Зачем учащимся знания основ изобразительной грамотности?
статья по изобразительному искусству (изо)

Стиповик Полина Владимировна

В данной статье показана необходимость преподавания в школе основ изобразительной грамотности,так как эффективное изучение изобразительного,декоративно-прикладного и народного искусства в системе предметов художественно-эстетического цикла способствует пониманию взаимосвязей между различными видами искусства и активизирует  теоритические знания учащихся в творческих работах,связанных с разными видами искусства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_izo.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем нужно знать основы изобразительной грамоты учащимся?

Формирование интересов и  потребностей личности учащегося осуществляется различными средствами, в том числе и средствами изобразительного искусства. Эстетическое образование, приобщение школьников к творчеству - верный путь формирования человека высокой нравственности и культуры. Для этого в школах нужно преподавать основы изобразительной грамоты.

Важнейшей целью современного художественного образования в школе является воспитание у ребят готовности и способности у художественно-творческому познанию мира и себя в этом мире, духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально-ответственному поведению; готовности и способности к реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности на основе лучших отечественных художественных традиций. Научить  школьников не останавливаться на достигнутой цели, постоянно стремиться к самосовершенствованию , к преобразованию мира по законам красоты.

Существует две основные задачи при обучении основам изобразительной грамоты:

1)развитие эстетической культуры, формирование художественного вкуса учащихся;

2)приобретение знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей.

Знание слов изобразительной грамоты поможет учащимся передавать объёмные предметы на изобразительной плоскости, овладеть приёмами построения композиции, светотени, работать тоновыми и цветовыми отношениями. Основы изобразительной грамоты прививаются в разных видах и аспектах изобразительного искусства:

1)живопись-вид изобразительного искусства, главным выразительным средством которого является цвет. Задачами  живописного изображения являются: передача формы предмета, его цвета, света, фактуры, материала, пространства;

2)рисунок-основа обучения изобразительному искусству. Процесс обучения строиться от простого к сложному, к правдивой реалистической передаче формы и объёма. Учебный рисунок раскрывает перед учащимися принципы построения изображения на плоскости, даёт знания, навыки, необходимые для самостоятельной творческой работы учащихся;

3)композиция-одна из важнейших дисциплин в программе школы. Выразительность, буйство фантазии, яркая эмоциональность образов-качества, присущие работам младших школьников. В работах старших-отражение сложного процесса взросления, тревоги и мечты юности, формирование эстетического вкуса и жизненной позиции;

4)декоративно-прикладное искусство-изучение предмета и работа в материале помогают детям активно  осмысливать окружающий мир. Произведения различных видов прикладного искусства окружают человека ежедневно, ежечасно, а значит, активно воздействуют на него;

5)скульптура-особый предмет, который учит пространственному мышлению, способствует развитию трёхмерного восприятия объёмной формы и умению хорошо чувствовать и передавать изобразительными средствами объём и пространство.

В процессе обучения изобразительной грамоте создают благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, работа с природным материалом и т.д. Такие занятия по изобразительному искусству дарят учащимся радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, учащийся будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Изобразительная деятельность учащихся  как вид художественной деятельности носит эмоциональный, творческий характер. Процесс обучения изобразительному искусству направлен на развитие детского изобразительного творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений литературы и искусства. Урок изобразительного искусства является частью общего процесса обучения основам изобразительной грамоты, и он в полной мере отвечает общедидактическим закономерностям, принципам и методам, но имеет и свои характерные особенности. Особенность заключается в том, что содержанием урока является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.

Урок изобразительного искусства в школе не призван сделать всех ребят  художниками, его задача –освободить и расширить такие источники энергии, как творчество и самостоятельность, пробудить фантазию, усилить способности к наблюдению и оценке действительности. При самостоятельном выборе, нахождении и обработке формы ребёнок становится мужественным, искренним, развивает фантазию, интеллект, наблюдательность, терпение и вкус. Обучение в школе основам изобразительной грамоты должно строиться по принципу постепенного усложнения задач в соответствии с возрастными особенностями ребят.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание ребят на изменчивость форм, величин, цветов. Занимаясь на уроках рисованием, лепкой, аппликацией, школьники знакомятся с такими художественными материалами как бумага, краски, глина, мелки и др., с их свойствами и выразительными возможностями.

Занятие по изобразительному искусству способствует нравственному воспитанию, у учащихся воспитываются нравственно-волевые качества: потребность и умение доводить начатые работы до конца. Здесь сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Эти занятия будут учить ребят преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставленным ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат, создать определенное изображение.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

Для эстетического воспитания учащихся и развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у учащихся развивается художественный вкус. При развитии мышления на уроках изобразительного искусства принимают принцип наглядности. В процессе обучения основам изобразительной грамоты, начиная с первого класса и до окончания школы, у учащихся изменяется характер мышления. С каждым годом увеличивается объём заданий, и забота учителя состоит в том, чтобы показать связи, существующие между отдельными элементами усваиваемых сведений. С помощью мышления  могут отражаться и использоваться разные стороны действительности. Мышление в этом случае преобразует структуры восприятия, что приводит к решению поставленных перед школьниками задач.

Не следует разрывать изучение основ изобразительной грамоты, овладения техникой и развитие художественно-творческих способностей школьников. Это должно происходить параллельно и одновременно с приобретением научных знаний и практических умений. Способности школьников успешно проявляются в той деятельности искусства, которая требует развития творческих способностей. Безусловно, все это будет развиваться в процессе повседневного восприятия и непосредственного наблюдения жизни, произведений изобразительного и других видов искусства.

Вместе с тем для обучения изобразительной грамоте важно удержать в памяти наглядные образцы. Поэтому приемы произвольного и непроизвольного запоминания нужно формировать применительно  к обоим видам учебного материала – словесному и наглядному. Если систематически заниматься изобразительным искусством, то параллельно развивается и воображение. Так, учащиеся могут изображать на листе бумаги своих героев, состояние природы по прослушанному произведению. Это подразумеваемое воображение.

Искусство формирует и активизирует всестороннюю, гармонически увлеченную личность. Школьник, который стремится как можно больше знать, обладает разносторонними и универсальными практическими навыками, и является носителем сложнейших и глубоких человеческих чувств. Но для подлинной всесторонности этого мало. Увлеченный ребенок должен не только все знать, все уметь, все чувствовать, он, прежде всего, должен быть всесторонне гармонически и физически развитым человеком.

На современном уровне искусство и воплощаемый в нем эстетический идеал-это будущее, видение будущего в настоящем. Это всегда устремление вперед. Наши представления о всесторонне, гармонически развитой личности будут непрерывно совершенствоваться, видоизменяться, наполняться новым содержанием. Это обеспечивает не только цельность развития общества, но и многовековую преемственность культуры. Многопланово развиваются творческие возможности ребенка благодаря учителю, который их развивает. Сама эта способность предполагает наличие двух элементов: способность накапливать ,осваивать багаж знаний , того, что уже создано человечеством, и способность нарушить сложившийся стереотип, готовность делать шаги в неизвестное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тест на знание основ техники безопасности лазания на скалах для участников учебно-тренировочного сбора по скалолазанию в полевых условиях (группы 1-го и 2-го года обучения)"

Тема безопасности на занятиях с детьми всегда была и остается актуальной и очень важной. При занятиях экстремальными видами спорта – тем более. Занимаясь с детьми в зале, педагог на каждом занят...

Открытое занятие по ОБЖ "Твои знания основ безопасности жизнедеятельности"

Внеклассное мероприятие по ОБЖ «Первая помощь маме – твои знанияоснов безопасности жизнедеятельности» Тема: Основы безопасности жизнедеятельности воспитанников в опасных и чрезвычайных ситуа...

Игра «Треугольные кроссворды» (для проверки полученных знаний по изобразительному искусству) Харченко Людмила Ивановна Белгородская область.

Игра проводится на уроке изобразительного искусства в 5-6 классах.Учащиеся заполняют сетку кроссворда треугольной формы. Количество клеток в верхней строке 11, во второй 10 и т.д. Нижняя строка всего ...

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

В статье рассмотрены особенности  применения современных информационно-коммуникативных технологий на уроках изобразительного искусства. Авторы описывают подходы к организации проверки знаний по и...

Открытое мероприятие на тему:"Pets and Other Animals"Тема: “Animals”. Тип урока: систематизации и обобщение знаний Цели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных; •систематизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знан

Тема: “Animals”.Класс:  2Тип урока: систематизации и обобщение знанийЦели урока: •способствовать формированию целостного представления о мире животных;•систематизировать и о...

Свидетельство о профмастерстве. Успешно пройдена Независимая диагностика на знание основ преподавания учебного предмета "Иностранный язык" и соответствие профстандарту учителя иностранного языка

Независимая диагностика 2021 на знание основ преподавания учебного предмета "Иностранный язык" и соответствие профстандарту учителя иностранного языка...