей 6 класс
Рабочая программа по технологии разработана для детей с нарушением слуха...
Рабочая программа по обучению физической культуре детей пятых классов. Автор-разработчик: учитель по физической культуре Сучкова Галина Владимировна
В программе представлены материалы по обучению физической культуре детей пятых классов....
Рабочая программа для 8 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью
Представлена рабочая программа для обучения детей с умственной отсталостью на надомном обучении....
рабочая программа для 7 класса (обучение на дому) для детей с умственной отсталостью.
Представлена рабочая программа для детей с умственной отсталостью обучение на дому 7 класс автор учебника А.А Хилько...